Развитие творческого воображения педагога дополнительного художественного образования: значение, методики, уровни

МАЛХАСЯН МАРИНЕ ВАНЬЕВНА

кандидат психологических наук, доцент, директор Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Москвы "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Ирида"

Аннотация: 
Статья посвящена проблеме развития творческого воображения педагога дополнительного художественного образования. Показано, что воображение неразрывно связано и с волевыми качествами личности, с саморазвитием. Описаны методики развития творческого воображения педагогов. Выделены уровни этого процесса.

Важнейшим условием раскрытия творческого потенциала педагогов является развитие творческого воображения. Обоснование этой позиции мы находим в трудах многих крупнейших ученых. Богатый материал по исследованию природы воображения содержится в трудах философов-эстетиков, разрабатывающих теорию искусства (Ф. Шиллер, М. Штирнер, Ф. Ницше и др.). В этих работах особое внимание уделяется таким ключевым понятиям, как образ, символ, миссия художника. Достаточно глубоко исследован педагогический аспект творческого воображения и в отечественной, и в зарубежной педагогике и психологии. Так, например, последователи теории (З. Фрейда, К.Г. Юнг, О. Ранк, П. Тиллих, К. Хорни и др.) раскрывали такую позитивную роль воображения, как потенциал самораскрытия, заложенный в нем. Воображая, человек осуществляет процесс «знакомства с Другим» и таким образом познает прежде закрытые аспекты собственной природы, существование которых никогда не ранее признавал. Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский обосновал ряд положений о значении воображения для осуществления человеком творческой деятельности. «В этом  смысле, - пишет ученый, - все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанном на этом воображении». Л.С. Выготским описан психологический механизм творческого воображения. Этот механизм включает в себя выделение отдельных элементов предмета, их изменение (например, преувеличение, преуменьшение), соединение изменённых элементов в новые целостные образы, систематизацию этих образов и их «кристаллизацию» в предметном воплощении. «Муки творчества» связаны со стремлением образов воображения к воплощению. «Это и есть подлинная основа и движущее начало творчества», - пишет Л.С. Выготский [1]. Французским ученым Т. Рибо еще в начале ХХ века описаны три последовательные стадии развития воображения: 1) возраст, с которого начинается проявление воображения (раннее детство): игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире; 2) «критическая фаза неопределенной продолжительности», «момент кризиса». Как пишет ученый, на этой стадии происходит «антагонизм между чистою субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов, или другими словами – между неустойчивостью и устойчивостью ума»; 3) «воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку; но этого преобразования нельзя свести к единственной формуле». Ученый заключает (этот вывод очень важен для исследования развития творческого воображения педагогов), что у большинства взрослых творческое воображение приходит в упадок. «Лишь особенно богато одаренные воображением составляют исключение. Большинство мало-помалу входит в прозу практической жизни, хоронит мечты своей юности, считает любовь химерой, и проч. Это, однако лишь регресс, но не уничтожение, потому что творческое воображение не исчезает совершенно, ни у кого; оно делается только случайностью» [4, с. 132-140]. T. Рибо определяет творческое воображение как результат взаимодействия трех компонентов: умственной жизни, эмоционально-аффективной сферы и бессознательного. Следовательно, творческое воображение тесно связано со всеми проявлениями личности: с индивидуальными особенностями восприятия и мышления человека, со своеобразием его эмоций и чувств, с его интересами, способностями (А. Дистервег, Л.И. Анциферова, Л.Н. Куликов, А.И. Щерба и др.). Воображение неразрывно связано и с волевыми качествами личности, т.е. с основами процесса саморазвития, которое возможно лишь в процессе приобретения достаточного личного опыта творческой деятельности, при значительной затрате своих физических, психических и духовных ресурсов [2]. Существует несколько форм связи воображения с действительностью: - воображение всегда создаётся из пережитых человеком событий, то есть из прежнего опыта. Кроме того, творческая деятельность воображения зависит от прежнего опыта человека, и чем разнообразней опыт, тем богаче воображение; - воображение имеет направленность. То есть мы создаём цели и мотивы, которые преследует деятельность воображения. - воображение тесно взаимосвязано с эмоциями. Проследив связь воображения с действительностью, можно перечислить условия необходимые для начала творческого процесса: 1) Наличие достаточной предварительной информации. Необходимо понять сущность стоящей задачи, свободно владеть основными понятиями, знать основные характеристики интересующего вас объекта или явления. 2) Наличие эмоциональной заинтересованности в решении задачи. 3) Наличие сильного и управляемого воображения. Считается, что именно благодаря игре воображения, фантазии человек оказывается в состоянии расчленить и по-новому соединить приобретeнные и известные ранее данные. Исследования выявили типичные способы и приемы, которые используются для преобразования обычных объектов, фактов и явлений в новые и фантастические. Одним из основных приемов является комбинирование - сочетание имеющихся в опыте человека элементов в новые, более или менее необычные комбинации [3]. Проблема развития творческого воображения педагогов актуальна и тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности, в том числе и педагогической. Сила оригинальной, творческой мысли состоит в способности по-новому взглянуть на вещи [7]. Под независимостью мышления в первую очередь понимается в данном случае инициативность, т.е. способность сделать первый шаг в решении нестандартной задачи. Эта способность в свою очередь зависит от воображения, умения сформировать осознанное представление о чем-либо новом, ранее не встречавшемся в действительности. Творческое воображение педагога создает своеобразный фундамент для развития исследовательских умений, инициативности и активности, наблюдательности. Развитый уровень воображения означает, что педагог нестандартно мыслит, готов к поиску оригинальных подходов к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач. Развитое воображение позволяет эффективно бороться с так называемой психологической инерцией, т.