Высшее образование в России переживает изменения, обусловленные необходимостью усиления связей с динамично меняющимся обществом. Одним из аспектов происходящих изменений становится внимание со стороны образовательной системы к вопросам формирования у студентов профессионально-творческой позиции, способствующей эффективному вхождению молодого архитектора или дизайнера в профессиональную среду.
Профессионально-творческая позиция архитектора и дизайнера – это сложное структурно-уровневое образование, являющееся системой социальных, ценностных, эстетических, нравственных регуляторов в сфере профессиональной деятельности, которые возникают в результате рефлексии и принятия совокупности общечеловеческих и профессиональных ценностей, и обеспечивают гуманистическую и творческую направленность профессиональной деятельности и детерминирующих высокие качества продуктов труда. В структуре профессионально-творческой позиции выделяется пять взаимосвязанных компонентов: мотивационный, когнитивный, ценностный, эмоциональный, операциональный.
С 2007 по 2010 годы на базе Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого происходило исследование формирования профессионально-творческой позиции.
Разработанный нами на основе работ А.А. Мелик-Пашаева и З.Н. Новлянской, С.З. Мирветалиевой и Г.А. Федотовой, Дж. Равена [1, 2, 3] и других авторов диагностический инструментарий позволил выявить на различных этапах эксперимента степень проявления каждого из показателей сформированности профессионально-творческой позиции,
выявленных в ходе теоретического исследования. Такими показателями являются: способность к постановке целей, активность в их достижении; широкий научный и конкретно-образный кругозор, способность к саморефлексии и саморазвитию; социальная направленность деятельности, умение принимать решения, ответственность, творческое и эстетическое мышление; гуманистическое мировоззрение, духовность, увлеченность, принятие себя и других; ориентация на общечеловеческие профессиональные ценности, приоритет творчества.
Закономерности появления и существующие сочетания показателей позволили нам охарактеризовать пять уровней сформированности профессионально-творческой позиции студентов художественно-проектных специальностей.
Начальным в процессе формирования профессионально-творческой позиции является синкретический уровень. На данном уровне все компоненты существуют в неразделенном состоянии, степень проявления показателей профессионально-творческой позиции минимальна. Ведущую роль играет мотивационный компонент, его показатели, а именно способность к постановке целей, активность в их достижении, выражены несколько лучше, чем остальные.
Посредством педагогического воздействия студенты переходят на фрагментарный уровень, который характеризуется дифференциацией компонентов профессионально-творческой позиции, однако проявляются они от случая к случаю, в отдельных ситуациях. Ведущее значение имеет когнитивный компонент, его показатели фиксируются в виде приобретаемых студентами научных и образных данных, некоторых навыков рефлексии и саморефлексии, творческого и эстетического мышления.
На следующем, социально-направленном уровне, компоненты позиции четко дифференцируются, но проявляются с различной степенью постоянства и определенности. Мотивационный и когнитивный компоненты достигают достаточно высокого развития, постепенно формируются операциональный и эмоциональный компоненты. Показателями операционального компонента служат: социальная направленность деятельности, умение осуществлять выбор и принимать решения, ответственность, уникальность; показателями эмоционального компонента являются: гуманистическое мировоззрение, духовность, увлеченность и нравственность, принятие других. Таким образом, на социально-ориентированном уровне прослеживается направленность учебно-творческой деятельности студента художественно-проектных специальностей на удовлетворение приоритетных социальных и материальных потребностей общества и отдельной личности.
На интегративном уровне достаточно хорошо сформированы мотивационный, когнитивный, операциональный, эмоциональный компоненты, их показатели проявляются в большинстве ситуаций. Начинается формирование ценностного компонента, что проявляется в стремлении студентов синтезировать в своих учебных проектах социально-направленные, эргономические качества и художественно-эстетических достоинства.
