РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ЮВЕЛИРНЫМ ИСКУССТВОМ

Голубева Мария Александровна (1), Смирнова Наталья Борисовна (2)

(1) студентка VI курса, направление подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование магистерская программа «Декоративно-прикладное искусство в системе непрерывного художественного образования» факультета художественного и музыкального образования ФГБОУВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», Чебоксары

(2) доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой ИИ и МеП ФГБОУВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», Чебоксары

Аннотация: 
В данной статье проанализированы основные методы и подходы развития творческого мышления; сформулированы виды условий, необходимые для его развития; на основании приведенных примеров сформулированы основные условия развития творческого мышления.

Развитие творческого мышления является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Учитывая потребности современного общества, возрастает необходимость взращивать и воспитывать поколение, способное на решение нестандартных задач, умеющее находить неординарный, креативный подход к тому или иному вопросу.  Ставя перед собой задачу на реализацию развития творческого мышления, творческих способностей и творческого потенциала, мы обеспечиваем успешную интеграцию учащегося в общество. Следовательно, одной из главнейших и социально значимых задач современной образовательной системы является развитие творческой личности в процессе воспитания и обучения.

Творчески развитая личность наиболее востребована во многих сферах современной жизни, не только в сфере искусства, но и в педагогике, психологии, науке. Человек, склонный к творческому мышлению, способен не только создавать новые продукты и принимать нестандартные решения, но и модернизировать ранее существующие методы решения поставленных задач.

Используя современные методики и технологии обучения, мы можем успешно реализовывать развитие творческого потенциала, открывать способности детей,  содействовать их успешному освоению материала. Поэтому,  нашей основной задачей становится, непосредственное, развитие в детях творческого потенциала, используя все средства новейших технологий и педагогических разработок. Необходимо учитывать и педагогические условия комфортного развития творческого мышления детей. 

Творчество – это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, или итог создания объективно нового. Основная отличительная черта творческой деятельности–качественная новизна продукта деятельности [4, 239].

Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи [6, 74].

Занятия ювелирным искусством открывают огромный потенциал для преподавателя по реализации успешного развития творческого мышления. Многообразие материалов и техник исполнения позволяют учащемуся создавать проекты изделий, знакомясь с великими мастерами и их работами, окунуться в историю данного вида декоративно-прикладного искусства, открыть в себе новые грани таланта, способности и расширить потенциал.

Для наиболее эффективного развития творческого мышления в процессе занятий ювелирным искусством применяются информационно-коммуникативные технологии, которые позволяют проводить онлайн конференции, экскурсии, интегрированные уроки. С легкостью преподаватель проводит презентации, показывает образцы, используя выход в интернет. На практике, применение данных видов информационно-коммуникативных технологий позволяет привлечь внимание, вызвать  интерес учащихся к занятиям, повысить посещаемость, запустить процесс творческого мышления и реализацию его развития. Учащиеся с большим энтузиазмом включаются в работу, готовят собственные презентации, создают проекты ювелирных изделий. Такая работа охватывает и такие аспекты, как развитие художественного вкуса, чувства меры и стиля, эстетического начала, фантазии.

Применение наглядных материалов, посещение выставок, проведение и посещение мастер-классов – все это позволяет привлечь учащихся к творческой работе.

Любое выполнение задания – это творческий процесс, и, как следствие, процесс творческого мышления. Знакомясь на уроках с новым материалом, выполняя задания, происходит развитие творческого мышления и обогащение творческого потенциала.

Работа по развитию творческого мышления на занятиях ювелирным искусством проводится в несколько этапов. Самым первым является знакомство с данным видом декоративно-прикладного искусства, где учащиеся изучают историю, виды ювелирного искусства, техники исполнения. Знакомятся с мастерами и их работами. Выполняют первый и самый простейший эскиз на примере увиденного.

Второй этап – это посещение выставок и мастер - классов, проведение семинаров, посещение других учебных заведений, специализирующихся в данной сфере искусства. Здесь учащиеся реализуют первые мысли и задумки, определяются с выбором проекта изделия, техникой, готовят эскизы и предлагают свои презентации и рефераты. Каждый учащийся выбирает собственную технику исполнения, металл, применение драгоценных камней или декоративных эмалей (горячих и холодных), обсуждая на занятиях с преподавателем свои идеи и наброски. По итогам данного этапа учащийся полностью определяется с выполнением проекта.

Заключительным этапом является выполнение проекта ювелирного изделия, или же комплекта ювелирных изделий, учитывая ранее проведенную научно-исследовательскую и практическую работу. В условиях современной рыночной экономики требуется создание нестандартных, креативных, новейших изделий. В работе над эскизами учащиеся нацелены именно на данный аспект. Решая данную проблему, им необходимо представлять эскизы, полностью отличающиеся от тех, что они видят в книгах и интернете. Такая работа невольно раскрывает творческое мышление, развивает его, по средствам поиска новых решений. Создаются новые формы, сочетания элементов, применяется разнообразие техник, используются драгоценные камни. Широкий спектр технических возможностей позволяет полноценно работать творчески.

По окончании всех этапов проводится выставка работ первого и последнего этапов с представлением промежуточных эскизов-набросков. Данный вид контрольно-оценочной системы позволяет проследить, насколько эффективно учащиеся освоили данный вид декоративно-прикладного искусства, установить уровень овладения техниками исполнения, выявить прогресс в работе творческого мышления.

Такая работа позволяет успешно реализовывать процесс развития творческого мышления, творческих способностей, а также расширить кругозор, раскрыть творческий потенциал учащихся, дать возможность самостоятельного принятия решения и оценки себя, как будущего специалиста.

 

1.  Блонский П.П. – Память и мышление (2001) Спб.: Питер, 2001.

2.     Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности « Педагогика» / В.И. Андреев – Казань: Изд-во Казан. у. – 1998 – Кн. 2 / Казан. гос. ун-т., Поволж. Отделение РАО. – 1998.

3.     Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Изд. 2-е. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008.

4.     Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий. , 2000.

5.     Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.

6.     Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Издательство политической литературы, 1976.