РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ

Петрова Марина Игоревна

старший методист, ФГБОУ ВПО «Московская государственная академия хореографии», Москва

DOI: 10.34897/IAECS.2020.2.62540

Аннотация: 
В статье рассматриваются особенности использования культурных и педагогических традиций при организации формирования и развития эстетической культуры обучающихся в профессиональных хореографических училищах. Приведен авторский подход к организации культурно-воспитательной среды образовательного учреждения. Культурно-образовательная среда, создаваемая в рамках реализации ФГОС нового поколения, представлена, как процесс развития и совершенствования эстетической культуры обучающихся в хореографических училищах, а также как результат практической реализации используемых социокультурных, исторических и национальных традиций. Определены роль и место культурно-образовательной среды в профессиональном воспитании и самоопределении учащихся профессиональных хореографических училищ.

На сегодняшний день, осуществление реформ, которые проводятся в российской системе профессионального образования способствуют тому, что наряду с положительными тенденциями, к которым относятся гуманизация, демократизация образовательного процесса, его максимальная открытость, имеют место также и некоторые негативные проявления. К ним возможно отнести разрушение идеалов, культурных традиций, активизацию процессов социальной дезадаптации, отсутствия патриотизма, что влечет за собой маргинализацию общества. В данной связи высокую степень значимости приобретает педагогический потенциал ранее накопленных общекультурных и этнопедагогических традиций, которые могут быть применимыми в воспитании представителей современного молодого поколения, обучающихся в учебных заведениях сферы искусств.
Теория и практика отечественного профессионального образования в рамках реализации ФГОС нового поколения основана на поиске инновационных подходов к организации социокультурного развития учащейся молодежи. Также большую значимость приобретает адекватное понимание особенностей и механизмов совершенствования эстетической культуры обучающихся.
В течение последних лет значительно повысилось внимание к культурно-эстетической составляющей образовательной среды, что явилось основой для развития идей использования культурологического подхода при становлении и развитии нового гуманитарного знания - культурологии образовательного процесса [3; 6 и др.].
Е.А. Баранникова отмечает, что при осуществлении учебно-воспитательной работы при организации процесса обучения эстетическому воспитанию учащихся отведено недостаточное внимание. Специфика имеющихся культурных и политических проблем в современной России обуславливает повышение роли формирования и развития эстетической культуры современной молодежи в системе профессионального образования и развития учащихся хореографических училищ [2].
По мнению Н.В. Ефремовой, осуществление процесса формирования и развития эстетической культуры учащихся хореографических училищ должно быть осуществлено как при помощи использования средств танцевального искусства, так и посредством овладения общим комплексом профессионально-педагогических знаний, через использование эстетического компонента, что должно быть обеспечено соответствующими педагогическими условиями [3].
В.В. Сергиенко в своей работе отмечает, что активное практическое применение комплекса мероприятий, которые направлены на организацию процессов обучения, воспитания, развития личности, формирования профессионально значимых качеств, а также развития профессиональных компетенций, представляет собой педагогические условия [6].
В подобном контексте необходимо отметить, что данные условия являются базовыми при достижении необходимых для получения качественного образования дидактических целей, что связано с присутствием ряда факторов, воздействующих на организацию процесса обучения, которые могут быть выделены в результате выбора и конструирования методов, элементов и форм обучения и воспитания. 
Е.В. Харьковская обращает внимание на то, что для развития культурно-образовательной среды при организации процесса обучения в хореографических училищах, большую значимость имеет осуществление комплекса необходимых мероприятий. Данные мероприятия должны быть направлены на повышение общей эффективности педагогического процесса [7].
Е.В. Харьковской отмечено, что используемые педагогические условия представляют собой внешний фактор по отношению к предмету и среде обучения. На основании специфических особенностей осуществления педагогического процесса в хореографическом училище, педагогическими условиями, которые необходимы для развития эстетической воспитанности являются совокупность внешних и внутренних факторов образовательного процесса, на основании практики использования которых осуществляется комплексное профессиональное воспитание учащегося, необходимым компонентом которого выступает эстетическое воспитание [7].