Культуросообразный уровень сформированности профессионально-творческой позиции выражается в адекватности всех показателей требованиям, предъявляемым к процессу и результату художественно-проектной деятельности (культура проектирования, культура общения с потребителем, информационная культура, культура выполнения проекта в материале и др.). Все компоненты позиции достигают зрелости и полноты проявления. На данном уровне проектировщик проявляет широкие профессиональные знания и профессиональное мышление, творческую практическую деятельность в рамках специальности и личных увлечений, внутреннюю потребность соответствовать требованиям современного общества, ответственность за качество своего труда, ориентацию на общечеловеческие и профессиональные ценности, и другое. На вузовском этапе этот уровень возможен в связи с рано начавшейся профессиональной деятельностью и наличием у студента личного профессионального опыта.
В ходе проведения диагностического эксперимента у студентов-первокурсников были зафиксированы: неустойчивая мотивация к творчеству; отсутствие четкой картины профессиональной деятельности, профессиональных ценностей, навыков рефлексии, саморефлексии и саморазвития; неумение работать в группе, согласовывать свою точку зрения с окружающими; переоценка собственных профессиональных и творческих возможностей; отсутствие выраженного интереса к профессии, и к культуре в целом.
Диагностика уровней профессионально-творческой позиции студентов-первокурсников дала следующие результаты: на синкретическом уровне находятся 10% студентов, на фрагментарном – 28,8%, на социально-направленном – 36,4%, на интегративном – 19, 8%, на культуросообразном уровне – 19% студентов. Данные результаты получены путем сопоставления самооценки и экспертной оценки уровней сформированности профессионально-творческой позиции. При этом результаты самооценки студентов-первокурсников значительно превосходят экспертную оценку уровня сформированности профессионально-творческой позиции. Например, при заполнении тестов студенты-первокурсники оценили свои профессиональные знания и эрудицию на 15–22 балла из 30 возможных; критическое мышление, креативность, способность быстрого переключения между задачами – на 18–26 баллов из 30 возможных; умение работать в коллективе и вживаться в проектные ситуации – на 17–22 балла из 30
возможных и так далее. Такие результаты, очевидно, завышены, прослеживается тенденция к переоценке студентами собственных знаний, умений, навыков, возможностей. Это явление часто отмечается среди молодежи 18–20 лет и исчерпывающе объясняется психологами. Поэтому можно считать, что даже столь невысокая комплексная оценка уровней сформированности профессионально-творческой позиции студентов-первокурсников завышена по отношению к реальной картине.
В контексте исследования интересно отношение студентов начальных курсов к вопросам творчества. Среди 250 опрошенных первокурсников наиболее распространено мнение, что творчество является видом художественно направленной деятельности, происходящей под воздействием вдохновения, или видом отдыха, досуга, средством ухода от проблем либо повышения самооценки. Когда творчество приобретает статус труда, оно теряет привлекательные черты для студентов. При этом нами не встречено ни одной трактовки творчества как процесса поиска нестандартных, ранее не существовавших способов решения любых задач, как образа мысли, как характеристики деятельности, способа постановки задач. Понимание роли творчества в избранной профессии у студентов достаточно узко, эмоции по отношению к творчеству противоречивы, творческая направленность проявляется ситуативно.
Был отмечен недостаточный уровень активности студентов-первокурсников в учебной работе. Многие студенты не осознают целей своего обучения, не могут рационально организовать свою работу, распределить время и силы, при выполнении заданий ограничиваются минимально допустимым вложением труда, не стремятся к высоким результатам. Опираясь на полученные данные, можно констатировать, что у студентов-первокурсников не сформирована профессионально-творческая позиция, что подтверждает необходимость внимания к ее формированию, коррекции их взглядов и представлений.