е. привычкой к шаблонному мышлению (предварительная направленность мышления). В этом случае, как показывает практика, эффективна опора на такие формы заданий на тренингах и семинарах по развитию творческого воображения, как:  агглютинация - склеивание образа из разных частей (кентавр);  аналогия - отражение: образ похож на реально существующий предмет в природе;  акцентирование - заострение образа на какой-либо черте, детали (преуменьшение, преувеличение);  типизация - процесс разложения и соединения, в результате которых получается зримый образ (персонаж). Особенно важно, чтобы педагоги развили в себе способность «отпускать» воображение. Не случайно С.Л. Рубинштейн утверждал, что «само развитие творческого воображения обусловлено в какой-то мере техникой, и ее отсутствие или несовершенство, ее неадекватность творческим задачам художника... может сковать его воображение» [5, c. 206]. Важную роль в развитии творческого воображения играют: - увеличение запаса представлений, так как деятельность воображения может успешно протекать только на основе многочисленных и разнообразных представлений; - развитие способности мысленно сосредоточиваться на воображаемом объекте, видеть и слышать его внутренним зрением и слухом, представлять его себе не как-нибудь, не вообще, не приблизительно, а во всех деталях и подробностях; - развитие способности инициативного воображения. Необходимо руководить развитием воображения так, чтобы в процессе воображения всегда стояла определенная и ясная цель, чтобы результаты процесса воображения всегда проверялись практикой и контролировались постановкой вопросов: где, как, когда, почему, для чего и т. д. [3]; - систематическое упражнение способности воображения в процессе активной творческой работы. Не следует упускать ни одного случая, в котором могли бы с пользой применить свое творческое воображение. В результате такой активной работы воображение будет все более и более совершенствоваться.  Среди большого количества методик, приемов, технологий, подходов к развитию творческого воображения наиболее эффективной является, на наш взгляд, опора на обогащение коммуникативного, социального и эстетического опыта. Именно опыт в разных его видах помогает устранять негативные последствия доминирования латерального мышления. Значительным потенциалом в расширении опыта обладает чтение, так как в этот момент происходит активная визуализация вербальных образов. При развитии творческого воображения эффективна работа с ассоциациями [3]. Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, мы используем произвольное ассоциирование, что составляет основу мыслительного и творческого процессов. Среди них существующих методов особый интерес для развития творческого воображения существует несколько довольно доступных и просто реализуемых, в силу этого их можно активно использовать в процессе педагогических тренингов и семинаров: найти новую формулировку проблемы, задачи. Так, привычная тема педагогического совета (скажем, о профилактике низкой успеваемости учащихся) обретает неожиданные повороты, если, исходя из темы, ставятся вопросы, изменяющие привычное видение данной темы. Например, «Всегда ли низкая успеваемость является свидетельством недоработок педагогического коллектива», «Социальные факторы низкой успеваемости» и т.д. - Юмор - показатель развитости абстрактного мышления, поэтому не нужно бояться шуточных импровизаций педагогов. Еще одной эффективной методикой развития творческого воображения являются так называемые «творческие игры» (сюжетно-ролевые, интеллектуальные и др.) [6]. Среди творческих игр существует ряд широко известных с давних времен, такие, как «буриме», игры на отгадывание слов и т.д. Учеными также разработаны различные творческие задания на развитие воображения: «Создать образ (предмета, явления)», «Третий — лишний», «Составить предложение из трех слов», «Алгоритм конструирования оксюморона» и др. В ходе исследования были выделены три уровня развития творческого воображения педагогов:  начальный, при котором называются готовые, существующие материалы и явления;  воссоздающий, когда предлагаются предметы или явления, подвергшиеся воздействию человека; творческий, основанный на образном восприятии, который максимально отражает личное, субъективное отношение человека к называемому явлению. К сожалению, достаточно большое количество педагогов, участвовавших в эксперименте, продемонстрировали начальный уровень, который свидетельствует о бедном схематичном воображении. В своих творческих работах педагоги, находящиеся на этом уровне, не используют детали, дают схематичные описания, лишенные образного видения; В то же время педагоги, демонстрирующие высокий уровень развития творческого воображения, способны создавать законченные самостоятельные оригинальные работы, отражающие их общую высокую эрудицию, понимание задач и т.д. Таким образом, можно заключить, что развитое творческое воображение направляет педагогов дополнительного художественного образования на самостоятельное создание новых образов и идей, которые воплощаются в оригинальные продукты в различных формах педагогической деятельности (создание педагогических ситуаций, разработка методик, заданий, участие в проектах различной социально-культурной направленности, написание сценариев, выполнение самостоятельных творческих продуктов в различных техниках или видов искусства и т.д.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. 2. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. - М.: МГУ, 1989. 3. Малхасян М.В. Возможности и задачи развития творческого потенциала современного педагога дополнительного художественного образования // Гуманитарное пространство. Международный альманах. – 2014. Том 3. – № 4. – С. 557-564. 4. Малхасян М.В. Философско-мировозренческие позиции профессиональной деятельности педагога дополнительного художественного образования в современной социокультурной ситуации // Гуманитарное пространство. Международный альманах. – 2014. Том 3. – № 4. – С. 565-572. 5. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практич. Пособие. - Мн.: Харвест, 2003. 6. Рибо Т. Творческое воображение. СПб. Тип. Ю.Н.Эрлихъ, 1901. 7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. - СПб.: Питер, 2002. 8. Шрагина Л.И. Логика воображения. (2-е изд.) - М., Народное образование. 2001. 9. Энгельмейер П.К. Теория творчества. - М.:Терра-Книжный клуб, 2009.