РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Олесина Елена Петровна (1), Шевченко Игорь Викторович (2)

(1) кандидат педагогических наук, магистр культурологии, заведующий лабораторией интеграции искусств и культурологии им. Б.П. Юсова, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

(2) старший методист ГБОУ города Москвы  Школа № 2010 имени Героя Советского Союза М.П. Судакова»

Аннотация: 
Статья обозначает некоторые направления работы с педагогическим коллективом школы, способствующие развитию методологической культуры учителя как части его профессиональной культуры. Авторы отмечают, что развитие профессиональной культуры педагога зависит от выбранных в школе направлений работы с педагогическим коллективом. В частности, разработка инновационных образовательных проектов, создание творческих групп учителей, самообразование учителя является инвестициями в повышение уровня профессиональной культуры учителя. В статье особое внимание уделяется проектной деятельности, интегрирующей естественнонаучные и художественно-эстетические дисциплины, так как подобные виды деятельности формируют целостную картину мира у школьников.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания

омер для публикаций: 27.7452.2017/8.9).

 

Сегодня актуальна для общественного и профессионального сообщества тема модернизации образования. Одним из важнейших требований к российской образовательной системе с точки зрения личности, семьи, общества и государства является формирование способности каждой личности к обучению, познанию, сотрудничеству в преобразовании окружающего мира.

Однако одновременно с внедрением новых методик, технологий, принципов управления мы сталкиваемся с тем, что хорошие по сути идеи и механизмы неэффективно работают в образовательной практике. К сожалению, педагогами не всегда учитываются особенности современных школьников, которых на основании теории Хоува-Штрауса называют «поколением Z» [10]. По многим параметрам современные обучающиеся превосходят взрослых или сильно отличаются от них, поэтому сложно складывается коммуникация между подрастающим поколением и учителями. Современные школьники прекрасно владеют мультимедийными технологиями, свободно чувствует себя в виртуальном Интернет-пространстве, умеют жить в мире избыточной информации и т.п., но плохо владеют навыками межличностной коммуникации, не умеют определять цели и программу деятельности, у них сниженная эмпатия, эмоциональная отзывчивость и эстетические потребности.

Понятно, что система образования должна модернизироваться, с одной стороны, учитывая запросы современных детей, а, с другой стороны, развивая те сферы обучающихся, которые трудно формируются в современном социокультурном пространстве. Данное требование полностью согласуется с современной парадигмой образования, которая, в первую очередь, подразумевает развитие творческих начал и культуры личности, а затем формирует универсальные учебные действия, что зафиксировано в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Исходя из данных позиций, очевидно, что современная образовательная организация должна работать в логике развития мировоззренческих основ у выпускников школы, их ценностных ориентаций. Ценностные ориентации обучающихся определяют мировоззренческий подход человека к миру в целом, к собственным поступкам, к системе отношений, которые личность выстраивает, и только затем к профессии. По этой причине для деятельности выпускника школы во взрослой жизни очень важным является развитие таких необходимых жизненных ценностей как самостоятельность мышления, стремление к знаниям, образованию, творческий поиск [4].

Принимая во внимание тот факт, что современный ребенок более 70% времени проводит в школе и влияние на становление его ценностных ориентаций в подавляющем большинстве оказывает учитель, мы должны понимать роль личности педагога в образовательном процессе его готовности к творческому решению педагогических задач [7]. В педагогическом сообществе не вызывает сомнений, что только творческий педагог способен решить задачи адекватные современному обществу, работать в инновационном режиме, формировать для себя перспективы в познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей.

Для достижения высокого уровня профессиональной культуры учителя необходимо, чтобы образовательная организация вела инновационную деятельность. Управление инновационной образовательной организацией, которая одновременно находится в состоянии функционирования и поиска новых путей развития, должно быть также инновационным, включать в себя новые организационные структуры и выполнять новые управленческие функции. Мы понимаем педагогическую инновацию как «нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности» [2]. Соответственно инновационный процесс представляет собой организацию, развитие и распространение нового содержания обучения и состоит из следующих этапов: генерирование новой идеи; разработка идеи в прикладном аспекте; реализация нововведения в практике [9].

