РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИИКЕ КОМИ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРАКТИК

Емельянов Сергей Витальевич

магистр культурологии, младший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва
Министр культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, Сыктывкар

DOI: 10.34897/o5825-7798-0485-d

Аннотация: 
В статье рассматривается история становления художественных практик в социокультурном пространстве Республики Коми в аспекте формирования педагогической среды. Сделан акцент на социокультурной теории Питирима Сорокина и Пьера Бурдье, что способствовало рассмотрению культурного и литературного поля региона в контексте деятельности творческой интеллигенции и введения в оборот текстов-источников, позволяющих выявить ценностные смыслы, транслируемые в общее пространство культуры. Это позволило охарактеризовать модель социокультурного проектирования как инновационный метод Педагогики искусства. Автор статьи дает характеристику «социокультурному подходу», а также основанной на нем арт-практике «Усть-Цилемская Горка».


В современной России  наряду с положительными тенденциями реформ системы профессионального образования наблюдается такие негативные факторы, как увеличение преступности среди молодежи, преобладание негативной ценностной сферы, падение значимости нравственных и социальных цен¬ностей на фоне общего падения общекультурного уровня, деструктивное влияние на формирование личности антикультуры и субкультуры. Важно отметить, что низкий уровень правовой культуры молодежи наряду с несформированными умениями прогнозировать свою жизнь и реализовывать поставленные цели, нести ответственность пе¬ред самим собой, семьей и обществом, обусловлен спецификой культурной и педагогической среды. В связи с этим востребованным в общероссийском и региональном пространстве становится культурный потенциал социокультурных и художественных практик, которые могут успешно использоваться в воспитании представителей современного молодого поколения, образуя их культурное поле. 
Общая постановка вопроса о социокультурном проектировании в региональной образовательной и культурной политике является междисциплинарной и характеризуется взаимодействием ряда гуманитарных дисциплин – культурологии, педагогики, истории, макросоциологии, социологии управления, политологии, социального менеджмента, теории организации. В свою очередь, для полноты понимания и изложения содержания собственно содержания одного из методов Педагогики искусства необходимо обратиться к рассмотрению его историко-теоретического основания - «социокультурному подходу» - и связанных с ним региональных исследователей. 
«Социокультурный метод» и синонимичное ему понятие «интегрализм» в качестве метода в анализе общественных суперсистем на основании центрального понятия – общественных ценностей – и во взаимосвязи «человек – культура – общество» обосновал и ввёл в научный оборот великий уроженец Коми края, философ, культуролог, создатель и долговременный декан социологического факультета Гарвардского университета (США), учёный с мировым именем Питирим Александрович Сорокин (1889–1968). Именно в четырёхтомной «Социальной и культурной динамике», изданной в США в период 1937–1941 гг., «оформляется знаменитый сорокинский интегрализм, в котором он добивается удовлетворительного для себя методологического и содержательного единства» [10]. Детальным многолетним исследованием сорокинского социокультурного метода и философии Питирима Сорокина в их проекции на североамериканскую интеллектуальную, научную среду [9] и русскую философскую мысль занимается отечественный специалист по научному наследию Питирима Сорокина, профессор Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина Николай Федосеевич Зюзев (род.10.06.1956).
Значимым исследовательским интеллектуальным сообществом, оставившим обширную, ценную научно-историческую в Коми регионе, является коллектив научных сотрудников Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, издавших историко-культурную серию «Стоявшие у истоков». Авторами рассматриваются аксиологические новации современников Питирима Сорокина – первых учёных-гуманитариев Коми края – Автономной области Коми (Зырян) – Коми АССР [6]. 
 Также данным авторским коллективом на документальной историко-культурной основе прослеживается опыт внедрения новых общественных ценностей в политическую практику Коми края [7]. 
 Для обоснования модели социокультурного проектирования в культурно-образовательной политике и практике региона особый интерес представляет сборник ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН «Питирим Сорокин в истории, науке и культуре ХХ века: материалы Международной конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения П.А. Сорокина (19–20 февраля 2009 г., Сыктывкар)» [14].
Необходимость дальнейших исследований в развитии научной школы подтверждается многочисленными научными публикациями Центра «Наследие» имени Питирима Сорокина, сотрудники которого осуществили публикацию впервые вводимых в научный оборот трудов и архивных материалов семьи Питирима Александровича Сорокина и обосновали методологию социально – культурного проектирования как форму и содержание педагогической деятельности [5]. 
