РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРИРОВАННОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ)

МОИСЕЕНКО В.Ю.


Аспирант, кафедра социокультурного развития личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова»

Аннотация: 
В статье раскрывается проблема уровня медиакомпетентности и творческих способностей студентов педагогического вуза. Особое внимание уделяется технологии проведения занятий изобразительного искусства с использованием фотографии, которая применяется в разных видах деятельности. Результатом таких занятий является то, что студенты учатся мыслить креативно, у них возникает больше интересных идей, следствием чего является повышение уровня развития творческих способностей.

Во второй половине ХХ века мир вступил в новую эпоху, дорогу к которой
проложило бурное развитие техники. Ее развитие, обеспечивающее коммуникации между
людьми, обусловило стремительное расширение средств массовой информации, причем с
развитием новых информационных технологий разнообразие выбора различных средств
массовой коммуникации и объем их потребления возрастают с огромной скоростью.
Следствием этого стала необходимость пристального анализа данной сферы деятельности
с позиций педагогики и психологии. Эта область педагогики получила название
«медиаобразование», которое «предусматривает методику проведения занятий,
основанную на проблемных, эвристических, игровых и др. продуктивных формах
обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления,
стимулирующих его творческие способности через непосредственное вовлечение в
творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ структуры медиатекста,
усвоение знаний о медиакультуре» [5]. Медиаобразование подразделяется на
факультативное, специальное и интегрированное. Оно имеет большие возможности для
развития творческих способностей учащихся; в нашем случае это интегрированное
медиаобразование на занятиях изобразительным искусством в педагогическом вузе.
В процессе обучения студенты постоянно используют различные медиатексты.
Медиатекст – это «сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья,
телепередача, видеоклип, фильм и т. д.)» [6, 28]. Однако довольно часто собранная
студентами из различных медиатекстов информация не систематизирована,
противоречива, и не обработана.
Во время занятий изобразительным искусством преподаватель сталкивается с тем,
что студенты воспринимают знания поверхностно, у них не развито критическое
отношение к получаемой информации и они не могут сделать анализ какого-либо
медиатекста, будь то репродукция, фотография или статья, то есть имеют низкий уровень
медиакомпетентности.
Для повышения уровня медиакомпетентности студентов необходимо следовать
задачам медиаобразования, а именно «обучить грамотно «читать» медиатекст; развить
способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развить
самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического
чувства; интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в
процессе восприятия, анализа и творческой деятельности и др.» [6, 16].
Современный студент находится в стихийном информационном пространстве,
пресыщенном разнообразными медиа. Фотоаппарат сегодня – одна из востребованных
вещей у молодежи. Камерой пользуется большая аудитория – от школьников до взрослых.
Молодежь увлекается фотографией, видя в ней способ самовыражения, раскрывает свое
видение мира. Фотография – это креатив, это бесконечный поиск идей. Но большинство
считает процесс создания фотографии простым. Отсюда сотни тысяч однотипных,
безыдейных снимков, совершенно лишенных момента творчества. А ведь творческие
способности – это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на
привычные и повседневные вещи или задачи.
Рассматривая процесс художественного творчества с помощью системного
подхода, можно выделить несколько уровней:
«Первый уровень – исследование процесса создания отдельно взятого
произведения с той точки зрения, которая раскрывает целеустремленность процесса к
«фокусу», к определенной цели, к разрешению проблемной ситуации, находящейся в
основе творческого замысла.
Следующий уровень – изучение процесса создания произведений данного автора в
их единстве. При этом оказывается возможность судить о характере творческого процесса
определенного художника в целом.
Более высокий (с точки зрения системной методологии) уровень этой иерархии –
сравнительный анализ процессов творчества различных художников по определенным
признакам, то есть анализ типологии творческих процессов» [2, 15].
Иная возможность системного подхода – это изучение художественного мышления
как процесса творчества. Здесь мы исходим из трактовки художественного мышления
«как мировоззрения и индивидуальной художественной системы творца в их неразрывном
взаимодействии, в движении, а не только в выкристаллизовавшихся принципах,
определяемых понятием «творческого метода» и реализованных в отдельных
произведениях». [2, 15–16].
Развитие творческих способностей требует сочетания множества условий и
факторов, главный из которых – присутствие творческой доминантной цели, которая
реализуется при наличии необходимых качеств: познания, владения интеллектуальными,
творческими и физическими двигательными навыками. Одно из необходимых условий
для развития творческих способностей – разнообразие форм и видов деятельности
человека. Искусство воспитывает творческое начало, и в этой своей функции оно ничем
не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке
творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных
элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
Творческие способности – это в первую очередь способность человека находить
особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи.
