РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НАБРОСКОВ

Савинов Андрей Михайлович Andrey Savinov; Сорокина Татьяна Алексеевна Tatyana Sorokina
профессор кафедры рисунка, доктор педагогических наук, доцент, Московский государственный областной университет professor at the chair of drawing, doctor of pedagogical sciences, associate professor Moscow Region State University e-mail: sawinov.andr@yandex.ru; студент, Московский государственный областной университет student, Moscow Region State University e-mail: 89151761492@yandex.ru
Аннотация: 
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью дополнения методики обучения рисунку будущих учителей изобразительного искусства с целью повышения их готовности к художественно-творческой деятельности. Обучающиеся рисунку должны уметь выполнять рисунки, наполненные образным содержанием. Цель статьи: предложить разработанный комплекс заданий по выполнению набросков, в ходе которых происходит развитие навыков создания художественного образа в рисунке. Применены методы: анализ специальной литературы; анализ набросков студентов; педагогический эксперимент. Суть заданий заключается в выполнении различных видов набросков, начиная от выполнения наброска фигуры в различных ракурсах и заканчивая тематическими постановками и многофигурными композициями. Выявлено, что составленные задания по выполнению набросков способствуют развитию навыков создания художественного образа фигуры человека. Abstract. The relevance of the study is due to the need to supplement the methods of teaching drawing to future teachers of fine arts in order to prepare them for artistic and creative activity. Students of drawing should be able to perform drawings filled with imaginative content. The purpose of the article: to propose a developed set of tasks for the implementation of sketches, during which the skills of creating an artistic image in a drawing are developed. Applied methods: analysis of special literature; analysis of students' sketches; pedagogical experiment. The essence of the tasks is to perform various types of sketches, starting from sketching a figure from various angles and ending with thematic productions and multi-figure compositions. It is revealed that the compiled tasks for the execution of sketches contribute to the development of skills for creating an artistic image of a human figure
Введение. На занятиях рисунком обучающийся художественной грамоте решает ряд различных задач. Он осваивает правила и законы композиции, передачу особенностей изображаемой натуры, правильность построения, распределение светотени, конструирование формы натурной постановки. Но одной из главных задач является создание художественного образа изображаемой натуры. Данной теме в научных исследованиях уделяется значительное внимание, но в основном авторы обращаются к теме создания художественного образа в портрете или длительном рисунке фигуры человека. При этом недостаточно разработок, посвященных тому, как создать художественный образ в набросках и зарисовках фигуры человека, а от этого умения будет зависеть работа по созданию художественного образа и в других видах изобразительной деятельности. Методике создания художественного образа в рисунке посвящены работы таких исследователей, как Н.Н. Волков [2], С.Р. Гильмутдинова [3]. Л.Г. Медведев [4] и другие. Каждый из них предлагал свои особенности формирования художественного графического образа на занятиях рисунком. Так Л.Г. Медведев дает определение понятию художественный образ: «Графический художественный образ – это такая форма отражения действительности, которая создается средствами графики в процессе художественного творчества» [5, с. 7]. Им также отмечается, что натурная постановка может по-разному восприниматься, и зависит от того в какой мере студент умеет организовывать предшествующий опыт при решении новых задач в рисунке [4]. С.Р. Гильмутдинова данную проблему, предлагает решать через организацию ярких, эмоциональных постановок [3]. А вот Н.Н. Волков отмечал, что наиболее точно отразить особенности изображаемого объекта мы можем именно в процессе набросков, когда восприятие натуры наиболее активно: «Постоянным и непременным контролем для художника-реалиста служит восприятие собственного рисунка, который он должен уметь видеть не субъективно, а «свежо», «как бы со стороны», критическим взглядом, глазом зрителя» [2, с. 10]. Также исследователями отмечается, что обучающиеся художественной грамоте, перед тем как приступить к длительной работе, выполняют поисковый ряд в виде набросков и этот этап является частью процесса создания образа, так как на этом этапе происходит разработка новых идей [8, с. 7]. Из вышесказанного можно сделать вывод, что именно набросок дает возможность активно разрабатывать художественный образ. В набросках студент имеет возможность сконцентрироваться на идее, так как перед ним не стоят такие задачи, как, например, передача точного конструктивного и анатомического строения. В набросках необходимо поймать миг и отобразить особенность натуры, правильно соединив объективную действительность и эмоционально-образное восприятие. Цель