РИСКИ И ДЕФИЦИТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ Risks and deficiency of cultural safety of adolescents

Комлева Вероника Викторовна Veronika Komleva
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, руководитель Центра детского рисунка ФГБНУ «Институт художественного образования Российской академии образования», Москва PhD (the pedagogical science); the senior research fellow of the Federal State Research Institution «Institute of art education» of the Russian academy of education», Moscow e-mail: mikh-komlev@yandex.ru
Аннотация: 
Аннотация. Автором рассматриваются риски культурологической безопасности подростков, угроза негативного воздействия информационной среды низкого качества на детей, предлагаются способы снижения эмоциональной атрофии молодежи. В статье определены дефициты знаний подростков о позитивном, творческом, созидательном характере отечественной культуры, недостаток программ по развитию эстетического вкуса и индивидуальности, узость информационного поля, повышающего интерес подростков к истории и культуре родного края, своей страны, воспитания чувства патриотизма. Рассмотрены способы формирования базиса собственной культуры детей, методы по освоению высоконравственных эталонов культуры, заложенных в обществе. Annotation. The author examines the risks of the cultural safety of adolescents, the threat of the negative impact of the low-quality information environment on children, suggests ways to reduce the emotional atrophy of youth. The article identifies the deficits of knowledge about the positive, creative, creative nature of national culture, programs for the development of aesthetic taste and individuality, the information field that increases the interest of adolescents in the history and culture of their native land, their country, and the education of a sense of patriotism. The ways of forming the basis of children's own culture, methods for mastering the highly moral standards of culture laid down in society are considered. Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации на 2022 год ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» № 073-00059-22-01 / 073-00059-22-02
Подростки составляют сегодня особую социально-демографическую группу. Молодежная и подростковая культура создала свою систему ценностей, форм общения, которая отличается от норм поведения взрослых. Появилось большое количество неформальных групп. Современные школьники, начиная с 10-летнего возраста, объединяются в контактные группы: просоциальные, асоциальные, антисоциальные. Но есть еще более опасные неформальные группы, которые представляют угрозу для психики подростков, отстраняют детей от социально полезной деятельности, уничтожают авторитет родителей и взрослых. Негативная деятельность таких групп направлена на изменение прогрессивных процессов общественной жизни страны. Культивируя антипатриотизм, оказывая влияние на гражданскую позицию молодежи, они наносят ущерб политике нашего государства и культурологической безопасности подрастающего поколения. В связи с возникшими проблемами возникает ряд вопросов. Как выявить риски культурологической безопасности подростков? Как снизить возможность эмоциональной атрофии молодежи? Как устранить риски негативного воздействия информационной среды низкого качества на детей? Как обеспечить экспертизу информационного потока в соответствии с возрастом пользователя? В основе государственной политики Российской Федерации, принятой в 2014 году, культура является приоритетным направлением развития, культурная безопасность страны является одним из главных факторов национальной безопасности. Культурная безопасность рассматривалась российскими учеными В.Н. Кузнецовым, Р.Г. Яновским, А.Я. Флиером, анализом данного вопроса занимались М.Маклюэн, Ю.Хабермас, Т.Адорно. Государственная безопасность – это устранение любого вида угрозы, культурологическая безопасность – это сохранение культурной идентичности страны. [7, с.347]. Культурологическая безопасность подростка – это освоение и сохранение высокоморальных социальных норм, высокохудожественных эстетических эталонов мирового искусства, которые являются ценным охраняемым ресурсом планеты. В основе культурной безопасности лежит сохранение идентичности страны. Угроза культурной безопасности является результатом негативных изменений в культурной среде государства, которые возникают как внутри, так и за ее пределами [3, с. 91]. Подростки и молодежь попадают под влияние этого негатива, таким образом, под угрозой оказывается культурологическая безопасность всего подрастающего поколения. Первоочередной социальной задачей образовательных организаций является разработка программы по минимизации рисков культурологической безопасности. Для решения этой задачи необходимо создать условия для защиты молодежной культуры, разработать программу по устранению угрозы культурологической безопасности в каждом образовательном звене. Увеличение мер поддержки безопасности культуры сможет помочь образовательным учреждениям, нашему обществу гарантированно защитить подрастающее поколение, помочь социуму адаптироваться к объективным изменениям, большим и