Профессиональная культура будущего художника миниатюрной живописи
формируется при условии включения его в духовное и художественно-творческое
пространство холуйской традиционной культуры, через обучение и, далее,
самостоятельную профессиональную творческую деятельность.
На формирование личности молодого художника воздействуют изучение
теоретических и специальных учебных дисциплин, изучаемые в холуйском филиале
Высшей школы народных искусств. Однако особое место в процессе профессиональной
образовательной подготовки художника холуйской лаковой миниатюры отводится
живописи, как учебной дисциплине, в огромной степени способствующей развитию
творческих способностей и профессиональных компетенций в соответствии с
требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.
Утверждение, что в профессиональном становлении будущего художника лаковой
миниатюрной живописи важнейшее значение имеет живопись, никем и никогда не
оспаривалось. Однако занятия по живописи на протяжении длительного времени
проводились недостаточно эффективно. Только отдельные выпускники, благодаря
тонкому природному художественному восприятию, могли выразить свои творческие
идеи языком цвета и условно-декоративных приемов.
До недавнего времени в программе по живописи были недостаточно представлены
учебные задания, которые освещали практические стороны профессиональной
деятельности будущего художника, в неполной мере отражалась связь содержания с
историческими декоративно-композиционными и колористическими традициями данного
вида искусства как одного из ведущих лаковой миниатюрной живописи и исторического
центра бытования народного художественного промысла. Живописные работы студентов
филиала, по оценке Н. Г. Кузнецова, заведующего кафедрой живописи Высшей школы
народных искусств, находятся на среднем и низком уровне, что обусловлено рядом
причин, одна их которых – отсутствие взаимосвязи программ с конкретной
специализацией студентов.
С целью оптимизации образовательного процесса по художественной дисциплине и
подготовки высококвалифицированного специалиста по лаковой миниатюре, а также для
комплексной постановки и решения сложных учебно-творческих задач в рамках
совершенствования учебно-методического комплекса нами была разработана новая
учебная программа, в которой определены содержание, объем, а также порядок изучения
и преподавания дисциплины. Следует отметить, что тематические задания выстроены с
учетом соотнесения программы с конкретными видами традиционного прикладного
искусства, с применением декоративно-условных приёмов холуйской лаковой
миниатюры, построенной на выявлении междисциплинарной интеграции таких ведущих
дисциплин профессионального и специального цикла, как «мастерство», «специальная
композиция», «рисунок», «живопись», «цветоведение».
В связи с тем, что «Живопись» представляет собой учебный предмет, занимающий
приоритетное положение в системе формирования творчески мыслящего художника
холуйской миниатюрной живописи, на наш взгляд, важным является целостность и
комплексность компонентов программы: теоретический, художественно-творческий,
технологический, методический. традиционный.
Целью выполнения заданий по живописи являются подготовка и становление
компетентного высококвалифицированного художника холуйской лаковой миниатюрной
живописи.
Теоретический компонент программы включает формирование знаний об
академической живописи и условно-декоративных приёмах, характеризующих специфику
традиций холуйской лаковой миниатюры, ее стилистические особенности при решении
композиционно-декоративных заданий.
Художественно-творческий компонент включает формирование эстетических и
художественных умений и знаний, необходимых для формирования основ целостной
живописной культуры, понимания способов стилизации: получение и углубление знаний
о средствах художественной выразительности (живописности и декоративности как
эстетического качества изображения).
Технологический компонент включает формирование исполнительских умений при
применении в работе различной техники живописи на основе художественных традиций.
Методический компонент включает функциональное владение приёмами и
методами художественного образования и эстетического воспитания, которые создают
условия для творческого подхода к осуществлению взаимосвязи академической живописи
и условно-декоративных приёмов живописи в традициях холуйского письма.
Традиционный компонент включает художественные принципы и приёмы, которые
утверждают себя через преемственность.
Длительное время под традиционностью народного искусства понимались в
основном древность его образов, форм и приёмов, устойчивость их сохранения и
преемственность [1, 2]. С традициями, по определению М. А. Некрасовой, передаются не
только мастерство, но и художественные принципы и приёмы [3].
Работы по декоративной переработке выполняются в течение всего курса обучения
и усложняются постепенно: от декоративного изображения листьев и веток растений до
сложных натюрмортов и, в заключение, создания декоративных работ с изображением
фигуры человека, что является определяющим при создании композиционных проектов на
занятиях по композиции, проектированию и выполнению росписи по мастерству.
