РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данилина Роза Александровна (1), Хомутова Надежда Александровна (2)

1. кандидат педагогических наук, доцент Арзамасского филиала ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский  государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Заслуженный учитель РФ

2. кандидат педагогических наук, старший преподаватель Арзамасского филиала ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» 

Аннотация: 
В статье идёт речь о художественно-эстетическом развитии детей на основе интегрированного полихудожественного подхода. Определены условия, способствующие успешному решению проблемы преемственности в развитии творческой активности детей. Приведены некоторые результаты инновационной площадки по проблеме преемственности дошкольного и начального образования.

Современному миру в связи с политическими, экономическими, социальными и другими изменениями необходим человек, всесторонне развитый, мыслящий не стандартно, творчески решающий стоящие перед ним и обществом проблемы. Творчество, креативность является одним из основных  компонентов  личностного и интеллектуального развития ребенка [3].  «Такая личность способна переносить приобретенные знания, усвоенные умения и навыки в жизненные ситуации; самостоятельно решать творческие проблемы и проблемы исследовательского характера; выбирать наиболее продуктивные пути решения задач в зависимости от условий; самостоятельно определять и формулировать познавательную цель»  [1, 73].

Художественно-эстетическое развитие ребёнка, построенное на «широком культурологическом основании», на основе интегрированного полихудожественного подхода позволяет «комплексно использовать потенциал разных видов художественных занятий и творчества в интересах социального формирования и умственной культуры человека в единстве с его природными способностями» [9,37].  Именно оно должно стать приоритетным направлением работы образовательной организации.       

Педагогическому коллективу при  решении таких классических задач (С.А. Аничкин, А.И. Буров, Б.Т. Лихачёв, В.А. Разумный, Е.В. Шевцов и другие.), как:  целенаправленно формировать и совершенствовать систему эстетических потребностей личности; развивать у каждого ребёнка  способности восприятия эстетических явлений в искусстве и действительности;  научить детей  изменять мир  и не просто перестраивать его, а творить по «законам красоты», предстоит выполнение и  конкретных задач: обеспечивать наиболее раннее выявление склонностей и способностей детей, прогнозировать и осуществлять индивидуальную программу творческого развития каждого ребёнка; развивать способности и творческую активность, формировать художественно-образное мышление, расширять творческий потенциал детей; формировать эстетическое отношение к действительности, а значит к труду и умственной деятельности, нравственному и физическому совершенству, общественной жизни, природе; воспитывать культуру детей на основе изучения образцов мировой художественной культуры и восстановления национального этнографического компонента; развивать культуру восприятия и оценки художественно-эстетического явления и предмета. Решение задач требует особых педагогических и организационных подходов, предполагает создание системы художественно-эстетического воспитания, целью которого является использование силы воздействия различных искусств на формирование личности ребёнка. Причём, под системой понимается не жёсткая установившаяся конструкция, а гибкие взаимосвязи внутренних процессов и внешних воздействий, характера эстетической действительности и интересов, способностей людей, различных процессов и свойств личности и т.п. [7]. Система эстетического воспитания понимается не как сумма мероприятий, а как совокупность общих теоретически обоснованных принципов воспитания [8].  При разработке системы «необходимо провести анализ  состояния образовательного процесса в аспекте его эстетических возможностей по следующим направлениям: 1) анализ эстетически развивающих возможностей содержания учебного процесса; 2) анализ эстетически воспитывающих возможностей организации учебного процесса и детской деятельности; 3) анализ занятости детей во внеурочное время;  4) анализ эстетических возможностей личности педагога, изучение имеющегося опыта по данной проблематике; 5) анализ кадрового обеспечения; 6) определение роли и места семьи в организации работы по художественно-эстетическому воспитанию; 7) определение круга взаимоотношений образовательной организации с учреждениями культуры; 8) изучение особенностей региона; 9) определение перспективы развития материально-технической базы»  [4, 101].

