Важность и необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс». В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения» [1].
Российская образовательная система в сегодняшних условиях поэтапно проходит процесс своей модернизации в условиях внедрения зарубежных тенденций в образовании и позитивных образцов накопленного с течением времени отечественного опыта. Нарастающего воздействия активно развивающих новых технологий на особенности жизнедеятельности современного человека, возрастающих требований социума к подготовке будущих специалистов в различных областях деятельности, в том числе в области изобразительного искусства. В контексте происходящих преобразований проблема подготовки современного учителя является на сегодняшний день одной из важнейших социально-педагогических проблем. Ежегодно российская образовательная система предъявляет всѐ более жесткие и разносторонние требования к педагогической деятельности, которые возрастают при неизбежном возникновении рынка молодых специалистов, развития многоуровневого образования, внутригосударственной и международной аккредитации учебных заведений.
В контексте вышесказанного следует также заметить тот важный факт, что в условиях вступления мирового сообщества в информационное общество как качественно новый этап своего развития приобретает внедрение и активное использование компьютерных технологий в образовательный процесс общеобразовательных школ. В современной профессиональной деятельности специалисту практически в любой области необходимо обладать соответствующими навыками и умениями действия в условиях внедрения компьютерных технологий и овладевать новыми областями их применения, углублять и расширять обучение для получения обновляющихся знаний [2].
Исследование российских и зарубежных научно-практических источников по данной проблеме (Ю.М. Красильников, Н.Л. Селиванов, Т.В. Селиванова, О. А. Ческидова, Востриков; Гирина; Голицына; Григорьева; Корешков; Крайнова и др.) позволяет констатировать, что для успешного решения данных задач необходимо создание следующих условий в контексте функционирования образовательной системы в целом на ее общефедеральном уровне:
1. Учет изменения особенностей профессиональной деятельности в условиях информатизации общества при постановке целей и задач обучения.
2. Обеспечение преподавателей и учащихся школ открытым и удобным доступом к информационно-коммуникационным, в том числе компьютерным ресурсам всех видов, необходимым для успешного осуществления учебной и проектной деятельности.
3. Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных и творческих способностей школьников и творческого труда преподавателей.
4. Приведение в соответствие содержания учебных дисциплин с современным уровнем развития науки и техники в их предметной области, которое должно носить прогностический характер.
5. Осуществление регулярного мониторинга изменения характера практической и экспериментальной деятельности в предметной области учебных дисциплин в условиях развития информационно-коммуникационных, в том числе компьютерных, технологий.
6. Расширение содержание обучения учителей компьютерным технологиям путем включения аспектов человеческих связей и динамических действий в контексте конкретной профессиональной деятельности.
7. Гуманизация общего образования и воспитания с применением ИКТ.
8. Внедрение инновационных образовательных технологий в систему образования.
Вышеотмеченные тенденции накладывают свой определяющий отпечаток на систему высшего профессионального образования и систему повышения квалификации, предъявляя всѐ более высокие требования к качеству формирования соответствующих психолого-педагогических условий современной подготовки педагогов, уровню их профессиональных способностей, умений и навыков.
Одним из направлений теоретического обоснования авторского подхода к освоению информационно-коммуникационных технологий учителями изобразительного искусства является определение актуальности и профессиональной значимости этого процесса, а также его взаимосвязей с психологическими, творческими и техническими особенностями обучающихся педагогов.
С позиций нашего исследования одной из составляющих профессионального совершенствования педагогов является повышение уровня их творческого развития, чему, в свою очередь, значительно способствует освоение потенциала информационно-коммуникационных технологий в художественном образовании.
При разработке теоретических оснований педагогического подхода к профессиональному совершенствованию учителей изобразительного искусства были учтены положения концепции А.В. Бакушинского, которым сформулированы основные принципы художественно-творческого развития. Ученый подчеркивал, что система художественно-творческого развития должна опираться на имеющийся у учащихся опыт, исходить из их внутренних потребностей и интересов [3].
В соответствии с принципами развивающей деятельности освоение возможностей ИКТ носит творческий характер, поэтмоу и курс обучения художественно-графическому проектированию учителей изобразительного искусства должен полностью соответствовать признакам творческой деятельности как по содержанию учебного курса, так и по способу усвоения знаний и действий:
1) по результату: творчество характеризуется получением нового, ранее неизвестного качества, а не принципиально схожего с ранее полученным продукта (результата).