Вопросами теоретического и прикладного развития научных идей Питирима Сорокина в контексте современных педагогических вызовов в течение многих лет занимается кафедра культурологии и педагогической антропологии Института культуры и искусства СГУ им. Питирима Сорокина. Коллективом исследователей издается научно-образовательный и методический журнал «Человек. Культура. Образование» [17].
Заметной научно-публицистической платформой-источником по исследуемой теме является издающийся в г. Сыктывкаре республиканский литературно-публицистический, историко-культурологический, художественный журнал «Арт», чью редакционную коллегию возглавляет Павел Федорович Лимеров – ведущий научный сотрудник сектора фольклора ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, специалист-исследователь творчества основоположника Коми литературы Ивана Алексеевича Куратова (1839–1875) [12].
Вызывают интерес педагогические и культурологические исследования профессора, доктора культурологии, директора Музея истории просвещения Коми края при СГУ им. Питирима Сорокина, заслуженного работника Республики Коми, лауреата Государственной премии Республики Коми, автора свыше 150 научных работ и учебных пособий по истории музейного дела России, историческому краеведению, региональной культуре, в том числе многих значительных историко-культурных биографических исследований выдающихся создателей коми региональной социокультурной среды Майи Ивановны Бурлыкиной [3].
Отметим, что по настоящее время культурология всё ещё остаётся своего рода непознанной научной дисциплиной, поскольку «культурой, действительно, может быть названо языкознание, воспитание, педагогика, этнография, социология, психология, социальная психология, экономика, политология и другие научные области. Все они изучают те или иные стороны культуры и являются направлениями социокультурного проектирования в педагогической деятельности. Богословие, религиоведение, общая история, история искусств, в том числе и технические и даже естественные науки, осмысляющие природу, многие исследователи, например Г.Л. Тульчинский [18], относят к проявлениям определенной культуры. Таким образом, культурология в целом и социокультурное проектирование в частности представляют собой педагогическую среду обучения и воспитания, с одной стороны, и направление учебной деятельности, требующее качественного организационно–методического подхода, как наиболее эффективная и успешная форма достижения образовательных результатов при междисциплинарном подходе, с другой. Современным прикладным, практическим выражением действенности социокультурного подхода для достижения образовательных и воспитательных результатов признаны «художественные практики». Мы подразумеваем под ними созданный автором определенный арт-объект, к которому приобщаются зрители (реципиенты), в результате чего происходит  приобщение к творческому восприятию мира и самого себя.
В Республике Коми ярким проявлением воплощения художественных практик писателей, поэтов и художников является Литературно-публицистический, историко-культурологический, художественный журнал «АРТ». Он издаётся с 1997 года на коми и русском языках [1]. Важно подчеркнуть, что именно семиотическое пространство Журнала «АРТ» является одновременно социальным и литературным полем, в  знаково-символическом пространстве которого авторы, их идеи и практики образуют устойчивые модели региональных смыслов, транслируемых в общероссийское и мировое пространство культуры. Слово «АРТ» в данном контексте имеет в коми языке значение «порядок», «лад» и восходит к финно-угорскому - «понимать», «мыслить». Журнал рассчитан на  преподавателей, ученых, деятелей культуры, студентов гуманитарных факультетов, учителей и старшеклассников, а так же всех тех, кому интересны проблемы литературы, истории, культуры, общественной жизни Республики Коми. Цель издания журнала «АРТ» - объединение интеллектуального потенциала литераторов, ученых, духовенства, творческой интеллигенции; широкий обмен мнениями по вопросам прошлого, настоящего и будущего Коми края. Обстоятельный анализ художественных практик Коми-регионального билингвального журнала «Арт» является темой отдельного исследования ввиду значительных объёмов архивированных номеров журнала (в электронном виде – с 2007 года по настоящее время). В настоящей статье сделана попытка первого приближения к классификации художественных практик данного издания. С одной стороны, их возможно объединить общей, заявленной в учредительных документах, целью издания – системным осмыслением культурной сферы Коми края-Республики Коми. С другой, очевидно, что упомянутые художественные практики Коми