РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ (НА МАТЕРИАЛЕ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ)

Жэнь Яньмин
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург
DOI 10.34897/IAECS.2022.96.49.015
Аннотация: 
В статье обоснованы психологические и возрастные особенности младших подростков, обуславливающие целесообразность их привлечения к участию в проектной деятельности. Раскрыт комплекс педагогических условий для организации проектной деятельности на уроках музыки на материале музыкально-художественной культуры Китая: организационные, образовательно-технологические, структурно-содержательные, учебно-документальные. Указаны критерии для диагностики личностных качеств младших подростков в процессе апробации педагогических условий: мотивационный, когнитивный, диалогический, оценочно-рефлексивный. Охарактеризована уровневая градация для фиксации результатов. Приведен сравнительный анализ полученных результатов эксперимента. Обозначены возможности применения полученных результатов в сфере музыкально-художественного образования школьников.
Введение Проектная деятельность в современном обществе является одним из ведущих и наиболее востребованных видов деятельности. В России ХХ века социальная сфера развивается по проектному способу организации и управления. Поэтому овладение молодым поколением нынешних школьников проектными технологиями не только желательно, но и необходимо, для того, чтобы становится активными и полезными участниками общественных, профессиональных и личностно значимых проектов. Нацеленность государства на формирование навыков, умений, компетенций и опыта проектной деятельности закреплена в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» [2], Федеральных государственных образовательных стандартах начального, основного и полного общего образования. В требованиях к структуре основной образовательной программы основного общего образования указано, что «для формирования у обучающихся основ культуры проектной деятельности и навыков разработки, реализации и презентации обучающимися результатов предметного или межпредметного учебного проекта необходимо обеспечить повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях и проектной деятельности; овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной проектной деятельности» [3, раздел III, п. 18.2.1., б, г]. Материалы и методы Организация проектной деятельности школьников предусмотрена стандартами во всех предметных областях и в содержании всех учебных дисциплин. Содержание образования школьников на уроках музыки обладает в этом плане большими преимуществами. Музыкальное образование школьников на уроках имеет целых ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими учебными дисциплинами. Во-первых, учебная тематика уроков музыки и содержание проектов могут быть раскрыты на примере колоссального объема музыкально-художественного материала, то есть одна тема урока музыки или один проект могут быть раскрыты на практически неограниченном количестве примеров выдающихся произведений из мирового музыкально-художественного наследия. Поэтому открываются широкие возможности для музыкально-стилевого и художественно-эстетического образования школьников. Во-вторых, каждый шедевр мировой музыкально-художественной культуры имеет разные нюансы в интерпретации, а иногда – даже диаметрально противоположные мнения и суждения. И это тоже очень важно для воспитания музыкальной культуры и гражданской позиции школьников. В-третьих, одно и то же произведение искусства может быть включено в проекты самой различной тематики. Одним словом, проектная деятельность школьников на уроках музыки не регламентирован законами и доказательствами; в ней школьникам предоставляется больше свободы для выражения своего суждения и мнения; трудно переоценить ее воспитательный и развивающий потенциал. Преимущества проектной деятельности школьников на уроке музыки очевидны. Однако ее организация требует создания и соблюдения специальных условий, от которых в значительной степени зависит эффективной и результативность работы школьников в проектах. Поэтому для разработки и апробации педагогических условий проектной деятельности школьников на уроках музыки было проведено научное исследование и научный эксперимент. Анализ научно-методических источников и их обобщение позволили выделить в качестве важнейших следующие четыре группы условий для организации проектной деятельности школьников: 1) организационные – это педагогическое руководство проектной деятельностью школьников на основе общих требований к этому виду учебной деятельности школьников; учет отличий проектной деятельности от других видов учебной деятельности; выстраивание структуры проекта; 2) образовательно-технологические – это те элементы педагогической технологии, в опоре на которые достигается запланированный результат проектной деятельности: подходы, функции, принципы, средства и методы проектной деятельности, задания для школьников; 3) структурно-содержательные – это содержание проектной деятельности школьников, разработанное на основе научно-методического анализа национальных особенностей музыкально-художественной культуры; виды и типы проектов, примерная тематика и формы презентации проектов; 4) учебно-документальные – это фиксация результатов проектной деятельности школьников на уроках музыки в специально разработанных формах учебной документации. Решающим методологическим посылом для выбора возрастной группы школьников – участников опытно-экспериментальной работы – стал вывод отечественных ученых о том, что к младшему подростковому возрасту складывается потребность и способность проектировать свою будущую жизнь и деятельность, проектировать свою личность [1]. Это означает, что к младшему подростковому возрасту созревают предпосылки для участия в проектировании как особом виде деятельности и самореализации в этом виде деятельности: сформирован уровень самосознания для размышлений о себе и самоанализа своих мыслей, действий и поведения, ощущается потребность в художественно-творческой самореализации среди ближайшего окружения, потребность в оценке самостоятельно выполненной работы, желание работать в коллективе, осознание возможности выполнить полезную деятельность для себя и окружающих, пробужден интерес к своему внутреннему миру и внимание к остальным участникам проекта – их достоинствам и недостаткам, переживаниям, удачно найденным материалам для проекта, предложениям в план проекта, проявлениям музыкальных способностей. Содержанием проектной деятельности младших подростков в выполненном научном исследовании являлись выдающиеся произведения музыкально-художественной культуры Китая разных эпох и стилей. Такой выбор материала был продиктован тем, что шедевры многовековой китайской культуры в разных видах искусства отсутствуют в содержании