РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕКВАЛИФИКАЦИИ У НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

Ивахненко Александр Анатольевич

Преподаватель, Пушкинская детская музыкальная школа № 1

DOI: 10.34897/u8170-0627-7598-z

 

Аннотация: 
В статье рассматривается проблема формирования важнейших навыков предупреждения профессиональной деквалификации у начинающих педагогов-музыкантов. Приводятся материалы новейших исследований по проблеме преодоления профессиональной деквалификации педагога-музыканта на примере детской музыкальной школы. Опираясь на научный и практический опыт изучения данной проблемы, автор анализирует понимание целей, задач и особенностей педагогической деятельности молодыми специалистами и формулирует основные положения предотвращения профессиональной деквалификации у начинающих преподавателей детской музыкальной школы. В завершении статьи делается вывод о важности изучения основ предотвращения профессиональной деквалификации педагога-музыканта в музыкальных колледжах и вузах.

Творческое развитие профессионального музыканта – процесс, характеризующийся динамичным раскрытием музыкальных способностей, формированием и совершенствованием музыкально-исполнительского и педагогического мастерства. Это позволяет осуществлять самоактуализацию в обществе посредством освоения различных граней профессии музыканта и обогащения духовно-нравственного потенциала личности. Одной из важнейших сторон профессии музыканта является преподавание.
Успешное развитие музыкально-исполнительских, артистических и сценических навыков у студентов музыкальных колледжей и вузов, позволяет им часто «предпочитать личностную ответственность за результаты деятельности, поскольку только в таких условиях они могут ощутить удовлетворение от того, что сделали нечто лучше остальных» [3]. Такие музыканты часто нацелены лишь на сценические успехи и обходят своим вниманием возможность преподавания, не рассматривая его как метод творческого саморазвития. Однако не все из них проходят профессиональный отбор для ведения полноценной концертной деятельности, что приводит их на педагогическую работу в учреждения дополнительного музыкального образования. В первые же годы работы в них открывается недопонимание педагогических задач, отсутствие подготовленности к работе с учениками и взаимодействию с коллегами-преподавателями. Это играет решающую роль в формировании признаков профессиональной деквалификации педагога-музыканта. Их развитие впоследствии создаёт серьёзные внутренние проблемы для реализации творческого потенциала молодых музыкантов.
Профессиональная деквалификация преподавателя детской музыкальной школы (далее по тексту – ДМШ) – это потеря квалификационных навыков, причиной которой является состояние специалиста, характеризующееся отсутствием внутреннего побуждения к самообразованию, развитию музыкально-исполнительского мастерства и сопровождающееся исчезновением интереса к профессии. Для предотвращения этого в будущем необходимо понимание студентами педагогических и социальных ориентиров, благодаря которому они получили бы возможность программировать развитие своих профессиональных навыков. Основой для этого является осознание факторов, влияющих на мотивацию к профессиональному и общекультурному развитию педагога-музыканта во время его преподавания в ДМШ. В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что таковыми являются:
● профессиональная деквалификация педагога-музыканта, методы её предотвращения и преодоления;
● ценность, показатели, этапы и пути развития профессионализма преподавателя ДМШ;
● условия успешной работы педагога-музыканта, напрямую от него независящие, и пути их формирования;
● социальные препятствия для профессионального развития начинающего преподавателя ДМШ;
● организационно-педагогические препятствия для профессионального развития начинающего педагога-музыканта;
● методические препятствия для профессионального развития начинающего специалиста;
● психологические препятствия для профессионального развития начинающего преподавателя ДМШ;
● первостепенные личностные факторы, не позволяющие начинающему педагогу-музыканту успешно развиваться в профессии;
● направляющие силы профессионального успеха педагога-музыканта и определяющие их факторы;
● залог профессионального развития педагога-музыканта как отражение верного порядка взаимодействия внутренних характеристик личности.
Проведённые нами исследования, позволяют сделать вывод, что профессиональная деквалификация педагога-музыканта наступает на фоне эмоционально-психологического «выгорания», вызванного долговременным дистрессом и отсутствием устойчивой мотивации к самообразованию. Низкий уровень профессиональной этики в коллективе, отсутствие человекоориентированного управления, долговременного творческого партнёрства между коллегами-педагогами и тесного взаимодействия преподавателя с родительским сообществом приводят к тому, что он «теряет личную заинтересованность в успехе обучения своих учеников, необходимые компетенции, возможность создания оригинальных форм подачи учебной информации…а также желание разрабатывать…инновационные методики музыкального обучения и воспитания» [2].
Осознание ценности обретения профессионализма педагога-музыканта и принятие его как основы качества обучения учащихся является одним из первостепенных целей обучения студентов музыкальных колледжей и вузов. Совокупность музыкально-исполнительских, теоретических успехов и высоких темпов общекультурного развития учеников на фоне активного музыкально-исполнительского и педагогического развития преподавателя – диспозиция, которая позволяет преподавателю успешно формировать архитектуру собственного профессионализма. Отдельного внимания заслуживает тема музыкального и общекультурного воспитания учащихся ДМШ. Этот важнейший фактор, демонстрирующий профессионализм педагога-музыканта, находится в теснейшей связи с уровнем воспитания и культуры самого преподавателя. Смещение ценностных ориентиров в российском обществе за последние 30 лет мешает студентам к моменту окончания обучения в музыкальном колледже или вузе полноценно подготовиться к воспитанию собственных учеников.