статьи – предложить разработанный комплекс заданий по выполнению набросков и познакомить с результатами эксперимента по проведению серии набросков, в ходе которых ставились специальные задачи, направленные на овладение разнообразными графическими средствами и развитие навыков создания художественного образа в рисунке. Материалы и методы Методами исследования являются анализ научной литературы по преподаванию рисунка и созданию графического художественного образа, педагогический эксперимент, анализ набросков студентов. Базой исследования являлся Московский государственный областной университет. В исследовании приняли участие две группы студентов (25 человек), обучающиеся на четвертом курсе по направлению «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство и дополнительное образование»». Эксперимент проходил в течение 2021-2022 учебного года. Результаты исследования Для того, чтобы определить роль набросков при подготовке будущих педагогов изобразительного искусства и выявить умения студентов в передаче художественного образа, был проведен педагогический эксперимент, который состоял из трех этапов: констатирующий; формирующий; контрольный. Для анализа работ были составлены критерии оценки набросков, к ним относятся: пропорции, движение, выразительность, использование графических техник, передача образа. Для анализа работ баллы по каждому критерию были разделены на три уровня: высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл. Констатирующий этап педагогического эксперимента состоял в том, что группе было предложено сделать набросок фигуры человека. Студенты в течение 10 минут выполняли зарисовку фигуры человека графитом на листе формата А4. Для того чтобы правильно оценить средний балл, были выведены уровни развития навыков рисования набросков, представленные в таблице 1. Таблица 1. Уровни развития навыков рисования набросков Уровни Баллы Высокий 15-11 Средний 10-6 Низкий 5 и ниже После анализа набросков было выявлено, что средний балл группы равен 8,2, что соответствует среднему баллу развития навыков рисования набросков. В зарисовках оценивалось точность передачи пропорций, уровень передачи движений, наличие выразительности в набросках и использование графических техник. Баллы по критерию «передача художественного образа» соответствовали низкому уровню. На основе анализа научной литературы, педагогического опыта и собственного опыта выполнения набросков было сформулировано предположение о том, что если регулярно выполнять разные виды набросков с разными задачами, в том числе направленными на развитие умений выполнять наброски разными материалами, с натуры, по памяти, по представлению, с передачей образной составляющей, то можно добиться повышения уровня выполнения набросков и достичь их образной характеристики. Для этого были составлены задания с разными видами выполнения набросков. После этого проходила их апробация. В ходе формирующего эксперимента были проведены серии набросков следующих видов. 1. Наброски на отбор главного и второстепенного (от 30 секунд до 1 минуты). Студенты выполняли быстрые наброски фигуры человека простым карандашом или маркером (см. Риc. 1, 2). На первых набросках не все из группы успевали передать точно пропорции человека. Однако с каждой работой навыки повышались, зарисовки становились более уверенными и правильными с точки зрения передачи движения фигуры. Выполнение подобных набросков позволяло увидеть в натуре главное. Рис. 1 – Набросок обнаженной фигуры Рис. 2 – Набросок одетой фигуры 2. Наброски в ракурсе сидящей и лежащей фигуры человека. Студенты сначала выполняли зарисовки сидящей фигуры человека, а затем – лежащей (см. Рис. 3, 4). При выполнении набросков были сложности в передаче пропорций и движений модели. Однако постепенно данные навыки развивались, фигуры в набросках становились более пропорциональными и гармоничными. Рис. 3 – Набросок сидящей фигуры Рис. 4 – Набросок лежащей фигуры 3. Наброски различными графическими материалами. Для повышения уровня владения разными графическими материалами и техниками, студенты выполняли наброски не только графитом, но и сангиной, углем, цветными карандашами, тушью и маркерами. Тем самым, пробуя новый материал, студент узнавал разные способы выразительности, определял какая техника больше подходит для передачи определенного художественного образа (см. Рис. 5, 6). Рис. 5 – Набросок фигуры углем Рис. 6 – Набросок фигуры сангиной 4. Наброски с использованием цвета. Обучающиеся выполняли наброски фигуры человека, делая акценты несколькими цветами. В качестве графического материала студенты использовали цветные маркеры, карандаши и акварель. Данный вид набросков позволял студентам достичь в своих работах еще большей выразительности и точности в передаче художественного образа (см. Рис. 7, 8). Рис. 7 – Набросок стоящей фигуры с использованием цвета Рис. 8 – Набросок сидящей фигуры с использованием цвета 5. Наброски фигуры человека с наличием на первом плане какоголибо объекта. Студентам предлагалось сделать зарисовку так, чтобы фигура изображалась на втором плане, а впереди нее был поставлен какой-то предмет, например, мольберт или