РОЛЬ ИСКУССТВА В СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА» В СМОЛЕНСКОМ РЕГИОНЕ)

Гальчук Ольга Викторовна

старший научный сотрудник лаборатории литературы и театра, кандидат педагогических наук, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

DOI: 10.34897/m1083-6615-3124-e

Аннотация: 
В статье поднимается актуальная проблема современного образовательного и социокультурного пространства - социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства. Акцентируется внимание на главном тренде российской и мировой образовательной политики начала ХХI века - уважение к самоценной личности ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. Автор рассматривает педагогический потенциал искусства, художественных и социокультурных программ, направленных на побуждение детей к культурно-творческой инициативе и художественному творчеству на примере национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», ориентированной на воспитание нового поколения инициативных и творческих личностей.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания 
Министерства просвещения Российской Федерации 
«Социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства»
на 2020 год


Становление современного подрастающего человека как личности происходит на фоне постмодернистской деконструкции культуры, а решающим механизмом социализации личности детей и подростков становится образовательное пространство, на первый план которой выходит гуманистическая стратегия. 
Интеграция гуманитарной науки, образования и культуры, являясь неотъемлемой частью российского учебно-педагогического процесса, нацеленного на интеллектуальное и творческое развитие, как преподавателя, так и ученика, позволяет создавать уникальную художественно-эстетическую среду, в которой учебное занятие становится «художественным событием» (Л.Г. Савенкова). 
Искусство как особый вид «формотворческой деятельности» [8]  играет особую роль в творческом становлении и самоопределении подрастающей личности, нацеленной на реализацию своего художественного потенциала. 
Диалог искусств - литературы, театра, музыки, изобразительного искусства и др. -  как продуктивная педагогическая технология имеет огромный учебно-воспитательный потенциал в контексте проблемы социализации современных подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
К категории детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в современном научно-образовательном пространстве относятся:
- дети из социально незащищенных и неблагополучных семей, 
- сироты, 
- дети, оставшиеся без попечения родителей, 
- дети с инвалидностью и нарушениями развития, 
- дети в экстремальных условиях, 
- жертвы насилия, 
- а также дети, которые не способны преодолеть самостоятельно сложившиеся обстоятельства.
Уважение к самоценной личности ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, становится главным трендом российской и - шире - мировой образовательной политики начала ХХI века. 
В России президентские образовательные программы легли в основу национальной и региональной политики [1, 5, 12]. 
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом России в феврале 2010 года, рассматривает модернизацию и инновационное развитие как «единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире ХХI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам… Школа является критически важным элементом в этом процессе» [6]. 
Главные задачи современной школы, впервые продекларированные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ориентированы на воспитание нового поколения инициативных и творческих личностей, нацеленных на создание новых материальных и культурных ценностей в рамках современной и безопасной цифровой образовательной среды. 
Педагогический потенциал искусства (литературы, музыки, театра, изобразительного искусства) в условиях развивающегося информационного пространства становится востребованным, как в России, так и за рубежом (STEAM):
• Science - наука, 
• Technology - технологии, 
• Еngineering - инженерия, 
• Аrt - искусство, 
• Math - математика. 
На сегодняшний день проблема внедрения в российское образование новых педагогических технологий обучения и воспитания [3], нацеленных на развитие, образование, расширение кругозора, в том числе художественного и культурного, становление нового поколения творческих и инициативных индивидуальностей, не теряет своей актуальности. 
Интеграция образовательной и социокультурной среды, например, с использованием технологии художественного события как «оригинального жанра завершения образовательного процесса» [11, с. 50], способствует поддержке раскрытия индивидуальности учащихся в самостоятельной творческой деятельности. Нельзя не согласиться с авторитетным мнением психолога А.А. Мелик-Пашаева, что «в самом общем смысле творчество как психологический феномен - это актуализация той внутренней энергии души, которой одарен человек» [9, с. 9].  
Раскрытие способностей каждого ученика (в том числе ученика, находящегося в трудной жизненной ситуации), воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности - т.е. личности, готовой к жизни в современном высокотехнологичном мире, требует создания в рамках современного образовательного пространства определенных педагогических условий [6].
Педагогическое сопровождение продуктивной социализации детей средствами искусства, нацеленное на  создание творческой развивающей среды в разных образовательных учреждениях, системе дополнительного образования, строится на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и культурных традиций страны, включая использование потенциала
• театральной деятельности, 
• музыкальной деятельности, 
• изобразительной деятельности, 
• литературной деятельности. 
Проведенное сотрудниками ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» исследование в регионах России в рамках фундаментального проекта «Социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства», позволило выявить огромный интерес к занятиям искусством не только со стороны подрастающего поколения, но и со стороны педагогов. 
Личностно-ориентированная позиция современного педагога на преподавание в контексте диалога искусств  очевидна, поскольку, как отмечают исследователи, «успешность, продуктивность работы… определяются перспективами и уровнем его развития как личности, а не только соответствием требованиям профессиональной деятельности» [2].
Рассмотрим в данной статье результаты данного исследования в Смоленской области. 
Эмпирическую базу исследования составили материалы, полученные на основе проведения анализа документов, бесед, наблюдения, опросов преподавателей на базе следующих образовательных организаций  (в % от 1218 респондентов):
• основная или средняя общеобразовательная школа – 78%, 
• детская школа искусств – 8%, 
• социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – 7%, 
• школа-интернат для одаренных детей – 3%, 
