Происходящие в России в последние годы социально-экономические, политические и демографические процессы коренным образом изменили социальную сферу жизни общества. Растущая быстрыми темпами социальная и имущественная дифференциация населения, безработица, рост количества беженцев, мигрантов и маргинальных групп, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографическая ситуация послужили причинами актуализации проблем, связанных с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией отдельного человека, различных групп и общества в целом. В такой сложной ситуации, особенно остро ощущается потребность в высококвалифицированных, компетентных специалистах социальной работы, от деятельности которых существенно зависит эффективная социальная поддержка социально уязвимых слоев населения, их социальное благополучие и, в целом, - социальная стабильность в обществе. Социальная работа - важнейший фактор прогрессивной социализации населения, улучшения его социального благополучия, а также формирования гражданского общества в России. В составе Российской Федерации 83 субъекта. Однако, равноправие субъектов Федерации, провозглашенное Конституцией РФ (ст. 5) не означает отсутствие региональных особенностей и различий. Регионы значительно отличаются друг от друга по размерам территорий, природных условий, по параметрам социального, культурного и экономического развития, показателям образа жизни населения. Различия регионов по характеру и степени остроты социальных проблем предопределяют проведение территориально-дифференцированной политики социальной защиты населения и необходимость развития адекватной современным социальным требованиям кадровой инфраструктуры учреждений системы социальной защиты, формируют заказ вузовской системе в плане качественного результата - профессиональной компетентности выпускников, специалистов социальной работы, способных организовать процесс социальной поддержки населения, эффективно решать спектр социальных проблем в интересах региона. В целом регионализация является одним из приоритетных направлений реформирования современного российского общества и государства. Политическая сущность регионализации состоит, прежде всего, в переходе от чрезмерно централизованного государственного регулирования различных процессов развития территориально-административных единиц к цивилизованному федерализму, качественному обновлению и упрочению федеративного устройства государства. Решается задача органичного соединения, взаимодополнения двух объективных тенденций: укрепление единства и целостности России и повышение уровня самостоятельности и комплексности развития регионов - субъектов Российской Федерации, а на этой основе - и региональных образований иного ранга. Взаимодействие этих тенденций универсально, оно специфически проявляется в различных сферах экономической и социальной жизни, в том числе в образовании. «Политика регионализации образования, - как справедливо отмечал В.К. Бацын - обусловлена отказом от унитарной модели образования и необходимостью обогащения единого общероссийского образовательного пространства. Она предусматривает создание условий для достаточно автономного функционирования и развития региональных образовательных систем в соответствии с социально-экономическими, культурными и образовательными потребностями регионов». Процесс регионализации «стимулирует мобилизацию внутренних ресурсов развития образования, создание разных его векторов при сохранении единой идеологии образовательной реформы, формирование «пространственного плюрализма» и «пространственной многоукладной» российской системы образования, ее многоцветности и многоликости, пробуждение образовательной субъектности регионов…» (Э.Д. Днепров). Однако, стремление к воплощению идеалов собственной культурной традиции, национальных и региональных ценностей и интересов может привести к построению обособленных региональных образовательных систем, ориентированных на узкие интересы региона. Подобное явление, связанное с закреплением регионами социально- политических позиций, способно привести к проявлению национализма в образовательной сфере, противопоставлению этнокультурных ценностей общегражданским ценностям многонационального государства, неадекватной современным требованиям подготовке специалистов, затрудняющей социальную мобильность молодежи и снижающей их конкурентоспособность на рынке труда. Именно поэтому сохранение баланса между интересами государства и регионов современной России выступает важным элементом образовательной политики, которая должна быть направлена на учет образовательных и культурных интересов регионов федеративного государства но, в первую очередь, связана с созданием необходимых условий для сохранения единого образовательного пространства. А это связано с решением целого ряда проблем, касающихся содержания, организации, ресурсной поддержки образования, формирования новой системы связей между образованием и другими агентами региональных систем и предполагает необходимость регулирования процесса регионализации. Регулирование выступает в качестве способа управления социальными процессами. В социологической литературе присутствует несколько точек зрения относительно содержания понятия «регулирование (регуляция)». Так, исходя из направленности воздействия, регулирование определяется как разновидность косвенного управленческого воздействия, которое направлено на изменение не самого социального объекта, а условий его функционирования и развития. С другой стороны, регулирование (регуляция) - это вид управленческого действия, а именно исполнительское действие, цель которого - приведение чего-либо в соответствии с установленными