Аннотация:
Статья посвящена исследованию того, какую важную роль в развитии экономики современного мира занимает искусство: визуальное, аудиальное и прочее. Автор отмечает, что сделать практические любое предприятие успешным при помощи творческого подхода не сложно – достаточно лишь применить описанные методики. Проведена аналитическая работа по исследованию влияния творческих инструментов на прямое увеличение продаж. Предложены как личные методики их применения на собственном производстве, так и практические примеры из мировой практики
Актуальность и проблематика. К сожалению, в современной России искусство очень скудно интегрировано в повседневную жизнь. Часто вокруг нас царит откровенная безвкусица и эстетический хаос. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на рекламные баннеры и торговые вывески поодаль от центральной части крупного мегаполиса, не говоря уже о провинции. Многие из нас часто слышат жалобы от старшего поколения (особенно, представителей интеллигенции) о том, что культурой современная молодежь интересуется мало, мало ходят в музеи и театры, не читают классической литературы и поэзии, не посещают консерваторию, не увлечены другими видами творчества, в том числе и прикладными. Все стали поверхностными, сидят в телефонах.
Сколько я развиваюсь в предпринимательстве, столько слышу жалоб, как от мелких частных предпринимателей, так и от руководителей крупного бизнеса о том, что развитие идет плохо, продажи или падают или стопорятся на невысоком уровне. Мол, времена нынче тяжелые. Так обычно говорят 85% руководителей. Чиновники в свою очередь жалуются на то, что налоговых поступлений в казну не хватает, и поэтому мы имеем дыры на дорогах, отсутствие новых детских площадок, не на что чинить сельскую поликлинику и повысить зарплаты бюджетникам. Недостаточное количество налогов не способствует активному развитию страны и жизни граждан.
Все перечисленное выше – это причины и следствия. Я, как профессиональный дизайнер, маркетолог и предприниматель с 15-летним опытом, считаю, что эти проблемы можно решить с помощью искусства, с умом интегрированного в бизнес процессы абсолютно любого предприятия. Не полностью, но в достаточной степени, что даст уже большой виток в развитии экономики страны. Обычному человеку сложно состыковать искусство и повседневность. Искусство – это в нашем понимании действительно что-то отдельное: «Вот пойду в музей на картины посмотрю – там искусство. А выйду оттуда – уже искусство закончится и начнется жизнь». Встроить эстетику в будни среднестатистического россиянина, которому чаще всего совсем не до этого, а до более значимых на его взгляд вещей – кажется чем-то утопичным и странным. Но этого так не хватает интеллигентным творческим личностям: художникам, дизайнерам, архитекторам, кинематографистом и просто людям, не мыслящим своей жизни без красоты и стиля, правда? Давайте разберемся в алгоритме этого внедрения вы увидите – эта теория вполне имеет право на существование.
Методология и способы интеграции искусства в бизнес-процессы
В данном контексте, искусство подразумевается не только как живопись или скульптура, а как эстетика, гармония, композиция, шрифты, цвета, оттенки, формы, их сочетание и подача. А так же качественное отражение с их помощью того посыла, чем занимается бизнес. Бизнес подразумевается от многопрофильного промышленного производства товаров, импортируемых за рубеж и продаваемых по стране (лидеры экономики), до ближайшей булочной, кафе и даже домохозяйки, которая печет на заказ тортики, разносит их сама по клиентам и принимает свои заказы через районный WhatsApp-чат. По моему 15-летнему опыту, качественная визуальная «подача» товаров и услуг без учета, конечно же, эффективного и умного маркетинга – способна увеличить объем продаж на 20-40%. Такую качественную подачу обеспечивает общая эстетика и она должна затрагивать без исключения все аспекты деятельности организации.
Какие инструменты создают искусство и эстетику бизнеса. Через какие точки происходит коммуникация бизнеса и клиента: Сам продукт или услуга со всем его функционалом; Офис или торговый зал; Интернет сайт; Группы в социальных сетях, если через них осуществляется презентация товара, услуги, заказы и обсуждения сервиса; Аватары и описание профилей в социальных сетях и мессенджерах, если через них происходит коммуникация с клиентом; Визуал самих сообщений – грамотность, уместно подобранные эмоджи, сопроводительные тематические картинки; Внешний вид и посыл всевозможных онлайн-рассылок; Меню, брошюры и другие вспомогательные графические материалы; Упаковка; Визитки; Договора и другие документы; Запахи, звуки и тактильные ощущения; Впечатления; Дополнительные сервисы и услуги, помогающие выделиться из массы конкурентов; Люди.