2) по способу (структуре) реализации: творчество неповторимо в своем пути движения к результату (неповторимость выступает либо как создание принципиально нового способа, либо как неповторимая комбинация известных приемов действия, либо как известная комбинация неизвестных приемов;
3) по значению: творческая деятельность выступает как непосредственный двигатель прогресса, определяющего качественно различные его ступени [4].
В структуре выделяемых профессиональных художественно-графических профессиональных умений и навыков учителей изобразительного искусства в рамках развивающего подхода, апробированного автором данного исследования, в первую очередь рассматривались дидактические, воспитательные способности и личностные качества учителя.
В связи с этим подчеркнем тот факт, что приведенные нами группы профессиональных умений и навыков не являются искусственно выделенными структурными единицами, поскольку тесно взаимодействуют в работе учителя изобразительного искусства, что является необходимым условием полноценного педагогического процесса. Важно отметить, тот факт, что реализация разработанного развивающего подхода к освоению ИКТ в процессе профессионального совершенствования учителей изобразительного искусства также основывалась на том положении, что художественно-графические профессиональные умения и навыки могут носить у педагога изобразительного искусства значимый характер только в том случае, когда у него имеются педагогические способности.
В данном контексте необходимым является рассмотрение целей и задач, реализуемых в рамках разработанного подхода.
Под целями нами подразумевались следующие составляющие:
– совершенствование профессиональных качеств, умений и навыков педагогов;
– развитие художественно-графических умений и навыков обучаемых как учителей изобразительного искусства;
– обучение использованию средств компьютерной графики, печатных и мультимедиа технологий, а также современных программных продуктов в данной области в предпрофессиональной и будущей профессиональной деятельности в контексте формирования их информационной компетентности;
– развитие художественно-эстетического вкуса обучаемых, их художественной и творческой культуры;
– развитие творческой и профессиональной самостоятельности педагогов;
– воспитание граждански устойчивой, социально адаптированной, инновационно компетентной личности, способной к самосовершенствованию и дальнейшему самообучению;
В контексте поставленных целей определялись следующие задачи:
– формирование практикоориентированных знаний, умений и навыков в области различных средств ИКТ, в частности – компьютерной графики и дизайна;
– комплексное ознакомление обучаемых с возможностями применения графических программ в художественном образовании.
– развитие педагогических способностей (гностический компонент),
– повышение художественного образовательного уровня учителей изобразительного искусства.
Исходя из целей и задач обучения мы определили знания, умения и навыки в области ИКТ, необходимые будущему учителю изобразительного искусства в практической педагогической деятельности.
1. Знание диапазона современных компьютерно-графических программ, имеющих возможность быть использованными в педагогической и изобразительной деятельности.
2. Знание назначения данных компьютерно-графических программ, их основных функций, возможностей применения в профессиональной деятельности) с учетом особенностей возрастного физического, психического развития контингента учащихся, гигиены труда – в частности, возможного действия средств компьютерной графики на характер мышления и поведения участников образовательного процесса в разных возрастных группах (какие программы будут использоваться самим педагогом, каким программам можно обучать детей, какие нужны для интенсификации образовательного процесса: наглядность и т. д.)
3. Умение применить средства компьютерно-графических программ в образовательном процессе, на этапе предъявления, усвоения, повторения и закрепления, промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения, на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и т. п., для организации самостоятельной работы учащихся; использования компьютера как доминирующего или вспомогательного средства обучения или в комбинации с другими средствами, а также для решения различных учебных задач (типовых, нетиповых). Умение комбинировать средства графических программ для достижения поставленных задач. Умение обслуживать аппаратные средства, подготовить к использованию. Умение предвидеть результат в процессе использования средств компьютерной графики, предотвращения непредвиденных обстоятельств в работе с техническими устройствами,
4. Умения и навыки работы в графических программах, обеспечивающие оперативность и эффективность их использования.