нормами, правилами. Следовательно, регулирование регионализации профессионального образования с позиции данного подхода - это действие, направленное на упорядочение данного процесса. Цель регулирования регионализации высшего профессионального образования в области социальной работы - обеспечение сбалансированных интересов личности, общества и государства и задач социально-экономического развития региона. Регулирование предполагает: цели, этапы, содержательные и процессуальные компоненты, совокупность норм, методов, форм, инструментария, критерии и уровни в масштабах региона и осуществляется в русле прогнозируемого управления с учетом выявленных тенденций и перспектив на основе федеральной, региональной и муниципальной нормативно-правовой базы. Регулирование регионализации высшего профессионального образования в области социальной работы имеет определенную структуру и выполняет определенные функции. Структура процесса регулирования регионализации высшего профессионального образования в области социальной работы включает стороны взаимодействия (субъект и объект), нормы и институты, управленческие действия и формы регулирования. Процесс регулирования регионализации высшего профессионального образования в области социальной работы имеет две стороны: регулирующую и регулируемую. Регулирующей стороной (осуществляющей воздействие) выступают социальные институты и организации, заинтересованные в регионализации высшего профессионального образования в области социальной работы либо в связи с собственными целями, либо же в силу институциональных обязанностей, и оказывающие существенное воздействие на процесс регионализации. Регулирующее воздействие осуществляется в рамках политических институтов, институтов социального контроля, институтов образования, экономических институтов, социально-адаптационных институтов и других. Регулируемой стороной (различные элементы которой подвергаются воздействию) является процесс регионализации высшего профессионального образования в области социальной работы и факторы регионализации, которые являются «точками приложения» регулирующего воздействия. Формы регулирования регионализации высшего профессионального образования в области социальной работы классифицируются по нескольким основаниям. Во-первых, в зависимости от уровня реализации регулирующего воздействия оно может осуществляться на федеральном уровне, на уровне региона (край, область) и на муниципальном уровне (город, район). Кроме того, регулирование регионализации высшего профессионального образования в области социальной работы может осуществляться непосредственно на уровне конкретного образовательного учреждения. Во-вторых, по функциональным направлениям воздействия выделяются регулирование экономическое, нормативно-правовое и педагогическое. Проблема педагогического осмысления и регулирования высшего профессионального образования в области социальной работы в региональном аспекте - новое направление педагогической науки, которое относится к числу комплексных и является предметом изучения различных теоретических направлений педагогического пространства, что создает определенные сложности в теоретическом исследовании. В развивающемся новом направлении наиболее востребованными оказались труды: (Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, И.Я.Лернера, Л.В.Мардахаева, Н.Д. Никандрова, П.И. Пидкасистого, В.П. Подвойского, А. Сластенина) которые позволили осуществить рефлексию подготовки будущих специалистов социальной сферы; (Ю.Г. Волкова, М.С. Комарова) о миссии социальных институтов в развитии общества; (Т.М. Глушанок, Н.С. Игнатьева, И.А. Сыромяцкой) об институтах социального партнерства в профессиональном образовании; (А.И. Арнольдова, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, B.C. Библера, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, А.Я. Флиера) о развитии культурного многообразия в России и его влиянии на формирование будущих специалистов, о диалогической природе культуры и образования; (В.В. Краевского, Н.Д. Никандрова) о развитии гуманистической парадигмы образования; (Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской) о концептуальном поле культурно-ориентированного образования; (П.К. Анохина, М.А. Данилова, Н.В. Кузьминой, Л.И. Новиковой) о привлечении системно-структурного подхода к анализу педагогических процессов; (В.И. Купцова, М.А. Розова, Н.Е. Овчаренко) раскрывающие интеграцию как понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к качественному изменению состояния системы; (Б.С. Гершунского, В.В. Краевского, А.Я. Данилюка) анализирующих проблемы конструирования образовательного процесса, способ его совершенствования; как средство обеспечения целостного формирования специалиста и условие развития вуза; (В.И. Байденко, В.А. Болотова, Б.Л. Вульфсона) о современных путях интеграции высшего образования России в мировое образовательное пространство; (И.А. Зимней, З.Ф. Зеера, А.