Проблема творчества никогда еще не ставилась религиозно и не могла ставиться, ибо сама постановка этой проблемы есть уже переход к мировой религиозной эпохе творчества. Творческий экстаз – экстаз религиозный, путь творческого потрясения всего существа человечества – путь религиозный. Это новое, небывалое еще религиозное сознание, сознание творческой мировой эпохи.
Н.А. Бердяев
Духовность и нравственность всегда были мерилом здорового общества. Гениальный писатель-реалист XIX в. Ф.М. Достоевский писал, что «неверующее общество» очень легко можно «взять в свои руки» [4, 400]. Об этом часто размышляют не только герои романа «Бесы», но и «Братья Карамазовы»: «По-моему, и разрушать ничего не надо, а надо всего только разрушить в человечестве идею о Боге» [5].
Актуальность данной темы в сегодняшнее время бесспорна. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения стало общественно признанной необходимостью в современном мире. В нашей стране это подтверждается на самых высоких уровнях. Задача «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества» была поставлена в 2012 году Федеральному собранию президентом РФ В.В. Путиным. Трудно не согласиться с мнением главы государства: «Если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» [12].
Духовно-нравственная «канва» личности человека формируется переплетающимися нитями, создаваемыми религией, семьёй и системой образования. Сегодня в духовно-нравственном воспитании нового поколения важная роль выделяется образованию. Об этом судим со слов Святейшего Патриарха Кирилла: «Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире» [13].
Образование сегодня, всё быстрее и быстрее двигаясь по пути реформирования, к сотрудничеству привлекает различные социальные институты, среди которых почётное место занимает Московская Епархия Русской Православной Церкви. Министерство образования Московской области взаимодействует с Епархией четырнадцать лет [7]. Ведь формирование личностей людей – общее дело, в котором не может быть разных или противоречивых мнений. В подтверждение тому снова слова Святейшего Патриарха Кирилла: «В центре традиции – нравственные ценности. Все что угодно может быть изменено. Могут появиться разные взгляды на архитектуру, на живопись, на политическое устройство, но не может появиться разных взглядов на нравственность, потому что нравственность – не от человеков, она дана свыше» [14].
Схожей позиции придерживаются многие современники. Была близка она и выдающимся деятелям прошлого. Как пример, можно привести случай из жизни народного комиссара просвещения РСФСР (1917-1929 гг.) А.В. Луначарского. Однажды студент задал ему вопрос: «Что нужно для того, чтобы стать интеллигентным человеком». Он ответил: «Окончить три института». Собеседник заметил: «Это не просто, но всё же возможно». Анатолий Васильевич уточнил: «Нужно чтобы Вы окончили институт, Ваш отец окончил институт и Ваш дед окончил институт» [9].
Таком образом, в разные, даже очень не простые исторические периоды нашей страны, образованность человека никогда не измерялась лишь сумой знаний. Спустя почти столетие Святейший Патриарх Кирилл на открытии Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации сказал: «Образованный человек – не просто специалист, но и личность, обладающая богатым внутренним миром. Образование не только дает компетенции – оно помогает человеку быть счастливым в том случае, если является не только техническим процессом получения знаний, но и духовным и нравственным возрастанием. А это, конечно, связано с воспитательной функцией школы» [14].
Существующая система образования обращалась к духовным сферам еще на заре своего развития. Духовно-нравственные ценности были основой учения чешского педагога-новатора Я.А. Коменского. По мнению великого учёного вера неотъемлема от становления личности ребенка, что нашло свое отражение в «Материнской школе» [8, 17].
Схожего мнения придерживается и современная наука. Доктор педагогических наук, И.П. Подласый, утверждает, что «воспитанный человек отличается от невоспитанного лишь одной, но главнейшей особенностью, - духовностью. Определяющей характеристикой человека воспитанного есть надлежащее развитие духовной жизни, сформированность духовной культуры» [11, 28.].
В современной педагогике духовно-нравственное воспитание личности гражданина России (с позиции автора Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина Российской Федерации) определяется как «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество» [3].
Концепция предлагает методы духовно-нравственного развития, среди которых выделяется интегративный метод: «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания» [3].
Среди источников духовности и нравственности, представленных в Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России, выделяем труд и творчество («уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость»), а также искусство и литературу («красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие») [3].