Определяя дидактические условия успешной реализации развивающего подхода к освоению ИКТ в процессе профессионального совершенствования учителей изобразительного искусства, основываясь на результатах проведенного теоретического анализа и собственном преподавательском опыте, мы исходили из предположения о том, что возможности ИКТ могут стать средством развития профессиональных умений учителя изобразительного искусства, в случае, если:
- учебная деятельность повышающих квалификацию педагогов будет организована с учетом психолого-педагогических условий профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства в соответствии с актуальными требованиями социума и уровнем развития научно-технического прогресса. При этом осуществляется формирование необходимых психолого-педагогических условий обучения и применения в процессе профессионального совершенствования учителя изобразительного искусства инновационных технологий в мотивационной, когнитивной, аффективной и поведенческой сферах личности, повышение уровня его познавательной и творческой самостоятельности; формирование специфических художественно-компьютерных особенностей труда учителя изобразительного искусства и использования компьютерных технологий в дальнейшей профессиональной деятельности.
- осуществляется создание необходимых дидактических условий, происходит обучение основ и закономерностей компьютерного проектирования, печатных и мультимедийных технологий с постепенным поэтапным переходом обучающего процесса к изучению электронных и печатных устройств, овладению компьютерными художественными и графическими программами, изучению закономерностей, видов и технологий современного дизайна, художественно-графическому конструированию и грамотному использованию теории цвета в современном художественно-компьютерном проектировании;
- учитываются личностно ориентированный, деятельностно-продуктивный и профессиональный подходы к обучению.
Остановимся на определении содержания данных условий более подробно. Освоение возможностей ИКТ в художественном образовании представляет собой процесс, соединяющий эстетику рисунка, живописи и композиции с техническими возможностями, поэтому при обучении важно поставить акцент на синтезе и взаимообогащении искусства и компьютерных, мультимедийных и печатных технологий с дисциплинами предметной подготовки. Такие связи, аккумулирующиеся на основе применения нового инструмента деятельности – прикладной графической программы, позволяют проходящим обучение педагогам актуализировать содержание областей знания, выделить существенное и главное, объем понятий, круг явлений, на которые распространяются данные понятия, связь с другими понятиями, определить способы их использования для решения практических задач, то есть способствуют активной интеллектуальной деятельности педагогов, что обеспечивает глубокое усвоение знаний, являющееся основой их творческого применения в профессиональной деятельности.
Учебные занятия в рамках реализации разработанного развивающего подхода к освоению возможностей ИКТ в процессе профессионального совершенствования носят приоритетно практический и самостоятельный характер и, соответственно, должны быть построены с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности педагогов, позволяющие каждому обучаемому выбирать наиболее подходящий для него темп освоения учебного материала с учетом подготовки, специфики восприятия, потребностей, что обеспечивает индивидуальный подход к личности в процессе обучения.
Кроме того, неотъемлемым компонентом организации занятий по освоению возможностей ИКТ с использованием сложных технических устройств (компьютеров) являются:
– условия, не создающие помехи восприятию, способствующие сохранению его устойчивости и концентрации; в данном случае такими условиями являются современные быстродействующие компьютеры и лицензированное программное обеспечение, находящееся в исправном техническом состоянии и постоянном обновлении.
– организация рабочего места с эргономично расположенными источниками информации и средствами (инструментами работы с ней);
– режим деятельности, сочетающий периоды активной работы обучаемых с информацией и отдых.
Благоприятными условиями реализации обучения компьютерным технологиям являются также и мотивация обучаемого: осознание цели деятельности, способность формулировать конкретный результат осуществляемой деятельности, адекватный ее содержанию, способам исполнения и реальным возможностям достижения; осознание значимости выполняемой деятельности; готовность к деятельности, обусловленная пониманием ее содержания, которые достигаются в процессе освоения средств компьютерной графики, где применение компьютера как инструмента профессиональной деятельности создает мотивацию со сдвигом на конечную цель, с осуществлением межпредметных связей [5].
Для достижения стабильных высоких результатов необходимо следовать принципам обучения. В связи с этим в основу реализации развивающего подхода к освоению ИКТ в процессе профессионального совершенствования были положены следующие принципы:
1. Принцип воспитания и всестороннего развития в процессе обучения – функционирует за счет многогранности использования программных средств в учебном процессе. С помощью программного обеспечения педагог решает дидактические задачи: присвоение знаний, формирование умений и навыков; развивающие задачи: совершенствование психических процессов, приобретение навыков творческой и исследовательской деятельности и воспитывающие задачи (формирование мировоззрения, нравственных качеств).