• другое – 4%. 
Специальность педагогов-респондентов, принявших участие в исследовании (в % от общего числа респондентов): 
• учитель литературы – 37%, 
• учитель изо – 21%, 
• учитель музыки – 19%, 
• учитель МХК – 11%, 
другое – 12%.
Предпочтения учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации,  по областям искусства (Смоленский регион)
Табл. 1
Преподаватели, принимавшие участие в настоящем исследовании, отметили следующие приоритеты при реализации учебно-воспитательных задач в своей педагогической деятельности (Таблица 2): 
Приоритеты педагогов при реализации учебно-воспитательных задач в своей образовательной деятельности (Смоленский регион)
Табл. 2
Как видим, приоритетными для педагогов общеобразовательных школ и школ дополнительного образования в Смоленском регионе являются «создание инновационной образовательной среды в контексте диалога» и «искусство и интегрированная среда в художественно-творческом развитии современных учащихся». 
Как отмечает исследователь Т.В. Живокоренцева, в своей работе, посвященной стратегии реализации идей национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в условиях профессионально-педагогического образования, «интеграция, ставшая одной из тенденций развития современности, рассматривается как ответная реакция на «вызовы», предъявляемые человечеству новой цивилизацией» [7, с. 177].
Предпочтения педагогов в области образовательных технологий при реализации учебно-воспитательных задач в контексте диалога искусств в своей образовательной деятельности (Смоленский регион)
Табл. 3
Смоленский регион - один из активных участников Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». С 2010 года участниками данного процесса являлись школы города Смоленска и районных центров.   
Так, например, МБОУ «Средняя школа №2» города Смоленска в своей «Программе развития» ориентирует педагогов на непрерывное совершенствование «искусства воспитания». 
Данная школа - интересный пример регионального опыта вальдорфской педагогики.  
Структура школы:
• классы, работающие по программам для российских вальдорфских школ и реализующие инновационные подходы;
• общеобразовательные классы; 
• коррекционные (лечебно-педагогические) классы.
Школа перешла на реализацию новых образовательных стандартов в 2011-2012 учебном году.  Часть положений новых образовательных стандартов была заимствована из практики вальдорфского движения, которое предполагает раскрытие талантов в трех видах человеческой активности:
• мыслительной (интеллектуальной),
• художественной,
• практической.
 В вальдорфских школах на данных активностях изначально была выстроена вторая половина дня, благодаря чему ученики получили возможность полноценно развивать в рамках учебно-воспитательного процесса художественные и практические способности наряду с интеллектуальными.
В Вяземском районе, согласно плана мероприятий Комитета образования Администрации МО «Вяземский район» Смоленской, направленных на выполнение данной Национальной инициативы, в 2010 году 11 общеобразовательных учреждений были заявлены в качестве пилотных площадок ФГОС начального общего образования, Из них, согласно приказа Департамента Смоленской области по образованию и науке от 26.03.2010г., были утверждены 3 образовательных организации города Вязьмы – МОУ СОШ №2, №4 и №9. Учебно-воспитательный процесс был ориентирован в том числе и на знакомство с культурными и художественными традициями региона (художественная обработка дерева (береста)), декоративно-прикладное искусство (флористика, макраме, изделия из камня) и пр. Социализация и творческое развитие учащихся также происходило в диалоговом взаимодействии с театром, литературой, музыкой, изобразительным искусством в рамках проектной учебной и внеклассной деятельности.  
Еще одно уникальное образовательное учреждение в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», рассчитанное на 200 учащихся из сельской местности,  находится в деревне Мольгино Новодугинского района Смоленской области [13]. 
Департамент Смоленской области по образованию и науке дает следующую информацию: «С 01.01.2017 года в д. Мольгино Новодугинского района Смоленской области  начинает осуществлять образовательную деятельность смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  для одаренных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей из малообеспеченных семей «Школа-интернат «Мольгино»… Школа располагает новым зданием с оригинальным архитектурным проектом, благоустроенной территорией с  зонами отдыха, современным спортивным комплексом со стадионом и футбольным полем. Все учебные кабинеты и лаборатории, вспомогательные помещения оснащены необходимым оборудованием, отвечающим всем требованиям к  организации жизнедеятельности образовательного учреждения. Школа имеет интернат на 40 мест (2-х, 3-х местные комнаты с туалетом и душевыми кабинами, комфортной мебелью), библиотеку, спортивный зал, видеозал, комнату психологической разгрузки.
Для преподавания обязательных учебных предметов и предметов художественно-эстетического и музыкального цикла приглашаются учителя-предметники  и специалисты по музыке, хореографии, изобразительному искусству.
Для педагогов будут  созданы комфортные условия для проведения учебных занятий и внеурочной деятельности, для самореализации и развития творческих способностей. Для приезжих специалистов будет организована доставка транспортом. Педагогическим семьям предлагается благоустроенное качественное жилье на условиях безвозмездной аренды с последующим переходом  в собственность. Педагоги получат возможность   совершенствования профессионального мастерства, повышения квалификации, языковых и образовательных стажировок в лучших учреждениях развития образования в России и за рубежом [14]. 
Школа в Мольгино – это только один из ярких примеров творческого развития детей в трудной жизненной ситуации в контексте реализации концепции преподавания образовательной области «Искусство», в которой успешно реализуется полихудожественное в образовании [10, с. 9-16] - «система освоения предметов гуманитарного и художественного цикла с учетом специфики культуры и традиций региона» [10, с. 12], и национальных инициатив.
Таким образом, проблема социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, рассматривается как условия и возможности использования педагогического потенциала искусства и социокультурных программ, направленных на побуждение детей к культурно-творческой инициативе и художественному творчеству. 
Организация условий социализации детей предполагает разнообразие и насыщенность занятий по освоению культуры и искусства, привлечение к различным видам художественной деятельности, которые концентрируются вокруг доминантного в каждом возрасте типа художественного восприятия окружающей жизни и разных жизненных ситуаций (через действие, изображение, литературный текст, музыку, стихи, театр, танец).

