ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 4, 2014
1
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DEVELOPING ENVIRONMENT OF A CHILD CARE AS A CONDITION
OF MODERNIZATION OF PRESCHOOL EDUCATION
САВЕНКОВА ЛЮБОВЬ ГРИГОРЬЕВНА
SAVENKOVA LYUOBOV GRIGOREVNA
Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.
Заместитель директора ФГНУ ИХО РАО, Москва
Doctor, professor, Vice. Director, Тhe Russian Academy of Education State Research Institute of Artistic Education
e-mail: lgbloknot@mail.ru
Ключевые слова: дошкольное образование, предметно-пространственная среда, социокультурная среда,
игровая среда, окружающая среда, природная среда, социальная среда, здоровье сберегающая среда, среда
обитания, полихудожественная среда, экологическая среда, гуманитарная среда, среда общения и
сотворчества.
Key words: preschool education, subject-spatial environment, sociocultural environment, environment,
environment, natural environment, social environment, health, saving the environment, habitat, poly-artistic
environment, ecological environment, humanitarian, environment, environment, communication and co-creation.
Аннотация: В статье раскрываются вопросы роли и значения в жизни ребенка организованного предметно-
пространственного окружения. Выделены проблемы: среда и предметная деятельность с детьми в реальном
пространстве; пространство и среда как условия формирования мировоззрения ребенка; пространство -
способ погружения ребенка в реальные действия в окружающем пространстве через искусство;
пространство и время – формы существования искусства и жизни.
Abstract: the article considers the questions of the role and importance in the life of the child organized by subjectspatial
environment. Selected issues: environment and business activities with children in the real space; space and
environment as the conditions of forming the worldview of the child; space - immersion of the child in real action in
the surrounding space through art; space and time are forms of existence of art and life.
В настоящей статье нет стремления раскрыть философские, научные проблемы
пространства и среды. Автором сделана попытка проанализировать и выделить узловые
факторы, которые связаны с вопросами роли и значения организованного предметно-
пространственного окружения ребенка в современном дошкольном образовательном
учреждении, основанного на всеобщности эстетического и культурособразного
образования [7].
Следует отметить, что рассматривать воспитание ребенка с позиций окружающей
среды естественно и закономерно. Это связано с формированием представления о
пространственной необъятности мира (в великом и малом), развитием ощущения
глубины, количества, пропорций, характера движения в разных пространствах, а также
приобретением и освоением целого ряда чувств.
Опираясь на это можно выделить такую позицию: “пространство, заполненное
множеством частиц, не ведет себя как инертное вместилище, а воздействует на них как
направляющая и передающая активная среда, внутри которой организуется это
множество” [2]. Взаимодействие человека и среды предполагает особые природные,
социальные и духовные взаимоотношения. Отсюда, для человека (маленького в
ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 4, 2014
2
особенности), “пространство вообще”, то есть пустое, не заполненное ничем просто не
существует. Человеку всегда необходимо видеть, ощущать его всеми своими чувствами.
Отсюда, все рассуждения о пространстве будут невольно ассоциироваться со средой.
Среда, по словам А. Раппопорта, исторически открыта: не теряя своей цельности, она
впитывает в себя исторические наслоения, пристройки и перестройки материала, она
тяготеет к природо-экологическим моделям бытия, она «хранит в себе образы разных
ступеней истории и имеет обнаруживаемую на самой поверхности генетическую память».
“Среда как категория современной эстетики тесно связана с жизненной основой бытия
искусства – в природном, социальном и психологическом смыслах” [3]. Продолжая
рассуждения Раппопорта, нельзя не обозначить и не подчеркнуть еще раз экологическую
особенность среды, “для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его
предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем
сохранение окружающей среды. Если природа необходима человеку для его
биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его “духовной
оседлости”, для его привязанности к родным местам, для его нравственной
самодисциплины и социальности». [1].