Перспективы художественно-эстетического развития детей заложены в  основе «экологии культуры» (Д.С. Лихачёв), т. е. культурной среды, «в которой живёт и развивается ребёнок, которую он вбирает в себя с колыбели, имея в виду основы российской культуры, среди которых первостепенное значение имеет родной язык и исторические традиции духовной жизни народа» [1, 30]. Б.П. Юсов считает: «Если экология культуры разрушается, исчезает нация, этнос. Вне культурных особенностей нельзя искусственно наращивать ни мораль, ни хозяйственную, экономическую жизнь народа» [10, 30].

Совершенствовать художественно-эстетическое развитие ребёнка позволяет решение вопросов преемственности на различных ступенях образования. Преемственность трактуется как выявление, понимание и реализация педагогом задач по основным периодам жизни и образовательной деятельности детей, причём учитываются возможности развития, как процесса воспитания, так и особенности и  возможности самих обучающихся [2]. Преемственность следует рассматривать как сохранение и дальнейшее развитие в новом положительных элементов старого. Особое внимание уделяется преемственности дошкольного образования и начального общего образования, так как именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности. Педагоги путём взаимного ознакомления с программным материалом, с особенностями содержания, форм и методов художественно-эстетического воспитания в детском саду и школе находят реальные возможности совершенствования работы по преемственности. Но, как показывает практика, этого недостаточно. К причинам можно отнести слабое отражение идеи преемственности в программах детского сада и начальной школы; недостаточное количество научных исследований и методических разработок; слабое освещение данной проблемы в литературе; непонимание важности и недостаточное внимание вопросу преемственности художественно-эстетического воспитания со  стороны отдельных педагогов и руководителей образовательных организаций.      

При факультете дошкольного и начального образования АФ ННГУ в рамках лаборатории «Экология образование - культура как систематизирующий фактор эстетического и художественно-творческого развития детей в воспитательном пространстве образовательного учреждения» (научный руководитель – Савенкова Л.Г.) действуют инновационные площадки по актуальным проблемам преемственности дошкольного и начального образования. В настоящее время это шестнадцать образовательных организаций: восемь школ и восемь  детских садов, осуществляющих исследования по различным темам. Некоторые из них:  «Преемственность дошкольного и начального образования как условие  художественно-эстетического  развития детей дошкольного и младшего школьного возраста», «Интегрированный подход к развитию творческих способностей дошкольников и младших школьников»,  «Преемственность дошкольного и начального образования как условие предупреждения возможных школьных трудностей обучающихся» и др. Изучая и анализируя опыт работы инновационных площадок, можно сказать следующее. Положительные результаты работы по преемственности в художественно-эстетическом развитии ребёнка  будут получены, если:

-  продумано сотрудничество детского сада и школы,  направленное на развитие у детей художественно-эстетических интересов и способностей, возникающих и проявляющихся ещё в дошкольный период;

- применяются формы и методы художественно-эстетического воспитания, характерные для детского сада, но целесообразные и в начальной школе;

- применяется трудовая, художественно-творческая, игровая и иная деятельность в режиме воспитательно-образовательного процесса образовательной организации и вне её.

Проблема преемственности в развитии творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста может быть успешно решена при соблюдении следующих условий:

1. Постоянное изучение воспитателями и учителями начальных классов литературы по вопросам сенсорного воспитания, формирования чувств ритма, формы, цвета; развития способности к творчеству по законам красоты у детей дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Б. Халезова, Б.П. Юсов  и др.). Знакомство с передовым опытом воспитателей и учителей. 

2. Последовательное, систематическое обучение детей гармонии как основе красоты и одного из законов творчества.

3. Постепенное усложнение знаний о гармонии, которое должно проходить не только по линии увеличения количества знаний, но и углубления их содержания. При этом важную роль играет переход детей от пассивного овладения знаниями к активному и творческому их применению в новых условиях, когда решаются более сложные задачи.

4. Осуществление педагогического руководства процессом восприятия объектов природы и труда, направленное на усвоение детьми эстетических особенностей этих объектов: формы, цвета, пропорций.

Задача педагогов состоит во всемерном побуждении детей дошкольного и младшего школьного возраста к активному и возможному на их уровне самостоятельному художественному творчеству, а не просто к деятельности производящего, репродуктивного характера. Преемственность может быть выражена не только в смысле непосредственного выполнения конкретных задач художественно-эстетического воспитания, но и в направлении непрерывного улучшения всего процесса воспитания на этапах дошкольного и младшего школьного возраста.

