РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» (часть 1)

Четверикова Галина Михайловна

доцент таганрогского института имени А. П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»

Аннотация: 
Статья содержит обоснование и теоретическое рассмотрение проблемы внедрения регионального компонента в предмет «Музыка». Поднимается вопрос о значимости региональной культуры в образовательной практике вуза и школы. Отмечено, что историческое и культурное региональное развитие заключают в себе мощный образовательный и воспитательный потенциал, совершенствование которого заключается в формировании деятельностного отношения к региональной культуре. Проблема реализации регионального компонента может быть решена путём обновления содержания музыкального образования в процессе использования современной детской музыки донских композиторов.

Одной из важных задач музыкальной педагогики является активное формирование вкусов и эстетических идеалов подрастающего поколения. В школьном образовательном процессе изучение культурного наследия родного края является первоосновой воспитания нравственно-патриотических чувств. Возможность внедрения регионального компонента в музыкально-образовательную систему способствует приобщению подрастающего поколения к историческому и культурному достоянию своей малой родины.

Обратившись к нормативным документам Министерства образования и науки РФ, а именно, к статье 29-й Закона «Об образовании», мы констатируем необходимость и важность введения регионального компонента Государственного образовательного стандарта в школах и при подготовке специалистов в ВУЗах.

« Художественное образование должно учитывать существующие традиции – региональные и национальные. Этот вопрос, несмотря на кажущуюся очевидность, весьма сложный. Ведь с одной стороны, искусство - особенно классическое - не знает никаких границ - ни временных, ни пространственных, ни национальных, ни идеологических. С другой стороны, выдающиеся художники - и живописцы, и музыканты, и актеры, и писатели - постигали душу своего народа, своей страны и глубоко передавали это знание»[1].

Проблеме реализации регионального компонента в практике образования посвящены исследования таких учёных, как: И.А. Шоров, Г. Н. Волков, В.К. Шаповалов, С. А. Болотова, С. А. Пронина и др.

Повышение интереса к духовной культуре родного края – одна из серьёзных задач, стоящих перед школой. История Донского края имеет свою особую уникальность, она является богатой кладовой многовекового духовного опыта, из которого может быть почерпнуто обилие знаний о родных местах, о вековой эволюции, жизни  дедов и  прадедов; могут быть усвоены сведения об особенностях природно-географического, культурологического, экономического своеобразия региона. Таким образом, формируются общечеловеческие ценности, нравственные, интеллектуальные, и эстетические чувства, расширяется кругозор, происходит осознание себя как личности, достойной своей исторической Родины.

Процесс воспитания музыкально грамотного слушателя и исполнителя должен содержать разнообразный в стилистическом плане музыкальный материал. Профессор Л. А. Баренбойм справедливо отметил, что «…без практического усвоения разных по стилю образцов музыкальной классики не понять и современной музыки. С другой же стороны, без знания современной музыки не найти и убедительной для современного восприятия трактовки музыкальной классики» [4, с. 204]. Как отмечает Е. Критская, «…средства музыкальной выразительности становятся предметом музыкальной деятельности, а их знание – целью музыкального образования» [4].

Начальный этап общего и профессионального музыкального воспитания не обходится без так называемой "детской музыки", то есть созданной с расчетом на возможности детского восприятия и исполнения. Одним из средств обновления содержания музыкального образования может стать современная детская музыка донских композиторов.

Внедрение регионального компонента в предмет «Музыка» и по сей день встречает определённое сопротивление, которое связано с недостаточной разработанностью данной проблемы, как в теоретическом, так и в методическом отношении. Данная область музыкального искусства сегодня мало исследована.

В этой связи возникают противоречия между:

- необходимостью усовершенствования процесса музыкально-эстетического воспитания с использованием ресурсов регионального компонента в условиях общеобразовательной школы и неразработанностью данной проблемы в педагогических исследованиях;

- потребностью внедрения детской музыки донских композиторов, как регионального компонента в музыкальные занятия и мало результативным ее использованием в практике вуза и школы;

Талантливая плеяда донских композиторов, в составе которой: А. П. Артамонов, В. С. Ходош, В. Ф. Красноскулов, А. С. Матевосян, А. А. Хевелев, Г. М. Балаев, С. А. Халаимов– являются авторами замечательных музыкальных произведений для детей.