ЛИТЕРАТУРА 
1. Антонова, Л.Н. Региональное управление социально-педагогической системой поддержки детей группы риска: дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / Л.Н. Антонова. - М., 2005. - 438 с.
2. Бедерханова, В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога [Текст] / В.П. Бедерханова. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2001.  – 218 с.
3. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии [Текст] / под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Новая школа, 1998.  – 205 с.
4. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. – Ростов-на-Дону:Феникс, 1968. – 345 с.
5. Гурьянова, М.П. Наша новая школа на селе: прогностическая модель [Текст] / М.П. Гурьянова. - Педагогика. - 2010. - №10. - С. 25-31. 
6. Дмитрий Медведев утвердил инициативу «Наша новая школа» [Текст] / Официальный сайт «Президент России» [Электронный ресурс]. - URL:  http://kremlin.ru/events/president/news/6683.
7. Живокоренцева, Т.В. Стратегия реализации идей национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в условиях профессионально-педагогического образования [Текст] / Т.В. Живокоренцева. – Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2011. - №3. – С. 175-184.
8. Искусство [Текст] / Гуманитарный портал [Электронный ресурс]. - URL:  https://gtmarket.ru/concepts/7065
9. Мелик-Пашаев, А.А. О творчестве, одаренности и ее видах  [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев // Концепт «творчество» в междисциплинарных исследованиях. Сборник научных статей по материалам Международного научно-практического кластера «Образование, культура, искусство в современном информационном пространстве» (Смоленск, 24 октября 2019г.). – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2019. – С. 5-12.
10. Савенкова, Л.Г. Полихудожественное в образовании, или «когда все искусства вместе» [Текст] / Л.Г. Савенкова // Художественное образование в России на современном этапе: научный поиск, обновление содержания и повышение качества. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2018. – С. 9-16.
11. Савенкова, Л.Г. Художественное событие – современная составляющая интегрированного полихудожественного обучения [Текст] / Л.Г. Савенкова // Педагогика искусства. - 2017. - № 3. - С. 48-54.
12. Суздальцева, Л.Н. Развитие региональной системы образования в условиях реализации президентских образовательных программ: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Л.Н. Суздальцева. - М., 2011. - 121с.
13. Уникальная школа-интернат для одаренных детей работает в Смоленской области [Текст] / Официальный сайт «Первый канал» [Электронный ресурс]. - URL:  https://www.1tv.ru/news/2019-05-18/365335-unikalnaya_shkola_internat_dlya_odarennyh_detey_rabotaet_v_smolenskoy_oblasti.
14. Школа-интернат «Мольгино» [Текст] / Официальный сайт «Департамент Смоленской области по образованию и науке» [Электронный ресурс]. - URL:  http://edu67.ru/news/shkola-internat-molgino-/.