Анализ теоретических источников и процесса преподавания философии в колледже позволил авторам разработать концепцию мотивирующего обучения философии студентов-художников [5]. В основу концепции легли следующие труды: теория П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий; теория интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей В. Ф. Шаталова, Т. Бьюзена; теория развивающего обучения Л. В. Занкова, В. В. Давыдова; теория мотивации учения А. К. Марковой, А. А. Вербицкого; теория профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования Б. В. Илькевича, К. Б. Илькевича и др. [1–4, 7].
Сущность принципа мотивирующего обучения философии состоит в том, что:
– приоритетными целями обучения, реализация которых ведет к повышению качества философских знаний и профессиональных компетенций (творческих способностей) в исследовании являются – уровень сформированности мотивации к изучению философии и уровень развития понятийно-образного мышления будущего художника;
– в процессе своей деятельности преподаватель философии стремиться реализовать мотивирующую составляющую компонентов системы обучения;
– в ходе занятия усилия педагога сосредоточены на формировании внутренней мотивации к изучению дисциплины и к развитию интеллекта (понятийно-образного мышления);
– преподаватель систематически контролирует, следит за уровнем развития понятийно-образного мышления и уровнем сформированности мотивационной сферы студентов и вносит соответствующие поправки, как в компоненты учебного процесса, так и в дидактические условия мотивирующего обучения философии.
Изучение и анализ предлагаемого принципа обучения философии студентов-художников показывает, что он разъясняет и детализирует принципы общей дидактики (наглядность, доступность обучения и др.) и дидактики художественного образования (принцип профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования); нацеливает на развитие мотивации к изучению дисциплины в форме познавательного интереса и на формирование понятийно-образного мышления, которое необходимо будущему художнику для типизации создаваемых художественных образов.
В процессе создания технологии мотивирующего обучения философии студентов художественных специальностей учитывались основные тенденции совершенствования современных образовательных технологий:
1) осуществление перехода от учения, которое рассматривается как функция запоминания, к учению, которое является процессом умственного развития, что позволяет использовать ранее усвоенные знания;
2) изменение направленности учебного процесса в сторону перехода от статической, ассоциативной модели знаний к «динамически структурированным системам умственных действий» [3].
В основе технологии мотивирующего обучения философии лежит использование мотивирующих карт, разработка которых базируется на идеях радиантного мышления и интеллект-карт Бьюзена [1, 6]. В последние годы метод интеллект-карт все более приобретает популярность. На него обратили внимание педагоги и в дальнейшем стали эффективно применять в учебном процессе для формирования когнитивных способностей, запоминания большого объема сложного материала, структурирования и передачи информации или прояснения для себя какого-либо важного вопроса. Российским педагогам-исследователям (Е.А. Бершадской, С.В. Бехтереву, Е.П. Бокову и многим другим), кто воспользовался методикой составления интеллект-карт, удалось превратить процесс обучения в увлекательное и очень эффективное занятие, которое значительно повышает продуктивность и результативность мыслительной деятельности.
Анализ зарубежной и отечественной литературы названных ученых, а также исследования, которые проводились авторами в Гжельском государственном университете, дали возможность утверждать, что для решения проблемы повышения качества преподавания философии студентам художественных специальностей можно успешно использовать интеллект-карты. Экспериментальная работа авторов позволила выявить соответствие интеллект-карт таким дидактическим требованиям, удовлетворение которых существенно повышает мотивацию к изучению философии у будущих художников и специалистов декоративно-прикладного искусства. Дидактические требования сводятся к следующему:
– материал изучаемой темы должен представляться одновременно и в образном, и в знаковом выражении;
– учебный материал по сложности представления должен соответствовать уровню развития познавательных способностей будущих художников;
– преподаватель создает условия для самостоятельного участия обучаемого в разработке презентации учебного материала;
– в процессе обучения необходимо добиваться удовлетворения познавательных и художественно-профессиональных потребностей студентов-художников;
– все компоненты обучения педагогу следует направить на формирование и развитие мотивации к усвоению философских знаний.