Во всем многообразии педагогической деятельности именно аспекты профессиональной и личной успешности учителя, его творческого потенциала непосредственным образом связаны с успешностью обучающихся. Профессиональная и личная успешность учителя включает в себя умение эффективно решать педагогические задачи, творчески включаться в инновационную деятельность образовательной организации, а, главное, создавать условия для саморазвития и самореализации школьников в школе и в жизни. Соответственно, профессиональная и личная успешность педагога основывается на творческом потенциале самого учителя [5].

В процессе профессионального и личностного саморазвития учитель преодолевает некоторые противоречия:

- между запросом общества и школы на подготовку творческого учителя и недостаточной государственной поддержкой инновационной деятельности педагогов;

- между необходимостью планирования профессиональной траектории учителя и ограниченным выбором путей саморазвития учителя в профессии;

- между потребностью учителей в расширении психолого-психологических и культурологических знаний и отсутствием эффективных механизмов обмена педагогическим опытом.

Таким образом, перед школой встает проблема поиска путей и определения условий для развития профессиональной культуры учителя, способного творчески работать в изменяющихся условиях. Обращение к проблеме развития профессиональной культуры учителя тесным образом связано с установлением взаимосвязи уровня развития профессионализма в контексте понятия «культура». Мы ориентируемся на понимание культуры как отражения идей, существующих в обществе и передающихся как деятельность по созданию духовных и материальных ценностей (Ю.М. Лотман, М.С. Коган, Г. Беккер, К. Янг и др.).

Профессиональная педагогическая культура – это совокупность личных и профессиональных качеств учителя. Исследователи выделяют ее специфические особенности, ориентируясь на взаимосвязь общей и профессиональной культуры, такие как:

- профессиональная культура учителя является универсальной характеристикой педагогической практики;

- профессиональная культура учителя является целостной системой взглядов, ценностных ориентаций и педагогических навыков преподавателя;

- профессиональная культура учителя является проектированием общечеловеческой культуры на педагогическую действительность;

- профессиональная культура педагога обусловлена ее творческим и гуманистическим характером;

- профессиональная культура учителя основывается на индивидуальных характеристиках личности [3; 6].

Профессионализм учителя выражается, прежде всего, в результатах его профессиональной деятельности: методы и методики обучения, цели и ценности образовательной деятельности и т.д., а наличие общей культуры является требованием профессии педагога, работающего с новым поколением детей и подростков. Профессиональная культура непосредственным образом связана с той функцией, которую приобретает данная профессия в обществе и определяется как тип жизнедеятельности человека, способствующий сохранению культурного наследия и творческого обновления, формированию ценностных установок подрастающего поколения.

Мы считаем, что частью профессиональной культуры учителя является его методологическая подготовка, а именно:

- способность учителя к выдвижению целей педагогической деятельности;

- овладение современными психолого-педагогическими знаниями;

- наличие развитых творческих компетенций;

- умение проектировать и конструировать учебный процесс;

- умение транслировать педагогический опыт;

- участие в инновационной деятельности школы;

- планирование своего профессионального пути;

- умение осуществлять оценку и самооценку своей педагогической деятельности.

Успешность развития профессиональной культуры педагога, в частности его методологической культуры, во многом зависит от условий, созданных в школе, выбранных направлений работы с педагогическим коллективом [4]. В центре внимания оказывается использование коллективных и индивидуальных форм работы с учителями, которые обеспечивают их профессионально-личностный рост.

В первую очередь, необходимо коллективное согласование целей образовательного процесса, педагогической деятельности каждого учителя. Целеполагание – путь к созданию сообщества единомышленников, то есть педагогического коллектива, а впоследствии различных групп учителей, от методических объединений в рамках одного предмета до творческих групп в рамках инновационного проекта, в контексте единой концепции работы всего педагогического коллектива.

Актуальным способом профессионального развития учителей является создание разнообразных профессионально-педагогических групп. Несомненно, что традиционные методические объединения учителей продолжают существовать и решать вопросы качества обучения, но параллельно с ними эффективно работают профессионально-педагогические творческие группы по межпредметным областям знаний. Значимость подобной формы работы объясняется требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов к метапредметным результатам обучения, направленностью на содействие в повышении квалификации и построению индивидуальной профессиональной траектории учителями.

