Развитие творческого подхода к проектированию авторских коллекций у студентов кафедры «Ювелирное искусство»

Дронов Дмитрий Сергеевич

Заведующий кафедрой «Ювелирное искусство» Высшей Школы народных искусств, аспирант Института художественного образования РАО 
 

Аннотация: 
В статье раскрыта специфика учебных программ, направленных на развитие творческого подхода к проектированию авторских коллекций у студентов кафедры «Ювелирное искусство».

Особенность педагогических подходов при разработке учебных программ по дисциплинам «Специальная композиция», «Проектирование ювелирных изделий» и «Мастерство», разработанных на кафедре «Ювелирное искусство» в Высшей школе народных искусств нацелены на развитие творческого мышления студентов и совершенствование ранее приобретенных умений и навыков работать с металлом и ювелирными вставками. Работа над заданиями проходит разные этапы.
Начинается программа с простых, но значимых заданий. Аналогичные проекты разрабатывались в среднем профессиональном учебном заведении. Хотя учебная тема может быть сформулирована одинаково в программе для среднего и высшего учебного заведения, на высшей ступени она значительно отличается по содержанию. Немаловажную роль в выполнении задания играет внимательное изучение предметов различных видов декоративно-прикладного искусства, посещение выставок, музеев, необходимые и направляющие подсказки преподавателя. Вся предварительная, подготовительная работа в немалой степени будет помогать при воплощении композиционного замысла, подтолкнет к наиболее верному и удачному решению. При выполнении проекта студент должен задуматься о дальнейшем выполнении композиции в материале. Он постоянно имеет в виду то, как связать технические особенности исполнения мотива в материале с передачей их на бумаге при помощи акварельной краски. Наглядные материалы, используемые на уроках проектирования, помогают студентам, познакомившись с другими работами, расширить свои представления о ювелирном искусстве. Опираясь на наглядные материалы, студенты получают стимул к формированию новых идей, проектов, в которых проявляется богатство их фантазии. Наглядные материалы служат для них примером того, какой должна быть их работа, направляют их по правильному пути. Работая над проектами, студенту нужно обратить внимание на индивидуальность подхода, творческое решение, техничность исполнения, передачу выразительности и яркой образности декоративно-прикладного объекта. В комплексе всех вышеперечисленных и целенаправленных упражнений, проводимых в едином комплексе с теоретической частью, развивается зрительная память и воображение студента, тем самым совершенствуются профессиональные качества будущего художника в композиторском творчестве, в исполнительском мастерстве, расширяется область научно-эстетических познаний художника-ювелира.
Цели, которые мы преследуем в учебных заданиях, можно определить как изучение предметов различных видов традиционных декоративно-прикладного искусства с целью интерпретации в ювелирном деле для дальнейшего расширения и роста профессионального мастерства; совершенствование умений решать оригинальные композиции с использованием орнаментов и мотивов из различных декоративно-прикладных областей. Задачи состоят в создании гармонии между мотивами и орнаментами из других областей декоративно-прикладных искусств и конструкцией ювелирного гарнитура, развитие навыков творческой интерпретации. Проектирование дипломного проекта является завершающим этапом работы студента в проектировании ювелирных композиций. Выбор темы проектирования определяется потребностью студента в поисках интересных, созвучных его личным устремлениям мотивов. Первоначальной и самой сложной задачей каждого задания является определение комплектности изделий, объединенных общей темой: их числа, формы и соотношение между собой. Тематика работы должна «направлять» композицию каждого отдельно взятого изделия и определять общее композиционное решение. Построение композиции комплекта зависит от личностных качеств
автора, от понимания им целей и задач проектирования, личного восприятия темы и оригинальности творческого замысла. В заключительном задании курса проектирования студент должен решать задачу осмысленно, исходя из общей палитры полученных знаний, умений и навыков. Задачи состоят в выборе темы, определении комплектности изделий и гармоничном решении композиционного проекта. Студент представляет изобразительный материал, характеризующий уровень его художественной подготовки, наличие потенциальных возможностей для успешного выполнения проекта композиции в материале. На протяжении выполнения этого задания разрабатываются убедительные варианты графических эскизов, собирается материал для серьезной, основательной индивидуально-творческой работы. Самостоятельное ведение творческого поиска дает опыт, помогающий приобрести новые знания, осуществлять на высоком уровне практическую профессиональную деятельность художника традиционного прикладного искусства. Одной из важнейших целей данного задания является подготовка обучающего с самостоятельной профессиональной деятельности. Преддипломное проектирование основывается на тех необходимых знаниях и навыках, которые приобретены студентами при выполнении предшествующих заданий. Перед обучающимися ставится задача разработать проект сложного ювелирного изделия для дальнейшего исполнения в материале на уроках мастерства. Для успешного выполнения проекта используется различный иллюстративный материал: фотографии, альбомы, журналы по ювелирному искусству, произведения художников-ювелиров, изделия народного декоративно-прикладного искусства. Дипломное проектирование ставит задачу подведения итогов пройденного за все годы обучения. На дипломное проектирование студенту предлагается выполнить проект комплекта, состоящего из двух ювелирных украшений. Выбор ассортимента комплекта ювелирных изделий — это выбор изделий из того ассортимента, проектирование которого студенты освоили за весь период обучения. Оценка качества изготовления ювелирного изделия изготовленного по собственному проекту должна исходить из следующей классификации:
Превосходное качество. Изделие является, по существу, идеальным во всех отношениях. Все поверхности полностью отполированы. Работа, дизайн, пропорции и художественное исполнение на мастерском уровне. Посадка камней совершенна. Какие-либо недостатки отсутствует.
Очень хорошее качество. Изделие может быть изготовлено любым методом. Произведено с достаточным вниманием к дизайну, пропорциям и художественному исполнению. Камни тщательно оправлены. Углы лапок креплений пропорциональны или единообразны, симметричны относительно всех элементов. Все поверхности отполированы. Отсутствуют признаки швов или припоя. Работа на уровне мастера. Изделие почти не имеет недостатков. Хорошее качество. Работа высокого качества. Хорошие дизайн и художественное исполнение, правильные пропорции. Хорошая полировка почти всех поверхностей. Хорошее закрепление камней. Посадка камней должна быть надежной, а камни должны располагаться на одном уровне допустима. легкая вариативность в линиях посадки каналов, кончиков крапанов или в отделке. Удовлетворительное качество. Можно также называть его производственным качеством.
Творчество обучающихся в профессиональных учебных заведениях анализировать достаточно просто, поскольку, как правило, материальное воплощение студентами профессиональных учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства собственной творческой идеи представляет собой выполненное вручную высококачественное изделие. Разработанные параметры оценки дипломных работ ювелиров учитывают: степень осознанности замысла; изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения, желательно с аргументацией со стороны учащихся; степень концентрированности выражения главной мысли — символические и гиперболические приемы и др.; соответствие композиционного решения технологичности выполнения в материале. Именно последний параметр одновременно легко проверяется на практике и играет огромную роль в воспитании чувства реальности выполнения изделия (а не просто создания прожектерского проекта), когда каждый учащийся в процессе воплощения в материале им же задуманного творческого решения проверяет технологичность и практичность своей идеи через собственный творческий ручной труд.