Сравнивая пространство с искусством, известный художник В. Фаворский, указывал,
что всякое реалистическое изображение в основе своей имеет предметно-
пространственную форму понимания действительности, в которой выражается
мировоззрение». «Предмет и пространство мы должны понимать очень широко. В
живописи и скульптуре – это вещи окружающей нас действительности, люди; в
архитектуре – это детальные архитектурные организмы, входящие в пространство
архитектуры как масштабные единицы, как представители человека (колоны, окна,
двери); в орнаменте – это метр; в литературе, с одной стороны, герой-человек и среда, с
другой – слово, речь, подлежащее и предложение” [6]. Разные отношения предмета к
пространству, по мнению В.Фаворского, и пространства к предмету, влияние их друг на
друга формируют и создают взаимно друг друга. Так, например, одна форма предмета
предполагает определенную форму пространства и, обратно, характер и форма
пространства подразумевает определенный предмет. «Предмет и пространство, как бы два
полюса, полярным напряжением создающие форму» [6].
Особое место имеет пространство в искусстве. Так П.Флоренский писал, что
«всякое искусство – это условие организация пространства». Основные категории
пространства искусства, по мнению А.В.Бакушинского, это, прежде всего,
пространственно - временные отношения. Ведь искусство зарождается и существует сразу
в нескольких предметно-пространственных средах.
ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 4, 2014
3
Анализ сказанного позволил выделить ряд смысловых значений пространства и среды,
важных в воспитании ребенка через искусство:
- среда исторической эпохи;
- пространство природы и среды жизни;
- среда общения человека (композитора, режиссера….) с людьми;
- предметно-пространственные представления (художника, писателя…),
- пространство и время творения художественного произведения;
- художественное пространство, которое возникает во время творчества;
- пространственное окружение и среда, в которой художник творит;
- пространства звука, цвета, света, движения и т.д.
Все это влияет на взгляды, мироощущение, мировосприятие как художника, так и
зрителя. Изолировать произведение искусства из среды - значит, быть необъективным по
отношению к творцу. Уже поэтому, упускать из поля зрения педагогики факт воздействия
на ребенка среды тем более недопустимо, потому что, по признанию ученых, период
детства наиболее чувствителен к воздействию среды: окружающей реальной и
воображаемой, среды прошлого, настоящего и будущего. Проявлять себя активно в той
среде, в которой он живет, в среде воображаемых образов для него так же естественно,
как пить и есть.
Соглашаясь с этим, была выстроена позиция на проблему пространства и среды в
системе педагогического освоения искусства с детьми в условиях дошкольного
образовательного учреждения. Во-первых, это среда и предметная деятельность с детьми
в реальном пространстве - наиболее естественный путь проникновения в суть любого
искусства, изобразительного, музыкального, танцевального, театрального в особенности.
Во-вторых, поскольку освоение искусства детьми невозможно без участия взрослого,
предлагается рассмотреть пространство и среду как условия формирования
художественного мировоззрения, используя смысловое значение внутренней формы
слова пространство как возможность “про – странство - вать” (пройти,
профантазировать, протанцевать, проиграть) по миру, по картине, по музыке, танцу,
поэзии. Его можно исследовать через цветовое ощущение, через свет, звуки, мелодию,
произношение слова, ощущение тишины, формы предмета, архитектурного пространства,
природного ландшафта. Тем самым пространство (среда) это способ погружения ребенка
в реальные действия в окружающем пространстве через искусство, что позволяет
развивать у детей пространство их воображения: широту воображения, широту и
разнообразие впечатлений, мыслей. В-третьих, упомянем и еще один важный аргумент,
высказанный В.Тасаловым, - пространство и время - это единственные формы, в
ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 4, 2014
4
которых строится жизнь и, стало быть, должно строиться искусство [4 ].
Ребенок с рождения ощущает на себе влияние среды, начиная с семьи: убранство
дома, предметы быта, утварь, одежда, а также атмосфера семьи, взаимоотношения в семье
и в коллективе детей, общение с взрослыми, семейные ценности. Другой важной стороной
является влияние окружающей архитектуры: детские учреждения, культурные объекты,
театры, кинотеатры, библиотеки, парки, игровые площадки и многое другое.