Главной особенностью современной школы является разработка инновационных проектов, над которыми работают творческие группы учителей. Проекты предполагают апробацию научно-педагогических или образовательных разработок, углубление содержательных и методических вопросов. Одной из важнейших особенностей педагогической деятельности сегодня является научный подход к обучению и воспитанию новых поколений, для чего в школу привлекаются ученые-специалисты. Главной функцией творческой группы учителей является возможность роста уровня профессиональной культуры педагога.

Постоянное повышение квалификации (текущее и долговременное, переподготовка) педагогических кадров – это необходимое условие в карьере современного учителя, формирование его положительного имиджа, а, следовательно, мотивационное обеспечении результативности его работы.

Так, одним из инновационных проектов, которые реализует школа города Москвы № 2010, является проект Департамента образования города Москвы «Медицинский класс в московской школе». Участие в этом проекте требует от учителей не только высокого уровня владения содержанием образования по преподаваемой дисциплине, в том числе и знания современного состояния науки, но и творческого осмысления этого содержания, интеграции различных областей знания, в том числе и гуманитарного. Например, в рамках этого проекта проходят такие мероприятия как конкурс песни и танца «Родина моя» (проект «Здоровый образ жизни»), фотоконкурс «Мой выбор в медицине», Всероссийский форум «Доброволец России», олимпиады конвергентного образования, конференция по реализации молодежной политики и др. Учащиеся в процессе работы формируют креативное мышление; коммуникативные, коммуникативно-профессиональные и коммуникативно-социальные навыки; способность к познавательной и проектной деятельности.

Однако, несмотря на необходимость достижения метапредметных результатов, учителя естественно-научных и математических дисциплин зачастую недооценивают художественно-эстетическую составляющую познания. Педагоги, пошедшие подготовку в области интегрированного обучения, понимают, что только искусство способствует становлению у школьников целостной картины мира. Целью современного образования является не получение определенных теоретических знаний, а пробуждение обучающихся к постоянному процессу познания и саморазвития. Воспитание творческой личности, целью которой становится не только самосовершенствование, но и творческое преобразование мира, невозможно без искусства. Искусство разделяет с наукой общие законы природы, но с известным опережением, а этот опережающий в сравнении с наукой характер позволяет говорить о гуманитарном синтезе естественно-научной и художественной культуры школьников. Особая сила воздействия искусства состоит в том, что оно раскрывает человеку мир через образы, несет в себе духовную радость. Проекты, интегрирующие естественно-научные, гуманитарные и художественные виды деятельности, способствуют всестороннему развитию обучающихся, но для таких проектов необходима специальная подготовка учителей.

Активная позиция в освоении знаний, когда учащийся интерпретирует, толкует тот или иной научный (или художественный) текст, пропуская его сквозь собственный опыт – определяет углубление самопознания, самоосмысления человека. Ведь творчество предполагает не механическое запоминание и репродуцирование уже сказанного, написанного – творчество позволяет, как пишет Б.П. Юсов, «взглянуть на мир иначе, с новой точки зрения, с другой стороны, продвинуться вперед в сравнении с тем, что было прежде, придать сущему новый вид и порядок» [8].

Руководство работой обучающихся над исследовательскими проектами успешно, если учитель обладает широким кругозором, владеет методологией проектной деятельности и постоянно повышает уровень своей профессиональной культуры. Самообразование педагога повышает его самооценку, степень удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса позволяет включиться в инновационную работу образовательной организации. Важной задачей руководства становится предоставление вариативных возможностей для самообразования, саморазвития педагогического состава в рамках концепции развития школы, а также построение администрацией школы и лично педагогом модели профессиональной деятельности. В науке выделяются такие формы педагогического моделирования, как:

- прогностическая модель, направленная на решение проблемы оптимального распределения ресурсов и конкретизацию целей;

- концептуальная модель, основанная на информационной базе данных и программе действий;

- инструментальная модель, имеющая цель подготовки преподавателей работе с педагогическими технологиями, методиками, приемами и т.д.;

-мониторинговая модель, необходимая для создания способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов;

- рефлексивная модель, которая создается для выработки решений в случае возникновения непредвиденных ситуаций.