Анализ ФГОС ДО и ФГОС НОО позволяет сопоставить целевые ориентиры дошкольного образования и универсальные учебные действия начального образования, что способствует разработке технологической карты готовности дошкольника к школьному обучению. Причём диагностики и методики обследования подобраны таким образом, что их можно применять и в детском саду, и затем в начальной школе. Такая работа способствует осуществлению мониторинга развития детей. В результате проведенных диагностик в детском саду выявляются дети, которые составляют «группу риска». Для коррекционной работы с ними отбираются дидактические игры, игровые задания и специальные упражнения. Кроме того, по итогам диагностик проводятся родительские собрания и индивидуальные консультации, на которых родителям предлагаются памятки, методические рекомендации.  Вся информация на каждого ребенка, его портфолио  передаётся учителям первых  классов на психолого-медико-педагогическом консилиуме.

Анализ исследований показывает, что дети, занимающиеся тем или иным видом искусства, показывают лучшие результаты в творческой деятельности, у них лучше развито воображение, самоорганизация,  оригинальность мышления, эмоциональное отношение к изобразительному искусству, увеличивается, как один из показателей, количество правильных ответов, связанных со знанием искусства. В качестве примера можно привести результаты творческого развития детей   ДОУ №43 г. Арзамаса. При сравнении результатов подготовительной группы детского сада за декабрь  2016 г., на начало работы инновационной площадки, и за май этой же подготовительной группы детского сада, когда проведена, пусть небольшая по времени, но  целенаправленная и системная работа,  заметен рост показателей. В целом он составляет пять процентов. В сентябре 2016 г., когда эти дети стали младшими школьниками, показатели улучшились на тринадцать процентов.

 Сравнивая результаты обследования первоклассников в адаптационный период из инновационных и из других дошкольных образовательных организаций, можно сказать, что все показатели в среднем в первой группе выше, чем во второй, а по некоторым параметрам – значительно выше.  Кроме того, проведённые исследования позволяют сделать выводы о том, что искусство вносит иные оттенки в отношения педагога и ребёнка, приводит к постепенному исчезновению авторитарности, отчуждённости, снижению уровня тревожности детей. На их место приходит доверие, открытость, уважение.

 Растёт профессиональное мастерство педагогов, появляется интерес к инновационной деятельности, новому; коллектив становится мобильнее и сплочённее. Образовательные организации подают заявки на проблемные курсы по новым программам и современным технологиям, в том числе информационным.  Возрастают требования и к руководителям, что приводит их к поиску новых технологий управления и самосовершенствованию.  К примеру, в том же детском саду и заведующий, и старший воспитатель стали обучаться в магистратуре по  программе «Менеджмент в образовании».

Такая деятельность по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяет решать поставленные задачи и  получать положительные результаты. 

 

1. Ананьев В.А.  Валеология  человека, книга 2, т. 4,5. СПб.: PETROC, 1998.

2.     Аничкин С.А. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Свердловск, 1982.    

3.     Вершинина Н.А. Обогащение содержания образования как фактор развития одаренности детей младшего школьного возраста: диссертация… кандидата педагогических наук: 13.00.01. Москва.  2013.

4.     Данилина Р.А. Гуманитарно-художественное образование  как приоритетное направление современного образовательного учреждения: диссертация… кандидата педагогических наук: 13.00.01.  Москва. 2000.

5.     Савенкова Л.Г. Интеграция искусства в систему непрерывного образования: воспитание искусством детей и молодежи как фактор социализации личности в меняющемся мире. Сборник научных работ //под ред. Л.Г. Савенковой.  М.: ИХО РПАО,  2008.

6.     Савенкова Л.Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание. Учебно-методическое пособие для педагогов средней и высшей школы. М.: ИХО РАО,  2011.

7.     Эстетика и человек // под ред. В.А. Разумного. М., 1967. 

8.     Эстетическое воспитание в школе // под ред. Б.Т. Лихачёва. М., 1980.

9.     Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Луганск, 1990.   

10.   Юсов Б.П. Когда все искусства вместе. М., 1995.