М. Павлова) о компетентностном подходе в подготовке специалистов. Вместе с тем, в трудах по теории и практике социальной работы и социального образования изучались лишь отдельные направления развития педагогических идей совершенствования системы высшего профессионального образования в области социальной работы в региональном аспекте. Целостная концепция, системообразующей основой которой выступает потребность общества в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить развитие социальной сферы в регионе, а также педагогическое регулирование регионализации процесса профессиональной подготовки специалиста в области социальной работы, не разработана, что вызывает противоречия между педагогической теорией и практикой. Основными функциями педагогического регулирования регионализации высшего профессионального образования в области социальной работы являются: стабилизирующая, гармонизирующая, гуманистическая, контролирующая. Стабилизирующая функция заключается в том, что нерегулируемая регионализация высшего профессионального образования дестабилизирует общество, регулирование же обеспечивает целостность, устойчивость социальной структуры. Гармонизирующая предполагает согласование интересов регионов и государства в целом, потребностей личности, общества и государства. Гуманистическая функция состоит в оптимизации регионализации образования с точки зрения предoставления личности условий для ее актуального и потенциального развития, ориентации на ее индивидуальные потребности, способности и возможности. Контролирующая функция предполагает проверку соответствия образовательного процесса в условиях регионализации образования общественно и государственно утвержденным нормам. Векторами приложения регулирующего воздействия на процесс регионализации высшего профессионального образования в условиях трансформирующегося общества выступают источники, условия и факторы регионализации. Факторная модель социального процесса включает следующие переменные: 1) источники - переменные, «которые вызывают социальный процесс и определяют само его содержание». Источники социального процесса подразделяются на внутренние и внешние. «Внутренние источники действуют в самой социальной системе, находящейся в данном процессе, внешние источники - во взаимодействии социальной системы с другими системами»; 2) условия - переменные, которые «сами по себе не вызывают социальный процесс, но без которых он не может существовать»; 3) факторы - переменные, которые «влияют на социальный процесс, изменяя его отдельные характеристики (форму, продолжительность, интенсивность и т.п.». Принципы педагогического регулирования: - научность как необходимость объективности анализа, опоры на научные закономерности при реализации педагогического регулирования, обоснованности и доказательности выводов и рекомендаций; - целостность - построение единой целостной системы педагогического регулирования на основе единства идеологии, целей деятельности, технологий, единого информационного пространства, единой правовой среды и интегрирующей роли государства; - оптимальность, предполагающая наилучший выбор форм и методов педагогического регулирования из целесообразных вариантов в рамках существующих ограничений - законность, предполагающая опору на федеральные, государственные и муниципальные нормативно-правовые акты. Педагогическое регулирование, как инновационный подход в понимании развития регионализации высшего профессионального образования в области социальной работы, направлено на обеспечение эффективности реализации национальной социальной политики и модернизации высшего профессионального образования в области социальной работы. Позитивные результаты возможны если будут: - учтены современное состояние и перспективы развития национальной социальной политики в России; наличие социально-политических и экономических условий в регионе для развития и совершенствования системы социальной защиты населения; развитие профессии специалиста в области социальной работы в рамках зарождающегося социального партнерства; современные тенденции развития системы профессионального образования в вузах; - разработана научная концепция взаимодействия социальных институтов на основе системно-структурной методологии, анализа ситуации в регионе, потребности в специалистах, системообразующим компонентом которой является институт социального партнерства, интегрирующий экономический, социально-культурный и педагогический потенциал всех членов сообщества, обогащающий содержание, методы и формы формирования будущего специалиста; - создана структурно-динамическая модель интеграции педагогических идей в аспекте педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы, обеспечивающая поступательное развитие будущего профессионала на основе комплекса современных технологий социально- педагогического взаимодействия, вытекающих из современного понимания объектов профессиональной деятельности специалиста; - определена совокупность методических и организационно-педагогических условий, обеспечивающая эффективность педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалиста в области социальной работы. Педагогическое регулирование, как конкретизация, прежде всего, социально- педагогического подхода к процессу регионализации высшего профессионального образования в области социальной работы, позволяет выстроить педагогически осмысленную совокупность целей формирования профессионала высшей квалификации, способного эффективно направлять процесс сохранения, функционирования и дальнейшего развития системы социальной защиты населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бацын В.К. Реформа образования в Российской Федерации: 1990-1994. М., 1995. 2. Данакин Н.С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления. - Белгород: Центр социальных технологий, 1996. 3. Ласкин А.А. Развитие личностного и экономического мышления у специалистов социально-культурной деятельности и студентов ВУЗов. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2013. Том 2. № 4. С. 559-567. 4. Мальцева Е.В. Компетентностный подход и социально-культурное развитие личности старшеклассника // Гуманитарное образование. Международный альманах. 2014. Том 3. № 3. С. 364-372. 5. Реутова М.Н. Механизмы регулирования социальной мобильности молодежи в условиях трансформации российского общества: дисс….канд. социол. наук: Белгород, 2004 6. Социальное управление: Словарь М.: Изд-во МГУ, 1994.