2. Принцип научности и посильной трудности обеспечивается методической частью программных средств и содержанием обучающих программ.
3. Принцип сознательности и творческой активности – реализуется по средствам использования в учебном процессе компьютеров и программного обеспечения, стимулирующего творческую активность.
4. Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления имеет особенно важное значение в отношении использования средств компьютерной графики в учебном процессе, поскольку графические программы являются средством обучения, назначение использования которых – совершенствование процесса обучения. За счет привлечения программных средств наибольшие изменения претерпевают наглядные методы. Любая работа обучаемого за компьютером будет наглядной, т. к. графические программы отображают на экране изучаемую информацию.
5. Принцип связи обучения с жизнью определяется межпредметными связями и связями с будущей профессиональной деятельностью. Принцип систематичности и системности, а также принцип перехода от обучения к самообразованию отражается в особенностях структурирования учебной информации, которые проявляются в содержании курса, разделенного на смысловые, взаимосвязанные блоки, с постепенным усложнением изучаемого материала и увеличении степени самостоятельности в процессе выполнения заданий.
Для наиболее эффективного результата опоры на разработанный подход в процессе повышения квалификации были использованы возможности двух педагогических направлений моделирования умственной деятельности обучаемых педагогов:
9
1. Направление, предполагающее активную мыслительную обработку новой информации (направленную на ее осмысление и понимание), предшествующую процессу запоминания, где в результате умозаключений формируются новые знания и включаются в общую систему знаний, которыми уже обладает студент. Это наиболее продуктивно для развития интеллектуальных и творческих способностей, поиска новой информации и формирования новых интеллектуальных умений, деятельности в нестандартных условиях или неожиданных обстоятельств, т. к. позволяет активизировать творческие возможности, расширить информационный диапазон, создать гибкую, вариативную систему знаний, а следовательно, будет способствовать развитию профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства для работы в современных динамичных условиях образовательной среды.
Реализовываться данное направление может через систему учебных заданий с известным конечным результатом, и набором базовых знаний по дисциплине, но с отсутствием предлагаемого алгоритма решения и неполной или отсутствующей промежуточной информацией. Однако отметим, что такое направление не продуктивно при формировании у педагогов общих основ знаний по изучаемой дисциплине, где первостепенное значение имеют стандартизация, единство и непротиворечивость базовых знаний и методов их применения из-за значительных затрат времени и усилий на поиск решения.
Поэтому на начальных этапах обучения, связанных с накоплением объемов информации, целесообразно применять направление, связанное с доминирующей ролью памяти. Примером такой информации при изучении интегрированных дисциплин могут быть основы изучения новых графических программ и базовая теория учебного курса.
2. Направление, связанное с изменением позиций этапов понимания и запоминания, при которой новая информация сначала запоминается как аналог уже имеющейся с утратой части информации, не соответствующей хранящейся в памяти, а затем обрабатывается и корректируется по существующим аналогиям. Понимание и осмысление такой информации происходит значительно быстрее, так как не связано с построением новообразований. Информация включается в систему понятий, суждений и умозаключений, которыми пользуется конкретный человек. Применение данного направления необходимо в качестве основополагающего этапа для дальнейшей активной интеллектуальной деятельности и может успешно реализовываться в процессе усвоения теоретических знаний (общие понятия о назначении и содержании графических программ), освоение способов действия (запуск, анализ интерфейса, настройка программы как средство анализа, манипуляция инструментами, использование функций программы).
10
Моделируя условия реализации развивающего подхода и планируя процесс освоения возможностей ИКТ на основе предложенных направлений активиазции умственной деятельности, мы также основывались на принципах разработки оптимальной структуры учебной информации.
1. Принцип минимизации – исключение из учебного материала всего, без чего учащиеся могут обойтись. Принцип актуален для изучения средств компьютерной графики в связи с огромным потоком электронной информации и инноваций в современных условиях. Во избежание противоречия между практически неограниченным объемом информации и конечным числом дискретных единиц усвоения объем информации должен быть необходимым и достаточным для выполнения обучаемым действий с объектом изучения в соответствии с целями обучения.
2. Принцип отражения объективно существующих связей, то есть акцентирование внимания обучаемых на объективно существующих связях в объекте и информации, о которых обязательно должна быть усвоена обучаемыми.
