В практическом преобразовании действительности искусство играет важную роль. Эта социальная функция искусства и художественного творчества приобретает в наше время особую актуальность. Всё в современном обществе, начиная с предметов повседневного быта и вплоть до самых абстрактных теорий, включая также даже такие самые важные его основоположения как формы государственного устройства и законы – всё в нём в момент своего порождения возникает в художественно-творческой форме. Можно сказать без преувеличения, что социальные преобразования окружающей социальной действительности как социальное творчество первоначально начинается в акте художественного творческого откровения и только впоследствии принимают те или иные специализированные и нашедшие свой предмет, материал и метод осуществления в тех или иных сложившихся на данный момент специфических профессиональных видах человеческой деятельности формы.
Этот подход своей исторической предпосылкой имеет философию тождества Шеллинга. Роль искусства, согласно Шеллингу, состоит в том, что оно обнаруживает подлинную реальность, истинную действительность, состоящую в совпадающих друг с другом «бессознательной» деятельности объективной природы и «сознательной» деятельности субъекта. Взятые в тождестве, «природа» и «интеллигенция» образуют универсум как единое художественное произведение. Обнаружение этого тожества может быть результатом случайного совпадения «сознательного» и «бессознательного» - здесь нам является природная красота, либо оно является результатом «сознательной» деятельности художника и тогда оно становится красотой произведения искусства.
Шеллинг приписывал художникам роль гениев, создающих свои произведения подобно чуду, сближая тем самым позиции художника и Бога [5]. В этом отношении позиция Шеллинга неожиданно получает резонанс в концепции творчества Н. Бердяева. Н. Бердяев также отчасти обожествляет человека, рассматривая его как богоподобное существо, а творчество человека рассматривал как проявление его божественности: "Всякий творческий художественный акт есть частичное преображение жизни. ...Во всяком художественном делании уже творится мир [1, 219]. Искусству приписывал такое же значение, которое имеет и божественный акт сотворения мира.
Искусству Шеллинг отдаёт приоритет среди остальных видов деятельностей человека, включая и саму философию и науку: «Если эстетическое созерцание не что иное, как объективированное трансцендентальное, то становится ясным само собой, что в искусстве мы имеем как документ философии, так и её единственный извечный и подлинный органон, беспрестанно и неуклонно все наново свидетельствующие о том, чему философия не в силах подыскать внешнего выражения, а именно о бессознательном в действии и творчестве в его первичной тождественности с сознательным. Именно только поэтому искусство является философу чем-то высочайшим, словно открывает его взору святая святых, где как бы в едином светоче изначального вечного единения представлено то, что истории в природе ведомо лишь в своей обособленности и что вечно от нас ускользает как в жизни и действовании, так и в мышлении» [5, 379].
Согласно нашему представлению, подтверждаемому взглядами Шеллинга, Н.Бердяева и др., а также фактическими доказательствами, художественное творчество и искусство не является только отражением материальной деятельности людей, но, наоборот, само активно воздействует на эту деятельность и результатом их динамичного взаимодействия является как само искусство, так и материальная деятельность.
Художественное творчество является этапом, предшествующим всякому порождению нового во всех видах человеческой деятельности. Будучи предшествующим этапом всякой человеческой деятельности, оно осуществляется первоначально на материале самой практической деятельности как на эрзацах или дубликатах. В развитой форме художественное творчество находит свой материал в различных видах искусства. Поэтому мы различаем художественное творчество как универсальный предшествующий любому виду деятельности человека этап и искусство – как дифференцировавшаяся и нашедшая свой материал, способы осуществления и свои формы специфический вид человеческой деятельности.
Факты, подтверждающие порождение новых форм жизнедеятельности человека первоначально в формах художественного творчества мы найдём всюду: технические изобретения воздухоплавания, телевидения, космических путешествий впервые осуществил в формах художественных произведений Ж. Верн, и только впоследствии они нашли своё продолжение в работах Циолковского, Королёва, Зворыкина и др. Утопии Т. Кампанелло, Р. Оуэна впоследствии воплотились в социалистическом устройстве общества. Придуманные Н.Г.Чернышевским сны Веры Павловны и образ Рахметова реализовались в характерах Каро и образе жизни других несгибаемых революционеров. Регулярная армия первоначально создавалась Петром I как игрушечные потешные войска. Химическая наука появилась из магических художественных ритуалов алхимиков. Изобретение компьютеров произошло на базе сконструированной ранее игровой приставки.