В том, что творчество (искусство) имеет огромную силу воздействия на человека (как творца, так и созидателя), формируют его и духовно, и нравственно были уверены величайшие умы человечества. Многие ставили сферу творческой деятельности во главе всех остальных. «Да знаете ли, знаете ли вы, что … без науки можно прожить человеку, без хлеба можно, без одной только красоты невозможно, ибо совсем нечего будет делать на свете! Вся тайна тут, вся история тут! Сама наука не простоит минуты без красоты» – утверждал Ф.М. Достоевский [4, 400 ]. Современная художественная педагогика в лице А.Ш. Мелик-Пашаева подтверждает: «Художественная культура – не украшение, без которого можно обойтись; не сфера обслуживания клиентов, даже не область самореализации отдельных особо одаренных людей (хотя и это тоже). Художественная культура – свойство и признак человековедческого способа существования» [10].
Русский философ XIX-XX вв. Н.А. Бердяев был убеждён, что творческая энергия человека имеет прямую зависимость от его веры в Бога: «Новая творческая жизнь не может двигаться ни вправо, ни влево по линии «мира», а лишь ввысь и вглубь по линии Духа» [1, 308]. В столь сложное для верующих людей время, его учение было революционным, потому что в нём наука не только не отрицала религию, а наоборот основывалась на ней. И вот прошли годы и современное общество, имея такой богатый культурно-научный опыт, уже не сомневается, что духовное развитие подрастающего поколения необходимо (если в будущем мы хотим получить людей – добрых, милосердных, отзывчивых, умеющих посочувствовать ближнему и порадоваться успехам других). А инструментом духовного развития часто является искусство.
Основываясь на педагогических традициях и теоретических разработках современной педагогической наук, осуществляем практическую реализацию духовно-нравственного воспитания школьников средствами изобразительного искусства.
Программный материал по предмету «Изобразительное искусство», предусматривающий освоение художественной культуры и искусства, осмысление ценности и значимости всемирного художественного наследия, создает благоприятную почву для формирования духовно-нравственных ориентиров школьников. Огромный опыт поколений, отраженный в произведениях искусства, помогает обучающимся в формировании жизненных ценностей, установок, идеалов, норм поведения и др. Уроки изобразительного искусства затрагивают проблемы добра и зла, внешней и внутренней красоты, вопросы жизненных ценностей (культурных, материальных и духовных).
Школьная выставка рисунков
Стандарты второго поколения предусматривают интеграцию урочной и внеурочной деятельности, в том числе и по изобразительному искусству (в рамках реализации общекультурного развития обучающихся). Главная задача внеурочной деятельности по изобразительному искусству состоит в расширении и углублении предметных знаний, полученных на уроках, (по основам изобразительной грамоты и истории искусств), формирование практических художественных умений и навыков, воспитание эстетической отзывчивости и художественного вкуса, формирование личностных качеств. Для решения этих задач в основной школе была организована изостудия «Ультрамарин».
Любую тему урока можно и нужно направлять в воспитательное русло. Но есть в программах темы, в которых духовно-нравственное воспитание находится, что называется, «на поверхности». К ним относятся: мифологический жанр, библейские сюжеты в изобразительном искусстве, историческая живопись. Изображение человека, тем более сюжетная композиция, является самым сложным в изучении изобразительного искусства. Обучающие должны освоить пропорции человеческого тела, правила изображения в статичном и динамичном положении фигуры человека, воспринимать, анализировать и создавать художественный образ, выбирать выразительные средства, создавать композицию, организовывать цветовое решение, выражать в работе эмоционально-ценностное отношение к проблеме, размышлять о месте человека в искусстве и жизни.
Искусству всегда отдавалась большая роль в очищении души человека. Ну а если произведения искусства созданы на религиозную тему, то их влияние конечно усиливается вдвойне. Опыт показывает, что дети очень трепетно относятся к таким рисункам. Работы данной тематике выполняются в канун больших церковных праздников. Всеобщая праздничная атмосфера в обществе создаёт определенный настрой. Но нельзя не заметить и энергии ребят, которая идёт из нутрии. Причём влияние такой духовно-творческой деятельности имеет двусторонний характер: обучающиеся создают художественно-творческие работы, которые имеют необыкновенное эмоциональное воздействие на самих творцов, передаются на их социальную среду. Успешная творческая деятельность обучающихся порождает дополнительную творческую энергию.
Рождественские праздники – это самые светлые и ожидаемые. В эти дни даже взрослые становятся немного детьми и все верят в чудеса. Для жителей г. п. Селятино (и, в частности, для обучающихся МАОУ Селятинской СОШ №1) третий год рождественское настроение продлевается замечательным конкурсом детского рисунка «Дорога к Храму», организатором которого является Храм Преподобного Серафима Саровского. Его значимость бесспорна. Тот факт, что участников конкурса с каждым годом всё больше, а уровень работ всё выше, говорит о том, что дети с большим удовольствием принимают участие, а некоторые выполняют даже несколько работ. А с какой душой и настроением создаются эти работы, без труда можно прочитать в каждом рисунке.
