Поддержка государством современных научных изысканий в области риторики и культуре русской речи согласуется с сохранением и возрождением подлинных сокровищ отечественной культуры. В силу сложившихся социально-когнитивных условий, влияющих на реалии в современной теории культуры речи, следует особо выделить три аспекта научных исследований: организация языкового материала, ориентированная на современные проблемы аргументации, развитие искусства украшения повседневной речи, значение культуры речи в межнациональном общении.
Вместе с тем в классической теории культуре речи, существующей и функционирующей в современной отечественной науке, не вполне рассмотрена проблема интеграции, основой которой, на наш взгляд, являются следующие аспекты:
- ортология;
- эстетика речи и речевая экспрессия;
- нормы современного речевого этикета;
- нормативно-этическое направление в речи.
Хотелось бы отметить, что теория культуры речи на современном этапе призвана поддерживать концептуальный пласт обеспечения процесса сохранения культурных ценностей, направленных на идентичность личности в соответствии с культурно-историческими реалиями.
На наш взгляд, основной задачей государственной культурной политики в области сохранения и развития языковой культуры является переосмысление процессов обучения русскому языку, распространение традиций использования русского литературного языка. Именно поэтому модернизация школьных программ обучения русскому языку и культуре речи должна быть направлена на обеспечение высокой культуры речи будущих поколений.
Поскольку базовым звеном образования является общеобразовательная школа, ее модернизация предполагает построение современных подходов к образованию в опоре на освоение обучающимся определенной суммы знаний и умений, на развитие их личности, ее познавательных и созидательных способностей. Отечественной общеобразовательной школе необходимо формировать систему универсальных знаний, умений и навыков, опираясь на опыт самостоятельной деятельности, личной ответственности обучающихся.
Современному развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым мышлением, обладают чувством ответственности за судьбу нашей страны.
На действующем этапе развития России образование в его неразрывной, органичной связи с наукой становится всѐ более мощной движущей силой, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучие каждого отдельно взятого гражданина.
Потенциал современного образования должен быть в полной мере использован для консолидации нашего общества, сохранения социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе еще предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания, самоидентефикации и самоидентичности.
Обновленное образование, построенное на основе гуманности, должно сыграть ключевую роль в сохранении нашей нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.
Хотелось бы отметить, что государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980-х – 1990-х годов оказали существенное влияние на российское образование. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Неактуальное и перегруженное содержание школьного среднего образования, к сожалению, не обеспечивает учащихся общеобразовательной школы фундаментальными знаниями, важнейшими составляющими стандарта образования наступившего XXI века: информатики (включая умения вести поиск и отбор и анализ информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, права).
На наш взгляд одной из главных задач российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества. Модернизация современного образования – это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться исключительно как ведомственный проект. Безусловно, интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с интересами самой системы образования, следовательно, определение направлений модернизации и развития образования не может опираться только на рамки образовательного сообщества. Одной из целей модернизации современного образования является создание механизмов устойчивого развития системы образования на благо человека, общества и культуры.
Качество изменений в образовании, их цели, направления и методы должны регулярно разъясняться людям, а результаты общественного мнения необходимо пристально изучать органам управления образованием и руководителями образовательных учреждений, учитывать при проведении модернизации образования.
Поскольку базовым звеном образования является общеобразовательная школа, ее модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательной школе необходимо формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие качество содержания современного образования в области культуры речи.
Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного гуманитарного и художественного образования, общей культуры и культуры речи в частности, поскольку воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Отметим, что важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности, культуры и инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования учащихся, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения.
Поступательно вводятся меры по использованию нравственного потенциала культуры в опоре на современную литературу – в частности, формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности. Повышается роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся: истории, русского, родного и иностранных языков.
Важнейшим направлением концепции в области современного образования можно назвать «социализацию», то есть обеспечение системой образования социальных отношений, без которых невозможно производство материальных благ.