Необходимость учитывать и добиваться удовлетворения данных требований в процессе обучения философии студентов художественных специальностей обуславливается выявленными в процессе проведенного авторами исследования особенностями их мотивационной сферы:
– невысокая способность к абстрактному, аналитическому мышлению;
– повышенная эмоциональность;
– наличие ярко выраженной художественно-эстетической потребности;
– наличие развитой профессиональной мотивации;
– сравнительно невысокая мотивация к изучению философии, которая сопровождается недопониманием важности обладания глубокими философскими знаниями для будущей профессиональной деятельности;
– наличие потенциальной возможности развития мотивов самоактуализации (стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей), нацеливающих на изучение такого философского материала, который представляет ценность для профессиональной, художественной деятельности [6].
Сформулированный принцип и сущность мотивирующего обучения студентов художественных специальностей, а также идеи радиантного мышления и создания интеллект-карт Т.Бьюзена авторами были спроецированы на вышеуказанные особенности мотивационной сферы будущих художников.
Созданные в процессе синтеза педагогических подходов мотивирующие карты (далее МК) позволяют развивать мотивационную сферу, познавательные способности студента-художника, стимулируют и формируют абстрактное мышление.
Мотивирующие карты имеют следующие отличия от интеллект-карт Т. Бьюзена:
1) Используя развитую способность будущего художника к целостному восприятию окружающего мира, преподаватель нацеливает обучаемых на то, чтобы сама МК изображалась в форме целостного образа, законченной картины.
2) В МК основная идея и второстепенные идеи, рисунки воспроизводятся в одном стиле, с учетом требований художественной композиции.
3) В числе критериев оценки качества выполненной МК используются следующие положения:
– пропорциональность, цветовые сочетания, эстетичность (красота, четкость и аккуратность рисунков-ассоциаций, стрелок и других элементов МК);
– насколько полно ассоциации, используемые в работе, выражают смысл основной или второстепенной идеи и насколько органично вписываются они в целостный образ мотивирующей карты.
4) Рисунки-ассоциации, стрелки, смысловые композиции и другие элементы мотивирующей карты выполняются красиво, четко, аккуратно, что требует от студента-художника проявления его профессиональных, художественных способностей.
5) Формируемая самооценка студента касается, как содержательно-философской части карты, так и ее эстетическо-художественной ценности. Это в значительной мере способствует формированию и развитию мотивов самоактуализации студента-художника как творческой личности. МК фактически выступает в качестве средства усвоения материала и одновременно является своеобразным произведением искусства.
6) Систематические упражнения по составлению МК позволяют развивать у будущего художника профессиональные, художественные способности, реализовывать желание совершенствовать художественное мастерство.
По своей сути, мотивирующая карта является не только средством улучшающим усвоение структурированного, систематизированного философского материала темы занятия, но и в определенном смысле произведением искусства.
Большие затраты времени на разработку и привитие навыков составления МК компенсируются формированием профессиональной, а также и художественной мотивации, мотивации как к изучению философии, так и мотивации к абстрактному, философскому мышлению.
Мотивирующая карта по философии создается обучаемым на основе конспекта лекции или материала учебника, как бы представляя собой «чужой опыт», зафиксированный в понятиях. Но, с другой стороны, создавая свою работу, студент выбирает цвет, объем и содержание рисунков, формы, размер и направления стрелок и других графических изображений, ассоциируемых с выделенными философскими понятиями, используя субъективный творческий опыт и проявляя личностную индивидуальность в видении объекта. При наличии умелого управления со стороны педагога синтез субъективного опыта студента с общественно-историческим опытом ведет к эффективному усвоению новых философских знаний и развитию способностей к художественному творчеству.
В процессе экспериментально-исследовательской работы в Гжельском государственном университете было доказано, что изучение будущими художниками философии на основе технологии мотивирующего обучения обуславливает развитие творческого понятийно-образного мышления следующим поэтапным порядком.