Арина, 14 лет Евгений, 14 лет Василиса, 15 лет
«Храм Пр. Серафима Саровского» «Дорога к Храму» «Рождество Христово»
В подарок для победителей Храм организовывает паломнические и культурные экскурсии. Наши юные художники посетили Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Саввино-Сторожевский монастырь, театр им. Н. Сац.
Выделим особенности организации художественно-творческой деятельности обучающихся, направленной на выполнение сюжетных композиций (в том числе на религиозную тематику, например рождественскую):
- выбор сюжета (для создания рождественской композиции ребята выбирают несколько направлений: иллюстрация библейского сюжета «Рождество Христово», интерпретации на тему «Рождественский ангел», изображение храмовой архитектуры, фантазии на тему «Чудеса в Рождественскую ночь», пейзажные композиции «Красота рождественской природы» (рождественское утро, рождественская ночь…);
- определение художественного эмоционально-ценностного смысла работы (рисунки должны обладать не только эстетичностью и художественной грамотностью, но и быть наполнены художественным смыслом, заложенным автором работы);
- выбор выразительных средств;
- создание набросков и эскизов, выбор оптимального варианта;
- создание художественного образа;
- композиционное и цветовое решение работы.
Под впечатление от конкурса «Дорога к Храму» обучающиеся вышли с предложением к организовать подобное мероприятие в Пасхальные праздники. Выполнение работ по данной теме является традиционным для изостудии «Ультрамарин» и ребята рады представить их более широкой публике. Данные работы выполняются в жанре натюрморт и пейзаж. Пейзажи ранней весны с изображениями веток вербы, капели, солнечного настроения хорошо передают атмосферу праздника. Но более выразительными получаются натюрморты.
Школьная выставка пасхального рисунка Варвара, 12 лет
Людмила, 11 лет Арина, 11 лет
Изучая натюрморт, школьник должен постичь такие понятия как изображение с натуры и по представлению, постановка, визирование, композиция, композиционный центр, первый и дальний план, пропорции, фактура, соотношение предметов, освещенность, цветовое решение работы и др.
Данный жанр очень символичен и также может способствовать духовному воспитанию. Исторически сложилось так, что в натюрморте часто изображали предметы, отражающие религиозный смысл и стремление человека к Богу. Эта традиция появилась еще в Средневековье. И когда в XVII века натюрморт выделился в отдельный жанр, она не потеряла своей актуальности. Рассматривая картины основателей натюрморта, голландских художников XVII в. В. Хеда и П. Класа, мы найдем символы причастия – чашу с вином (или виноград). Вспомним библейский сюжет о том, как Иисус накормил большое количество голодных несколькими рыбинами и хлебом. Хлеб и рыба в голландских натюрмортах – символ Христа. Часто изображаются цветы лилии или ириса – символ Богоматери.
Выполняя натюрморт на пасхальную тематику, обучающимся рекомендуем следовать этапам:
- зарисовки с натуры и по представлению символов пасхального праздника (кулича, пасхальных яиц, свечи, вербной ветки), что является подготовительным этапом;
- постановка натюрморта (или создание набросков и эскизов, выбор оптимального варианта, если натюрморт выполняется по представлению);
- определение художественного эмоционально-ценностного смысла работы;
- выбор выразительных средств;
- композиционное и цветовое решение работы.
Качество работ участников изостудии зависти также от общей организации занятий, которые отличаются: основой на имеющихся знаниях, умениях, навыках; созданием неформальной эмоционально-эстетической среды (применение музыки, литературы, фрагментов кино); созданием атмосферы открытости, сотворчества между участниками образовательного процесса: учитель и ученик, ученик-ученик (парты расставляются с учетом удобства в общении и творчестве); чередованием индивидуальных и коллективных форм художественно-творческой деятельности; поддержкой творческой инициативы, свободой выбора; отсутствием официальных оценок; уважением права на ошибку; присутствием словесных оценок в виде похвалы и коллективных обсуждений; лучшие работы принимают участие в выставках и конкурсах.
