В связи с ускорением темпов развития современного общества российское образование находится в условиях модернизации и обновления: происходит изменение его приоритетов, целей, содержания и ценностей. В настоящее время общественное сознание испытывает потребность в человеке ОБУЧАЕМОМ, способном самостоятельно учиться, переучиваться, готовом к самостоятельным действиям и принятию решений. Это обуславливает современный переход от понимания социального предназначения образовательных заведений как простой передачи знаний, умений и навыков от педагога к ребенку к новому пониманию функции образования. Премьер-министр РФ В. В. Путин считает, что «…сегодня человеку нужно уже не просто обладать определенной «суммой» знаний и навыков, необходимо быть готовым постоянно пополнять их, адаптировать к новым требованиям» [9].
В докладе Министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко, посвященном новым федеральным образовательным стандартам, подчеркивается необходимость смены технологии обучения и отмечается, что «...передача готовых знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения» [13].
На сегодняшний день в условиях реформирования дошкольного образования под эгидой Министерства образования и науки РФ Институтом стратегических исследований в образовании РАО совместно с НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН и ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» осуществлена разработка Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые вносят существенные изменения в организацию образовательного процесса ДОУ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года). В ФГТ определено, что образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.
На этапе окончания дошкольного образовательного учреждения большинство детей показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, неумение добывать необходимую информацию и решать проблемы, проявляют полное бездействие в нестандартных ситуациях. Выпускники детских садов не готовы к успешной адаптации в начальной школе, им недостаточен приобретенный внутренний багаж усвоенного за недолгую жизнь. Педагогам необходимо делать акцент на использование не структурных, а функциональных, деятельностных качеств, чтобы обеспечить каждому дошкольнику возможность самостоятельно осуществлять, оценивать и контролировать учебную деятельность в школе, чтобы научить ребенка не только ставить учебные цели, но и искать пути их достижения.
Стандарты нового поколения ориентируют на формирование личности ребенка и самореализацию этой личности на основе «умения учиться», а также на возможность не только дать маленькому человеку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и помочь ему овладеть такими универсальными способами действий, которые будут стимулировать его развитие и самосовершенствование в непрерывного меняющемся обществе.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию универсальных учебных действий, начиная с предшкольного обучения. Значимость развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков обозначены в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года».
Теория развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов). Чтобы научить детей универсальным учебным действиям, принципиально важно уметь строить структуру учебной деятельности – тот путь, по которому должен направляться каждый ребенок для приобретения необходимого опыта. Универсальные учебные действия – это деятельность ученика, суть которой заключается в развитии и самосовершенствовании собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества. Овладение универсальными способами учебной деятельности обеспечивают успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования, а также способствуют достижению предметных образовательных результатов.
Актуальность изучаемой проблемы находит отражение в государственных документах российского образования, а именно в отдельной программе предшкольного и начального общего образования, разработанной на основе модели Программы развития универсальных учебных действий (УУД) под руководством А. Г. Асмолова. Потребность в разработке данной программы вызвана «необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей» [1]. Способность ребенка самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и навыки обеспечивается тем, что УУД открывают дошкольникам возможность широкой ориентации не только в общей учебной деятельности, но и в различных предметных областях, включая изобразительную деятельность.
В непосредственно образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации и конструированию при условии оптимальной реализации ФГТ у детей закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будут формироваться конкретные предметные знания, умения и навыки, обеспечивающие у них такую ключевую компетенцию, как «умение учиться».
Именно поэтому на сегодняшний день становится острой проблема поиска средств для формирования УУД в процессе непосредственно образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации и конструированию в подготовительной к школе группе детского сада.
Формирование универсальных учебных действий в процессе изобразительной деятельности происходит не стихийно, а организованно: при постоянном контроле со стороны педагога. Б. М. Теплов, изучавший психологические вопросы художественного воспитания, писал: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый работник в области художественного воспитания смотрел на себя, прежде всего, как на педагога, решающего общепедагогическую задачу, и, с другой стороны, чтобы наша педагогика видела в художественном воспитании свою собственную, кровную, органическую задачу» [11].