Связь художественной формы и реального события, порождённого ею, не прекращается и впоследствии, после того как это реальное событие возникло: эта художественная форма продолжает питать и творить реальный процесс жизнедеятельности, служит его оформлением и источником. Гитлеровский режим, к примеру, никогда не разрывал пуповины с породившей его художественно-языческой формой: нацистские ритуалы, показанные Л. Рифеншталь, поражают свой красочностью и завораживающей силой.
Особенно ярко эта связь реального и художественного выражена в жизни первобытного общества. Все антропологи отмечают, что жизнь первобытного общества распадается на две части: ритуальное празднество и повседневная жизнь. Виды ритуалов различны: одни направлены на усиление плодородия, размножение животных, во время которых ритуально употребляется какая-то часть тотема. Другие устанавливают табу и запреты – обряды инициации, траурные церемонии.
Э. Дюркгейм пишет о ритуальном празднестве: «Все происходит так, если бы он действительно бы перенесён в абсолютно иной мир, чем тот, в котором он обычно живет, в среду, заселенную исключительно мощными силами, которые его захватывают и преображают» [6, с.313]. Общество в эти моменты в состоянии транса творит себя как художественное произведение.
После представления жизнь возвращается к своему обычному повседневному виду, но уже несёт в себе смысловой пласт магического содержания, оно заряжено им, в ней подспудно содержится скрытый потенциал тайной действительности. Эта повседневная деятельность, проза жизни. Здесь руководствуются рациональными соображениями, эмоции уступают разуму и воле. Все существование первобытного общества колеблется между этими двумя состояниями.
Современное общество отличается в высшей степени проектным характером. Голливуд создал Америку так же, как сейчас он создаёт весь остальной мир. Во время господства социализма такой же силой принудительности обладала официальная идеология. Сейчас мир вестернизируется в соответствие с клише, навязываемым всему миру американским Голливудом: всюду одинаковая одежда, одни и те же вкусы, привычки – мир становится плоским [4]. Художественная форма, придающая очертания и создающая облик вещей и среды обитания, в современном обществе стало предметом деятельности дизайна и рекламы; всё, с чем мы соприкасаемся, чем мы пользуемся и в чём мы живём – первоначально прошло через глаза и руки дизайнеров, было проектом, который только впоследствии получил жизнь в реальных вещах. Констатируем только важную в современном социуме роль дизайна и рекламы. Благодаря им индивид перестаёт существовать в реальности, перестаёт быть, но становится лишь формируемым в его сознании с помощью дизайнера, рекламиста или другого специалиста по созданию образов образом самого себя, он только кажется себе тем, что сформировал в его сознании относительно него самого этот специалист. Специалист по созданию образов – дизайнер, рекламист, имиджмейкер и т.д. – конструирует искусственную реальность, вытесняющую реальность действительную. Проектный характер общества стал сегодня определяющей его чертой. Креативный класс является институциальным выражением в структуре экономическо-хозяйственной жизнедеятельности общества доминирования удельного веса проектировочной деятельности [3].
В чём суть искусства – в порождении новых жизненных явлений в искусственном материале, дублирующем материал реальных порождаемых явлений, представляющем собой эрзац, образец, модель. Как модель будущего явления она представляет собой идеальную цель, образ, результат в идеальной форме, который как предпосылка, витает в сознании творящего, по выражению Маркса. Будучи предшествующим образцом произведение искусства может служить дубликатом разных уровней ещё не сформировавшихся жизненных явлений – от самых абстрактных представлений об этих явлениях, существующих в форме довольно абстрактных художественных произведений, до вполне реалистично подробных и детальных представлений, описывающих будущие реализации в конкретных деталях.
Такой характер искусства и художественного творчества обусловлен природой личности самого художника. Базовой характеристикой душевной организации художника является его повышенная чувствительность на проблемы, жизненно важные для общества. Угрозы и вызовы, возникающие перед обществом, становятся объектом, притягивающим внимание художника; в силу его особой человеческой отзывчивости и психологической чуткости он с обостренной силой чувствует то, что другим кажется малозначительным и угадывает угрозы там, где большинство их не замечает, будучи погруженным в повседневную жизнь, полную мелких сиюминутных насущных забот. Именно свобода от навязчивого диктата повседневности в сочетании с повышенной восприимчивостью к слабым раздражителям (сродни парадоксальной фазе сна) создают феномен художественности. По словам П.П. Чистякова, «идеи, волнующие общество, во всяком случае, должны быть исполняемы». Для того же, чтобы сделать правильный выбор, надо хорошо знать современное общество, его интересы и требования, надо быть активным его членом. Иными словами, обязанность художника - быть гражданином, а не представителем замкнутой касты служителей "святого искусства" [2, 52].