малым народам сохранить свою идентичность. В сложившейся современной обстановке народная культура и традиции могут стать интегрирующим фактором и связующим звеном для многонациональной России, источником определения самосознания государства. Необходимо максимально снизить дефицит преференций (лат. praeferentia «предпочтение») – преимуществ, льгот, предоставляемых образовательным организациям для поддержки различных видов творческой деятельности по пропаганде культурного разнообразия нашей страны и соседей, как гаранта государственной безопасности в будущем. Таким образом, определены риски культурологической безопасности подростков, к ним относятся: 1. Угроза информационной безопасности молодежной аудитории. Отсутствие у подростков желания пользоваться навигатором по определению качества визуальной, аудио, художественной продукции. 2. Угроза национальной культурологической безопасности. Отсутствие мониторинга по выявлению уровня этнической культурологической безопасности мигрантов. 3. Отсутствие возрастного ограничения по доступу к непроверенной информации. Несвоевременное выявление у детей слабого развития эмпатии, наличия эмоциональной атрофии. 4. Увеличение у подростков значимости самоутверждения за счет соцсетей и самоутверждения любым способом. Возрастание поиска способов получения быстрого удовольствия любым путем. Определяется дефицит понимания значения российской культуры для мира и страны, а также проведение программы по устранению проблем, связанных с культурологической безопасностью подростков: 1. Воспитание вкуса, определение качества предметов искусства. Желание участия в творческом процессе в формате офлайн. 2. Наличие культурологического навигатора по изучению современного искусства. Наличие циклов программ по развитию образного художественного восприятия. 3. Наличие проектов по повышению интереса к народному искусству, увеличение количества исследовательских проектов, связанных с изучением традиций народных промыслов родного края. Объектом культурной безопасности государства становится культурное наследие [4, с.301]. Можно продолжить, что культурная безопасность подростков – это багаж знаний по освоению объектов материального и нематериального культурного наследия. Подростковая и молодежная социальная группа включает в себя представителей разных национальностей, которые должны полноправно участвовать в культурной жизни общества, оставляя за собой право на самобытность. В связи с этим необходимо увеличить количество просветительских образовательных программ, конкурсов и фестивалей по народной культуре, построить конструктивный межкультурный диалог, а именно осуществить: 1. Воспитание уважения к культурным ценностям, памятникам и интереса к носителям другой национальной культуры. 2. Устранение спектра предрассудков и фобий, связанных с культурой мигрантов. Особо опасен риск негативного воздействия информационной среды низкого качества на современных детей. В выходные дни ребенок 5-8 часов поводит за экранами своих гаджетов и использует любую возможность для выхода в интернет. Дети испытывают радость, удовлетворение от времяпровождения в интернете, все это рождает определенные риски: 1. Психологическую зависимость, девиантное поведение. 2. Отсутствие необходимого социального общения со сверстниками, утрату интереса к событиям реального времени. 3. Отсутствие разницы в общении между вымышленным персонажем, замена реальных человеческих эмоций. Снижение авторитета взрослых и полное доверие вымышленному другу. 4. Приобретение уверенности, адекватной самооценки в подростковом возрасте только при наличии цифрового признания. Создание цифрового дома, интернет-среды обитания с подменой чувств. Стирание границ между реальной и виртуальной реальностью, утрата представлений об их различии. 5. Интернет становится единственным источником развития подростка. При большом разнообразии информации нет выбора для определения ее ценности, интернет становится неприкасаемым авторитетом. 6. Интернет-орудие управления подростками и источник насаждения культурных практик, новых форм деятельности и общения без реального посещения. В будущем есть риск внедрения гаджетов-имплантов, с готовой информацией, нейрогенных поисковых систем в органы человека. В дальнейшем – создание технологической сингулярности (Земля-компьютер) [5, с. 92]. Отсутствие решений по снижению рисков негативно влияет на изменение развития высших психических функций подростка (память, восприятие, внимание, мышление, речь). Постепенно будет происходить изменение механизма формирования личности. Изменение эмпатии – осознанного сопереживания эмоциональному состоянию других людей, способности определять, что они чувствуют, выразить сострадание и главное желание действенно помочь [1, с.3]. Усиливающаяся интернет-зависимость негативно сказывается на психологическом развитии подростка. Желание общения только в виртуальном мире, депрессия от общения со взрослыми, полное доверие медиа-вирусам, блогозависимость, разрушение института семьи, нарушение приватности, невозможность формирования собственного мнения и решения проблем без соцсетей. Постоянное внедрение контента низкого качества, который