Среди основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, важно выделять действия, которые успешнее всего формируются на занятиях изобразительной деятельностью. В таблице № 1 продемонстрированы личностные, регулятивные и коммуникативные виды УУД, среди которых особое место занимают познавательные, т. к. именно они отличны от общепредметных видов и позволяют в непосредственно образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, конструированию эти действия формировать.
Таблица 1
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные
УУД
Личностные
УУД
-умение работать рядом;
-замечать действия соседа;
-охотно помогать другим в нахождении нужных деталей;
-приобщение к активному сотрудничеству с педагогом и друг с другом;
-умение строить взаимодействие и взаимоотношения в самостоятельных дидактических играх на основе правил и ориентировки на выигрыш.
-закрепление знаний о геометрических фигурах;
-группировка предметов по цвету, форме и размеру;
-формирование навыков устного счета;
-формирование умения совместного сочинения;
-умение пользоваться разнообразными средствами общения – словесными, мимическими, пантомимическими;
-умение классифицировать предметы по внешним и внутренним признакам;
-определение места расположения деталей изображения относительно друг друга, указывая их положение: на – над, по – под, слева – справа;
-установление отношения
-анализ результатов собственной деятельности и процесс творчества, способов управления своими действиями, а также восприятие художественного произведения (замысла, средств выразительности, эстетической ценности, принадлежности к определенной эпохе, направлению и стилю искусства и т. д.).
-оценка организации
-вера в способности и талантливость ученика;
-выявление индивидуальных интересов и ожиданий от урока;
-совместное целеполагание;
-использование мотивирующих метафор, сказок, легенд и историй;
-индивидуальное планирование результатов продвижения в освоении творческой деятельности;
-обеспечение обоснованного личностного выбора в «часть – целое»;
-ориентировка в непосредственно прошедшем и ближайшем будущем времени;
-нахождение сходства и различия при создании пары;
-овладение ориентировкой в пространстве;
-развитие единого темпа и ритма в общегрупповой работе;
-развитие речевой активности детей;
-умение соединять процесс изображения с игрой.
творческого пространства детьми;
-обсуждение всех важных действий, прежде чем приступить к процессу творчества;
- осуществление планирования, подготовки, реализации и защиты полученных результатов с последующим анализом, коррекцией и подведением итогов.
обучении (индивидуальной или групповой работы, формы и вида деятельности, темы, художественных средств, сложности работы, индивидуальной или групповой деятельности, формы домашнего задания и т. д.).
Если личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей, то регулятивные действия помогают организовать их непосредственно образовательную деятельность, а коммуникативные действия создают условия для социальной компетентности. Познавательные универсальные действия базируются на сформированности логических операций – умении анализировать изображаемый объект, составлять целое из частей (в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов), осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, устанавливать причинно-следственные связи и аналогии, мыслить образно.
Усвоение общего приема решения задач базируется на сформированности выше перечисленных логических операциях. Умение ставить и решать задачи в непосредственно образовательной деятельности является одним из основных показателей уровня развития дошкольников, открывает им пути овладения новыми знаниями. При обучении рисованию, лепке и аппликации используются задачи, которые принято называть учебными, и с помощью этих задач формируются общие предметные знания, умения, навыки. Изобразительные умения заключаются не только в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы, но и в успешном овладении техническими навыками:
-умение изображать рисунок на всей площади листа бумаги;
-передавать пропорции отдельных характерных деталей;
-подбирать оттенки как средства передачи предметного признака и эмоционально-нравственной характеристики образа;
-умение располагать изображение на листе бумаги;
-умение смешивать гуашь для получения новых цветов и оттенков;
-умение работать кистью при рисовании линий в разных направлениях;
-умение строить планы по всему листу;
-изображение узких и широких полос (концом кисти, плашмя), кольца, дуги, точки;
-украшение основ (чередование, простейшая симметрия цветовых пятен геометрического узора);
-создание элементов узоров всем ворсом кисти и его кончиком;
-умение рисовать простым карандашом, цветными мелками;
-сочетание знакомых техник и освоение новых;
-развитие композиционных умений:
-размещение объектов в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности;