Представления о родном доме, его вещах, запахе, свете и цвете остаются в памяти
каждого человека на протяжении всей жизни. Сильный отпечаток в нашем сознании
вплоть до незначительных мелочей (уклад, нравы, традиции, заведенный порядок,
взаимоотношения детей, взрослых, взрослых и детей) оставляют и детские учреждения
(детский сад, школа). Все это в жизни ребенка имеет огромное значение и оказывает
сильнейшее влияние на всю его последующую жизнь (на развитие его психики, памяти,
эмоций, эстетической культуры). Именно среда формирует представление о “культурных
ценностях”; влияет на вкусы и предпочтения; развивает интеллект. Или, наоборот, она
развращает, обедняет, уродует психику человека, его вкусы и предпочтения. Можно
сказать, что воздействует она на растущего человека интегрировано и комплексно через
зрительные образы, слух, осязание, чувства, обоняние, движение. К сожалению, в отличие
от природных закономерностей, взаимодействие в социуме не всегда оправдано, не всегда
закономерно и чаще носит стихийный характер.
Следовательно, создание в детских образовательных учреждениях благодатной
образовательной среды является первоочередной задачей. Не случайно в официальных
документах, в том числе в Федеральном образовательном стандарте дошкольного
образования понятие «среда» встречается очень часто с разными акцентами, это:
- образовательная среда,
- предметно-пространственная среда,
- социокультурная среда,
- игровая среда,
- окружающая среда,
- природная среда,
- социальная среда,
- здоровье сберегающая среда,
- среда обитания,
Каждая из них имеет свое определенное значение и все они имеют место быть в
образовательной программе.
Помимо указанных выше, следует выделить и обосновать еще четыре, которые не
ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 4, 2014
5
предусотрены в Федеральном образовательном стандарте дошкольных образовательных
учреждений, но, на мой взгляд, являются определяющими в воспитании и развитии
будущего взрослого человека это:
- полихудожественная среда,
- экологическая среда(созданная культурой предков),
- гуманитарная среда,
- среда общения и сотворчества.
именно благодаря им возможно полноценное развитие у детей данных им природой
психических процессов – способности слышать и развитие музыкального слуха
(музыкальная деятельность), умения видеть – художественного восприятия окружающего
мира и произведений искуства (изобразительная деятельность), двигаться –
художественные движения и красивая осанка (танец), умение общаться и проявлять себя
(театральная деятельность). В целом, это связано с развитием умения мыслить образами,
фомировать творческое отношение к делу, раскрытие эмоционально-чувственную сферу
(все искусства вместе) потому как в дошкольный период в ребенка активно формируется
познавательная активность, его творческость и желание проявить себя в какой-либо
деятельности. Ребенок открыт к восприятию и деятельности в разных видах
художественного творчества, ему необходимо осваивать то жизненное пространство и
среду разносторонне, а не регламентировано с позиций «нужного и важного» - как считает
взрослый. В другой возрастной период возвращение к утраченной возможности,
например, в развитии музыкального слуха или коммуникативных способностей, которые
развиваются на театральной деятельности может быть потерян безвозвратно.
В следующей статье будет следана попытка дать краткую характеристику всем,
обозначенным выше «средам» и выделить базовые позиции, имеющие важное значение в
дошкольном образовании.
ЛИТЕРАТУРA
1. Лихачев Д.С. Книга беспокойств. – М.: Новости, 1991. С. 574
2. Мифы народов мира в 2 тт.-М., 1900. Т. 2 Пространство. с. 45 Раппопорт А. Стильи среда //Декоративное
искусство, 1989. С. 39-42
3. Тасалов В.И. Прометей или Орфей. Искусство технического века. М., 1967. С. 241
4. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. – М., 1998, 220 с.
5. Фаворский В.А. Воспоминания. Письма. Стенограммы. – М.: Книга, 1991. С. 286
6. Школяр Л.В., Слободчиков В.И., Кудрявцев В.Т. Культуросообразное образование: концептуальные
основания //Известия Российской академии образования, 2001, № 4, с. 4 – 46
7. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Сад детства. Новая модель дошкольного образования. – М.: Русское слово. –
175 с.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация:
В статье раскрываются вопросы роли и значения в жизни ребенка организованного предметно-
пространственного окружения. Выделены проблемы: среда и предметная деятельность с детьми в реальном
пространстве; пространство и среда как условия формирования мировоззрения ребенка; пространство -
способ погружения ребенка в реальные действия в окружающем пространстве через искусство;
пространство и время – формы существования искусства и жизни.