В процессе обучения все учебно-тематические задания выполняются на основе
ранее исполненного этюда с натуры. Только после его детальной проработки в цвете
студенты приступают к работе над серией эскизов по заданной теме, используя строго
такие материалы, как гуашь и темпера, являющиеся основным живописным материалом
для выполнения миниатюрной росписи. В процессе обучения необходимо следовать
техническим приёмам, характерным для иконописания и холуйской миниатюры.
Cтилизация в области холуйской лаковой миниатюрной живописи представляет
собой систему художественных приёмов, трактующих реалистическую форму сообразно
условно-плоскостному пространству. Понятие «художественная стилизация» в
современных условиях служит
1) средством воспроизведения колорита, с которым ассоциируется уникальное
искусство холуйской миниатюры;
2) намеренному использованию в новых целях стилистических особенностей
искусства иконографии и народного творчества;
3) свободному истолкованию содержания и стиля иконографии и ранних
примеров искусства холуйской миниатюры, послуживших прототипом;
4) важным приёмом, помогающим воссоздать атмосферу фольклора в
народно-декоративной живописи;
5) приёмом намеренной имитации наиболее характерных признаков
иконографического стиля в новом для него художественном контексте
современной холуйской миниатюры.
Стилистику традиционной холуйской лаковой миниатюры определяют:
живописная декоративность (при этом сохраняется близость к реалистическому
изображению); цветовая гамма либо в теплом колорите, где доминируют охристо-
оранжевые оттенки, либо в холодном, когда преобладает сине-зеленая гамма цветов;
активное выделение главных сюжетных персонажей; условность линейной и воздушной
перспективы; обобщение дальнего плана; детальная проработка переднего плана,
повествовательность композиции (многоклеймовость); используется как черный фон, так
и живописный; золото и алюминий применяют только при изображении металлических
элементов и орнаментов, обрамляющих живопись и кузовок; в орнаменте часто
используют цвет.
Таким образом, стилизация в области холуйской лаковой миниатюрной живописи
представляет собой систему художественных приёмов, трактующих реалистическую
форму сообразно условно-плоскостному пространству и обусловленных особенностями
местной иконописной школы.
Выполняя работу с условно-декоративными приёмами живописи, студент проходит
те же художественно-творческие этапы, что и при выполнении заданий на специальной
композиции. В процессе поиска удачного композиционного и цветового решения, яркого
характерного пластического образа студент учится осмыслению и пониманию этого
искусства, проходит путь от активного созерцания натуры к созданию стилизованного
условно-декоративного изображения по заданной теме. Таким образом, в процессе
выполнения декоративно-живописных заданий на практических занятиях происходит
формирование креативной личности будущего художника путем постоянных поисков и
экспериментов.
В заключение хотелось бы отметить, что, создавая изделия с холуйской лаковой
миниатюрной живописью, студенты должны учитывать опыт работы над декоративными
решениями живописных работ, который накапливается в виде отдельных
профессиональных умений и навыков в процессе интегрированного обучения по
специальным дисциплинам и комплексного подхода к решению заданий по предмету
«Живопись».
ЛИТЕРАТУРА
1. Василенко В. М. Народное творчество: Избранные труды о народном творчестве 10 – 20 веков. – М.:
Советский художник, 1974. – 294 с.:илл.
2. Воронов В. С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. – М.,1972. – 350 с.:илл.
3. Некрасова м. А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. – М.: Изобразительное
искусство. – 334 с.:илл.
РОЛЬ И СУЩНОСТЬ ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХОЛУЙСКОЙ МИНИАТЮРЕ
Аннотация:
В статье автор рассматривает особенности преподавания живописи в Холуйском филиале
ВШНИ. Предлагается новая учебная программа по дисциплине «Живопись», при разработке которой автор
опирается на традиции преподавания академической живописи, проверенные двухвековым опытом и
условно-декоративных приёмов живописи в стиле холуйского письма. По мнению автора, опыт работы над
декоративными решениями живописных работ, который накапливается в виде отдельных
профессиональных умений и навыков в процессе интегрированного обучения по специальным дисциплинам
и комплексного подхода, помогает подготовить высокопрофессионального художника холуйской лаковой
миниатюры.