На современном этапе социокультурная политика Российской Федерации определяется стремлением к разработке внедрению условий для непрерывного устойчивого развития образования, его обновлению и приведению в соответствие с актуальными требованиями и показателями качества. В этом процессе важное место отводится совершенствованию системы среднего профессионального образования, в рамках которой осуществляется подготовка юношей и девушек, в том числе и по техническим (негуманитарным) специальностям для восполнения дефицита квалифицированных рабочих кадров. К сожалению, приходится констатировать, что в общекультурном и творческом развитии современных школьников существуют серьезные пробелы, кроме того, наблюдается индифферентное отношение к искусству и художественной деятельности. В большей степени это касается именно тех обучающихся, которые после получения основного общего образования продолжают своё обучение в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования. Ресурсы дополнительного художественного образования в определенной мере могут способствовать решению обозначенных проблем и эффективному творческому развитию обучающихся при освоении будущей негуманитарной профессии. Поэтому в наши дни, в условиях перехода системы профессионального образования (СПО) на компетентностную парадигму образования, важно рассмотреть существующие в новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) компетенции во взаимосвязи с деятельностью студий дополнительного художественного образования негуманитарных колледжей и техникумов. Обратимся к разделу V ФГОС НПО (данный раздел присутствует в идентичном содержании в стандартах различных технических специальностей, например, 210401.02 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и радиоприборов; 151902.03 Станочник (металлообработка); 190631.01 Автомеханик и др.) – «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы». Там перечисляются общие компетенции (ОК), включающие в себя следующие способности и умения, которыми по окончании учёбы должен обладать выпускник учреждения СПО: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость совей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый и интерес. ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе, с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). [4, с. 3] Проанализируем перечисленные выше общие компетенции с точки зрения целей и задач дополнительного художественного образования. Первая общая компетенция (ОК 1) созвучна, на наш взгляд, с основными принципами осуществления дополнительного образования в негуманитарных колледжах, среди которых: содействие профессиональному самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся, а, в частности, развитию в них таких качеств как активность, самостоятельность и коммуникативность. Выше названные качества являются критериями одного из наиболее важных компонентов творческого развития обучающихся – профессионально-творческий рост [1]. Вторую и третью общие компетенции (ОК 2, ОК 3) возможно рассматривать в единстве, с учетом особенностей дополнительного художественного образования в учреждениях СПО, в частности, опосредованности социального воспитания, когда при ослаблении управляющего начала и контроля преподаватель побуждает обучающегося к самоизменению и самоопределению. При этом ответственность за результаты в работе появляется у обучающегося в процессе занятий и особенно явно проявляется при участии в фестивально-конкурсном движении и подготовке к нему [2]. Четвертая и пятая компетенции (ОК 4, ОК 5) касаются текущей работы в творческих студиях дополнительного образования СПО, когда обучающиеся постоянно и непрерывно занимаются поиском информации в сети Интернет, поиском вспомогательных элементов и средств для постановок. Ввиду увлекательности самого поискового процесса, они охотно делают это самостоятельно, без помощи преподавателя. Использование технологий записи и воспроизведения в учебном процессе также является регулярным и ежеминутным по причине постоянно совершенствующихся возможностей мобильных телефонов и их приложений, в том числе, мультимедийных, Шестая компетенция (ОК 6) относится к важнейшему аспекту любой типовой рабочей программы дополнительного образования – работе в коллективе. Этому уделяется особое внимание по части увлечения обучающихся художественным творчеством, их социализации и адаптации в коллективе, направлению на достижение совместных успехов, в особенности, как уже говорилось, на конкурсах и фестивалях искусств. Наконец, седьмая компетенция относится большей частью к мужскому контингенту обучающихся, но в контексте дополнительного художественного образования входит в универсальную сферу воспитания патриотизма. Здесь стоит упомянуть участие в военно-патриотических мероприятиях, а также в концертах, посвященных знаковым событиям нашей страны, что также отражено в типовых рабочих программах дополнительного образования негуманитарных колледжей. Для этих целей