РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ МОТИВИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

Илькевич Борис Владимирович (1), Усманова Лариса Тимофеевна (2)

(1) ректор Гжельского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор

(2) кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Гжельского государственного университета

Аннотация: 
В статье раскрываются вопросы мотивирующего обучения философии, технологии мотивирующего обучения философии студентов-художников, в основе которой лежит использование мотивирующих карт, создаваемых на основе интеллект-карт Т. Бьюзена. Особое внимание уделяется развитию творческих способностей будущих художников в процессе реализации технологии мотивирующего обучения философии.

Анализ теоретических источников и процесса преподавания философии в колледже позволил авторам разработать концепцию мотивирующего обучения философии студентов-художников [5]. В основу концепции легли следующие труды: теория П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий; теория интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей В. Ф. Шаталова, Т. Бьюзена; теория развивающего обучения Л. В. Занкова, В. В. Давыдова; теория мотивации учения А. К. Марковой, А. А. Вербицкого; теория профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования Б. В. Илькевича, К. Б. Илькевича и др. [1–4, 7].

Сущность принципа мотивирующего обучения философии состоит в том, что:

– приоритетными целями обучения, реализация которых ведет к повышению качества философских знаний и профессиональных компетенций (творческих способностей) в исследовании являются  – уровень сформированности мотивации к изучению философии и уровень развития понятийно-образного мышления будущего художника;

– в процессе своей деятельности преподаватель философии стремиться реализовать мотивирующую составляющую компонентов системы обучения;

– в ходе занятия усилия педагога сосредоточены на формировании внутренней мотивации к изучению дисциплины и к развитию интеллекта (понятийно-образного мышления);

– преподаватель систематически контролирует, следит за уровнем развития понятийно-образного мышления и уровнем сформированности мотивационной сферы студентов и вносит соответствующие поправки, как в компоненты учебного процесса, так и в дидактические условия мотивирующего обучения философии.

Изучение и анализ предлагаемого принципа обучения философии студентов-художников показывает, что он разъясняет и детализирует принципы общей дидактики (наглядность, доступность обучения и др.) и дидактики художественного образования (принцип профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования); нацеливает на развитие мотивации к изучению дисциплины в форме познавательного интереса и на формирование понятийно-образного мышления, которое необходимо будущему художнику для типизации создаваемых художественных образов.

В процессе создания технологии мотивирующего обучения философии студентов художественных специальностей учитывались основные тенденции совершенствования современных образовательных технологий:

1) осуществление перехода от учения, которое рассматривается как функция запоминания, к учению, которое является процессом умственного развития, что позволяет использовать ранее усвоенные знания;

2) изменение направленности учебного процесса в сторону перехода от статической, ассоциативной модели знаний к «динамически структурированным системам умственных действий» [3].

В основе технологии мотивирующего обучения философии лежит использование мотивирующих карт, разработка которых базируется на идеях радиантного мышления и интеллект-карт Бьюзена [1, 6]. В последние годы метод интеллект-карт все более приобретает популярность. На него обратили внимание педагоги и в дальнейшем стали эффективно применять в учебном процессе для формирования когнитивных способностей, запоминания большого объема сложного материала, структурирования и передачи информации или прояснения для себя какого-либо важного вопроса. Российским педагогам-исследователям (Е.А. Бершадской, С.В. Бехтереву, Е.П. Бокову и многим другим), кто воспользовался методикой составления интеллект-карт, удалось превратить процесс обучения в увлекательное и очень эффективное занятие, которое значительно повышает продуктивность и результативность мыслительной деятельности.

Анализ зарубежной и отечественной литературы названных ученых, а также исследования, которые проводились авторами в Гжельском государственном университете, дали возможность утверждать, что для решения проблемы повышения качества преподавания философии студентам художественных специальностей можно успешно использовать интеллект-карты.           Экспериментальная работа авторов позволила выявить соответствие интеллект-карт таким дидактическим требованиям, удовлетворение которых существенно повышает мотивацию к изучению философии у будущих художников и специалистов декоративно-прикладного искусства. Дидактические требования сводятся к следующему:

– материал изучаемой темы должен представляться одновременно и в образном, и в знаковом выражении;

– учебный материал по сложности представления должен соответствовать уровню развития познавательных способностей будущих художников;

– преподаватель создает условия для самостоятельного участия обучаемого в разработке презентации учебного материала;

– в процессе обучения необходимо добиваться удовлетворения познавательных и художественно-профессиональных потребностей студентов-художников;

– все компоненты обучения педагогу следует направить на формирование и развитие мотивации к усвоению философских знаний.

