Особенность музыкально-педагогического образования сегодня характеризуется
переходом от устоявшихся традиционных представлений о профессиональной деятельности
педагога-музыканта, таких как «грамотный музыкант», «художник музыкального ремесла»
(Н.А. Римский-Корсаков), «высокообразованный специалист» к определению «человек
высокой профессиональной культуры», «компетентный педагог-музыкант», педагог
«увлеченный музыкальным искусством, заинтересованный в музыкальном развитии детей»
(Д.Б. Кабалевский). Эта особенность непосредственно связана с проблемой гуманизации
образовательной системы и развитием педагогической центрации у будущих учителей
музыки в условиях профессиональной подготовки.
Опираясь на философские, социологические и психолого-педагогические
исследования ученых следует отметить, что педагогическая центрация является логическим
продолжением и развитием гуманистической центрации в системе образования и
педагогической деятельности, поэтому мы можем проследить теоретические аспекты связи
педагогической и гуманистической центрации.
В педагогической науке выделены различные пути формирования гуманистической
личности в процессе учебной деятельности. В трудах выдающихся зарубежных и
отечественных исследователей гуманистическое направление характеризуется верой в
уникальность и значимость индивидуальности и полярной реакцией на формалистский
подход к пониманию человека.
Мы считаем, что развитие педагогической центрации в процессе обучения в вузе
задает верный тон всей профессиональной деятельности молодого педагога-музыканта,
помогает его творческой реализации, развитию художественного интереса, познавательных
побуждений, способствует социокультурной адаптации обоих участников педагогического
процесса.
Термин «центрация» (от греч. κέντρου, лат. centrum — центр круга) использовался
известными учеными, филологами, педагогами и психологами-исследователями. Толковый
словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. дает определение глагольной форме
этого понятия, объясняя, что центрировать - определять, устанавливать центр, центральную
точку чего-нибудь [10, с. 903]. Обращает на себя внимание еще одно определение центрации
или центрирования в психологическом Словаре-справочнике, где эти понятия являются
характеристиками преимущественно детского мышления и склонностью сосредоточиваться
лишь на одном из аспектов проблемы [12, с. 367].
В исследованиях немецких психологов М. Вертхаймера и В. Келера «центрация»
понимается как эффект, обнаруженный в гештальтпсихологии при исследовании зрительных
иллюзий: элементы, на которых фиксируется взгляд, в сравнении с другими элементами
зрительного поля, переоцениваются [10, с.122].
В исследованиях современных педагогов и психологов понятие «педагогическая
центрация» характеризуется тем, какую сферу своего профессионального труда педагог
выделяет в качестве ведущей. При этом мотивация поведения и деятельности педагога
определяется типом его центрации, что и выявляет своеобразие профессиональной
деятельности.
Для педагогической концепции И.Г. Песталоцци гуманистическая направленность или
центрация обучения-воспитания связана с оказанием помощи развивающемуся человеку в
овладении культурой, в самодвижении к совершенному состоянию, саморазвитию. Свою
позицию он обосновывает тем, что «внутренняя сущность» формирования способностей к
профессиональному мастерству заключается в формировании духовных сил человеческой
природы [11, с. 298 - 302].
Следуя библейскому принципу «любить ближнего своего как самого себя», Н.А.
Бердяев противопоставляет привычному эгоцентризму – «любовь». Философ отмечал, что
существующие противоречия на фоне безрелигиозной гуманистической культуры являются
неразрешимыми. Тем не менее, в его трудах человеческая личность предстает уникальной,
единственной, неповторимой, духовной, свободной. Необходимо отметить, что
положительное значение гуманизма Н. А. Бердяевым виделось лишь в том, что
гуманистические ценности дают толчок к поиску и обретению свободы личности,
обнаруживают ее творческие силы [5]. Таким образом, в рамках нашего исследования важно
подчеркнуть, что для ученого и философа понятие гуманистической направленности (или
центрации) тождественно творческому раскрытию личности.
Л.Н. Толстой подает оригинальную трактовку педагогической центрации, собственно,
не используя этот термин: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший
учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того
учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если
учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель» [13, с. 98].
Педагогически значимые идеи А. Швейцера также сконцентрированы на
гуманистических принципах нравственной ответственности и духовного противостояния
господствующим установкам социума [15, с.320].
В педагогических исследованиях отечественных ученых Ш.А. Амонашвили и В.А.
Сухомлинского в отношении педагогической центрации, описана избирательная
направленность учителя на разные стороны педагогического процесса. Она проявляется в
заинтересованности, озабоченности интересами тех или иных участников педагогической
системы, является своеобразной психологической обращенностью, избирательным
служением интересам учащихся.