Уже во второй половине XX в. формирование культуры, мышления (самостоя-тельного и творческого) было признано важнейшим ожидаемым результатом современного отечественного образования. Однако, несмотря на это, в практике массового образования – как школьного, так и высшего – культура мышления не только не установилась, но всѐ более уступает позиции культуре заучивания. Кроме того, инновационную экономику характеризует информационная перегрузка и включение предварительного получения знаний в большинство производственных и социальных процессов – следовательно, наряду с культурой усвоения должна развиваться культура поиска и обновления. При этом культура поиска, как правило, возникает в контексте коллективной творческой работы, что потребует развития иных компетенций и умений формирования разнородных решений междисциплинарных задач.
Современная отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее детское развитие и школьное образование являются наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных перспектив. Успешное развитие на этих этапах в значительной степени определяет стабильность дальнейшего обучения учащихся.
Во второй половине двадцатого века полное среднее образование стало всеобщим и обязательным. Поэтому, всѐ более актуальной становится модель школьного образования, предполагающая разделение по возрастам – создание специальных школ для младших школьников и для юношей. Нередко в качестве обособленной ступени также рассматривается образовательная ступень подростковой школы. Опыт ряда регионов и школ показывает эффективность этой распространенной в других странах модели и для России.
Следовательно, важной частью новой модели современного образования является выделение специфических методов и подходов к обучению на его разных возрастных ступенях. К 2015 году будет завершен эксперимент, в ходе которого апробированы конкретные механизмы обновления внутренней структуры школьного образования, а к 2020 году этот переход может быть осуществлен и в масштабах всей Российской федерации.
Не менее важным компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки и умения, на способность применять знания, реализовывать собственное видение и проекты, то есть на самостоятельный компетентностный подход. Особую роль в этом подходе играют дисциплины социально-гуманитарного цикла – в первую очередь те, которые обеспечивают общекультурные компетенции. Это потребует разработки новых учебных методик и учебных материалов, использования современных информационно-коммуникативных технологий.
Инновационное развитие страны направлено на то, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода. Кроме того, ряд педагогических подходов советской школы будут развиты как российское ноу-хау для глобального продвижения на рынке образовательных технологий. Речь, прежде всего, идет о подходах развивающего обучения, впервые в мировой психолого-педагогической науке решающих задачу направленного развития практического интеллекта в опоре на теоретическое мышление. Планируется, что в 2015 году будет завершено методическое и технологическое обеспечение широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий, в том числе с использованием информационных технологий и возможностей получения основ профессионального образования.
Подчеркнем, что профильное обучение также сделает возможной и необходимой разгрузку детей, в том числе на подростковой ступени школы. Свободное от уроков время школьника может стать ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования. В совокупности это означает, что сузится поле принуждения ребенка и расширится пространство его инициативного действия. Потребуется значительное расширение сферы дополнительного образования школьников.
В процессе компетентностного подхода воспитание креативных, культурных личностей может стать залогом совершенствования знаний и умений, профессионализма новых поколений. Креативная и адаптивная личность по праву может называться гармонично развитой только в случае обучения ее творчеству, дающей осмысленные импульсы к самостоятельной творческой деятельности.
Если учащийся с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что ему необходимо учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет проходить отлично от того, как формируется личность другого учащегося, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного.
В этом смысле необходимо сформировать личностно ориентированную модель процесса воспитания культуры речи старшеклассников, которая в ходе непосредственного воплощения может корректироваться и развиваться. Таким образом, модель должна выражать те стороны субъекта, которые покажут продуктивность исследуемого процесса, предскажут его поведение и обеспечат его эффективность. Именно эти соображения о модели реального объекта позволяют сформировать теоретические позиции модели воспитания культуры речи старшеклассников на основании личностно ориентированного подхода.
Отметим, что любое осмысленное человеком действие основано на предварительном представлении о нѐм, каким бы простым и примитивным оно ни казалось. Действие, совершаемое без предварительного создания осознаваемого представления, является инстинктивным; хотя и инстинктивному действию свойственно своеобразное представление, но оно полностью бессознательно.