На практике чаще всего происходит построение комплекса моделей, описывающих разные факторы развития образовательной системы (причем это должен быть именно комплекс взаимодействующих моделей, а не их произвольный набор). Стержнем процесса создания комплекса моделей является педагогическая поддержка траектории личностного развития ученика на основе диалоговой позиции всех субъектов образовательного процесса, что предполагает соблюдение следующих принципов: 1) опора на потенциальные возможности личности; 2) ориентация на способность школьника самостоятельно преодолевать возникающие в его развитии препятствия; 3) сотрудничество в подготовке творческой работы; 4) рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Основные виды педагогической поддержки, используемые в модели диалогового пространства занятия: 1) свободный выбор эстетической, нравственной, гражданской позиции; 2) концентрация на позитивное начало в школьнике; 3) поддержка его творческих успехов, пусть даже незначительных на первый взгляд; 4) четкое понимание права каждого на собственную траекторию развития и оценка действий студента, исходя из личной траектории в процессе культурно-творческого развития.

Таким образом, создавая диалоговое пространство, учитель в первую очередь должен обучить школьников вести диалог, т.е. выражая свою позицию, принимать как неоспоримый факт право Другого на собственную позицию. Это очень сложная задача, предполагающая целый путь сознания, по определению М.М. Бахтина, к «выразительному пониманию Другого, затем через это понимание «совершается радость самооткрытия в живом контакте с чужой мыслью» [1].

В процессе создания условий для развития профессиональной культуры наиболее заметны стали профессионально-личностные изменения учителей, отраженные в результатах самооценки самих учителей, определении перспектив собственной педагогической работы, эффективной трансляции педагогического опыта. Наиболее значимым результатом позитивных профессионально-личностных изменений учителя за счет роста его профессиональной культуры становится развитие и самореализация обучающихся.

Таким образом, актуальными направлениями в развитии профессиональной культуры учителя на современном этапе модернизации образования становятся участие в работе над инновационными проектами в составе творческих групп учителей и непрерывное профессиональное самообразование. Эффективность и необходимость работы по развитию профессиональной культуры учителя несомненна, что подтверждается приростом личностных качеств как педагогов, так и обучающихся: творческой активности, инициативности, оригинальности в суждениях и работах, умение вступать в коммуникацию с людьми разного возраста, умение вести беседу и дискутировать, а также развитие эмпатии в отношении к жизни и искусству.

 

ЛИТЕРАТУРА

Бахтин, М.М. К философским основам гуманитарных наук [Текст] / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПб.: Азбука, 2000 – С. 227-231.

Габбасова, Л.З. Инновационные технологии в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.) / Л.З. Габбасова. — Казань: Бук, 2016. — С. 61-63. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11108/ (дата обращения: 12.07.2019).

Исаев, И.Ф. Профессионально–педагогическая культура преподавателя [Текст] / И.Ф. Исаев. – М.: Академия, 2002 – 208 с.

Кулюткин, Ю.Н. Изменяющийся мир и проблемы развития творческого потенциала личности [Текст] / Ю.Н. Кулюткин. – СПб., 2002. – 83 с.

Пирожкова, О.Б. Развитие творческого потенциала учителей инновационных школ: автореф. дисерт. канд. пед. наук. –  Астана, 2009. - 25 с. 

Профессиональная культура учителя: (программа изучения) [Текст] / сост. В.А. Сластенин, Н.И. Филиппенко. – М.: Б.и., 1993. – 22 c.

Россова, Ю.И. Функция учителя в образовательном процессе: современная педагогика и «новая педагогика» В.П. Вахтерова / Ю.И. Россова // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4 [Электронный ресурс] // URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/46966 (дата обращения: 29.06.2019).

Тюнников, Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход [Текст] / Ю.С. Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5. - С. 10

Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» [Текст] / Б.П. Юсов. – М.: Компания Спутник+, 2004. – 252 с.

Howe N., Strauss, W. Millennials Rising: The Next Great Generation [Техт] /  New York: William Morrow & Company. – 2000.