На основании теоретического исследования нами была разработана модель формирования профессионально-творческой позиции будущих художников-проектировщиков (архитекторов, дизайнеров) [4]. Экспериментальная работа по исследованию эффективности разработанной модели проходила на примере преподавания базовой теоретической дисциплины «История культуры и искусств». Были определены основные принципы, подходы и цели модели, учтены три направления работы – пропедевтическое, когнитивное и формирующее, в соответствии с которыми были отобраны и разработаны учебные задания и методики, созданы необходимые организационно-педагогические условия [5], организована учебная, внеучебная деятельность, разработана система контроля.
По окончании обучения студентов контрольной и экспериментальной групп была проведена диагностика уровней сформированности профессионально-творческой позиции. В контрольной группе нами получены следующие данные: на синкретическом уровне находятся 2,5% студентов, на фрагментарном – 20,2%, на социально-направленном – 35,5%, на интегративном – 37,5%, на культуросообразном – 4,3% студентов. Этот результат не отвечает требованиям к подготовке будущих художников-проектировщиков предметно-пространственной среды. В экспериментальной группе получены следующие результаты: на синкретическом уровне находятся 0% студентов, на фрагментарном – 11,6%, на социально-направленном – 31,5%, на интегративном – 47,9%, на культуросообразном – 19% студентов. Таким образом, на интегративном уровне в экспериментальной группе на 10,4% студентов больше, чем в контрольной, и на культуросообразном уровне на 14,7% студентов больше, чем в контрольной.
Было выявлено, что баллы самооценки, выставленные студентами экспериментальной группы в ходе тестирования, достаточно близки с баллами экспертной оценки. Это свидетельствует о произошедшей коррекции самооценки, и позволяет считать комплексную оценку более объективной, чем в случае со студентами-первокурсниками. Кроме того, адекватная самооценка является признаком сформированности профессионально-творческой позиции. Обратимся к рассмотрению динамики формирования ряда других, существенных для формирования профессионально-творческой позиции, качеств будущих архитекторов и дизайнеров.
Творческое мышление является показателем профессионально-творческой позиции, и оказывает значительное влияние на ее тип. Проведенная диагностика показала, что у студентов контрольной группы преобладает стереотипное и умеренно выраженное творческое мышление (стереотипное – 12,3%, умеренно выраженное – 56,9%, развитое - 30,7%), экспериментальная группа демонстрирует значительное преобладание умеренно выраженного и развитого творческого мышления (стереотипное – 3%, умеренно выраженное – 52,3%, развитое - 44,6%).
Осознанная активность рассматривается нами как второй определяющий показатель профессионально-творческой позиции. Активность студентов контрольной и экспериментальной групп изучалась в условиях реализации «Истории культуры и искусств», и других дисциплин (рисунок, живопись, проектирование, конструирование, эргономика), а также различных видов учебной и внеучебной деятельности (подготовка вечеров «Посвящение в студенты», выступления на ежегодно проводимых в НовГУ Днях науки, публикации научных статей, демонстрация на подиуме дипломных проектов по специальности «дизайн костюма», участие в архитектурно-дизайнерских конкурсах). У
студентов контрольной группы было отмечено преобладание пассивного и умеренно активного поведения (пассивное – 43,7%, умеренно активное – 40%, активное – 16,9%). У студентов экспериментальной группы соотношение смещается в сторону высокой активности поведения (пассивное – 27,7%, умеренно активное – 46,1%, активное – 26,1%).
В рамках исследования показателей профессионально-творческой позиции изучалась эмоциональная вовлеченность студентов в учебный процесс. У студентов контрольной группы наблюдается отстраненное отношение к занятиям, отсутствие обсуждений лекционного материала, формальное отношение к заданиям. Студенты экспериментальной группы напротив, открыты всему новому, заинтересованно участвуют в публичных внеучебных выступлениях и выставках, пишут сценарии к различным мероприятиям. Опыт выступлений, приобретенный на семинарах по дисциплине «История культуры и искусств», позволяет им свободно чувствовать себя на публике, удерживать внимание аудитории, логично, четко и доступно излагать информацию, подчеркивая особенности и новизну своей работы, и получать от этого процесса эмоциональное удовлетворение.
