История непрерывного регулярного художественно-промышленного образования в Гжели насчитывает почти 120 лет. Все эти годы Гжельская керамическая школа (под этим обобщенным наименованием будем подразумевать совокупность всех художественно-промышленных учебных заведений в Гжели) являлась уникальным культурным феноменом, как для населения старейшего в Подмосковье керамического района, так и в системе профессионального образования в целом.
Исследования последних лет определяют 1899 г. как год начала регулярного художественно-промышленного образования в Гжельском керамическом районе [1, 29]. Именно тогда в селе Речицы Императорским Строгановским училищем было открыто филиальное отделение, ставившее своей целью дать детям мастеров старейшего народного промысла «теоретическое художественное и практическое образование с узкоспециальными целями, преследуемыми местными кустарными производствами» [2, 33]. Речицкие рисовальные классы имели утвержденную Строгановским училищем программу, рассчитанную на два года обучения, была организована система академической отчетности, в рамках которой ежегодно устраивались два экзамена – Рождественский и Пасхальный. По результатам экзаменов ученики переводились на следующий этап обучения, некоторые из них получали премии. Само название экзаменов свидетельствовало о неразрывной связи учебного процесса с христианскими ценностями, что было совершенно естественно для государственного учебного заведения. Ученики, таким образом со школьной скамьи усваивали элементы православной этики. Документы свидетельствуют, что волнения, охватившие Российскую империю в 1905–1906 гг. никак не отразились на работе Речицких рисовальных классов [3, 84, 142].
Однако сама идея организации художественного образования для детей кустарей в местах их проживания обсуждалась в различных общественных и государственных структурах задолго до открытия Строгановских филиалов. Этот процесс начался на волне реформ 60 – 70 гг. XIX в., и основная роль в нем отводилась новым государственно-административным образованиям – земствам.
Предложение о художественном образовании детей народных умельцев было воспринято земскими деятелями с энтузиазмом, и вопросы, связанные с организацией такого образования, с начала 1870 г. регулярно обсуждались на заседаниях Земских Управ. Речь шла о том, чтобы ввести дополнительные творческие предметы в программу земских школ (начальных народных училищ), которая, согласно Положению о народных начальных училищах 1874 г., включала в себя пять предметов, а именно: «а) Закон Божий (краткий катехизис) и священная история; б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первые четыре действия арифметики; д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно» [4, 233–234]. Указанные дисциплины, как правило, преподавались местным священником и одним учителем. В отдаленных и особенно бедных селениях, где не находилось возможности найма учителя для светских предметов, всю программу брал на себя батюшка, что также было регламентировано Положением 1874 г. Следует отметить, что в расписании уроков Закон Божий всегда ставился на первое место. Таким образом, духовно-нравственное развитие будущих мастеров обеспечивалось самого раннего детства.
Одним из первых начальных народных училищ на Гжельской земле, где в рамках стандартной программы, состоящей из пяти традиционных предметов, начали преподавать рисование, стало Турыгинское земское начальное училище, открытое Бронницким Земством в 1873 г. Помещение для училища предоставил его попечитель, известный в округе фабрикант Мефодий Васильевич Дунашов. Согласно общепринятым в то время порядкам, в воскресные и праздничные дни ученики были обязаны посещать церковь, а по окончании обучения в земском училище выпускники получали в подарок Евангелие. Это могло считаться ценным и полезным подарком, так как книги в то время были относительно дороги, а значение церкви в духовной жизни гжельцев было велико [5, 9].
Осенью 1918 г. в Гжели открылась керамическая профшкола ИЗО Наркомпроса, ставшая преемницей рисовальных классов. Советское государство, создавшее профшколу, регулировало ее деятельность в соответствии с задачами строительства социализма и, как показал анализ работы школы, весьма успешно. Несмотря на то, что идеологические установки советской школы были прямо противоположны установкам, свойственным дореволюционному образованию, факт наличия такого культурного очага, которым стала Гжельская керамическая школа, обусловил заинтересованность и занятость большого числа местных подростков в тяжелые времена разрухи 1920-х гг. Статистические сводки показывают относительно более спокойную криминогенную обстановку в Гжельской волости в сравнении с некоторыми иными волостями Бронницкого уезда [6].