Все они должны быть объединены единым фирменным стилем – дизайном, отражающим послание бренда потребителю, поддерживать друг друга, сочетаться, иметь единое цветовое и шрифтовое решение, запоминаться – быть в унисон, а не противоречить.
Считаю нужным коснуться некоторых инструментов чуть подробнее:
– Дизайн. Дизайн это не только форма, но еще и функциональность, эргономика, стиль, срок службы продукта, услуги, упаковки. Дизайн показывает, имеет ли бизнес долгосрочную стратегию дальнейшего развития или нет. Потому что хорошее соотношение цены и качества – важно, но его уже не достаточно.
Согласно исследованиям, проведенным в США, каждый доллар, инвестированный в дизайн, поднимает объем продаж на 19 долларов. Компания Apple яркий тому пример.
Британский совет по дизайну создал индекс, включающий 63 компании, которые действительно грамотно используют дизайн. За последние 10 лет показатели этих компаний были на 200% лучше показателей компаний из индекса FISE-100.
– Работа с цветом и подача. Может сыграть как в плюс, привлекая внимание, удивляя... так и в минус. Пример – когда товары для женщин окрашивают в розовый цвет. В современном мире, это часто сказывается на понижении уровня продаж, потому как вызывает у конечных потребителей такие мысли: «Очевидно, мне придется заплатить за это больше, чем за ту же вещь в нормальном цвете?», «Розовые штучки для женщин, скорее всего низкого качества». А кто-то из женщин воспримет это с оттенком дискриминации и отвернется от бренда.
– Вид торгового зала или офиса. Чистое помещение, сделанное аккуратно и со вкусом создает впечатление качественных товаров и достойного обслуживания, а также говорит о том, что вся компания действует слаженно и эффективно.
– Аудио сопровождение. Музыка должна быть умеренной громкости и соответствовать тематике помещения и бизнеса.
– Впечатления: wow-эффект, шоу, презентация, представление, театр. Речь идет о впечатлениях, запускающих «сарафанное радио» о бизнесе и массово привлекающие в дальнейшем новых покупателей. В этом направлении необходимо превосходить ожидания клиента. Это поможет не только разово удивить его и заставить задержаться в магазине, но и снова вернуться и привести с собой друзей и знакомых.
Рис. 1. Рыночная стоимость чашки кофе
Данный рисунок очень четко иллюстрирует взаимосвязь предложения, то есть того, что продается клиенту и цены, которую он, в итоге готов за это предложение заплатить. Товары и услуги после использования остаются вне человека, а впечатления затрагивают его внутренний мир и значительно повышают ценность предложения в настоящий момент и в дальнейшем.
Предлагать впечатления намного выгоднее, чем постоянно уценивать свои товары и услуги, стирая между ними всякие различия, кроме цены.
– Дополнительные сервисы и услуги, помогающие выделиться из массы конкурентов. Это недалеко ушло от впечатлений. Развивая свою ассортиментную матрицу, подумайте, быть может, какие-то клиенты сами хотели бы приобщиться к искусству (созданию продукции под заказ) в рамках услуг бизнеса, хоть и не профессионально и где-то неказисто... но почему нет, если это скажется на дополнительных деньгах в кассе?
– Люди. Это все, кто участвует в создании ценности, в том числе телефонные операторы, курьеры, менеджеры продаж и качества и, конечно же, сам собственник бизнеса и руководитель. Даже уборщица, если она периодически сталкивается с клиентами.
Люди, это сердце бизнеса. Именно они генерируют творческие потоки и больше всего взаимодействуют с потребителями. И, как говорил А.П.Чехов, – в них все должно быть прекрасно: улыбка, манеры, вежливость, искренность, опрятность, внешний вид. Они, намеренно или нет, будут транслировать ценности вашего бренда.
Говоря об объединении искусства и предпринимательства, не стоит забывать что прогрессивная в этом отношении организация, не может обойтись без хорошего дизайнера или арт-директора.
