В последних десятилетиях XX века игровая деятельность как форма и средство обучения и воспитания завоевала огромную популярность в системе образования. Этому способствовали сложившаяся в современном обществе социокультурная ситуация и появление научной базы исследования феномена игры. Многие педагоги и раньше успешно использовали игру в практической деятельности, находя в ней мощный потенциал для решения различных проблем. В дошкольных учреждениях, в начальной школе и в практике внешкольных заведений, а также при проведении внеклассных мероприятий игра приобрела особое значение и стала одним из основных методов воспитания, обучения, а значит, и развития личности ребенка.
Тем не менее, игра, как специфический в процессе обучения и свойственный ребенку вид деятельности, была и остается предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Еще в XIX веке передовая часть интеллигенции, озабоченная воспитанием детей дошкольного возраста, призывала воспитателей и родителей в полном объеме использовать образовательную роль игры *1+.
Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
В рамках данной статьи для нас особый интерес представляют обучающие игры, к которым можно отнести подвижные, музыкальные, дидактические, сюжетные и игры-драматизации. В этих играх взрослый создает правила игры, объясняет конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. При этом решаются конкретные задачи воспитания и обучения, направленые на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие.
Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил, и, что особенно важно, являются, наряду с
другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, создаваемые в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: 1) дидактическая задача;
2) игровые действия; 3) правила игры; 4) результат.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1) игры с предметами (игрушками, природным материалом);
2) настольные печатные;
3) словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх с использованием природного материала закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей логического мышления, умения из отдельных частей составлять целый предмет. Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников. Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ученик прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и т.д.). В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Особый характер имеет замысел в играх-драматизациях, которые помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений. У детей 6-7 лет игры-драматизации часто становятся спектаклем, который показывается для зрителей.
Существует еще один класс игр: традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру. Предметная среда народных игр чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах.
Основными возможными целями игр могут являться:
• развитие навыков общения;
• развитие интеллектуальных способностей;
• изучение истории;
• изучение культуры;
• приобретение новых навыков
• занятие свободное время;
• возможность проявления определенных человеческих качеств.
Сюжетно-ролевые игры нужны прежде всего для удовлетворения потребностей. Сюжетно-ролевая игра может использоваться для достижения как коллективных, так и индивидуальных целей. Игры, особенно крупные, дают возможность раскрывать и совершенствовать индивидуальные качества каждого участника, предоставляя ему право выбора игровой деятельности для самореализации.
Таким образом, в ходе игры учащиеся накапливают опыт деятельности, приближенной к реальной, в чем и заключается основная ценность игры. Она дает возможность обучаться на собственном опыте. Итак, использование учебных игр в обучающем процессе позволяет:
• формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения, развивать способности, которые не могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях;
• учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой;
• учиться умению общаться, установлению контактов, получать удовольствие от общения с партнерами;
• учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.
Иными словами, игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством формирования его духовно-нравственных ценностей, формирования полноценной личности.
В нашей работе формирование духовно-нравственных ценностей осуществляется в процессе включения детей в игровую деятельность, поэтому здесь необходима организация такой системы занятий, которая основывалась бы на свободной форме общения, на возможности проявления как физической, так и творческой активности и в тоже время способствовала развитию познавательных способностей.
Реализация модели означает воспроизведение содержания, лежащее в основе модели, которое обозначено в нескольких ее компонентах. Это воспроизведение происходит только через практическую творческую деятельность педагога по проектированию и реализации основных задач образовательного процесса и созданию условий для реализации содержания модели.
При создании модели мы учитывали:
• общедидактические принципы, способствующие приобретению новых знаний, прочности их усвоения, вызывающие познавательную и творческую активность обучаемых, оказывающие положительное эмоциональное воздействие и способствующие успешному развитию развивающих, практических, образовательных и воспитательных задач *2, 3+;
• данные психологии, методики формирования и развития духовно-нравственных ценностей;
• опыт педагогов.