Преподавательскому составу Гжельской школы наряду с профессиональной деятельностью приходилось вести клубную работу в избах-читальнях. Здесь крестьяне слушали лекции по географии, истории, астрономии, литературе, санитарии и гигиене, а также принимали участие в работе драматического кружка. Школа была единственным на всю округу просветительским центром, где работали различные кружки, давались ранее совершенно недоступные для сельской местности знания по целому ряду естественных и гуманитарных наук, читались лекции по гигиене и санитарии, которые в условиях 1920 гг. можно считать жизненно необходимыми в буквальном смысле этого слова.
В начале 1925 г. руководство берет курс на развитие научно-исследовательской работы и заявляет о своих планах стать научным центром керамической промышленности в масштабах страны. К концу 1926 г. Гжельская керамическая учебная мастерская по выполняемым функциям стала представлять собой достаточно успешную научно-педагогическую организацию с собственной производственной базой.
Начиная с конца 1920-х гг., несмотря на попытки местной администрации превратить керамическую школу кустарного ученичества в общеобразовательную семилетку с сельскохозяйственным уклоном, керамическую направленность гжельской школы удалось отстоять, что позволило взглянуть на гжельскую школу не просто как на учебное заведение, а как на единственный культурно-просветительский центр, призванный соединить вековые традиции народного промысла с современными экономическими реалиями и технологиями.
Окончательно реорганизация завершилась в 1931 г., когда на базе школы открылся керамический техникум, первым директором которого становится выпускник Гжельской школы М. Карев. Техникум сразу приобрел всесоюзное значение. Потребность в технологах-керамистах ощущалась настолько остро, что летом 1932 г. начали работать краткосрочные курсы с отрывом от производства, на которых обучались специалисты со всей страны. При этом число студентов в техникуме превышало сто человек.
Учебное заведение успешно работало до 1937 г., когда, по некоторым сведениям, было переведено в Ленинград. Но уже во время Великой Отечественной Войны, в 1944 г., техникум возобновил свою работу и продолжил готовить необходимых стране специалистов. В 1982 г. в учебный план техникума были возвращены творческие дисциплины, а в начале XXI в. на базе техникума был образован Гжельский художественно-промышленный институт, ставший в 2015 г. университетом.
Гжельский государственный университет на протяжении более ста лет менял свой статус и название (рисовальные классы, техникум, колледж, институт), но при этом он всегда оставался центром художественно-промышленного образования Гжели, где не только учили мастерству, но и сохраняли славные традиции воспитания подрастающего поколения народным творчеством, традиционным искусством керамики [7, 340].
ЛИТЕРАТУРА
Илькевич Б. В. Художественно-промышленное образование в Гжели. Дореволюционный период [Текст]: монография / Б. В. Илькевич, В. В. Никонов. – М.: Прометей, 2012. – 104 с.
Отчеты Строгановского Императорского училища технического рисования. 1916 г. // РГАЛИ. Ф. 677. (Строгановское училище) Оп. 2. Д. 228-а.
Отчеты о работе филиального отделения Строгановского училища в с. Речицы Бронницкого уезда за 1905 и 1906 гг.// ГБУ ЦГА. ЦХД до 1917 г. Ф. 184. Оп. 6. Д. 235.
Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения [Текст]. – СПб.,1875. – Т. VI.
Никонов В. В. Храм Успения Пресвятой Богородицы села Гжель [Текст]: монография / Никонов В.В., Толмачева И.А. – Гжель: Кунай-колодец, 2011. – 176 с.
ЦГАМО. Ф. 66 (Московский Совет РК и КД). Оп. 11. Д. 1723, ЦГАМО. Ф. 66 (Московский Совет РК и КД). Оп. 13. Д. 74.
Илькевич, Б. В. Художественно-промышленное образование в Гжели. 1899 – 1937 гг.[Текст]: монография / Б. В. Илькевич, В. В. Никонов. – Гжель: ГГХПИ, 2014. – 392 с.