Все вышеперечисленные инструменты внедрить или улучшить не так сложно, как казалось бы, на первый взгляд. Самое удивительно то, что проще всего и быстрее это сделать мелким предприятиям, а то и самому собственнику, тем более, если он обладает соответствующим образованием и вкусом. Говорю это, как человек с дизайн образованием и опытом создания с нуля производственного бизнеса в сфере арт-индустрии. К сожалению, крупным предприятиям зачастую не хватает такой изобретательности. Плюс, раздутая вертикаль и горизонталь управления, делает масштабный бизнес очень неповоротливым и крайне замедленным даже в мелочах.
Практические примеры из мировой практики, доказавшие свою эффективность.
Впечатления: wow-эффект, перфомансы, шоу, представление, театр. В магазине сантехнике запускали в огромном аквариуме крокодила. В течение следующего месяца посещаемость магазина выросла на 30% без дополнительных инструментов привлечения. В цветочном магазине выпускали сотни ярких бабочек 14 февраля. Продажи в этот день выросли на 22% в сравнении с предыдущим Днем святого Валентина, а посещаемость магазина в течение следующего месяца выросла еще на 25%.
В одном из ресторанов периодически какому-либо клиенту после полного и прекрасного обслуживания в завершении ужина приносится записка, говорящая о том, что ресторан был счастлив обслужить его и сегодня хочет сделать ему еще одну приятную вещь – подарить этот ужин. Гость ресторана, конечно же, получает неожиданные позитивные эмоции и, впоследствии, рассказывает всем свои знакомым об этом ресторане. Такие периодические «подарки» помогли ресторану увеличить посещаемость на 52% в течение квартала с момента внедрения этого впечатления. Помимо прочего, такие гости чувствуют себя обязанными прийти сюда снова: кто-то уж точно оплатить новый ужин, а другие в надежде на повторную удачу. Это, в свою очередь, влияет на количество повторных визитов гостей.
Демонстрация эмоций на средствах визуальной рекламы. Также можно отнести к впечатлениям. Вспомните только рождественскую рекламу Coca-cola «Праздник к нам приходит»: вдохновение, предвкушение чуда, радость, детство – искусство в чистом виде, потрясающе влияющее на продажи в новогодние праздники.
Работа с цветом, размером и подачей. Одна компания занималась почтовыми рассылками нового рекламного предложения своим клиентам, но процент открытия этих конвертов был низким. Решено было увеличить размер конверта, сделав его непривычно большим. Окрасить в ярко красный цвет и надписи на нем в стиле «письма от руки». Открываемость конвертов выросла, в среднем, на 37%, а продажи нового предложения еще на 18%.
Запахи. В России сопутствующим ароматам в бизнесе уделяется незаслуженно мало внимания. Хотя, современные разработки, позволяют использовать это в полной мере. Например, аромат свежеиспеченного хлеба или печений в булочных и кафетериях способные поднять продажи в несколько раз. Даже в крупных торговых центрах, магазины одежды, использующие притягательные ароматы, например, шоколада – «приманивают» больше посетителей.
Упаковка. Заказ, например, может быть упакован по-особенному для каждого клиента и может содержать: надписи с инициалами, особенные наклейки по тематике заказа или, отражающие какое-то личное отношение к клиенту, пожелание, послание, написанное от руки, рецепт, рекомендацию и так далее. В моей производственной компании отдельное внимание уделялось упаковке картин: на каждой картине на задней части холста вручную ставилась красивая печать с логотипом компании. После картина заворачивалась в защитную пленку, затем в золотую фольгу и была похоже на огромную плитку шоколада. Следующим этапом она обильно обрызгивалась шоколадным ароматизатором и заворачивалась в последний слой оберточной бумаги. Затем обвязывалась золотыми парчовыми лентами и вязался пышный парчовый золотой рукотворный бант.
Клиенту всегда задавался вопрос: «Хотите ли что-то написать на задней части холста или вложить открытку?» Если да, то мы писали это вручную красивым почерком и добавляли к посланию штамп компании.
Такая упаковка стоила довольно дорого, но люди охотно платили за нее, незабываемые предвкушая эмоции от своего подарка. Так товар «персонализируется», выстраиваются тонкие личные взаимоотношения между конкретным клиентом и конкретным бизнесом. Клиент привыкает к вам, испытывает теплые чувства и больше не хочет идти ни к кому другому.