В отечественной психологии ведущим остается определение творческих
способностей Б. М. Теплова. Их основные признаки:
1) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от
другого;
2) особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности
или нескольких видов деятельности;
3) особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но
которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков [4].
Отдельные аспекты фотографии как вида искусства проявляются в выборе цвета,
художественного стиля, жанра, изобразительного языка, специфических приёмов
обработки фотоматериалов, личностного отношения фотографа к создаваемому
произведению.
В фотографии ярко выражается как присутствие, так и отсутствие художественного
стиля. Натуралистически и документально отснятый кадр будет демонстрировать все
мелочи и детали, вошедшие в пространство объектива. Это будет неорганизованный хаос
видения. Если же подобный снимок сделать под углом авторского видения,
художественно, оформить стилистически, то получится совсем другая работа.
Обучая созданию и использованию художественной фотографии, мы одновременно
решаем одни из важных задач медиаобразования – развитие креативности, умение
критически относиться к любой продукции медиа, следствием чего будет развитие умения
определять подлинные произведения искусства.
Творчество студентов во время занятий интегрированным медиаобразованием
можно разделить на два вида [1, 14]: 1) выполнение заданий, направленных на
осмысление, закрепление знаний о выразительных средствах, возможностях, языке медиа;
2) деятельность, направленная на создание своего произведения средствами различных
медиа (в нашем случае – фотографии). В первом случае студентам предлагаются задания
по раскадровке репродукций картины, кадрирование пространства с целью выражения
какой-то темы, а также подбор комментариев к ряду фотографий, написание реплик. Ко
второму виду творческой деятельности мы относим задания, направленные на создание
готового произведения средствами того или иного меда.
В развитии творческих способностей студентов на занятиях изобразительным
искусством средствами интегрированного медиаобразования мы используем различные
медиа. Огромные возможности здесь имеет художественная фотография, которую можно
использовать в разных видах деятельности: создании презентаций, фотоколлажей,
стенгазет и т. д.
Технология создания презентаций об известных живописных полотнах и рисунках
такова. Вначале идет выбор произведения искусства, его зрительное созерцание.
Студенты пытаются понять мысль автора, находят, какими изобразительными средствами
она достигнута. Затем они вспоминают движение взгляда по полотну, какие детали
произведения явились композиционным центром, какие детали его выделяют. На
следующем этапе делаются последовательные фотографии всего произведения и его
частей, учитывая такую композицию кадра, которая бы подчеркивала то, о чём пытается
рассказать фотограф. Каждое фото должно отвечать на следующие вопросы: «Что меня
взволновало? Что способствовало возникновению этого чувства? Что пытался передать
художник своим произведением, какие чувства он при этом испытывал?» Здесь мы
используем метод «экранизирования», предложенный Ю. Н. Усовым [7], смысл которого
в том, чтобы сделать монтажную запись фильма о каком-либо живописном полотне, в
нашем случае – ряд слайдов. В результате студент получает навык работы фотокамерой,
начинает лучше разбираться в узких терминах – кадр, ракурс, план, тональность снимка
и т. д.
Создание подобных презентаций способствует развитию умения аналитически
подходить к пониманию произведений искусств, вырабатывает способность смело
высказывать собственное мнение.
В основе создания фотофильма лежит принцип кадрирования, который
используется в презентации: из отдельных кадров (в данном случае фотографий)
создается целостный сюжет.
Технология подобных занятий была предложена Л. М. Баженовой в 2004 году [1,
16]. Материал фотофильма может быть различным. В первом случае студентам
предлагается на основе уже готовых фотографий создать сценарий фотофильма на
определенную тему: например, «Творческий путь Серова». Для этого ими осуществляется
отбор необходимых снимков, на которых должна прослеживаться динамика событий,
единое стилистическое решение. Кроме того, каждому снимку дается пояснение. Во
втором варианте предлагается снять фотографии к фотофильму: например, «Экскурсия в
музее». В процессе работы над таким фотофильмом студенты выбирают масштаб
изображения (план), ракурс, осуществляют выборку фотографий, которые наиболее полно
раскрывают сюжет, монтируют снимки и дают пояснения. Для того чтобы
продемонстрировать фотофильм, можно наклеить снимки на длинную ленту, внизу
каждого снимка поместить надпись, при этом студентами используются знания,
полученные на занятиях станковой графики: умение скомпоновать текст, подобрать
шрифт, его масштаб.
Активно используются нами и медиаобразовательные возможности фотоколлажа
(произвольной комбинации нескольких различных либо сходных по тематике
изображений в пределах одной фотографии).
