Современному миру в связи с политическими, экономическими, социальными и другими изменениями необходим человек, всесторонне развитый, мыслящий не стандартно, творчески решающий стоящие перед ним и обществом проблемы. Творчество, креативность является одним из основных компонентов личностного и интеллектуального развития ребенка [3]. «Такая личность способна переносить приобретенные знания, усвоенные умения и навыки в жизненные ситуации; самостоятельно решать творческие проблемы и проблемы исследовательского характера; выбирать наиболее продуктивные пути решения задач в зависимости от условий; самостоятельно определять и формулировать познавательную цель» [1, 73].
Художественно-эстетическое развитие ребёнка, построенное на «широком культурологическом основании», на основе интегрированного полихудожественного подхода позволяет «комплексно использовать потенциал разных видов художественных занятий и творчества в интересах социального формирования и умственной культуры человека в единстве с его природными способностями» [9,37]. Именно оно должно стать приоритетным направлением работы образовательной организации.
Педагогическому коллективу при решении таких классических задач (С.А. Аничкин, А.И. Буров, Б.Т. Лихачёв, В.А. Разумный, Е.В. Шевцов и другие.), как: целенаправленно формировать и совершенствовать систему эстетических потребностей личности; развивать у каждого ребёнка способности восприятия эстетических явлений в искусстве и действительности; научить детей изменять мир и не просто перестраивать его, а творить по «законам красоты», предстоит выполнение и конкретных задач: обеспечивать наиболее раннее выявление склонностей и способностей детей, прогнозировать и осуществлять индивидуальную программу творческого развития каждого ребёнка; развивать способности и творческую активность, формировать художественно-образное мышление, расширять творческий потенциал детей; формировать эстетическое отношение к действительности, а значит к труду и умственной деятельности, нравственному и физическому совершенству, общественной жизни, природе; воспитывать культуру детей на основе изучения образцов мировой художественной культуры и восстановления национального этнографического компонента; развивать культуру восприятия и оценки художественно-эстетического явления и предмета. Решение задач требует особых педагогических и организационных подходов, предполагает создание системы художественно-эстетического воспитания, целью которого является использование силы воздействия различных искусств на формирование личности ребёнка. Причём, под системой понимается не жёсткая установившаяся конструкция, а гибкие взаимосвязи внутренних процессов и внешних воздействий, характера эстетической действительности и интересов, способностей людей, различных процессов и свойств личности и т.п. [7]. Система эстетического воспитания понимается не как сумма мероприятий, а как совокупность общих теоретически обоснованных принципов воспитания [8]. При разработке системы «необходимо провести анализ состояния образовательного процесса в аспекте его эстетических возможностей по следующим направлениям: 1) анализ эстетически развивающих возможностей содержания учебного процесса; 2) анализ эстетически воспитывающих возможностей организации учебного процесса и детской деятельности; 3) анализ занятости детей во внеурочное время; 4) анализ эстетических возможностей личности педагога, изучение имеющегося опыта по данной проблематике; 5) анализ кадрового обеспечения; 6) определение роли и места семьи в организации работы по художественно-эстетическому воспитанию; 7) определение круга взаимоотношений образовательной организации с учреждениями культуры; 8) изучение особенностей региона; 9) определение перспективы развития материально-технической базы» [4, 101].
Перспективы художественно-эстетического развития детей заложены в основе «экологии культуры» (Д.С. Лихачёв), т. е. культурной среды, «в которой живёт и развивается ребёнок, которую он вбирает в себя с колыбели, имея в виду основы российской культуры, среди которых первостепенное значение имеет родной язык и исторические традиции духовной жизни народа» [1, 30]. Б.П. Юсов считает: «Если экология культуры разрушается, исчезает нация, этнос. Вне культурных особенностей нельзя искусственно наращивать ни мораль, ни хозяйственную, экономическую жизнь народа» [10, 30].