Суть идеи центрации в педагогической концепции Ш.А. Амонашвили заключена не
только в новых целях и задачах образовательного процесса, но и в средствах, с помощью
которых они достигаются. Амонашвили считает, что основными средствами педагогической
центрации выступает разносторонняя деятельность детей и общение, несущие повседневное
позитивное настроение, предоставляющие свободный выбор, возможность сотрудничества и
сотворчества [1, с. 96].
Следует отметить, что и в психолого-педагогических исследованиях А. Маслоу, К.
Роджерса особое внимание уделяется именно гуманистической центрации, которая
заключена, по мнению этих ученых, во внимательном и чутком отношении к учащимся. Так,
по мнению К. Роджерса, обучение с центрацией на ученике требует того, чтобы учитель
заботился о каждом, чтобы ученикам было позволено самим определять, что в их жизни
является приоритетным. Учителю в этой концепции предписано развивать в себе чувство
эмпатии, дружелюбия, чтобы учиться принимать мир учеников [13].
А. Маслоу выделяет необходимость личности быть центрированной не только на
человеческих потребностях и интересах, но на более высоких трансперсональных ценностях
бытия [7]. При этом А.Г. Маслоу сопоставляет художественное образование с
самоактуализацией личности, считая его единственным ориентированным на
гуманистические цели [9, с. 352].
Представители зарубежной гуманистической педагогики Р. Штайнер, М. Монтессори,
С. Френе отдают приоритетную роль личности, ее ценности и свободе, умению
прогнозировать и контролировать собственную жизнь. В центре внимания этих авторов -
целостная личность, стремящаяся реализовать свои возможности, открытая для принятия
нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в различных
обстоятельствах.
Таким образом, представители прогрессивной зарубежной и отечественной
педагогики стремились сформировать концепцию воспитания гуманного человека, видели
возможность приобщения нового поколения к общечеловеческим ценностям в процессе
образования. При этом одним из выраженных, сформированных качеств педагога является
качество педагогического гуманизма, которое характеризуется способностью личности на
основании психологических и педагогических знаний подходить к воспитанию растущего
человека, учитывая его индивидуальные способности и особенности его развития и
характера, даже если эти способности не соответствуют общепринятым педагогическим
нормам.
В исследованиях современных ученых отмечается, что именно образовательные
учреждения концентрируют в себе самые высокие образцы социально-культурной
деятельности человека, а гуманистическая центрация в образовании характеризуется
возможностью развития познавательных, духовных и художественных потребностей
человека.
Так, исследователь Т.А. Стефановская подчеркивает актуальность поиска
гуманистических ценностей в определении педагогического искусства как реализованной на
практике теории педагогического мастерства высокого уровня. По мнению исследователя
Н.А. Белокрыловой, центрация учителя в педагогической системе выражает себя в
осознанном управлении своих действий и поступков, направленных на интересы всех
участников педагогической системы [3, с.16].
В работах ученых-исследователей и педагогов-практиков последних десятилетий
выделяются несколько схожих классификаций и видов центраций. Среди них можно
выделить шесть основных типов центрации учителя:1) на собственных интересах; 2) на
интересах администрации; 3) на интересах родителей; 4) на интересах коллег; 5) на интересах
учебного предмета; 6) на интересах учащихся.
Обобщенная классификация видов центрации предложена Д.А. Белухиным. Он
описывает три возможных центрации учителя [4, с. 37-38]:
«Я» - центрация - на собственном я;
«Д - центрация» - акцентирование педагогом своего профессионального поведения на
вовлечении учащихся в учебную деятельность;
«Р - центрация» - в центре внимания педагога ребенок с его потребностями,
интересами, способностями и возможностями.
В исследованиях современных ученых особенно отмечен тот факт, что
гуманистическая центрация учителя – это не только его формальная направленность, но и
активная заинтересованность и озабоченность нуждами, успехами и удачами участников
педагогической системы, это некоторая психологическая обращенность учителя к ним и
служение их интересам. Однако, как показывает опыт, педагогическая практика на
современном этапе значительно отстает от идеи личностно-ориентированной педагогической
науки, призванной на смену традиционной авторитарной педагогики.
В настоящее время в подготовке будущих учителей музыки возникает проблема
развития педагогической центрации у студентов в процессе художественно-творческой
деятельности, что непосредственно связано с вопросами художественного образования и
воспитания подрастающего поколения.
Еще А.В. Бакушинским в начале XX века сформулированы основополагающие
условия художественного образования и воспитания, где главной задачей ученый ставит
поиск и разработку педагогических технологий, которые не просто развивают учащихся, но
помогают пронести их творческую активность через весь период жизнедеятельности [2, с.40].