Особого внимания начинающего педагога-музыканта требуют к себе условия успешного творческого труда, напрямую от него независящие. В качестве таковых рассматривается совокупность необходимых психических свойств личности, музыкальных способностей ученика, высокого уровня культуры в семье и заинтересованности родителей в полноценном музыкальном и общекультурном развитии ребёнка. Важно отметить, что отсутствие хотя бы одного фактора увеличивает опасность развития синдрома «выгорания» у педагога-музыканта, который является преддверием деквалификации. В силу значимости этих условий важной задачей молодого специалиста является развитие индивидуальных качеств личности учеников и родительской мотивации к полноценному обучению детей музыке.
Преодоление социальных препятствий для профессионального развития начинающих преподавателей ДМШ играет важную роль в процессе их социализации в профессии и самореализации. Основными из них являются: низкий уровень заработной платы в учреждении, отсутствие доплат за профессиональные достижения и «социальных лифтов»; потребительское отношение учеников и их родителей к обучению музыке и педагогу лично в совокупности с низким уровнем их общей культуры и смещением ценностных ориентиров; занятие иным/иными видом/видами деятельности, приносящей/приносящими материальный доход, помимо работы по профессии. Специального внимания требует проблема потребительского отношения ученика и его родителей к обучению в ДМШ. Особое значение она имеет для молодых педагогов, не имеющих развитой системы профессиональной защиты от подобных проявлений. Формирование навыков профессиональной самозащиты очень важно для начинающих специалистов: их наличие снижает морально-психологический ущерб от потребительского отношения со стороны учащихся и их родителей, а также помогает эффективнее вести воспитательную работу в своём классе. Решение проблем, связанных с оптимизацией финансирования и материальным поощрением сотрудников, имеющих профессиональные заслуги, является также весьма существенным для развития педагогов-музыкантов; их игнорирование угрожает развитию творческой мотивации, в особенности, начинающих преподавателей, так как провоцирует смещение их ценностных ориентиров. Решение данного ряда проблем делает работу в ДМШ более привлекательной и не требующей поиска дополнительных источников доходов, не связанных с музыкой. Этот факт нельзя не учитывать в силу необходимости полноценного развития молодых педагогов-музыкантов.
Преодоление организационно-педагогических препятствий для профессионального развития начинающих педагогов-музыкантов напрямую зависит от профессионализма и человекоориентированности руководства и учредителя учреждения дополнительного музыкального образования. Это подтверждается тем, что отсутствие доброжелательной творческой атмосферы в коллективе «становится источником больших трудностей для преподавателей всех возрастов» [1]. Важнейшую роль также играют коллеги начинающего педагога-музыканта, взаимодействие с которыми важно для реализации творческого потенциала молодого специалиста.
Формирование высоких норм профессиональной этики в учреждении должно основываться на принципе, согласно которому «в центре…организационной культуры стоит не отдельная личность, а коллективная миссия и цели» [7]. Другими требующими внимания организационно-педагогическими факторами, препятствующими профессиональному развитию начинающего преподавателя, являются: чрезмерное количество служебных обязанностей и заполняемой документации, а также фактически более низкие показатели обучения учеников и требований к ним в данном учреждении по сравнению с другими ему подобными. Первая проблема должна оперативно решаться руководством ДМШ и ответственными лицами, представляющими учредителя. Это необходимо для формирования необходимого уровня концентрации специалистов на процессе обучения и плодотворной подготовки детей к участию в концертах и конкурсах. Вторая проблема имеет социально-педагогическое происхождение: требования к поступающим и обучающимся в музыкальных школах зависят, как правило, от муниципального задания, уровня профессионализма преподавателей, контингента жителей окружающих населённых пунктов, уровня их благосостояния и культурного развития, а также уровня социального развития региона в целом. При этом, задачей начинающего преподавателя является не только найти необходимые педагогические механизмы для музыкального развития учеников с разным уровнем способностей, но и защитить себя от профессиональной беспомощности, являющейся предвестником профессиональной деквалификации.
Преодоление методических препятствий для профессионального развития начинающими специалистами является важнейшим фактором их профессионального становления. Значение этого трудно переоценить, так как превращение полученных в музыкальном колледже или вузе методических знаний в профессиональные навыки возможно только при активном стремлении к этому «вчерашнего студента» и необходимой методической помощи старших коллег и руководства ДМШ. Для формирования профессиональных методических навыков на рабочем месте необходимо постоянное изучение опыта ведущих преподавателей, посещение мастер-классов и участие в них, а также регулярное пополнение теоретических знаний в своей области (в зависимости от специальности) и обсуждение их с коллегами. Весьма существенным для начинающего специалиста является внимание руководства отдела и учреждения в целом к его успехам, которое должно сочетаться с поощрением достижений в обучении учеников и совершенствовании музыкально-исполнительского мастерства.
Преодоление психологических препятствий для профессионального развития начинающих преподавателей ДМШ является обязательным условием для профессионально-личностного развития молодого педагога-музыканта. Главным инструментом, способным преодолеть психологические препятствия, стоящие перед специалистом, является его воля. Для неё «характерно то, что она имеет дело не с наличным актом, а с тем, который должен осуществиться в будущем» [5]. Благодаря этому свойству воли начинающий специалист получает возможность сразу решать три основные задачи: верно определять цели профессионального развития, коммуникативные задачи для эффективного общения с коллегами-педагогами, учениками, их родителями, а также работать над преодолением сценического волнения. Последний фактор имеет особое значение для полноценного творческого развития как молодого педагога, так и его ученика: преподаватель ДМШ, продолжающий совершенствовать своё музыкально-исполнительское мастерство после окончания колледжа или вуза, и регулярно выступающий на сцене, ощущает ценность своего положения, а это помогает развитию его педагогических качеств. Своей активной сценической жизнью молодой специалист подаёт важный пример своему воспитаннику что «хорошо, приятно работать тому, кто уверен в себе» [8], а также помогает ребёнку эффективно бороться со страхом перед публикой. В целом же, активная и уверенная сценическая деятельность молодого специалиста «подобно мощному тарану – прокладывает путь к успеху» [Там же]. Это открывает для него возможность активно развиваться, стимулировать профессиональную мотивацию и овладевать инновационными методиками преподавания.