Совершенствовать художественно-эстетическое развитие ребёнка позволяет решение вопросов преемственности на различных ступенях образования. Преемственность трактуется как выявление, понимание и реализация педагогом задач по основным периодам жизни и образовательной деятельности детей, причём учитываются возможности развития, как процесса воспитания, так и особенности и возможности самих обучающихся [2]. Преемственность следует рассматривать как сохранение и дальнейшее развитие в новом положительных элементов старого. Особое внимание уделяется преемственности дошкольного образования и начального общего образования, так как именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности. Педагоги путём взаимного ознакомления с программным материалом, с особенностями содержания, форм и методов художественно-эстетического воспитания в детском саду и школе находят реальные возможности совершенствования работы по преемственности. Но, как показывает практика, этого недостаточно. К причинам можно отнести слабое отражение идеи преемственности в программах детского сада и начальной школы; недостаточное количество научных исследований и методических разработок; слабое освещение данной проблемы в литературе; непонимание важности и недостаточное внимание вопросу преемственности художественно-эстетического воспитания со стороны отдельных педагогов и руководителей образовательных организаций.
При факультете дошкольного и начального образования АФ ННГУ в рамках лаборатории «Экология образование - культура как систематизирующий фактор эстетического и художественно-творческого развития детей в воспитательном пространстве образовательного учреждения» (научный руководитель – Савенкова Л.Г.) действуют инновационные площадки по актуальным проблемам преемственности дошкольного и начального образования. В настоящее время это шестнадцать образовательных организаций: восемь школ и восемь детских садов, осуществляющих исследования по различным темам. Некоторые из них: «Преемственность дошкольного и начального образования как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста», «Интегрированный подход к развитию творческих способностей дошкольников и младших школьников», «Преемственность дошкольного и начального образования как условие предупреждения возможных школьных трудностей обучающихся» и др. Изучая и анализируя опыт работы инновационных площадок, можно сказать следующее. Положительные результаты работы по преемственности в художественно-эстетическом развитии ребёнка будут получены, если:
- продумано сотрудничество детского сада и школы, направленное на развитие у детей художественно-эстетических интересов и способностей, возникающих и проявляющихся ещё в дошкольный период;
- применяются формы и методы художественно-эстетического воспитания, характерные для детского сада, но целесообразные и в начальной школе;
- применяется трудовая, художественно-творческая, игровая и иная деятельность в режиме воспитательно-образовательного процесса образовательной организации и вне её.
Проблема преемственности в развитии творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста может быть успешно решена при соблюдении следующих условий:
1. Постоянное изучение воспитателями и учителями начальных классов литературы по вопросам сенсорного воспитания, формирования чувств ритма, формы, цвета; развития способности к творчеству по законам красоты у детей дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Б. Халезова, Б.П. Юсов и др.). Знакомство с передовым опытом воспитателей и учителей.
2. Последовательное, систематическое обучение детей гармонии как основе красоты и одного из законов творчества.
3. Постепенное усложнение знаний о гармонии, которое должно проходить не только по линии увеличения количества знаний, но и углубления их содержания. При этом важную роль играет переход детей от пассивного овладения знаниями к активному и творческому их применению в новых условиях, когда решаются более сложные задачи.
4. Осуществление педагогического руководства процессом восприятия объектов природы и труда, направленное на усвоение детьми эстетических особенностей этих объектов: формы, цвета, пропорций.
Задача педагогов состоит во всемерном побуждении детей дошкольного и младшего школьного возраста к активному и возможному на их уровне самостоятельному художественному творчеству, а не просто к деятельности производящего, репродуктивного характера. Преемственность может быть выражена не только в смысле непосредственного выполнения конкретных задач художественно-эстетического воспитания, но и в направлении непрерывного улучшения всего процесса воспитания на этапах дошкольного и младшего школьного возраста.