натюрморт (см. Рис. 9, 10). Студент помещал фигуру в пространство, передавал окружающую обстановку, отражал особенности образа, в работе становились более выразительны те детали, которые создают пространственную среду. Рис. 9 – Набросок фигуры в средовом пространстве Рис. 10 – Набросок фигуры с объектом на переднем плане 6. Наброски по памяти. Студенты в течение нескольких минут смотрели на натуру, запоминали движения и особенности фигуры. Дальше выполнялась зарисовка по памяти, а затем полученные наброски сравнивались с натурой (см. Рис. 11, 12). Данный вид набросков позволял развивать у студентов зрительную память и навык быстрой передачи движения фигуры. С помощью активизации мыслительных процессов и развития памяти студент мог достовернее передать художественный образ за короткий промежуток времени. Рис. 11 – Набросок стоящей обнаженной фигуры по памяти Рис. 12 – Набросок лежащей одетой фигуры по памяти 7. Наброски литературных героев по описанию. Педагог зачитывал словесное описание героя из классической литературы: черты характера, внешность, детали одежды, описание окружающей обстановки. Студенты после того, как прослушали словесное описание, приступали к зарисовке героя и его окружения (см. Рис. 13, 14). Выполнение этого вида набросков опиралось на навыки, полученные в предыдущих сериях. Данный вид набросков активизировал мыслительный процесс студента. Обучающийся начинал уделять больше внимания передаче художественного образа, чтобы в наброске читались черты литературного героя. Рис. 13 – Набросок Р. Раскольникова по представлению Рис. 14 – Набросок С. Плюшкина по представлению 8. Наброски тематических постановок. Студентам ставится задача организовать тематическую постановку. Они совместно с педагогом обсуждали различные темы и предлагали варианты сюжетов, например, темами были «игроки в шахматы», «исторический герой», «чаепитие» и другие. В этом задании можно было в соответствии с темой придумывать окружение, например, дорисовывать пейзаж (см. Рис. 15, 16). Поскольку студенты сами предлагали темы и продумывали композицию, то они глубже проникали в суть образов постановки и могли лучше передать состояние героев, а, следовательно, приблизиться к созданию графического художественного образа. Рис. 15 – Набросок гусара Рис. 16 – Набросок, играющих в шахматы 9. Многофигурные наброски. Данный вид набросков выполнялся на том этапе, когда уровень передачи пропорций, движений и пространства был выше среднего. Обучающиеся делали зарисовки из 3-4 фигур на А3 формате листа. Перед студентом стояла задача передать индивидуальные особенности каждого человека и отразить в работе графический художественный образ в групповой композиции (см. Рис. 17, 18). Рис. 17 – Многофигурный набросок (фигуры спереди) Рис. 18 – Многофигурный набросок (фигуры со спины) В качестве контрольного эксперимента студентам было предложено сделать наброски фигуры человека в несложном движении, так же как и в констатирующем эксперименте. В течение 10 минут обучающиеся выполняли зарисовку натуры различными графическими материалами. В контрольном эксперименте средний балл группы стал равен 13,4. При анализе работ студентов было отмечено, что передача пропорций человеческой фигуры оказалась более точной, стала читаться индивидуальность модели. Студенты стали лучше передавать движения натуры, отмечена более гармоничная композиция. В набросках проявилось уверенное владение графическими материалами, что добавило зарисовкам большей выразительности, а, следовательно, образности. Было отмечено, что баллы по критерию «передача художественного образа» стали соответствовать высокому уровню. Сравнительные результаты развития навыков рисования набросков представлены в таблице 2. Таблица 2. Сравнительные результаты уровня навыков рисования набросков Уровни оценки Количество испытуемых (в %) До проведения эксперимента После проведения эксперимента Высокий 0 72 Средний 72 16 Низкий 28 12 Обсуждение Исходя из полученных данных педагогического эксперимента, можно утверждать, что проводимая работа по выполнению разных видов набросков положительно повлияла на развитие навыков рисования и на умение передавать художественный образ в набросках. Средний балл группы по всем критериям увеличился на 5,2 балла, часть студентов с низкого уровня перешла в средний, а из среднего поднялась на высокий уровень. Отсюда можно сделать вывод, что выполнение различных видов набросков с определенными задачами было эффективным. Полученные данные согласуются с мнением ученых о том, что «при выполнении наброска активно работают не только зрение и рука художника, но и его пытливое сознание, творческая мысль, воображение» (6, с. 77). Результаты эксперимента коррелируются с выводами исследователей, обращающих внимание на особую роль наброска в художественной подготовке студента и утверждающих, что более эффективному способу фиксации результатов восприятия и первоначального анализа натуры может служить набросок [1; 5; 10]. Кроме того, взаимосвязи, получаемые путем чередования различных задач при выполнении набросков, дают интегративный результат, выводят на новый уровень понимания студентами задач учебного рисования. Как отмечает Л.