-создание композиции в зависимости от сюжета;
-изменение формы и взаимного размещения объектов в соответствии с их сюжетными действиями;
-изображение предметов дальнего и близкого плана без изменения их размеров;
- освоение многоплановости в композиции;
-нахождение главных и второстепенных элементов;
-композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;
-ориентирование на большом и малом пространстве листа бумаги;
-упражнение кисти руки с закреплением правильного положения при рисовании горизонтальных и вертикальных линий карандашом и красками;
-развитие способности рисования широких и тонких линий;
формирование простейших технических действий, включающих:
-выкладывание;
-составление целого путем прикладывания;
-присоединение одной части к другой;
-намазывание клеем;
-приклеивание;
-вырезание чего-либо посредством ножниц (основы контурного вырезания);
-перерезание квадратов по диагонали;
-срезание углов у прямоугольника;
-создание косых срезов;
-создание аппликаций путем обрывания;
-вырезание квадратов и треугольников из полос;
-вырезание кругов из квадратов, а овалов из прямоугольников;
-создание из геометрических фигур изображения различных предметов или декоративные композиции (также в объеме);
-умение равномерного размещения однородных элементов по всей плоскости или в центре листа;
-вырезание одинаковых фигур или их деталей из бумаги, сложенной «гармошкой» (многослойное вырезание);
-вырезание симметричного изображения из бумаги, сложенной пополам (симметричное вырезание);
-применение техники обрывания для получения целостного образа или создания мозаичной аппликации;
-умение ориентироваться на большом и малом пространстве листа бумаги;
-вырезание по нарисованному или воображаемому контуру для изображения несимметричных предметов;
-использование накладной аппликации для создания многоцветных образов;
-формирование умений комбинирования, преобразования, нахождения одинакового и отличительного путем сравнения и сопоставления различных вырезанных форм с натурой или одну с другой;
-совершенствование техники прорезного декора;
-сминание бумажной формы;
умение передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции, взаимное размещение частей;
-использование приемов декорирования лепного образа;
-использование формообразующих движений;
-освоения рельефной лепки;
-освоение лепки из целого куска путем вытягивания и моделирования частей;
-умение лепить на форме;
-составление целого из отдельных частей, одинаковых и отличающихся по цвету, величине, форме, конфигурации;
-умение объединять образы в сюжет на общей основе;
-создание образов в динамике;
-умение изготавливать декоративные или декорированные изделия (посуда, маски, лепные орнаменты, здания и пр.);
-уметь комбинировать различные способы лепки: конструктивный, модульный, скульптурный и комбинированный;
-создание объемного лепного изображения на плоскости;
-вырезание формы из пластичного материала и соединение ее в задуманный образ;
-использование готовых форм для украшений налепами и прорезами узоров;
-освоение способа лепки «оттягивание с моделированием», «сплющивание», «загибание» «разминание», «шлепанье», «размазывание», «прорезывание».
Исследования педагогов и психологов, посвященные проблеме формирования учебных действий, доказывают, что недостаточный уровень развития образных представлений, которые успешнее всего формируются на занятиях изобразительной деятельностью, – одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже. В процессе изобразительной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, на основе которого формируются образные представления и развивается образное мышление. Наблюдения и выделение свойств изображаемых предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве) способствуют развитию у дошкольников компонентов эстетического чувства: формы, цвета, ритма. Включение в процесс восприятия и последующее изображение операций анализа, сравнения, уподобления, установления сходства и различия предметов, а также обобщения, способствуют интеллектуальному развитию через развитие когнитивных структур мозга. (Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, Л. И. Божович, М. И. Лисина и др.).
Выдающийся русский дидакт К. Д. Ушинский отводил существенную роль в развитии интеллекта рисованию, лепке и аппликации. Продуктивные виды деятельности, по его мнению, «…являются одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения». Для общего развития детей педагог рекомендовал шире вводить изобразительную деятельность в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, так называемый «прием обучения при изучении других предметов» [12].
О том, что уровень общего развития находится в гармонии с эстетическим развитием, пишут современные ученые (И. А. Лыкова, Ф. Н Вахабова, Н. Г Ачилова): «…При этом продуктивная деятельность выступает способом осмысления и освоения познавательной информации» [7].