Анализ ФГОС ДО и ФГОС НОО позволяет сопоставить целевые ориентиры дошкольного образования и универсальные учебные действия начального образования, что способствует разработке технологической карты готовности дошкольника к школьному обучению. Причём диагностики и методики обследования подобраны таким образом, что их можно применять и в детском саду, и затем в начальной школе. Такая работа способствует осуществлению мониторинга развития детей. В результате проведенных диагностик в детском саду выявляются дети, которые составляют «группу риска». Для коррекционной работы с ними отбираются дидактические игры, игровые задания и специальные упражнения. Кроме того, по итогам диагностик проводятся родительские собрания и индивидуальные консультации, на которых родителям предлагаются памятки, методические рекомендации. Вся информация на каждого ребенка, его портфолио передаётся учителям первых классов на психолого-медико-педагогическом консилиуме.
Анализ исследований показывает, что дети, занимающиеся тем или иным видом искусства, показывают лучшие результаты в творческой деятельности, у них лучше развито воображение, самоорганизация, оригинальность мышления, эмоциональное отношение к изобразительному искусству, увеличивается, как один из показателей, количество правильных ответов, связанных со знанием искусства. В качестве примера можно привести результаты творческого развития детей ДОУ №43 г. Арзамаса. При сравнении результатов подготовительной группы детского сада за декабрь 2016 г., на начало работы инновационной площадки, и за май этой же подготовительной группы детского сада, когда проведена, пусть небольшая по времени, но целенаправленная и системная работа, заметен рост показателей. В целом он составляет пять процентов. В сентябре 2016 г., когда эти дети стали младшими школьниками, показатели улучшились на тринадцать процентов.
Сравнивая результаты обследования первоклассников в адаптационный период из инновационных и из других дошкольных образовательных организаций, можно сказать, что все показатели в среднем в первой группе выше, чем во второй, а по некоторым параметрам – значительно выше. Кроме того, проведённые исследования позволяют сделать выводы о том, что искусство вносит иные оттенки в отношения педагога и ребёнка, приводит к постепенному исчезновению авторитарности, отчуждённости, снижению уровня тревожности детей. На их место приходит доверие, открытость, уважение.
Растёт профессиональное мастерство педагогов, появляется интерес к инновационной деятельности, новому; коллектив становится мобильнее и сплочённее. Образовательные организации подают заявки на проблемные курсы по новым программам и современным технологиям, в том числе информационным. Возрастают требования и к руководителям, что приводит их к поиску новых технологий управления и самосовершенствованию. К примеру, в том же детском саду и заведующий, и старший воспитатель стали обучаться в магистратуре по программе «Менеджмент в образовании».
Такая деятельность по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяет решать поставленные задачи и получать положительные результаты.
1. Ананьев В.А. Валеология человека, книга 2, т. 4,5. СПб.: PETROC, 1998.
2. Аничкин С.А. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Свердловск, 1982.
3. Вершинина Н.А. Обогащение содержания образования как фактор развития одаренности детей младшего школьного возраста: диссертация… кандидата педагогических наук: 13.00.01. Москва. 2013.
4. Данилина Р.А. Гуманитарно-художественное образование как приоритетное направление современного образовательного учреждения: диссертация… кандидата педагогических наук: 13.00.01. Москва. 2000.
5. Савенкова Л.Г. Интеграция искусства в систему непрерывного образования: воспитание искусством детей и молодежи как фактор социализации личности в меняющемся мире. Сборник научных работ //под ред. Л.Г. Савенковой. М.: ИХО РПАО, 2008.
6. Савенкова Л.Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание. Учебно-методическое пособие для педагогов средней и высшей школы. М.: ИХО РАО, 2011.
7. Эстетика и человек // под ред. В.А. Разумного. М., 1967.
8. Эстетическое воспитание в школе // под ред. Б.Т. Лихачёва. М., 1980.
9. Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Луганск, 1990.
10. Юсов Б.П. Когда все искусства вместе. М., 1995.