Благодаря этой чуткости художник воспринимает проблемы общества еще тогда, когда их не воспринимает никто в обществе. Художник подобен чуткому сейсмографу, улавливающему слабые толчки надвигающегося извержения. Благодаря дистанцированию от стереотипов повседневности идентификация художника имеет диффузный размытый характер, не нашедшей своего четко выраженной формы и предмета – он сопереживает всему, что является в форме «свободного» впечатления – качающейся былинке, ползущему по ней жучку, стуку льющейся в жестяной таз воды, плачущему младенцу. Его способность сопереживания беспредельна и не имеет корыстного личного интереса. Как существо социальное он прежде всего отзывается на гармоничность (справедливость) отношений вне его – переживанием чувства прекрасного, а на нарушение гармоничных отношений – болью. Его стремление к полноте переживания жизненного потока и есть его стремление к свободе, являющейся переживанием наивысшей полноты жизни. А поскольку он не разделяет себя на социальное существо и себя-для-себя, то это стремление и является его социальным инстинктом к полноте своего общественного (т.е. гражданского) бытия. Таким образом, через него выражается стремление общества к полноценности своей жизнедеятельности, не ограниченной одним только экономическим или биологическим интересом. Тем самым, художник становится вратами, пропускающими через себя в мир новые рождающиеся формы и свойства социума, он в буквальном смысле слова охраняет полезное, изменяет, развивает и порождает новое в обществе, в чем и состоит его социальная гражданская роль.
В заключение, сформулируем несколько наших выводов из статьи.
1. Основной вывод, который мы хотим подчеркнуть, состоит в том, что искусство не является «жизнеотражательным», но имеет «жизнестроительный» характер, обладает активной ролью среди всех других видов человеческой жизнедеятельности. Действует искусство первоначально на материале самой деятельности, постепенно выщелучиваясь из неё и находя свой специфический предмет и способы только впоследствии.
2. Художественное творчество и искусство являются двумя различными видами деятельности. Художественное творчество является генетически первичной универсальной формой человеческой жизнедеятельности, предшествующей любому специализированному виду деятельности, включая искусство. Искусство – дифференцировавшийся и нашедший свой материал, способы осуществления и свои формы специализированный вид человеческой деятельности. В форме художественного творчества находит своё проявление всё то новое, что в дальнейшем в любых других видах человеческой активности находит свою последующую реализацию в специфическом материале специальных видах деятельности, будь то искусство или хозяйственно-экономическая, научная или политическая жизнедеятельность и т.п.
3. Связь художественной формы и реального события, порождённого ею, не прекращается и впоследствии, после того как это реальное событие возникло: эта художественная форма продолжает питать и творить реальный процесс жизнедеятельности, служит его оформлением и источником.
4. "Жизнестроительная" роль искусства и художественного творчества определяются природой личности художника, одарённого повышенной чувствительностью на проблемы, жизненно важные для общества, что позволяет художнику воспринимать проблемы общества ещё тогда, когда их не воспринимает никто в обществе и позволяет ему впервые их актуализировать на понятном для обществе языке.
ЛИТЕРАТУРА
Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека: монография/ Н.А. Бердяев. - Харьков: Фолио М.: АСТ, 2002. - 688 с.
Молева Н.М. П.П. Чистяков – теоретик и педагог. / Молева Н.М., Белютин Ю.М. П.П. Чистяков – теоретик и педагог. – М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1953. – 229с.
Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида; пер. с англ. А. Константинова. - М.: Классика-XXI, 2007. - 432 с.
Т. Фридман. Плоский мир: Краткая история XXI века / Томас Фридман; пер. с англ. М. Колопотина. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 601 с.
Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения в 2 т.: Пер. с нем. Т. 1/Сост., ред., авт. вступ. ст. А.В. Гулыга. — М.: Мысль, 1987. — 637[2] с, 1 л. портр.
E. Durkheim: Les forms e`le`mentaires de la vie religious, P.U.F., Paris, 1968, p. 326 – P. 313.