Вывод. Можно просто посчитать как повысится ВВП страны и благосостояние населения, если каждый бизнес – от самого микро-самозанятого предпринимателя до завода-конгломерата – увеличит свои обороты на 20-40%. Только за счет того, что будет уделять внимание искусству – эстетике, визуальной и эмоциональной презентации своих товаров и услуг. Как повысится благосостояние населения, увеличится количество рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет государства.
Уже не говоря о том, что со временем совсем на другой уровень поднимется вкусовое восприятие и образование населения. Результаты этого будут не так быстры и заметны сразу как экономический подъем, но они, несомненно, повлияют и постепенно будут прогрессировать в направлении увеличения посещения музеев, театров, увлечением литературой, люди будут более стильно одеваться и обставлять свои дома. Изменится запрос населения в сторону более высокоэстетичных вещей – материальных и нематериальных. А это в свою очередь, благодаря эластичности спроса, повлияет на проектирование, воспроизводство и ассортимент новых товаров в магазинах: мебель, одежда и прочее.
Это исследование в полной мере подтверждает история Европы. Давайте в качестве примера возьмем Италию. Те, кто там был, наверняка восторгались элегантностью и неповторимым стилем как 12-летних девочек-подростков, так и 80-летни итальянцев и итальянок, проводящих время по вечерам в барах и термах, источая такое обаяние, что кружится голова. Макияж, прическа, бижутерия, легкие шарфы, юбки, шляпы, сапоги... Их образы просты, но в то же время бесподобны. Стиль уже в их генах. А причиной тому века, на протяжении которых формировался их эстетический генофонд. Века, пропитанные насквозь искусством и культурой Европы. Замки, обвитые плющом и цветами, мощеные улочки, деревянные ставни, классическая музыка и театральные представления на улицах, культура наслаждения жизнью и сладкие мгновения ничегонеделанья, а лишь напитывания эстетикой. Старинные вывески, фамильных компаний: обувные, пекарни, кожевенные мастерские... Эстетика и вкус почти во всем.
Этого, к сожалению, не было в нашей стране из-за многовековых перемен и экономических потрясений. Дома культуры, памятники, лозунги – множество раз все сносилось под чистую, отрицалось и отстраивалось заново – по новым законам и режимам. Люди не имели возможности сродниться с какой-то культурой. В понимании русских – наша культура это Гжель, Хохлома и Айвазовский, но сложно представить, как они могли бы повлиять на экономику отдельного бизнеса, тем более в масштабах страны.
Поэтому задумайтесь – творя искусство, и, будучи живописцем, дизайнером, скульптором, музыкантом, и так далее... вы не просто создаете красивые объекты, картинки и ансамбли – каждый раз вы вносите потенциальный вклад в улучшение благосостояния и успешности своего района, города, страны, в конце концов, мира. А также вкуса тех людей, которые непременно будут пересекаться с вашими произведениями.
Начните делать нечто особенное – чего мир, или хотя бы, ваш город еще не видел. Внедряйте инновации, чтобы стать уникальными и не иметь конкурентов. Помните – эффективная организация деятельности – это искусство достижения необыкновенных результатов с помощью обыкновенных людей – таких как мы с вами. Задумывайтесь об этом каждый раз, когда вас будет посещать вдохновение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барлетта М. Как покупают женщины: чем маркетинг для женщин отличается от маркетинга для мужчин. М.: Вершина, 2007. 288 с.
2. Бейрут М. Как. 2015.
3. Ковалков В., Капустин С. Как мы удвоили продажи розничного магазина. М.: Москва, 2014. 230 с.
4. Ларс В. Продающая упаковка. Первая в мире книга об упаковке как средстве коммуникации. 2012.
5. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк: Капитал пляшет под дудку таланта; пер. с англ. [Павла Павловского]. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 288 с.
6. Пайн Б.Дж., Гилмор Дж.Х. Экономика впечатлений. М.: Альпина Паблишер, 2018. 384 с.
7. Урбан Глен Л., Хаузер Джон Р. Дизайн и маркетинг новых продуктов. 1993.