Необходимость учитывать и добиваться удовлетворения данных требований в процессе обучения философии студентов художественных специальностей обуславливается выявленными в процессе проведенного авторами исследования особенностями их мотивационной сферы:

– невысокая способность к абстрактному, аналитическому мышлению;

– повышенная эмоциональность;

– наличие ярко выраженной художественно-эстетической потребности;

– наличие развитой профессиональной мотивации;

– сравнительно невысокая мотивация к изучению философии, которая сопровождается недопониманием важности обладания глубокими философскими знаниями для будущей профессиональной деятельности;

– наличие потенциальной возможности развития мотивов самоактуализации (стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей), нацеливающих на изучение такого философского материала, который представляет ценность для профессиональной, художественной деятельности [6].

Сформулированный принцип и сущность мотивирующего обучения студентов художественных специальностей, а также идеи радиантного мышления и создания интеллект-карт Т.Бьюзена авторами были спроецированы на вышеуказанные особенности мотивационной сферы будущих художников.

Созданные в процессе синтеза педагогических подходов мотивирующие карты (далее МК) позволяют развивать мотивационную сферу, познавательные способности студента-художника, стимулируют и формируют абстрактное мышление.

Мотивирующие карты имеют следующие отличия от интеллект-карт Т. Бьюзена:

1) Используя развитую способность будущего художника к целостному восприятию окружающего мира, преподаватель нацеливает обучаемых на то, чтобы сама МК изображалась в форме целостного образа, законченной картины.

2) В МК основная идея и второстепенные идеи, рисунки воспроизводятся в одном стиле, с учетом требований художественной композиции.

3) В числе критериев оценки качества выполненной МК используются следующие положения:

– пропорциональность, цветовые сочетания, эстетичность (красота, четкость и аккуратность рисунков-ассоциаций, стрелок и других элементов МК);

– насколько полно ассоциации, используемые в работе, выражают смысл основной или второстепенной идеи и насколько органично вписываются они в целостный образ мотивирующей карты.

4) Рисунки-ассоциации, стрелки, смысловые композиции и другие элементы мотивирующей карты выполняются красиво, четко, аккуратно, что требует от студента-художника проявления его профессиональных, художественных способностей.

5) Формируемая самооценка студента касается, как содержательно-философской части карты, так и ее эстетическо-художественной ценности. Это в значительной мере способствует формированию и развитию мотивов самоактуализации студента-художника как творческой личности. МК фактически выступает в качестве средства усвоения материала и одновременно является своеобразным произведением искусства.

6) Систематические упражнения по составлению МК позволяют развивать у будущего художника профессиональные, художественные способности, реализовывать желание совершенствовать художественное мастерство.

По своей сути, мотивирующая карта является не только средством улучшающим усвоение структурированного, систематизированного философского материала темы занятия, но и в определенном смысле произведением искусства.

Большие затраты времени на разработку и привитие навыков составления МК компенсируются формированием профессиональной, а также и художественной мотивации, мотивации как к изучению философии, так и мотивации к абстрактному, философскому мышлению.

Мотивирующая карта по философии создается обучаемым на основе конспекта лекции или материала учебника, как бы представляя собой «чужой опыт», зафиксированный в понятиях. Но, с другой стороны, создавая свою работу, студент выбирает цвет, объем и содержание рисунков, формы, размер и направления стрелок и других графических изображений, ассоциируемых с выделенными философскими понятиями, используя субъективный творческий опыт и проявляя личностную индивидуальность в видении объекта. При наличии умелого управления со стороны педагога синтез субъективного опыта студента с общественно-историческим опытом ведет к эффективному усвоению новых философских знаний и развитию способностей к художественному творчеству.

В процессе экспериментально-исследовательской работы в Гжельском государственном университете было доказано, что изучение будущими художниками философии на основе технологии мотивирующего обучения обуславливает развитие творческого понятийно-образного мышления  следующим поэтапным порядком.