Мы выделяем следующие существенные компоненты обобщенной организационно-содержательной модели формирования духовно-нравственных ценностей старших дошкольников и младших школьников:
• целеполагающий;
• психолого-педагогический;
• содержательный;
• процессуальный;
• контрольно-оценочный;
• результативный.
Рассмотрим кратко каждый из компонентов.
Составляющие целеполагающего компонента – цель и задачи. Целью является желаемый конечный результат. В разработанной нами модели основной целью является формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников. В соответствии с целью были определены основные задачи:
• развитие эмоционально-чувственной сферы старших дошкольников и младших школьников;
• развитие представлений об окружающей действительности;
• развитие навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми;
• развитие способности следовать нравственным нормам и правилам.
Решение выдвинутых задач будет способствовать не только формированию духовно-нравственных ценностей детей, но и основных коммуникативных навыков (культуре общения, речевому этикету).
Модель формирования духовно-нравственных ценностей включает в себя психолого-педагогический компонент, включающий в себя психолого-педагогические основы, которые в свою очередь делятся на познавательные, эмоционально-оценочные и художественно-творческие.
Познавательные основы формирования духовно-нравственных ценностей старших дошкольников и младших школьников предполагают развитие внимания, памяти, мышления, формирования навыков исследовательской деятельности.
Эмоционально-оценочные основы предполагают развитие творческой активности, наблюдательности, воображения, фантазии, эмоционально-чувственное отношение к выполнению заданий, формирование навыков объективной оценки и самооценки, формирование опыта переживаний в результате выполнения заданий.
Художественно-творческие основы предполагают организацию самостоятельной творческой и художественно-творческой деятельности, умение самостоятельно добывать и применять новые знания на практике.
В организационно-содержательной модели представлен процессуальный компонент, в котором мы выделяем ряд условий, форм, средств и методов, при соблюдении которых формирование духовно-нравственных ценностей старших дошкольников и младших школьников будет наиболее эффективным.
Основными условиями реализации модели являются:
• свобода самовыражения (стимулирование стремления к индивидуальной заинтересованности и самовыражению);
• открытость (создание на занятиях атмосферы созидания, непринужденности; гарантия защищенности, свободы; ориентация на адекватное восприятие окружающей действительности и формирование своего внутреннего мира);
• активность (мобилизация интеллектуальных и эмоциональных сил учащихся; ориентация на поиск и самостоятельность; использование активных форм деятельности, актуализация игровых, творческих ситуаций);
• удовлетворенность деятельностью (наличие положительных переживаний, «ситуаций успеха», похвалы со стороны учителя, друзей).
Выдвинутые условия реализации модели предполагают нестандартные формы организации занятий. Нами были предложены такие основные формы, как тренинги и практические занятия.
Через тренинги дети учатся анализировать и контролировать свою деятельность и поведение. Это четко проявляется, когда учащиеся общаются в тренинге и что-то делают своими руками. Важным компонентом тренинга является сознательная постановка цели достижения успеха.
В предложенную нами модель мы включили развивающие (развивают способности присоединяться друг к другу, слушать и слышать ответы других, определять значимые для себя ценности, например тренинг «Что важнее в дружбе?») и обучающие (развивают умения, приобретают навыки и получают знания, прививается культура общения, например тренинг «Сказка-урок житейской мудрости») тренинги.
Параллельно с тренингами с детьми проводятся практические занятия, которые включают в себя выполнение упражнений (на развитие дыхания, слуха, грамматических навыков и т.д.), игры (дидактические, сюжетно-ролевые), художественно-творческая деятельность (рисование, лепка).
Литература :
1. П. А. Должонок. Игра как средство повышения познавательного интереса на уроках английского языка на среднем этапе обучения в образовательной школе. – Минск, МГЛИ, 2007. – 67с.
2. И.Я. Зимняя. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2000. – 382с.
3. Е.Ф. Рыбалко. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. – Л.: ЛГУ, 1990. – 339с.
Роль игровой деятельности в формировании духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях преемственности.
Аннотация:
В статье раскрывается роль игровой деятельности в формировании духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях преемственности.