в журнале «Арт» определялись многолетним эмпирико-прикладным способом. Не акцентируя  внимание на рубрикаторе содержания журнала «АРТ», следует отметить первый фундаментальный уровень его художественных практик – философский и социально философский. Он представлен публикациями о «культурных героях» Коми края - Стефане Пермском, Каллистрате Жакове, Василии Налимове и Питириме Сорокине. Следующий уровень художественных практик -  систематические и многочисленные публикации авторов журнала о наследии социокультурных «проектировщиков», «архитекторов» культурной среды Коми края–Республики Коми – Георгии Степановиче Лыткине, Василии Александровиче Молодцове, Василии Ильиче Лыткине. Кроме того, большое значение имеют публикации журнала по проблематике жанров искусства культурного и литературного поля Коми – поэзии, прозы, драматургии, живописи. Наконец, вызывают значительный интерес историко-этнографические и лингвистические «штудии» (исторические  и этнографические исследования, научные статьи периодического издания). Вместе с тем, понимая весь объем целей и задач редакционной политики жкрнала «Арт», как «осмысление» многовекового саморазвития культуры Коми края-Республики Коми, следует отметить остающиеся для редакционной коллегии возможности введения в оборот  новых практик художественного обобщения, которые презентуют культуру Коми АССР-Республики. Здесь мы ещё раз убеждаемся в правоте социологической концепции искусства П. Бурдье, постулирующего известный тезис о том, что произведения искусства образуют социальный институт, который уже не просто эстетически воздействует на сознание читателя, но и обуславливает его ценностные нормативы (см. П. Бурдьё Социальное пространство: поля и практики, 2014). Литература и фольклор как виды искусства, таким образом,  не просто отражают социальную ситуацию, но и активно формируют ее, диктуя константы общественного дискурса для всех агентов социального действия. Социальный и культурный опыт жителей региона, отраженный в культурных практиках, безусловно, лежит в основе педагогической среды, влияющей на специфику региональной модели социокультурного проектирования как инновационного метода педагогики искусства в частности, и форсайт-технологий современности в целом. 
Большим воспитательным потенциалом в системе основного и дополнительного образования молодого поколения в Республике Коми обладает такая художественная практика региона, как «Усть-Цилемская горка». Педагоги Республики Коми активно используют возможности данной арт-практики, способствуя самоактуализации представлений о себе и мире у современной молодежи.
Целью арт-практики «Усть-Цилемская горка» является  сохранение и трансляция русских и коми национальных традиций в виде театрализированного  народного гуляния в социокультурное пространство региона и страны. Безусловно, праздник «Усть-Цилемская Горка – это пример социокультурного проектирования педагогической среды для успешной социализации молодежи и её этно-художественного воспитания. Это важнейший канал передачи ценностей традиционной культуры русского народа современному поколению.
Сегодня село Усть-Цильма – это заповедный уголок русской старины. В нем продолжают жить обряды, обычаи, уклад жизни средневековья, звучат подлинно народные песни. Раз в год,  в начале июля,  в это село съезжаются гости со всей России – туристы, этнографы, музыковеды с целью посмотреть уникальный праздник по типу средневекового карнавала – «Усть-Цилемскую Горку», имеющую статус республиканского праздника. Во время праздника участники водят хороводы под исполнение старинных русских песен на 17 сюжетов, относящихся к классическому русскому песенному репертуару. Эмблемой праздника является традиционный усть-цилемский костюм (мужской и женский). 
Педагоги Республики Коми, музыканты, хореографы составляют множество программ урочной и внеурочной деятельности на основе народного праздника «Усть-Цилемские гуляния» и и успешно решают задачи этно-художественного и нравственного воспитания молодежи.
Арт-практика «Усть-Цилемская горка» в этой связи строится на принципах театра на основе вовлечения обучающихся в действие праздника. Здесь каждый зритель становится участником театрального действия. Интегративная методика, включающая каналы восприятия музыки, танца и театрального искусства вызывают у участников яркий эмоциональный отклик. Элементы игры способствуют развитию творческих способностей, формированию навыков адекватной самооценки, самореализации учащихся. Кроме того,  игра – важная форма творческой деятельности детей и подростков, поскольку именно в ней учащийся является и зрителем, и организатором, и исполнителем.