Наличие личностных факторов, препятствующих профессиональному развитию начинающего преподавателя ДМШ, является серьёзной проблемой для формирования профессиональных компетенций молодым педагогом-музыкантом. Компетентность, будучи качественной характеристикой компетенций, представляет собой «не знания, а способность к разрешению профессиональных проблем, которая зиждется на методе, образованном при взаимодействии ситуации и требований деятельности» [6]. Ориентирами в определении «факторов опасности» для развития профессиональных компетенций молодого специалиста являются: 
● отсутствие внутренней предрасположенности к педагогической деятельности и понимания ценности профессионального педагогического развития;
● особенности музыкально-образовательных программ учреждения дополнительного музыкального образования, по которым ведётся обучение учеников;
● особенности музыкально-образовательных программ колледжа/вуза, которые в той или иной мере не отражают реальные запросы дополнительного музыкального образования, а также низкие показатели обучения начинающего педагога в музыкальном колледже/вузе.
Осознание факторов, определяющих профессиональный педагогический успех начинающего педагога-музыканта и создание условий для их эффективного использования являются критически важными для профессионального развития начинающего специалиста. Основными факторами успеха для молодого преподавателя ДМШ являются: 
● умение параллельно развивать в себе учебные, творческие и педагогические качества личности, совершенствовать музыкально-исполнительское мастерство, а также овладевать методами предотвращения профессиональной деквалификации;
● эффективное распределение времени между учёбой и работой;
● стремление с самого начала педагогической карьеры овладевать инновационными методами преподавания, включая дистанционное обучение.
Главным фактором из них, безусловно, является первый. Благодаря его наличию студент ещё при обучении в музыкальном колледже или вузе приобретает навыки, позволяющие активно реализовывать свои личностные качества, а при поступлении на педагогическую работу – эффективно их развивать. При отсутствии осознания важности первого фактора, развитость остальных не сможет принести необходимого результата, так как они заключают в себе лишь отдельные аспекты профессионального развития, не отражая его основную цель – полноценное творческое самосовершенствование. Кроме этого, излишнее увлечение начинающего педагога инновационными методами обучения, не имеющими доказанной эффективности и необходимой воспитательной составляющей, препятствует овладению уже проверенными системами преподавания, благодаря использованию которых осуществляется полноценное приобщение детей к музыке и выработка у них важнейших исполнительских, теоретических и музыкально-слуховых навыков.
Залог профессионального развития начинающего педагога-музыканта – это совокупность внутренних качеств и устремлений, которые формируют мотивацию к профессиональному развитию, воплощающемуся в последовательном приобретении навыков преподавателя, совершенствовании музыкально-исполнительского мастерства и активном общекультурном и духовно-нравственном развитии. От степени осознания молодым музыкантом необходимости наличия прочных внутренних основ для развития, их качественных характеристик, во многом зависит не только его продвижение в профессии педагога, но и личностное развитие в целом. Мотивация к самосовершенствованию начинающего педагога-музыканта, неподкреплённая ценностными и духовно-нравственными основами, может не выдержать натиска обстоятельств, препятствующих регулярным занятиям музыкой, продвижению по творческой и карьерной лестнице, а также профессиональной самореализации в целом. «Юношеские иллюзии» по поводу быстрого обретения психологических, творческих (прежде всего, музыкальных), информационных и организационных возможностей для выстраивания взаимоотношений высокого уровня со всеми участниками образовательного процесса, включая родителей учеников, коллег-педагогов и руководство ДМШ, необеспеченность учреждений дополнительного музыкального образования качественными инструментами и оборудованием, материальные затруднения могут вызвать глубокое разочарование у не имеющего внутреннего духовно-нравственного фундамента «вчерашнего выпускника», по неопытности переоценившего свои силы. Одной из основ духовно-нравственного фундамента должно быть серьёзное осознание молодым специалистом ценностных характеристик своей профессии, сформированных в результате многовекового развития христианской культуры в России, её значения в формировании русской национальной музыкально-педагогической школы и той ответственности, которая накладывается на человека, решившего реализовать себя в музыке. Важность осознания последнего трудно переоценить, так как ответственное отношение к своей профессии позволяет не только избегать многих ошибок, но и предоставляет возможность молодому специалисту эффективно формировать индивидуальную траекторию развития (ИТР), смысл которой заключается в плодотворной творческой самореализации личности.
На современном этапе развития отечественного музыкального образования важнейшей задачей науки является создание и внедрение эффективной модели диагностики, предотвращения и преодоления деформаций, ведущих к потере педагогом своих профессиональных качеств. Актуальность этого обуславливается тем, что «в настоящее время в России сложился новый тип музыкальной культуры, искажающий естественное соотношение развлекательной и серьезной музыки и затормозивший развитие музыкального образования в его исторически традиционном русле» [4]. Для решения этой проблемы необходимо воспитание молодого поколения педагогов-музыкантов, готовых ко встрече с трудностями и вооружённых методами, позволяющими им эффективно преодолевать препятствия, совершенствоваться в профессии, активно повышать уровень собственной культуры и утверждать в обществе необходимые для его дальнейшего развития духовно-нравственные ценности. Необходимым условием этого является введение в образовательные программы музыкальных колледжей и вузов методических материалов по предотвращению и преодолению профессиональной деквалификации педагога-музыканта.