предусмотрены: репертуар песен о Великой Отечественной войне, специальные занятия по теме «Патриотические песни» [3], участие в конкурсах и фестивалях военной тематики, экскурсии соответствующей направленности и др. Таким образом, при составлении учебных программ следует принимать во внимание и учитывать требования ФГОС НПО к результатам освоения обучающимися общих компетенций. Как показано выше, необходимо также рассчитывать и ориентироваться в этом как на явные, так и на скрытые, возможности и ресурсы системы дополнительного художественного образования СПО. Если содержание общих компетенций является идентичным для всех стандартов негуманитарных специальностей, то специфические различия появляются при рассмотрении профессиональных компетенций. Именно они являются основой раздела V, давая полное представление о том, что конкретно должен уметь, знать и понимать выпускник колледжа (техникума) по той или иной профессии или специальности. Рассмотрим профессиональные компетенции нескольких негуманитарных профессий, и то, как дополнительное художественное образование СПО влияет на овладение ими обучающимися. Остановимся на следующих специальностях: 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям); 210401.02 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов; 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации. Профессиональные компетенции (ПК) электромонтера в пункте 5.2. вышеупомянутого V раздела делятся на три подпункта, каждый из которых включает в себя несколько узкопрофессиональных компетенций: 5.2.1. Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций; 5.2.2. Проверка и наладка электрооборудования; 5.2.3. устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования [4, с.3-4]. Сфера ни одного из этих подразделов не связана напрямую с какими-либо аспектами деятельности студий дополнительного образования, хотя в процессе занятий важное место отводится технике безопасности, технологической безопасности. Ведь электроприборы и всевозможная аппаратура используется в таких студиях, но в случае с электричеством использование данных навыков (ПК) представляет и определенную опасность. По-иному обстоит дело с профессиональными компетенциями монтажника. Как и у электромонтера, ПК делятся на три подпункта: 5.2.1. Выполнение монтажа и сборки средней сложности и сложных узлов, блоков, приборов радиоэлектронной аппаратуры проводной связи, элементов узлов импульсной и вычислительной техники; 5.2.2. Выполнение типовых слесарных и слесарно-сборочных работ; 5.2.3. Регулировка, диагностика и мониторинг работоспособности смонтированных узлов, блоков и приборов радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры проводной связи, элементов узлов импульсной и вычислительной техники. Подпункт 5.2.1. содержит одну важную компетенцию для контекста нашего исследования, а именно ПК 1.3.: Обрабатывать монтажные провода и кабели с полной заделкой и распайкой проводов и соединений для подготовки к монтажу и производить укладку силовых и высококачественных кабелей по схемам с их подключением и прозвонкой. Пункт 5.2.3. даёт сферу пересечения с деятельностью студий дополнительного художественного образования СПО. Рассмотрим подробней непосредственно профессиональные компетенции данного подпункта: П.К. 3.1. Проводить диагностику и мониторинг правильности электрических соединений по принципиальным схемам с помощью измерительных приборов, параметров электрических и радиотехнических цепей, характеристик и настроек электроизмерительных приборов и устройств; П.К. 3.2. Проводить проверку работоспособности резисторов, конденсаторов, полупроводниковых деталей с применением простых электроизмерительных приборов, качества паек, установки навесных элементов, раскладки и вязки жгутов, монтажа печатных плат. П.К. 3.3. Выполнять промежуточный контроль качества электромонтажа и механического монтажа по технологическим картам контроля, устранять неисправности со сменой отдельных элементов и узлов; П.К. 3.4. Проводить настройку блоков радиоэлектронной аппаратуры согласно техническим условиям; П.К. 3.5. Проводить испытания, тренировку радиоэлектронной аппаратуры, приборов, устройств и блоков с применением соответствующего оборудования; П.К. 3.6. Проводить электрическую и механическую регулировку радиоэлектронной аппаратуры, радиоустройств, вычислительной техники, телевизионных устройств, приборов и узлов разной сложности. Как видно из вышеперечисленных ПК, они содержат множество типовых, нетрудоёмких и не сопряжённых с серьезной опасностью действий: «распайка», «заделка», «диагностика», «мониторинг», «проверка», «настройка», «регулировка». Рассмотрим их связь занятиями в студиях дополнительного образования СПО. Как говорилось ранее, современное искусство, а, следовательно, процесс обучения художественным дисциплинам, тесно связан с использованием коммуникационных технологий, радиоэлектронной аппаратуры и всевозможных приспособлений, которые в силу объективных технических