В коммуникативном аспекте также существуют различия между студентами контрольной и экспериментальной групп. Контрольная группа демонстрирует настороженное и отстраненное отношение к преподавателю; во время занятий и внеучебной деятельности, требующих коллективного участия, чаще испытывает трудности в поиске компромиссов; демонстрирует неумение работать в коллективе. Студенты экспериментальной группы легче идут на контакты, демонстрируют способность конструктивно воспринимать замечания, вести диалог, отстаивать собственную позицию, высказывать различные точки зрения на проблему, идти на компромисс. Они более эффективно распределяют участки работы в зависимости от склонностей участников, требовательно и ответственно относятся к результатам своей деятельности, толерантны к выступающему однокурснику, задают вопросы на понимание, отмечают и выделяют наиболее удачные выступления. Указанные эффекты отмечаются в условиях работы по всем учебным дисциплинам.
Анализ ценностных ориентаций студентов проходил на основе развернутых опросников, разработанных нами на основе исследования Джона Равена [5]. Собранные с их помощью данные позволяют оценить на уровне отдельного индивида: ценности и предпочтения человека в профессиональной и личной сфере; блага, которые он хочет получать от своей работы; приоритетное для него поведение; степень удовлетворенности имеющимися у него возможностями; препятствия, которые ему мешают; индивидуальную мотивацию для решения отдельных задач, и другое.
При анализе опросников было выявлено преобладание в контрольной группе ценностей личной жизни, ценностей самоутверждения и общения, тогда как в экспериментальной группе чаще встречаются ценности профессиональной самореализации, абстрактные, этические и альтруистические ценности. В контрольной группе реже отмечается стремление к самосовершенствованию, понимание необходимости работы над собой. В контрольной группе чаще встречаются анкеты, содержащие неструктурированные ответы, говорящие, по мнению М. Рокича, о несформированности ценностных ориентаций, либо о ложности ответов. Таким образом, опросники выявили у студентов экспериментальной группы более сформированные ценностные ориентации, чем у студентов контрольной группы.
Сопоставление уровней сформированности профессионально-творческой позиции, контрольной и экспериментальной групп, и анализ комплекса взаимосвязанных показателей, подтверждают эффективность экспериментальной работы по формированию профессионально-творческой позиции студентов художественно-проектных специальностей (архитектура, дизайн) в вузе. Данные, полученные в экспериментальной работе, могут послужить для дальнейшего исследования различных аспектов процесса формирования профессионально-творческой позиции в вузе.
Литература
1. Психологические основы художественного развития [Текст]: А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, Н.Ф. Чубук. Москва: МГППУ, 2006. 160 с.
2. Федотова Г.А., Мирветалиева С.З. Становление гражданской позиции студентов технического вуза [Текст]: монография / Г.А. Федотова, С.З. Мирветалиева; Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2009. 144 с.
3. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы [Текст]: Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. М.: «Когито-Центр», 2001. 142 с.
4. Анфимова Е.Б. Модель процесса формирования профессионально-творческой позиции будущего архитектора-дизайнера в рамках учебной дисциплины «История культуры и искусств» в условиях вуза [Текст]: Проблемы совершенствования качества подготовки дизайнеров. Материалы конференции. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. 172с., с. 152–158.
5. Анфимова, Е.Б. Организационно-педагогические условия формирования творческой позиции будущего дизайнера в вузе [Текст]: Ученые записки ИНПО. Сб. статей / сост. О.С. Орлов; НовГу им. Я. Мудрого. Вып. 10. В. Новгород, 2008. 368с.
Результаты диагностики сформированности профессионально-творческой позиции студентов художественно-проектных специальностей в вузе
Аннотация:
Результаты диагностики сформированности профессионально-творческой позиции студентов художественно-проектных специальностей в вузе