Инстинктивные неосознаваемые действия в равной степени свойственны как человеку, так и представителям животного мира, но именно осознание есть одно из основных эволюционных приобретений человека разумного. Представление о действии, предмете и его качестве должно соответствовать выражаемому объекту, иначе оно не позволит совершить намеченное действие. Следовательно, представление содержательно подобно выражаемому им, оно представляет собой целевую, функциональную модель выражаемого.
Модели и моделирование всегда прагматичны для того действия, к которому они относятся. Как и представление, любое информационное явление есть модель некоторого объекта, действия или качества, вне зависимости от того, реален объект или он абстрактен. Важно на основании технологической модели обеспечивать комплексное развитие учащихся, с учетом обратной связи активизировать стремление каждого старшего школьника к пополнению своего культурного багажа, к формированию высокого уровня культуры речи.
Таким образом, в условиях реформируемой школы воспитание культуры речи учащихся становится залогом гармоничного, всестороннего развития личности. Именно на формирование такой личности и направлены государственные Программы и Концепции модернизации российского образования. В этом смысле гармоничное развитие личности ставит новые задачи перед системой образования, и воспитание культурных выразительных средств смысла – речи, становится насущной и важной задачей современной школы.
Всестороннее, культурное развитие личности учащегося, максимальная реализация способностей каждого – главная цель модернизируемого образования. Реализация этой цели предполагается в школе с начальных ступеней становления личности, формирования навыков межличностной коммуникации. В подобном контексте важно рассмотреть теоретические основания самой культуры речи – краеугольного камня общекультурных компетенций современной личности.
Происхождение научной дисциплины культуры речи связывают с именем одного из основоположников современной педагогики – Яна Амоса Коменского. В своих трудах «Великая дидактика» и «Открытая дверь языков» он касался и проблемы развития риторических и познавательных способностей воспитанников, формирования гармоничной личности.
Со времен Яна Амоса Коменского проблема гармоничного развития личности детей и подростков рассматривается в связи между процессом формирования нравственно-эстетических идеалов, духовной сферы и развитием культуры речи. Это показывает зависимость выразительных средств духовно-нравственных основ личности от языка человека, определяя саму возможность передачи и получения информации о культуре народа. В современных условиях резкого снижения культурного уровня детей, подростков и молодежи становится особенно очевидно, что без высокой культуры речи невозможен эффективный процесс воспитания, невозможно привитие образцов и норм цивилизованного поведения.
Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на важность процесса развития культуры речи у воспитанников и обучающихся. Достаточно привести имена Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Они утверждали, что гармоничное единство идеалов, убеждений, взглядов, симпатий и антипатий, нравственных принципов выражается в слове [2]. Современный педагог обязан прививать учащимся любовь к живому слову, демонстрировать высокие образцы владения им, побуждая самих школьников научиться говорить красиво, выразительно, сообразно контексту и целям конкретного общения.
Всѐ это, безусловно, особенно важно с точки зрения личностного потенциала обучающихся, поскольку через слово происходит качественное улучшение процесса воспитания и социализации, вытеснение негативных качеств, устранение дефектов воспитания, включение позитивных нравственных установок во внутренний мир каждого воспитанника.
В ходе обучения и воспитания личность перенимает многочисленные культурные образцы и нормы поведения, формируя определенный личностный «ценз» и его возможности. Высококачественная речь может стать культурным образцом и средством включения во внутренний мир учащегося нового, более сложного содержания, осуществляемого с помощью речи.
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393.
2. Культура речи как лингвистическая дисциплина / Е.Н.Ширяев // Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русистики. – 1991.
3. Меос Л.В. Формирование речевой культуры младшего школьника в процессе обучения родному языку: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. – Южно-Сахалинск, 2005.
4. Сорокин Ю.А. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения / Под ред. Ю.А.Сорокина и др. М.: Наука, 1979.