содержит противозаконную информацию, пропаганду насилия, агрессии, эротики, наркотических средств, суицида, нецензурной лексики; навязывание новых форм коммуницирования: (онлайн преследование, троллинг), сокрытие данных контента, внедрение в твой банк данных, мошенничество. Обучение техническому мошенничеству, злоупотребление доверием, организация и вовлечение в различные группы, организация разных форм интернет-зависимости носит со стороны организаторов и держателей данного рода контента определенные задачи: информация низкого содержания деформирует морально нравственные устои подрастающего поколения, влияет на формирование основ идентичности; способствует развитию девиантного поведения у подростков, вводит их в психологический стресс [1, с.7]. В связи с этим необходимо разработать программу цифровой компетентности как основу цифровой безопасности. Также необходимо устранение разрыва между социальными и психологическими переменами. Повышение уровня культурологической безопасности подрастающего поколения возможно средствами повышения национального культурного интеллекта. Содержание образования определяется необходимостью формирования грамотности в области национальной культуры, а затем и художественной культуры учащегося. С этой целью были разработаны основные принципы содержания образования учащихся в области формирования культурологической безопасности средствами повышения национального культурного интеллекта: – принцип герменевтического освоения предметов искусства, направленного на развитие у детей навыков интерпретации, развития образного восприятия и толкования предметов искусства, «расшифровки» заложенного в него содержания; – принцип деятельностно-творческого анализа предмета искусства, позиции автора, ориентирует на пробуждение у ребенка желания вступить в диалог с автором, выразить свою позицию в процессе собственного иллюстративного творчества на материале прожитого и увиденного; – принцип семиотического постижения различных видов искусства – изучение основ языка искусства и выразительных средств; – принцип творческой самореализации учащихся средствами искусств и активное включение учащегося и его семьи в качестве волонтера, тьютора в области пропагандирования национального искусства; В каждом воспитательном учреждении необходимо проводить мероприятия семейных образовательных программ, с целью сохранения института семьи, сближения с мигрантами, что позволит узнать их культуру и познакомить с нашими традициями, провести работу по привлечению к творчеству членов малообеспеченных семей, создать творческую микросреду для каждого, создать зону бикультурного пространства. Культурологическая безопасность – это интегративная платформа для образования и воспитания, возможность построить и осуществить: – сохранение здоровья нации, воспитание традиций здорового образа жизни; – крепкий фундамент с устойчивыми социальными нормами; сохранение института семьи, воспитание и образование обучающихся в здоровьесберегающей атмосфере; – самоопределение каждого учащегося, определение целей, развитие навыка планирования, выбор профессии и получение ее в будущем; – возврат к реальной творческой деятельности (здесь и сейчас), реальный социальный контакт, визуализацию плодов творчества, возможность сравнения с объектами вымышленного мира; – возможность апробации социального опыта: волонтерство, помощь мигрантам, детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Необходимо развитие и повышение качества художественного вкуса у подрастающего поколения как условия сохранения общечеловеческих ценностей, норм, умения отличить от искаженных идеалов. Необходимо обеспечить участие детей в культурных событиях, формирование у них умения отличать ложную информацию, транслирующую псевдо- и антиценности. Особое внимание необходимо обратить на цифровую компетентность подростков, на их готовность и способность применять информационнокоммуникационные технологии правильно, уверенно, эффективно, критично и безопасно в разных сферах жизнедеятельности (информационной среде, коммуникациях, выработать дозированное потребление информации из социальных сетей) на основе овладения соответствующими компетенциями как системой знаний, умений, ответственности и мотивации правильно оценивать и доверять информационным потокам. ЛИТЕРАТУРА 1. Журнал «Дети в информационном обществе». URL: http://detionline.com/journal/ (дата обращения 02.03.2022). 2. Информационный портал «Дети России Онлайн». URL: http://detionline.com/ (дата обращения 20.02.2022). 3. Бояркина М. В. Инновационные процессы в образовании: учеб. пособие // М.В. Бояркина [и др.]. Чита: Изд-во ЗабГУ, 2019. 114 с. 4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/?ysclid=l6ttkkeqmv 205 297102 (дата обращения 21.03.2022). 5. Сергеев В. В. Культурная безопасность современного общества как социокультурная проблема // Обсерватория культуры. 2010. № 1. С. 90–93. 6. Флиер А. Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. 1998. № 3. С. 181–187. 7. Щукина Е. Л. Культурная безопасность современной России как элемент национальной безопасности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 346–351.