На первом этапе преподаватель формирует мотивацию составления МК путем привлечения внимания и развития интереса к таким способам деятельности и философским знаниям, которые для будущего художника являются жизненно важными, профессионально ценными. С целью заинтересовать студента преподаватель рассказывает о разнообразном применении МК, сопровождая свою речь показом образцов карт. Второй этап связан с формированием базы знаний, необходимых для составления МК, путем изображения преподавателем на доске или мониторе ориентировочной (самой общей) схемы будущей карты. Третий этап связан с формированием наглядно-действенного, наглядно-образного плана составления МК с помощью внешних объектов в форме памяток по составлению МК, учебных пособий, конспектов лекций и образцов мотивирующих карт. Фактически студент изучает образцы карт, «Памятку по составлению МК» и пытается мысленно структурировать материал учебника. На четвертом этапе осуществляется переход от наглядно-действенного, наглядно-образного мышления к понятийно-образному посредством изложения плана составления МК темы понятным, доступным другим языком. Обучаемый делится своими планами составления карты, тем, какие ключевые слова, понятия он будет использовать. Пятый этап связан с самостоятельным составлением студентом мотивирующей карты при наличии возможности проконсультироваться с преподавателем. На этом этапе в наибольшей степени проявляются и развиваются творческие способности будущего художника. На шестом, заключительном этапе студент излагает  материал занятия, опираясь на составленную МК и приобретенные навыки понятийно-образного, творческого мышления.

. Все остальные студенты группы, опираясь на рисунок отвечающего учащегося, составляют карту самостоятельно. Педагог в начале занятия может предложить студентам альтернативный вариант работы в форме выполнения программированных заданий, решения тестов, ответов на вопросы в конце параграфа и т. п.

Мотивирующие карты (многомерный конспект занятия) выполняют инструментальную функцию, помогая студенту оценить профессионально-личностную значимость философии. При этом интегрирование философских и профессионально значимых знаний приводит к позитивному ценностному синтезу и выявлению сущностных связей между философской и творческой деятельностью. Так будущим художникам удалось выявить влияние идей З. Фрейда на творчество С. Дали, найти элементы индийской философии в произведениях Н. Рериха, увидеть иррационалистические идеи экзистенциализма в живописи Э. Мунка. Студенты делают глубокие выводы о роли философии в жизни человека и общества, творческой деятельности.

Анализ составленных студентами мотивирующих карт позволяет однозначно утверждать, что технология мотивирующего обучения способствует успешному развитию творческих способностей студентов. Это очевидно следует из формы и содержания МК, в которых студенты философские вопросы представляют в форме картин – целостных художественных образов.

Экспериментальное исследование эффективности использования технологии мотивирующего обучения философии в художественно-творческой работе студентов показало, что данная технология способна успешно решать следующие задачи:

– развитие интереса к философским исследованиям как основе новых знаний, проектов, художественного творчества;

– выявление талантливых студентов, имеющих ярко выраженную мотивацию к научной и творческой художественно-философской деятельности;

– формирование стремления к углубленному и творческому освоению учебного материала через участие в исследовательской и художественно-творческой работе.

Технология мотивирующего обучения, мотивирующие карты могут быть успешно использованы для развития творческих способностей будущих художников в процессе преподавания других общеобразовательных дисциплин.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Бьюзен, Т. 10 способов развить креативность / Т. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. – Минск: ООО «Попурри», 20– 2010.
  2. Вербицкий, А.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева  // Вопросы психологии. – 1979. – №4. – С.12-21.
  3. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии. Учебное издание / П.Я. Гальперин. – изд.4-е. – М.: АКТ: КДУ, 2007.
  4. Илькевич Б.В., Илькевич К.Б. Профессионально-мотивирующее художественно-промышленное образование. – Гжель: ГГХПИ, 2013.
  5. Илькевич Б.В., Усманова, Л.Т. Основы мотивирующего обучения философии студентов художественных специальностей колледжа: монография / Б.В. Илькевич, Л.Т. Усманова – Гжель: ГГУ, 2018.
  6. Илькевич Б.В., Усманова, Л.Т. Использование интеллектуально-мотивирующих карт в процессе обучения философии студентов художественных специальностей: учебное пособие. – Гжель: ГГУ, 2016.
  7. Маркова, А.К. Формирование мотивации обучения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.,1990.
  8. Усманова, Л. Т. Мотивирующее обучение философии студентов художественных специальностей колледжа: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Усманова Лариса Тимофеевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Московская обл.; Раменский р-н; 2017.