РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Милованов Константин Юрьевич

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Аннотация: 
В статье рассматриваются ведущие тенденции развития потенциала современного музея в контексте народной культуры. Существенное значение придается педагогической интерпретации музейного пространства, его коммуникативных и творческих возможностей. По мнению автора, современное музейное знание должно восприниматься как мультидисциплинарный комплекс, в процессе развития которого происходит приобщение личности к новому знанию и нравственным ценностям народной культуры. Рассматриваются проблемы формирования культурного и образовательного потенциала личности средствами музейной педагогики.

В настоящее время динамика социальных трансформаций объективно повышает интерес к традиционному культурному наследию нашей страны. Модернизация системы образования актуализирует роль музея в деле формирования личности во всей полноте ее интеллектуального и духовного развития с обращением к национальной традиции и народной культуре. Пространство музея дает возможность соединения базовых представлений о народной культуре и личностной культуре каждого человека. Музей не только хранит в материальных предметах различные представления о духовном мире, но и предлагает различные способы и методы к познанию бытия. Обращение к историческому опыту народной культуры и «ценностям мирового цивилизационного процесса предполагает выявление их преемственных связей с современностью, соотнесение культурного развития каждой страны с развитием всей человеческой цивилизации» [7, 54].

Исследовательский интерес ученых прикован к диалогу как важнейшей форме музейного общения. Однако лишь современные электронные технологии последних лет позволили усилить диалогическое общение, сделать его важнейшей составляющей освоения пространства музея.

Новейший период развития образовательного пространства музея требует, чтобы экспозиции были нелинейными и небанальными. В связи с этим в практике просветительской работы музеев происходит много интересного. Государственный Эрмитаж создает виртуальный панорамно-объемный контент с экскурсиями по залам музея. Уникальными возможностями обладает Политехнический музей с его интерактивным залом «Игротеха». Представляется интересным опыт Русского музея в расширении роли инновационных технологий в деле презентации музейного знания. Культурно-образовательная деятельность ГМП «Исаакиевский собор» представлена комплексом передовых учебных программ. Нельзя не отметить активную воспитательно-патриотическую работу Елабужского музея-заповедника, музея «Ясная поляна» и др.

Таким образом, перед музеями встает «задача изыскания новых средств и методов просветительской, образовательной и воспитательной деятельности, новых форм работы по становлению у разных групп населения, и в первую очередь у детей и молодежи, национального самосознания, национальной самоидентификации, создания условий для понимания роли места культуры в человеческом сообществе» [3, 153-154].

Музей поднимает значение народного искусства как фактора духовного развития социума, расширяя свое влияние в образовательной среде. В свое время еще М.В. Ломоносов выступал за «реабилитацию» народной культуры, за интеграцию наук, искусств, образования и ремесел [6, 146]. К.Д. Ушинский, руководствуясь принципом народности в общественном воспитании, создал «целостную систему научных идей, направленных на всестороннее развитие и совершенствование личности на основе воспитывающего обучения» [1, 17].

Полноценное взаимодействие музеев и школ возможно лишь при инновационных подходах, определяющих решение главной задачи – обращения детей и молодежи к шедеврам народного культурного наследия [10]. Получило свое развитие и направление, связанное с соединением сегмента развлечений с обучением и культурной средой музея («музейный эдьютейнмент»).

Сотворчество обновляемой национальной системы образования и народной культуры является важнейшим условием формирования мировоззрения развивающейся личности [9]. Данное взаимодействие может осуществляться по следующим направлениям: приобщение к миру культуры и воспитание личности на уроках; введение растущего человека в мир искусства посредством учреждений культуры, в том числе и музеев; творческое развитие личности и ее позитивная социализация [8, 93].

Одним из эффективных методов взаимодействия системы образования и российской культуры является связь школы с музеями различного профиля и тематической направленности – историческими, краеведческими, художественными, литературными, мемориальными, народного искусства, музеями художественного творчества [11]. Музей дополняет и углубляет воспитательную деятельность школы, вводит учителя, музейного педагога, экскурсовода и ученика в единое поле межсубъектных отношений и активно реализует свой культурно-образовательный и воспитательный потенциал. Среда современного музея «приобретает индивидуальный, личностный характер, основой которого является интериоризация культурного пространства музея через эмоциональное восприятие и интеллектуальное постижение» [5, 217].

Накопленное столетиями в музеях культурное наследие обладает характерным свойством, оно должно взаимодействовать с современным социумом, так как только в этом случае оно будет генерировать духовные силы. Следует отметить, что «активная позиция музея ХХI века предопределяется необходимостью защитить гуманистическую сущность человека, его духовные начала, эмоциональную сферу в условиях противоречий современной цивилизации» [3, 153].

Растущее внимание к музейной педагогике требует новых исследований в данной области. В качестве объектов исследования могут выступить и образовательные аспекты музейной коммуникации, и ведущие педагогические технологии работы с детьми и молодежью [4]. Современный музей среди многих задач ставит задачу эстетического воспитания подрастающего поколения на основе народной культуры. Он хранит и возрождает духовные ценности, которые сложились в народной культуре, создавая предпосылки для формирования традиций соответствующих историческому духу времени [2].

Музейный фонд России является подлинно «золотым» запасом нашей страны, который не только не подвержен девальвации, но и неисчерпаем, как и сама народная культура. Музейная педагогика играет культуросозидающую роль гаранта преемственности и непрерывности просветительского процесса. Потенциал музейной педагогики видится в способности создать систему воспитания детей и молодежи на традициях народной культуры. Эта система должна органично соединить в себе все то конструктивное, что было наработано и в системе образования, и в сфере культурной деятельности, обеспечив дальнейшее развитие духовных интересов растущего человека.

ЛИТЕРАТУРА

Богуславский М.В., Милованов К.Ю. Педагогическая судьба К.Д. Ушинского // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2014. – № 2. – С. 6-18.
Богуславский М.В. Перспективы развития историко-педагогического знания // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 3. – С. 25-32.
Буров Н.В. Педагогическая культурология музейной деятельности. – СПб.: Концерт, 2009. – 420 с.
Дрига В.И. Развитие профессиональной карьеры современного педагога в условиях креативного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2012. – № 4. – С. 48-51.

Мастеница Е.Н. Музейное пространство как культурологическая категория // Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации». – СПб.: ЭЙДОС, 2010. – С. 217.

Милованов К.Ю. М.В. Ломоносов и образовательная парадигма Века Просвещения в России // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2011. – № 2. – С. 140-148.

Милованов К.Ю. Приоритеты и перспективы развития историко-педагогических исследований // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2013. – № 1. – С. 48-57.

Милованов К.Ю. Педагогическая роль музеев в социокультурном пространстве современной России // Ценности и смыслы. – 2013. – № 6. – С. 84-100.
Милованов К. В лабиринте реформ: исторические коллизии и парадоксы // Родина. – 2014. – № 3. – С. 18-20.
Никитина Е.Е. Ведущие тенденции и перспективы развития музейной педагогики как приоритетного направления национальной системы дополнительного образования // Alma-mater (Вестник высшей школы). – 2016. – № 9. – С. 91-96.
Преемственность и новаторство в развитии основных направлений в отечественной педагогической науке (конец XIX-ХХ вв.) / М.В. Богуславский, Т.Н. Богуславская, В.М. Лобзаров; под ред. М.В. Богуславского. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. – 500 с.