Г. Савенкова, «предпосылками творческой деятельности являются: гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др.» [7, с. 1]. Нахождение способов решения разнообразных задач, последовательное нарастание сложности заданий, создание атмосферы, в которой студенты испытывали положительные эмоции от успешно проделанной работы, индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение – все это способствовало творческому подходу к решению задач. Было стремление в каждой серии набросков поставить задачу, которая придавала бы «форму захватывающей проблемы, без решения которой ученику нельзя реализовать свое самолюбие, свои амбициозные планы» [9, с. 16]. Обсуждение результатов исследования показывает, что активизирующее воздействие занятий набросками через решение задачи создания художественного образа будет оказывать влияние на развитие творческих способностей студентов. Полученные в набросках художественные образы обучающийся может использовать для станковых композиций, применять в иллюстрациях, создавать портреты и сюжетные сцены, наполненные образным содержанием. Выводы Проведенное исследование показало, что выполнение серии набросков с различными заранее составленными специальными задачами оказало положительное влияние на развитие необходимых профессиональных качеств у студентов:  быстрые наброски развивали у студентов целостность восприятия, давали возможность увидеть главное в натуре и более точно передать это главное в рисунке;  зарисовки фигуры в различных ракурсах придавали выразительности изображениям фигуры, в дальнейшем сказывались на передаче пропорциональности, а чем точнее в набросках была передана действительность, тем более явно проступало эмоционально-образное состояние изображения;  использование различных графических материалов повышало уровень выразительности работ студентов;  наброски с использованием цвета пополняли запас графических выразительных средств, что приводило к достижению большей выразительности наброска;  наброски фигуры человека с наличием на первом плане какоголибо объекта позволяли более свободно оперировать окружающим пространством и создавать окружающую среду, что дополняло образную составляющую полученного изображения;  наброски по памяти активизировали процессы восприятия натурного объекта, визуальные впечатления у студентов становились более яркими, что также влияло на процесс образного решения наброска;  при выполнении набросков литературных героев по словесному описанию активизировался мыслительный процесс студентов, поставленная задача нацеливала их на достижение художественного образа, в результате обучающиеся были вынуждены использовать уже имеющейся у них арсенал выразительных средств для достижения образного решения рисунка;  наброски тематических постановок способствовали проникновению в главную идею натурной постановки и развитию композиционных навыков, что непосредственно связано с созданием графического художественного образа;  многофигурные наброски заостряли внимание на композиционной задаче, что также положительно влияло на передачу студентом индивидуальных особенностей модели и формированию художественного образа. Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение. Анализ работ студентов показал, что уровень выполнения набросков повысился. Зарисовки стали более выразительными и гармоничными, а графический художественный образ стал неотъемлемой частью создания набросков. ЛИТЕРАТУРА 1. Башкатов И.А. Проблема формирования художественного образа на занятиях по скульптуре и рисунку на художественно-графических факультетах // Наука и школа. 2014. № 5. С. 150-153. 2. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка // Акад. пед. Наук РСФСР. Инт психологии. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950 (20-я тип. Союзполиграфпрома). 508 с. 3. Гильмутдинова С.Р. Особенности формирования графического художественного образа в процессе изображения с натуры фигуры человека (На прим. худож.-граф. фак.): дис. … канд. пед. наук. М., 1998. 194 с. 4. Медведев Л. Г. Активизация процесса образного мышления на занятиях по рисунку (на художественно-графических факультетах пединститутов): дис. ... канд. пед. наук. Л. Г. Медведев. М., 1977. 182 с. 5. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. 158 с. 6. Ростовцев Н.Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: учеб. пособие для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. 176 с. 7. Савенкова Л.Г. Творческое задание в практике работы педагога образовательной области «Искусство» // Педагогика искусства. 2007. № 1. С. 62–72. 8. Савинов А. М. Создание художественного графического образа при обучении студентов рисунку (на примере портрета «Спасатель») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 3. С. 66–70. URL: http://ekoncept.ru/2016/56025.htm. 9. Сериков В.В. Опыт научно-педагогической школы личностно-развивающего образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 2. С. 11–18. 10. Федин Д.А. Краткосрочный рисунок в художественной и педагогической практике // Доклады 66-й научной конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2009. С. 32–34.