На первом этапе преподаватель формирует мотивацию составления МК путем привлечения внимания и развития интереса к таким способам деятельности и философским знаниям, которые для будущего художника являются жизненно важными, профессионально ценными. С целью заинтересовать студента преподаватель рассказывает о разнообразном применении МК, сопровождая свою речь показом образцов карт. Второй этап связан с формированием базы знаний, необходимых для составления МК, путем изображения преподавателем на доске или мониторе ориентировочной (самой общей) схемы будущей карты. Третий этап связан с формированием наглядно-действенного, наглядно-образного плана составления МК с помощью внешних объектов в форме памяток по составлению МК, учебных пособий, конспектов лекций и образцов мотивирующих карт. Фактически студент изучает образцы карт, «Памятку по составлению МК» и пытается мысленно структурировать материал учебника. На четвертом этапе осуществляется переход от наглядно-действенного, наглядно-образного мышления к понятийно-образному посредством изложения плана составления МК темы понятным, доступным другим языком. Обучаемый делится своими планами составления карты, тем, какие ключевые слова, понятия он будет использовать. Пятый этап связан с самостоятельным составлением студентом мотивирующей карты при наличии возможности проконсультироваться с преподавателем. На этом этапе в наибольшей степени проявляются и развиваются творческие способности будущего художника. На шестом, заключительном этапе студент излагает материал занятия, опираясь на составленную МК и приобретенные навыки понятийно-образного, творческого мышления.
. Все остальные студенты группы, опираясь на рисунок отвечающего учащегося, составляют карту самостоятельно. Педагог в начале занятия может предложить студентам альтернативный вариант работы в форме выполнения программированных заданий, решения тестов, ответов на вопросы в конце параграфа и т. п.
Мотивирующие карты (многомерный конспект занятия) выполняют инструментальную функцию, помогая студенту оценить профессионально-личностную значимость философии. При этом интегрирование философских и профессионально значимых знаний приводит к позитивному ценностному синтезу и выявлению сущностных связей между философской и творческой деятельностью. Так будущим художникам удалось выявить влияние идей З. Фрейда на творчество С. Дали, найти элементы индийской философии в произведениях Н. Рериха, увидеть иррационалистические идеи экзистенциализма в живописи Э. Мунка. Студенты делают глубокие выводы о роли философии в жизни человека и общества, творческой деятельности.
Анализ составленных студентами мотивирующих карт позволяет однозначно утверждать, что технология мотивирующего обучения способствует успешному развитию творческих способностей студентов. Это очевидно следует из формы и содержания МК, в которых студенты философские вопросы представляют в форме картин – целостных художественных образов.
Экспериментальное исследование эффективности использования технологии мотивирующего обучения философии в художественно-творческой работе студентов показало, что данная технология способна успешно решать следующие задачи:
– развитие интереса к философским исследованиям как основе новых знаний, проектов, художественного творчества;
– выявление талантливых студентов, имеющих ярко выраженную мотивацию к научной и творческой художественно-философской деятельности;
– формирование стремления к углубленному и творческому освоению учебного материала через участие в исследовательской и художественно-творческой работе.
Технология мотивирующего обучения, мотивирующие карты могут быть успешно использованы для развития творческих способностей будущих художников в процессе преподавания других общеобразовательных дисциплин.
ЛИТЕРАТУРА
- Бьюзен, Т. 10 способов развить креативность / Т. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. – Минск: ООО «Попурри», 20– 2010.
- Вербицкий, А.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева // Вопросы психологии. – 1979. – №4. – С.12-21.
- Гальперин, П.Я. Лекции по психологии. Учебное издание / П.Я. Гальперин. – изд.4-е. – М.: АКТ: КДУ, 2007.
- Илькевич Б.В., Илькевич К.Б. Профессионально-мотивирующее художественно-промышленное образование. – Гжель: ГГХПИ, 2013.
- Илькевич Б.В., Усманова, Л.Т. Основы мотивирующего обучения философии студентов художественных специальностей колледжа: монография / Б.В. Илькевич, Л.Т. Усманова – Гжель: ГГУ, 2018.
- Илькевич Б.В., Усманова, Л.Т. Использование интеллектуально-мотивирующих карт в процессе обучения философии студентов художественных специальностей: учебное пособие. – Гжель: ГГУ, 2016.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации обучения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.,1990.
- Усманова, Л. Т. Мотивирующее обучение философии студентов художественных специальностей колледжа: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Усманова Лариса Тимофеевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Московская обл.; Раменский р-н; 2017.