характеристик и человеческого фактора зачастую дают сбои и требуют дополнительного вмешательства пользователей в их функциональный процесс. Таким образом, при возникновении подобной проблемы на занятиях обучающиеся часто первыми проявляют интерес к сути неполадок. Они также демонстрируют готовность к ответственному решению возникших проблем. Наиболее интересным аспектом в этой связи нам представляется взаимодействие с педагогами основного учебного цикла и мастерами производственного обучения. При невозможности самостоятельного нахождения решения вышеуказанной проблемы, обучающиеся обращаются к мастерам, при помощи которых устраняют возникшие неполадки. Если же возникает необходимость пайки или распайки проводов, то сами обучающиеся под присмотром мастеров своих групп выполняют необходимые технические действия, в особенности с проводами, коммутацией и т.д. Вышеуказанный пример – одно из звеньев многоуровневого взаимодействия педагогов дополнительного образования и мастеров производственного обучения. Данное взаимодействие можно рассматривать как одно из направлений педагогической деятельности по учебно-методическому сопровождению творческого развития обучающихся негуманитарных колледжей (техникумов). Перейдем к третьему примеру – профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации. Она в большей степени близка к учебному процессу дополнительного художественного образования по содержанию своих профессиональных компетенций (ПК). В данной специальности имеются два подраздела ПК: 5.2.1. Ввод и обработка цифровой информации и 5.2.2. [4, c.3-4]. Хранение, передача и публикация цифровой информации. Последний подраздел мы не рассматриваем ввиду его совершенно механических и нетворческих компетенций, с точки зрения художественного образования. Тогда как подраздел 5.2.1. обозначим в полном объеме и рассмотрим самые важные из его компетенций (ПК): ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование. ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей. ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы. ПК 1.4. Обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео-редакторов. ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования. Профессиональные компетенции, как показывает анализ стандартов, тесно связаны со всеми творческими профессиями. В этом плане особо следует отметить ПК 1.5., потому как в этой компетенции сильна творческая составляющая, например, «создание видеороликов, презентаций», «слайд-шоу» и т.д. Если остальные ПК в большей степени относятся к важным механическим действиям и навыкам, то создание вышеупомянутых творческих продуктов требует более высокого уровня творческого развития, активности, самостоятельности, воображения, знаний в области культуры и искусства и т.д.. Тем более, что вышеупомянутые «визуальные и мультимедийные компоненты» являются неотъемлемой частью сценического действия, поэтому необходимы на всех без исключения конкурсах и фестивалях; на концертах и музыкально-литературных вечерах; на семинарах и собраниях. Владение вышеуказанными компетенциями помогает обучающимся, не обладающим специальными способностями (к пению, игре на музыкальных инструментах, декламации стихов, танцам и т.д.), оставаться в группе. Они не покидают занятия студий художественного образования и вливаются в коллектив, выполняя важную функцию по оформлению постановочных номеров и созданию аудио и визуального контента, в особенности при подготовке к творческим конкурсам и смотрам профессионального мастерства. Таким образом, можно заключить, что взаимосвязь процесса овладения компетенциями многих негуманитарных профессий СПО с дополнительным художественным образованием негуманитарных колледжей (техникумов) может позитивно воздействовать и благоприятно влиять на профессионально-творческий рост обучающихся. Очевидно также, что современные образовательные стандарты позволяют активно использовать потенциал художественного образования в развитии профессионализма и стимулировании обучающихся к профессиональному росту.
ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеева, Л. Л. Творческое развитие учащейся молодёжи: к проблеме опытно–экспериментального исследования [Текст] / Л. Л. Алексеева / Humanity space International almanac. – VOL. 4. – № 2. – 2015. – 0,5 п.л. – С. 98 – 105. 2.Беккерман, П.Б. Музыкально-театральный фестиваль как образовательная среда// Материалы Международного интерактивного семинара "Интегративные процессы в современном 3.Беккерман, П.Б. К вопросу о значении и реализации просветительской функции дополнительного образования //Педагогика искусства: электронный научный журнал, 2011. - № 4 - http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2011/Bekkerman-11-12-11.pdf - 0, 4 п.л. 4.Федеральные Государственные Образовательные Стандарты НПО ]электронный ресурс] // Федеральный портал «Российское Образование»// режим доступа: http://www.edu.ru/db/cgi–bin/portal/nach/nach_new_list.plx?st=all&substr