Технология проведения занятия следующая. Студентам дается задание на
определенную тему, которых может быть несколько (в группах) либо одна. На первом
этапе подбираются необходимые фотографии, которые должны быть в одном стилевом
решении. Второй этап – компоновка фотографий в выбранном формате. Она происходит с
учетом всех композиционных законов, которые были изучены студентами на занятиях
композицией: размещение главного на втором плане, выделение его цветом, тоном,
масштабом. Создание фотоколлажа, обработка фотографий происходят в графической
программе Photoshop, которую изучают на занятиях компьютерной графики.
Интересны занятия, когда аудитории дается только одна тема. В этом случае можно
проследить то, как по-разному воспринимается одно и то же событие, какими
разнообразными средствами и приемами его можно показать. Здесь развивается
индивидуальное, творческое мышление, происходит отказ от шаблонов и стереотипов.
На своих занятиях мы также используем стенгазету. Выпуск стенгазеты имеет
схожие задачи, которые выдвигаются нами в заданиях по созданию фотоколлажей.
Стенгазеты чаще всего выполняются ручным способом – рисованные, аппликационные.
Но их создание намного сложнее, так как необходимо учитывать композиционное
размещение текстовой части, выбор шрифта, его размер и цвет, заполнение пустого
пространства фотографиями. Наиболее удобные формы – коллективная и групповая. Здесь
идет подбор необходимой информации из различных источников, с последующей ее
обработкой, с выделением главной, с выдвижением своего отношения к поставленной
проблеме. При выполнении стенгазеты решаются такие задачи медиаобразования, как
умение работать с текстом, умение обрабатывать полученную информацию из различных
источников, выдвигать собственное к ней отношение.
Художественная фотография – это возможность диалога между зрителем и
фотографом. Фотограф, как художник, рисующий картину, хочет что-то сказать зрителю.
Создание художественных фотографий предполагает переживание красоты, гармонии,
чувство наслаждения, эффект личностно-воспитательного воздействия. К созданию
художественной фотографии студенты подходят с учетом всех знаний, которые они
получили на занятиях композицией и живописью. «Само видение мира «в кадре»
представляет собой наследие живописи, так как рамка картины – это первое кадрирование
действительности в истории культуры. Ракурс и построение перспективы, законы
диагонального и золотого сечения, распределение света и светотени», – все это пришло из
традиционных видов искусства» [3].
Конечно, в студенческой аудитории трудно создать профессиональную
художественную фотографию, но даже цифровым фотоаппаратом можно сделать снимок,
в котором бы выражались переживание прекрасного, попытка выразить свое отношение к
мимолетности сюжета, стилевое решение. Например, интересной будет серия снимков на
тему «Архитектура нашего города», материал которой может использоваться как
наглядное пособие на занятиях, где медийный материал будет подготовлен не
преподавателем, а студентом. Для представления зрительного ряда студенты готовят
порядок показа снимков и дают ему комментарий.
Выводы
Современный студент находится в стихийном информационном пространстве,
однако не в состоянии критически подходить к получаемой информации. Для того чтобы
повысить уровень медиакомпетентности студентов, необходимо развивать их способности
к восприятию и аргументированной оценке получаемой информации, обучать грамотному
«чтению» медиатекста; развивать самостоятельность суждений, аналитического
мышления, предпочтений, художественного восприятия.
Умение широко смотреть на поставленные задачи, видеть множество решений
одного и того же вопроса является одним из важным в развитии творческих способностей.
Занятия интегрированным медиаобразованием позволяют стимулировать творческие
способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность. Занятия
интегрированным медиаобразованием помогают студентам не только закреплять
полученные знания о выразительных средствах и языке медиа, но также способствует
совершенствованию восприятия. На занятиях изобразительным искусством фотография
имеет широкие возможности для использования при создании фотоколлажей, стенгазет,
презентаций. Происходит расширение привычных границ ее использования, студенты
учатся мыслить креативно, у них возникает больше интересных идей, следствием чего
является повышение уровня развития творческих способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баженова Л. М. Медиаобразование школьника (1–4 классы). Пособие для учителя. – М.:
Изд-во Российской академии образования, 2004. – 55 с.
2. Психология процессов художественного творчества / Под ред. Б. С. Мейлаха,
Н. А. Хренова. – Л.: Наука, 1980. 284 с.
3. Спичкин А. В. Что такое медиаобразование: Книга для учителя. Курган: 1999.
4. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с. 9–20. Режим доступа
http://www.intelligence.su/lib/00060.htm.
5. Федоров А.В. Медиаобразование в контексте «диалога культур» // Школьные технологии.
2003. № 3. С.122–126.
6. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике,
медиаграмотности, медиакомпетенции. Таганрог: изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 64 с.
7. Усов Ю. Н. В мире экранных искусств. М.: SvR-Аргус,. 1995.