В арт-практике «Усть-Цилемская горка» педагогу следует обратить внимание на то, что игровое действо («горочная» композиция) включает в себя семь разновидностей хороводов, имеющих точные местные наименования; в каждом из них исполнялись строго определенные традицией песни, обозначаемые самими исполнителями как «горочные»: 
- «Столбы» / «из-за стенки» (усть-цилемское и пижемское названия): хоровод-процессия, медленное шествие («перехаживание») участников «горки», разбившихся на пары или по трое («стенки») из конца в начало колонны. При хождении «столбами» пелись не приуроченные к «горке» протяжные песни (например, «Я спойду, спойду, да младенька…», «Из-за лесу, лесу темного…, «Отлетает душочка да соколик…»). Этот хоровод выполнял организующую роль, собирая участников на «горочную» площадку. По большим праздникам такой «смотр горочников» мог быть достаточно длительным, и утренняя «горка» могла даже ограничиваться «столбами»; 
- «Круг»: движение взявшихся за руки по кругу («по солнцу» и против «солнца»). В кругу разыгрывались песни «Береза белая шумела-громела…», «Царёв сын…», «У нас N ходит по городу…», «Я капустоньку полола, приговаривала…», «Винный наш колодец…», «Хожу я гуляю вдоль по каравану…», «Вдоль было по речке, вдоль по Казанке…»;
- «Сторона на сторону» / «ряд на ряд» / «на две стороны»: «линейный» или «шеренговый» хоровод, поочередное приближение мужской и женской шеренг друг к другу (возвратно-наступательные движения). К данному хороводу приурочены песни «Не в саду девки гуляли…», «Вдоль было по травоньке, вдоль по муравке…», «По сеням хожу…», «Пошла в тонец тонцевать…», «А мы просо сеяли…»;
- «На четыре стороны» / «Иванов монастырь»: хоровод типа квадрата с открытыми углами, образованного шеренгами мужчин и женщин, девушек и юношей, перестраивающийся в женский полукруг, который огибала мужская хороводная цепь. Хоровод получил свое второе название по первым словам исполнявшейся в нем песни («Иванов монастырь становился, молодой черенец провострился…»);
- «Бояра»: наборный хоровод с разыгрыванием песни «Вы, бояра, вы зачем пришли...», после которого, как правило, водили «дóлгу» / «вожжу». Эта фигура могла выполнять организующую («наборную») функцию, открывая дневную часть «горки»;
- «Дóлга» / «вожжá» (усть-цилемское и пижемское названия): орнаментальный хоровод, фигурное шествие по изогнутой линии («змейкой») цепи взявшихся за руки или за концы платков участников гуляния. «Долгу» водили под песню «Я по реченьке потеку…». В двух локальных вариантах названия этого хоровода отразился, с одной стороны, способ организации движения в хороводе (от слова «водить»), а с другой, — его зрительный образ: хоровод имел вид длинной (долгой) цепи, которая, по воспоминаниям местных жителей, достигала порой нескольких сот метров. Можно было бы рассматривать этот хоровод как наборный, поскольку к нему поочередно присоединялись участники «горки», и собранная «вожжа», как правило, плавно перетекала в следующий хоровод — «плетень», но данная фигура выступает в качестве центрального, кульминационного в «горочной» композиции хоровода. При трехчастной «горке» эта фигура, как главная, возникала на площадке не менее трех раз за день; не случайно на Пижме весь хороводный праздник также называют «вожжой»;
- «Плетéнь»: фигурное (спиралевидное) движение колонны взявшихся за руки или за платки «горочников» с «заплетанием», выстраивание в общей цепи (в «плетне») каждого участника таким образом, что кисть правой руки лежит на левом плече и держит левую руку стоящего сзади; вся цепь «горочников» проходит через «воротца», образуемые руками «заплетающихся»; затем происходит движение в обратном направлении — «расплетание». «Плетень» исполняется после «дóлги» / «вожжи» под песню «Тут и хóдила, гýляла да за собой она вóдила…».
По характеру движения усть-цилемские хороводы представляют собой шествия («хождения») с разыгрыванием или без него. Медленные хождения, спокойная манера движений, присущие «горочным» хороводам, определили, по мнению А.В. Рудневой, стилевое единство усть-цилемской «горки» [15].