ЛИТЕРАТУРА
1. Ивахненко, А.А. Профессиональная деквалификация преподавателя детской музыкальной школы: корпоративно-этический аспект [Текст] / А.А. Ивахненко // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы X Международной научно-практической конференции (г. Москва, 25 ноября 2019 г.) / науч. ред. Л.А. Рапацкая; отв. ред. В. В. Гетьман. – М.: МПГУ, 2020. – 190 с. – С. 49.
2. Ивахненко, А.А. Профессиональная деквалификация учителя детской музыкальной школы: социально-педагогические аспекты [Текст] / А.А. Ивахненко // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». – 2015. – №1. – С. 41 – 44. – С. 44.
3. Макклелланд, Д. Мотивация человека [Текст] / Д. Макклелланд. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»). – С. 280.
4. Рапацкая, Л.А. Православный музыкальный ренессанс в отечественном искусстве и образовании: диалог культур [Текст] / Л.А. Рапацкая // Ценности и смыслы. 2017. – № 5 (51). – С. 39.
5. Узнадзе, Д.Н. Психология установки [Текст] / Д.Н. Узнадзе. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с. – (Серия «Психология-классика»). – С. 318.
6. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности [Текст] / Д.В. Ушаков. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 464 с. – С. 371.
7. Хугард, Р. Мышление лидера. Как эффективно управлять собой, сотрудниками и компанией [Текст] / Р. Хугард, Ж. Картер; пер. с англ. О. Медведь. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 256 с. – С. 202.
8. Цыпин, Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности [Текст] / Г.М. Цыпин. – М.: Музыка, 2010. – С. 41.