школьных уроков. И, несмотря на то, что в России имеются интересные и содержательные труды ученых-синологов, они еще не привлекли пристального внимания российских методистов и педагогов-музыкантов в области музыкально-художественного образования, и не стали основой для методических разработок и методических рекомендаций в помощь учителям музыки. Выполненное исследование отчасти восполняет этот пробел. По результатам выполненной работы было определено, что теоретико-методический анализ национальных особенностей музыкально-художественной культуры Китая является центральным звеном в группе структурно-содержательных условий и, по существу, определяет все направление проектной деятельности младших подростков. Этот научно-методический анализ служит базой не только для организации различных видов проектов младших подростков на уроках музыки, он может служить основой для разработки заданий для самостоятельной работы школьников, а также для создания общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей. Знакомство школьников с наиболее выразительными элементами музыкального языка китайского народа было предметом внимательного анализа. Их освоение осуществлялось в различных видах музыкально-художественной деятельности – музыкальном восприятии, вокально-исполнительной, инструментальной, импровизационной, мелодекламационной, литературно-поэтической, расширении словаря музыкальных терминов (например, пентатоника, гетерофония, фальцет и др.) и названий музыкальных инструментов. Все это придавало хороший импульс для развития всего комплекса музыкальных и художественных способностей младших подростков, а именно: всех разновидностей музыкального слуха, ладового чувства, метроритма, музыкального сознания, рефлексии и др. Для проверки эффективности педагогических условий организации проектной деятельности младших подростков в исследовании был определен комплекс личностных качеств, свойственных школьникам именно этой возрастной группы: 1) художественно-познавательная инициативность; 2) позитивная коммуникативность и 3) творческая самоорганизованность. Эта триада личностных качеств охватывает все основные сферы, в которых осуществляется проектная деятельность – освоение знаний, формирование опыта общения и самостановление в музыкальном искусстве и художественной культуре. В ходе опытно-экспериментальной работы была проведена диагностика этих личностных качеств. Результаты Для исследования динамики изменения личностных качеств младших подростков в процессе апробации педагогических условий, были разработаны критерии: мотивационный, когнитивный, диалогический, оценочно-рефлексивный. По каждому личностному качеству младших подростков, а также в соответствии с указанными критериями была разработана уровневая градация для оценивания эффективности условий проектной деятельности школьников: – высокий уровень – характеризующий инициативно-творческий подход младших подростков к выполнению проекта; – средний уровень – характеризующий репродуктивно-исполнительский подход младших подростков к выполнению проекта; – низкий уровень – характеризующий безинициативный подход младших подростков к выполнению проекта. Сравнение полученных в результате диагностики результатов на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы показало положительную динамику развития личностных качеств школьников в проектной деятельности в специально созданных педагогических условиях. Сравнение результатов по личностному качеству художественно-познавательная инициативность. В экспериментальной группе (далее – ЭГ) почти вдвое увеличилось количество младших подростков с высоким уровнем мотивации для знакомства с музыкальным искусством и культурой Китая; показатели когнитивной составляющей проектной деятельности младших подростков в ЭГ по всем личностным качествам выросли в несколько раз; заметно увеличилось число подростков, нацеленных на проявление инициативы в художественно-творческой проектной деятельности; возрос уровень способности к приобретению опыта получения знаний и информации в процессе взаимодействия и общения с одноклассниками и учителем музыки для создания проекта. В контрольной группе (далее – КГ) показатели почти не изменились. Сравнение результатов по личностному качеству позитивная коммуникативность. В ЭГ заметно повысился уровень понимания результативности проекта от совместной деятельности и общения между участниками; осмысления результатов проекта, его общественно-полезной значимости и аудитории зрителей; стиля взаимоотношений и роли дисциплины, в том числе и самодисциплины, для достижения поставленной цели. В КГ все осталось без изменений, на низком уровне. Сравнение результатов по личностному качеству творческая самоорганизованность. В ЭГ более чем вдвое увеличилось количество подростков с показателями высокого уровня мотивации к творческой самоорганизации; понимания творчества как процесса, требующего серьезных интеллектуальных, эмоциональных и физических сил; понимания необходимости строгого соблюдения запланированного графика работы над проектом; повышенного внимания к качеству материала для проекта. В КГ увеличилось количество школьников с низким уровнем понимания творческой самоорганизованности при работе над музыкально-художественным проектом. Выводы Сравнение полученных результатов на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы по апробации педагогических условий проектной деятельности младших подростков на уроках музыки в ЭГ и КГ показало положительную динамику развития личностных качеств школьников. Таким образом, результаты проведенного исследования показали эффективность разработанных в настоящем исследовании педагогических условий проектной деятельности младших подростков на уроках музыки. На основе разработанных и апробированных в исследовании педагогических условий возможно создание пакета научно-методической, учебно-методической и диагностической документации мотивации и инициации учителями музыки проектной деятельности младших подростков на материале музыкально-художественной культуры китайского народа в образовательных организациях с различными типами и организационно-правовыми формами, разным обучающимся контингентом, а также для педагогов художественно-творческого направления в системе дополнительного образования детей. ЛИТЕРАТУРА 1. Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка // Вопросы психологии личности школьника / ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежина. М.: АПН РСФСР, 1961. С.120–169. 2. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29.12.12. № 273 в редакции от 30.12.2021, подготовленной на основе изменений, внесенных Федеральными законами от 28.06.2021 № 221-ФЗ, от 30.12.2021 № 433-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.01.2022). 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 09.01.2022).