На «горочной» площадке, неподалеку от хороводов могли устраиваться мужские игры спортивного типа: городки, в мяч, перетягивание ремня, поднимание гирь. В сравнительно позднее время (вероятнее всего, в начале ХХ века) после «горки» стали устраиваться танцы (кадриль) под гармонь, балалайку.
Таким образом, праздник «Усть-Цилемская Горка – это пример социокультурного проектирования педагогической среды для успешной социализации молодежи и её этно-художественного воспитания. Это важнейший канал передачи ценностей традиционной культуры русского народа современному поколению. Арт-практика «Усть-Цилемская горка» позволяет обеспечить широкое участие молодого поколения в творческом процессе создания танца, особенно на основе народных обычаев, традиций, историй костюма является мощным инструментом формирования национального самосознания. Использование средств массовой информации, социальных сетей, блогерства позволяет молодым людям рефлексировать при анализе событий, действий, явлений, посредством использования элементов традиций и обычаев, а также анализе исторического прошлого Российской Федерации с учетом регионального компонента.
 В целом, создаваемая благодаря социокультурному проектированию - «социокультурному подходу» качественная воспитательная среда представляет собой главное условие развития и совершенствования нравственной и эстетической культуры молодого поколения. Практическая реализация подобных художественных практик на основе исторических традиций обеспечивает реализацию основных духовных потребностей молодежи  в современном технократическом обществе.

ЛИТЕРАТУРА
1. Арт. Республиканский литературно-публицистический, историко-культурологический художественный журнал [Электронный ресурс]. – URL: http://www.artlad.ru/page/autor132 (дата обращения 10.08.2020).
2. Борозинец, Л.Г. Биография, список публикаций // МУ «Центральная библиотека МОГО «Ухта» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lib.ru/kraeved/members/313-borozinec.html (дата обращения 05.08.2020).
3. Бурлыкина, М.И. Эпос профессора Микушева [Текст].  – Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2016. – 354 с. 
4. Виртуальный музей ГУЛАГа при Ухтинском ГТУ [Электронный ресурс].  – URL: http://gulagmuseum.org/showObject.do?language=1&object=370265 (дата обращения 08.08.2020).
5. ГБУ РК Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина [Электронный ресурс].  –URL: https://rksorokinctr.org/ (дата обращения 06.08.2020)
6. Жеребцов, И.Л., Рожкин Е.Н. Стоявшие у истоков. (Очерки истории становления гуманитарной науки в Коми) [Текст]. – Сыктывкар: Полиграф-Сервис, 2005. – 107 с.
7. Жеребцов, И.Л., Рожкин Е.Н. Очерки истории становления гуманитарной науки в Коми ) [Текст]. 2-е изд., доп. – Сыктывкар: Полиграф-Сервис, 2006. – 136 с.
8. Зеленская, Е.А. Биография, список публикаций // МУ «Центральная библиотека МОГО «Ухта» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ukhta-lib.ru/kraeved/members/320-zelenskaya.html (дата обращения 06.08.2020)
9. Зюзев, Н.Ф. Философия Питирима Сорокина. Часть первая. Поиски метода [Текст]. – Сыктывкар: Эском, 2005. – С. 7.
10. Зюзев, Н.Ф. «Американские горки» Питирима Сорокина: «Зырянский мудрец глазами заокеанских социологов» [Текст]. – Сыктывкар: Эском, 2009. – 240 с.
11. История Коми с древнейших времён до современности. Т.2. Глава 27. Политическое и культурное развитие Республики Коми в 1990-е годы [Текст]. – 2-е изд., испр. и доп. – Сыктывкар: Анбур, 2011. –  С.652.
12. Лимеров, П.Ф. Иван Алексеевич Куратов [Текст]. - Сыктывкар: Эском, 2018. – 272 с. 
13. Марков, В.П. Возрождение в эпоху перемен [Текст]. Сыктывкар: Коми республиканская типография, 2011. – С.7.
14. Питирим Сорокин в истории, науке и культуре ХХ века: Материалы Международной конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения П.А. Сорокина [Текст]. – Сыктывкар, 2009. – 170 с.
15. Руднева, А.В. Русское народное музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора [Текст]. — М.: Советский композитор, 1990, с. 224
16. Человек. Культура. Образование: Научно-образовательный и методический журнал [Электронный ресурс].   – URL: http://pce.syktsu.ru/ (дата обращения 06.08.2020)