Мы считаем, что это также актуально в исследовании развития педагогической
центрации у будущих учителей музыки, что способствует развитию их интереса к
художественно-творческой деятельности в условиях профессиональной подготовки в вузе.
В исследованиях современных ученых творческое развитие учащейся молодежи
определяется «как личностно-мобилизующий процесс, оказывающий существенное влияние
на целостный процесс формирования социально-ценных качеств личности, проявляющихся в
сложной системе взаимодействия возрастных и индивидуальных особенностей,
эстетического опыта, направленности на самореализацию в художественно-творческой и
проектной деятельности» (Е.Ф. Командышко) [7, с.5].
Придерживаясь мнения Е.Ф. Командышко, полагаем, что в настоящее время мы стоим
перед необходимостью переосмысления роли искусства в сфере гуманитарного знания и
образовательной деятельности. В такой постановке вопроса существенно, что развитие
педагогической центрации у студентов-музыкантов наиболее актуально и продуктивно «на
основе интегративного подхода, что является эффективным условием как интеллектуального,
так и эстетико-творческого развития личности» [там же, с.5].
Так, в подготовке будущих учителей музыки следует учитывать идеи образовательной
концепции Б.П. Юсова, который предложил интеграцию не только внутри вида искусства как
такового, но и с общим содержанием научно-гуманитарного образования [16, с.19]. Ученый
выделил базовые принципы художественного образования. Среди них: 1) понимание
культуры и принятие ее как части своей жизни; 2) опора на достижения культуры; 3)
поддержание и совершенствование культуры, созидая ее, участвуя в процессе
художественного творчества; 4) постоянное художественное саморазвитие и
самосовершенствование.
Таким образом, ретроспективный анализ исследований ученых-педагогов и
психологов, представителей научных школ педагогики искусства позволяет нам выявить
гуманистический характер педагогической центрации при их теоретической и логической
взаимосвязи. Среди наиболее важных и актуальных показателей педагогической центрации в
условиях профессиональной подготовки будущих учителей музыки можно выделить
следующие: готовность к активной художественно-творческой деятельности; способность
развивать художественные интересы и потребности обучающихся; стремление к обогащению
художественно-эстетического опыта (личного опыта, школьников и студентов);
направленность на социокультурную адаптацию обучающихся и их художественное
самообразование.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Текст. Минск: Университетское,
1990. – 560 с.
2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале
пространственных искусств / Составитель Н.Н. Фомина.- М.: Карапуз, 2009. – 304 с.
3. Белокрылова, Н.В. Педагогические условия развития гуманистической центрации студентов - будущих
учителей: Дис. …канд. пед.наук: 13.00.01; Удм.ГУ. – Ижевск, 2007.- 168 с.
4. Белухин Д.А. Личностно-ориентированная педагогика. – М., 2004. - 74 с.
5. Бердяев Н.А. Истина и откровение. Сборник статей. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного
института, 1996. С. 156-326.
6. Командышко Е.Ф. Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи:
интегративный подход. Монография. – М.: ИХО РАО, 2011. - 292с.
7. Командышко Е.Ф. Художественное воспитание в России: исторический экскурс (XX - нач. XXI вв.) //
Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 1. № 2. 2012. С. 262-272.
8. Маслоу А.Г. Психология бытия. - М.: Рефлбук., 1997. - 304 с.
9. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. – М.: Смысл, 1999. – 432 с.
10. Ожегов С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
11. Педагогическое наследие. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци. Сост. В.М. Кларин А.Н.
Джуринский. – М.: Педагогика, 1988. – 416 с.
12. Психология. А-Я. Словарь-справочник /Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. –
2000. – 448 c.
13. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии: 30-60 гг. ХХ ст. Тексты / П.Я.
Гальперина, А.Н. Ждан. Москва: Изд-во МГУ, 1986. С. 200-230.
14. Толстой, Л. Н. Сборник статей. Пособие для учителя/Под общ. ред. Д.Д. Благого. М.: Учпедгиз, 1955. - 472 с.
15. Швейцер А. Культура и этика. - М.: Прогресс, 1973. - 344 с.
16. Юсов Б.П. Новые горизонты школьного искусства и культуры / Искусство в условиях модернизации
школьного образования и воспитания. Сборник науч. статей. – М.: ИХО РАО, 2003. С. 5-28.
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕНТРАЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация:
В статье рассматривается актуальность исследования педагогической центрации в условиях
художественного образования. Ретроспективный анализ позволил автору статьи проследить закономерность
выявления и развития педагогической центрации, подчеркнуть ее гуманистический характер, выявить основные
показатели педагогической центрации в условиях художественно-творческой образовательной деятельности.