Участники конкурсов и выставок развивают в себе не только художественно-творческие способности. Подготовка к творческим состязаниям также направлена на формирование духовно-нравственных качеств. Умение побеждать и проигрывать необходимо воспитывать. В любом конкурсе его результатами доволен только один человек – победитель. Все остальные считают, что жюри было несправедливым. Ребят, ещё до итогов конкурсов, убеждаем, что самый главный результат – это творческий (рисунок, макет или другая художественно-творческая работа). В пример можно приводить истории из жизни великих людей. Так, когда-то испанского мореплавателя XV в. Х. Колумба попросили поделиться самыми приятными воспоминаниями об открытии им нового материка. И все ждали рассказа о том как он в подзорную трубу увидел на горизонте землю… Но путешественник сказал, что самое приятное это вспоминать трудности, выпавшие на их долю: штормы, болезни, которые косили моряков, бунт команды, которая готова была повернуть обратно… И всё это преодолели и пришли к свой цели. Вот это ощущение самое приятное. «О, будьте уверены, что Колумб был счастлив не тогда, когда открыл Америку, а когда открывал ее; будьте уверены, что самый высокий момент его счастья был, может быть, ровно за три дня до открытия Нового Света, когда бунтующий экипаж в отчаянии чуть не поворотил корабля в Европу, назад!» [6, С. 358].
Конкурсы рисунков на духовно-нравственные темы позволяют затронуть проблему человеческой зависти. Ведь если рисунок не занял призового места – это не значит, что он плохой. Просто чей-то чуть-чуть оказался лучше. И признать этот факт детям не просто. Очень важно научить детей радоваться не только своим успехам, но и поддержать в радости своих друзей, и ни в коем случае не завидовать. Конкурс на рождественскую тематику особенный в этом смысле. Атмосфера добра и взаимопонимания сопровождает всех участников на протяжении всех конкурсных этапов.
Таким образом, педагогическая практика подтверждает, что процесс духовно-нравственного воспитания в ходе изучения изобразительного искусства будет более результативным, если:
- преподавание каждой темы урока изобразительного искусства будет иметь воспитательную функцию: формирование мировоззрения, духовно-нравственных взглядов, идеалом, ценностей (духовных, моральных, материальных);
- реализовывается интеграция урочной и внеурочной художественно-творческой деятельности обучающихся;
- создаваться атмосфера радости творчества (своего и своих товарищей);
- в ходе организованной педагогом урочной и внеурочной художественно-творческой деятельности обучающихся будет происходить овладение художественной грамотностью и формироваться опыт передачи в работе художественного эмоционально-ценностного смысла.
Учитывая зарубежный и отечественный многолетний опыт, основанный на теории и практике художественного образования, опираясь на собственный художественно-педагогический опыт, подтверждаем положительное влияние изобразительного искусства на формирование духовно-нравственных качеств и мировоззрения школьников. Ведь как писал М. Горький: «Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!» [2, 6]. А украсить человека «изнутри» можно прибегая к помощи выразительных средств искусства. Особым инструментарием в этом вопросе владеет основная школа. Ведь именно в этот период активно формируется личность.
ЛИТЕРАТУРА
Бердяев Н. А. Смысл творчества: Философия творчества, культуры и искусства. – М.: АСТ, 2004. – 678 с.
Горький М. На дне. – М.: Проспект, 2013. – 66 с.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (извлечения) // Народное образование. – 2010. - № 1. – С.39-46.
Достоевский Ф. М. Бесы. // Собрание сочинений в 12 т. Т. 8. – Москва: Правда, 1982. – 460 с.
Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Собрание сочинений в 12 т. Т. 11. – Москва : Правда, 1982. – 623 с.
Достоевский Ф. М. Идиот // Собрание сочинений в 12 т. Т. 6. – Москва : Правда, 1982. – 367 с.
Духовно-нравственное воспитание [Электронный ресурс] // Министерство образования Московской области: сайт. 2016. 08 июля. – URL: http://mo.mosreg.ru/multimedia/novosti/glavnie/08-07-2016-18-09-36-dukhovno-nravstvennoe-vospitanie/ (дата обращения 14.07.2016).
Каменский Я.А. Материнская школа // Избранные педагогический сочинения. Т. 2. – М.: Учпедгиз, 1939. – 280 с.
Луначарский А.В. Об интеллигенции (Сборник статей). – М.: Красная новь, 1923. – 48 с.
Мелик-Пашаев А. Ш. Не расчеловечивать школу и общество // Искусство в школе. 2011. № 3. – С.7.
Подласый И.П. Педагогика. В 3-х книгах. Кн. 1: Общие основы. – М.: Владос, 2008. – 528 с.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 "Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" // Российская газета, № 287, 13.12.2012.
Святейший Патриарх Кирилл о духовно-нравственном воспитании молодежи [Электронный ресурс] // Московские Епархиальные ведомости: электронный журнал. – № 9-10. – 2009. – URL: http://www.mepar.ru/library/vedomosti/45/597/ (дата обращения 24.06.2016).
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь: официальный сайт Московского Патриархата. 2016. 29 янв. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4362065.html (дата обращения 24.06.2016).