3. Принцип историзма – указывает на обеспечение соответствия структуры содержания учебной информации истории изучаемого объекта.
4. Принцип логичности: важность соблюдения логичности в изложении материала заключается в отражении каузальных связей между элементами объекта познания.
5. Принцип подчиненности – соблюдение иерархической структуры информации.
6. Принцип соответствия структуры учебной информации характеру практической деятельности, к которой готовится обучаемый: это изучение всех основных функций программы, которые будут использоваться в практической профессиональной деятельности.
7. Принцип соответствия структуры информации закономерностям познавательной деятельности (закономерностям восприятия, памяти, мышления), характеру практической деятельности.
Акцентирование внимания на развивающем потенциале освоения ИКТ в процессе профессионального совершенствования учителей изобразительного искусства связано с важнейшим теоретическим положением о том, что роль и значение художественного образования в современном обществе переоценить не возможно, так как «формирование художественной культуры, особенно в среде школьников и молодежи, является результатом не только существующего культурного обихода, включая технический уровень совокупности видов искусства (будь то искусство в древнем мире или в условиях современной индустрии и массовых средств коммуникации), но и результатом степени включенности человека в глобальные экологические культурогенные процессы» [6].
Таким образом, предметом анализа и синтеза обучающихся педагогов в рамках развивающего подхода к освоению возможностей ИКТ в процессе профессионального совершенствования становятся метаморфозы разработки полноценных предметных моделей в их дальнейшей профессиональной деятельности, что и представляет настоящую конечную цель процесса учения.
Развивающий подход к освоению возможностей ИКТ был сформирован нами таким образом, что погружение в компьютерную среду осуществлялось через художественную задачу с опорой на приобретенный ранее творческий опыт. Большое внимание при этом уделялось развитию художественных умений и знаний обучаемых в разных сферах компьютерного творчества и восприятия. В вышеназванном контексте, как показывает практика, у педагогов развиваются индивидуальные потребности применения возможностей компьютера в своей работе. Это определяется требованием современной системы образования появлению особого типа педагога, обладающего личностно ориентированными и культуросообразными педагогическими подходами в реализации изобразительного развития школьника.
Так, авторы концепции культуросообразного образования В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр определяют культурные средства развития, как «средства расширения индивидуального сознания, обогащения духовно-практических возможностей растущего человека» [7]. Исследователи связывают развитие личности в современных условиях с освоением ценностей культуры в ее индивидуальном опыте, что и является главной задачей педагогической работы учителя изобразительного искусства. В основу методической системы обучения при этом положен тот факт, что реализация содержания профессионального педагогического и художественного образования в процессе освоения ИКТ обеспечивает высокую профессиональную компетентность учителя, включающую: развитие проектного мышления через овладение методами исследования проектной ситуации, через решение задач и ее оценки; всестороннее изучение проектной проблемы методами стимулирования новых идей, аналогий, фантазии, инверсии, эмпатии, преобразования и пр.; решение проектной задачи через трансформацию, сокращение, добавление, расчленение и перестановку.
При создании современных прогрессивных методик авторы опираются на положения С. Пейперта о развивающем характере общения с компьютерными технологиями, которые предоставляют большой диапазон для выбора средств и форм создания творческих работ, осуществления разнообразных исследовательских проектах по проблематике изучения искусства и т.д., творческого развития личности.
Так, Т.В. Селиванова пишет: «ИКТ носят характер комплексного воздействия на зрителя, включая его эмоциональную сферу восприятия…, вовлекая пользователя в процесс активного взаимодействия с новой информационной средой» [5] В целом проведенный теоретический анализ работ, посвященных проблемам педагогической деятельности педагога художественного образования, доказывает, что важнейшим фактором профессионального совершенствования учителя изобразительного искусства является глубокое творческое освоение возможностей компьютерных технологий, которые представляют собой не вспомогательное средствo для проведения ряда технических операций, а источник развития профессионального потенциала и оптимизации образовательного процесса.