Именно в дошкольном детстве на основе накапливаемого познавательного и эстетического опыта начинает складываться эстетическая картина мира. Этот опыт выступает как «…определенным образом структурированная совокупность всех представлений и знаний, а также способов интеллектуальной и практической деятельности» [6].
Возможность формирования познавательных видов учебных действий в процессе изобразительной деятельности отмечала Т. С. Комарова, которая утверждала, что в изобразительном творчестве дети передают свои впечатления, полученные в окружающей жизни или из прочитанных ими книг. Известный русский ученый-практик утверждал: «…без отчетливых представлений создать изображение невозможно. Вместе с тем в процессе создания образа действительности или литературного персонажа картины у детей уточняются, углубляются, закрепляются знания и представления, которые являются своеобразным материалом для работы мышления, воображения» [5].
Изобразительная деятельность также способствует развитию речи дошкольников. Подчеркивая значение речевого сопровождения процесса изображения, русский ученый Е. И. Игнатьев пишет: «Воспитание умения правильно рассуждать в процессе рисования очень полезно для развития анализирующего и обобщающего видения ребенком предмета и всегда приводит к совершенствованию качества изображения. Чем раньше включается рассуждение в процесс анализа изображаемого предмета, чем систематичное этот анализ, тем скорее и лучше достигается правильное изображение. Умение ребенка обозначать словом признаки предметов содействует правильности и точности изображения им каждой линии, каждого штриха» [4].
Именно в процессе продуктивной деятельности ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Речь начинает предварять действия. Осво ение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи различных действий и явлений. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения.
Таким образом, УУД на занятиях по изобразительной деятельности играют немаловажную роль, являясь инструментом познавательного развития дошкольников, а также позволяют осуществлять преемственность в работе детского сада и школы по реализации умственного, трудового, нравственного, этического, а также эстетического воспитания детей. Универсальные учебные действия в образовательной области «Художественное творчество» направлены на достижение ребенком собственных замыслов, на применение усвоенных знаний, умений и навыков для развития продуктивной деятельности детей
Универсальные учебные действия, формируемые в непосредственно образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации и конструированию, открывают дошкольникам возможность широкой ориентации на последующих этапах непрерывного образования, способствуют накоплению субъективного опыта как основы, без которой самореализация личности становится малоэффективной.
Литература
1. Асмолов А. Г. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования.
2. Алексеева Л. Л. Государственные образовательные стандарты общего образования и предметы искусства. // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – № 2 –2010, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-2-2010.htm.
3. Горелик Н. А. Взаимосвязь художественной и познавательной деятельности младших школьников как условие гармонизации общего развития // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – №4 2010, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-4-2010.htm.
4. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности. Москва, 1961. 33–34 с.
5. Комарова Т. С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание – 2005 – № 2
6. Лыкова И. А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников: Автореферат дис. д-ра пед. наук. Москва, 2009.
7. Лыкова И. А., Вахабова Ф. Н., Ачилова Н. Г. Проектирование целей и содержания эстетического воспитания дошкольников в культуросообразном образовании // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AE-magazine. – 2011. – № 2.
8. Образование старших дошкольников в преемственности с начальной школой как стратегическое направление развития образования России : сборник научных трудов / Ред-сост. Н. А. Песняева. М.: АПКиППРО, 2008. – 296 с.
9. Путин В. В. Инициативы Российской Федерации / В. В. Путин // Известия. – 2006. – 1 марта.
10. Современные представления о творческом развитии личности в свете гуманистической парадигмы образования: сборник научных трудов / Ред-сост. М. С. Бережная. Москва: ИХО РАО, 2010. 200 с.
11. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. / Б. М. Теплов // Известия АПН РСФСР. – 1947 – № 11. С. 11–19.
12. Ушинский К. Д. О наглядности обучения: Избр. пед. соч. Т. 2. Москва: Просвещение, 1954.
13. Фурсенко А. А. О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ: Доклад от 9 декабря 2004 г.
14. ФГОС. Стандарты второго поколения. Как проектировать УУД в начальной школе. Москва: Просвещение, 2009.
Роль изобразительной деятельности в формировании универсальных учебных действий
Аннотация:
Роль изобразительной деятельности в формировании универсальных учебных действий