Музыке донских композиторов свойственна уникальность и разнообразие форм, музыкальных жанров, тем, образов и творческих находок. Язык современников в меру демократичен и доступен даже самым маленьким детям и подросткам. Это фортепианные миниатюры и более двухсот песен, романсов для детей, написанных в творческом содружестве с донскими поэтами, сюиты - «Древняя Русь» и «Витражи Шагала», «Страна буквария» для голоса и фортепиано, сказки, облаченные в песенки для фортепиано, сборник «Ростовский вальс», Донская сюита», песни и романсы «Весна в Ростове», «Ростов - судьба моя».и т.д.

Творчество донских композиторов, воплотившееся в жанре «детская музыка», несёт в себе особенности музыкально-эстетических и педагогических принципов этого жанра, обладая при этом выпуклой, почти зримо ощутимой образностью музыкальной ткани, лаконичностью и четкостью музыкальной формы, предельной конкретностью выразительных средств музыкального языка, доступностью инструментального изложения.

Профессиональная подготовка будущего педагога-музыканта предполагает ориентацию на освоение музыки ХХ-ХХI вв, поскольку его практическая деятельность должна быть направлена на решение важной задачи понимания детьми языка современной музыки. Причиной, препятствующей освоению современной музыки, является проблема некоей инерции музыкального сознания будущих педагогов-музыкантов. Б. В. Асафьев пишет: «…причиной инертного восприятия нового в музыке является консервативность слуха воспринимающей "общественной среды" [2, с. 45].

Работа по внедрению современной детской музыки донских композиторов в школьную программу детерминирована качеством процесса вузовской подготовки будущих педагогов-музыкантов. в ВУЗе.

Воплощение своеобразного языка музыки для детей донских композиторов предполагает решение педагогической задачи овладения определёнными приёмами игры на музыкальных инструментах. Ладовое своеобразие современной детской музыки донских композиторов, использование характерных ритмических фигур, разнообразных размеров, переменного метра, фактур, состоящих из обилия мелкой техники – всё это  вызывает необходимость поиска технологических средств и так называемых «произведений-спутников».

Особенно важно, чтобы педагог-музыкант хорошо представлял себе языковые особенности стиля донских композиторов: интонационный строй, жанровые истоки, связь с народной интонацией. Каждое исполняемое в инструментальном классе произведение должно рассматриваться с той точки зрения, какое место оно может занять в школьной работе.

Процесс изучения современной региональной музыки призван содействовать расширению музыкального кругозора, обогащению палитры художественного освоения средств музыкальной выразительности, повышению  эстетического уровня обучающихся с целью получения в итоге верного суждения о музыкальном искусстве малой Родины.

Таким образом, моделирование процесса внедрения детской музыки донских композиторов в программу предмета «Музыка» способствует совершенствованию профессиональной подготовки будущего учителя в условиях инструментального обучения и отвечает требованиям регионализации общественного и образовательного развития, а также содействует решению проблемы сохранения региональной культуры.

Современная детская музыка донских композиторов является многогранным музыкальным феноменом, который ярко раскрывается в разнообразных аспектах своего существования.

 

1. Акишина Е. М. Концептуальные подходы к преподаванию предметов искусства в современной школе [Электронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2016 - №3. – URL:http://www.art-education.ru /sites/  -defaut /files/ jomal – pdf /akischina_174-181.pdf-0,4 п.л.

2.Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. – Изд. 2-е. М.: Музыка, Ленинградское отделение, 1971. —373 с.

3.Баренбойм Л. О музыкально-педагогическом репертуаре // За полвека очерки статьи материалы. – Л.: Сов. композитор: Ленингр. отд-ние, 1989. – 365 с.

4. Критская Е.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. Теория и методика музыкального образования детей. –М., 1999.