Новообразования, возникающие под влиянием компьютерных средств, переносятся в условия традиционного общения субъектов образовательного процесса: в частности, при работе с компьютерными технологиями повышается активность познающего субъекта, индивидуализируется процесс обучения, преодолеваются стереотипы авторитарного стиля взаимодействия педагога и ученика, стимулируется развитие личности обучаемого – самостоятельности его суждений, инициативности, мобильности, значительно усиливаются требования к точности формулировок, логичности и последовательности изложения, повышается значение рефлексии, что является профессионально важными характеристиками для педагогической деятельности.
Перенос умений и навыков работы в традиционную деятельность происходит с помощью аналогий и уподобления своей деятельности работе технического устройства. А использование возможностей компьютера в профессиональной деятельности в определенной мере облегчает работу учителя изобразительного искусства. В качестве преимуществ следует назвать удобство и наглядность изложения материала, легкость его перемещения, возможность быстро найти нужную информацию, показать изучаемый процесс или явление в динамике.
Использование ИКТ, таким образом, преобразует учебную деятельность, внося в нее четкость, эффективность, предсказуемость, освобождает образовательный процесс от рутинных операций и, как следствие, создает условия для развития личности, что в полной мере можно отнести и к процессам профессионального совершенствования учителей изобразительного искусства.
В связи с этим особое значение приобретает поддержка индивидуального творческого самовыражения проходящих обучение педагогов. Подчеркнем, что благоприятная психологическая обстановка при освоении средств ИКТ обеспечивается обработкой графической информации с учетом индивидуальных особенностей восприятия каждого педагога, что позволяет снять напряженность при усвоении нового материала, стимулировать познавательную активность. Мощным стимулом активизации познавательной деятельности учителей изобразительного искусства является также осознание роли изучаемого предмета в достижении конечной цели. Как показывает опыт, большинство педагогов, как правило, осознает необходимость применения компьютера в своей профессиональной деятельности независимо от места и направления работы. Этот фактор формирует мотивацию к освоению возможностей ИКТ в художественном образовании.
Список литературы и сноски
[1]. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000. – 168 с.
[2]. Чернышева Е.И. Содержание графической подготовки учителя изобразительного искусства и черчения в условиях многоуровневой системы образования: Дисс. … канд. пед. наук. М., 200, с.12.
[3]. Бакушинский А. В. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды. – М.: Сов. художник, 1981. – 351 с.
[4]. Голованова М.М. Развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике: Дисс. … канд.пед.наук. – М., 2007, с.51.
[5]. Селиванова Т.В. Место и роль информационных и коммуникационных технологий в современном образовании // Сборник научных статей. Материалы Всероссийской конференции «Педагогика искусства – интеграция культуры в образование будущего учителя: юсовские чтения» (11–13 ноября 2009 г., Арзамас – Москва.
[6]. Юсов Б.П.. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». – М.: Компания Спутник +, 2004. – С.94.
[7]. Кудрявцев В. Т., В. И. Слободчиков, Школяр Л. В. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия Российской Академии Образования. – 2001. - № 4. – С. 4–46. – С.13.
1. Пейперт С. Сеймур Пейперт и образовательные технологии в Российской перспективе. – М.: «Марко-Пресс», 2001.
2. Петров Н.Н., Молочков В. П. Компьютерная графика. – СПб., 2003.
3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. – 2003.
4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский цент «Академия», 2007. – 368с.
5. Мехеева Е.В Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Проспект, 2009. – 144 с.
6. Харламова Т.М. Профессиональные способности учителя изобразительного искусства: структура, детерминанты, индивидуальные особенности проявления: Дисс. ... канд. психол.наук. – Пермь, 2003.
7. Селиванов Н.Л. Компьютерная педагогика. Концептуальные основы новой науки. // Педагогика искусства: сетевой журн. 2009, №4. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine.
8. Ческидова О.А. Применение ретроспективных методов и инновационных технологий на занятиях изобразительным искусством информационные и коммуникационные технологии в художественном образовании» (доклад на научных чтениях «Педагогика искусства: практика и теория», январь 2009 года, Институт художественного образования РАО, Москва).
9. Мокроусов С.И. Развитие профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в области компьютерного моделирования (в системе повышения квалификации). – Педагогика искусства: электронный научный журнал http://www.art-education.ru/AE-magazine/
10. Осин А.В. Модели образования на базе компьютерных технологий// Материалы Международного форума «Информатизация образования Казахстана: шаг в XXI век». – Алматы: РК, 2001.