Н.Б. Крылова впервые ввела в научный оборот базовое понятие «культурная среда образовательного учреждения». Данное понятие состоит из общих характеристик культурного развития и совершенствования основных субъектов процесса образования через использование компонентов: мотивы, отношения, традиции, обычаи, ценности, символы, предметное окружение образовательного пространства. Культурная среда в целом - пространственное жизнедеятельности людей. Это окружающее человека пространство, освоенное им и неосвоенное, предметное и знаковое, ценностное для него и/или нейтральное. Это и макросреда, и непосредственное социокультурное поле общения, где личность активно действует, и реализует себя, как субъект культуры и где, главное, она выбирает наиболее значимое как материал для самообразования и самостроительства [4].
Н.Б. Крылова также отмечает важность целостного педагогического потенциала создания организуемой культурно-образовательной профильной среды начального профессионального образования, что находит свое отражение в использовании и в практике обучения национально-культурной среды, элементов быта населения конкретного региона и Российской Федерации в целом, связанных с менталитетом россиянина [4].
Необходимо отметить, что создаваемая в рамках реализации ФГОС нового поколения культурно-образовательная среда в системе профессионального образования, является целостной и системной. Она имеет способность к существенной интеграции в практике применения через организацию образовательного пространства занятий различные сферы: воспитание, профессиональное образование, культуру, нравственный потенциал современного человека, эстетику и этику формирования культурного компонента.
Необходимо отметить, что для создания качественной культурно-образовательной среды через развитие и совершенствование эстетической культуры обучающихся в профессиональных хореографических училищах необходима реализация ряда воспитательных задач:
 - создание адекватного для восприятия обучающимися культурного поля с целью создания условий для развития общекультурных и профессиональных интересов обучающихся и осуществления ими универсальных учебных действий; 
- создание необходимых предпосылок, которые являются значимыми для развития культурного потенциала учащихся, проявляются в способностях к самоопределению, актуализации основных знаниевых компонентов, саморазвития, самореализации, самоорганизации и самосовершенствования;
 - создание необходимых и достаточных условий, которые получают высокую степень значимости при развитии позитивных качеств личности представителей учащейся молодежи;
 - обеспечение разнообразия образовательного пространства в образовательной среде профессионального учебного заведения через активную и творческую деятельность педагогического коллектива; 
- создание комфортной и психологически грамотно выстроенной атмосферы при реализации процесса образования через коммуникации, доверительное отношение на уровне «учитель - ученик» и «ученик - ученик»;
- обеспечение практике реализации возможности развития основных культурных традиций во взаимодействии с инновационными процессами;
- создание общего микроклимата, основанного на позитивном культурном укладе хореографического училища, создании продуктивного взаимодействия на профессиональном и межличностном уровнях между преподавателями и обучающимися.
Эффективное средство, которое может быть использовано при развитии и совершенствовании культурно-образовательной среды хореографического училища связано с использованием системы традиций, включающих культурологический, профессиональный и образовательный аспекты [4].
Необходимо обратить внимание на то, что в основе культурно-воспитательной среды профессионального хореографического учреждения в настоящее время должна быть созданная качественная духовно - нравственная атмосфера, выстроенная на основах осуществляемого взаимодействия между педагогами и обучающимися, при соблюдении как традиций конкретного образовательного учреждения, так и традиций современного общества в целом. Такого рода традиции могут иметь место только при организации качественной совместной образовательной деятельности не только обучающихся в профессиональном хореографическом училище, но и всего педагогического коллектива образовательного учреждения в целом.
Учитывая ту особенность, что эстетическая направленность и хореография имеют существенную взаимосвязь между собой, эффективность осуществления эстетических бесед может быть очень высокой, при этом использование элементов цифровизации через демонстрацию презентационных материалов, использование мультимидейного компонента, видеотрансляции постановок выдающихся хореографов, инсталляций, архитектурных и живописных произведений искусства в значительной степени повышает актуализацию процесса развития эстетической культуры обучающихся в профессиональных хореографических училищах.
Формирование культурно-образовательной среды хореографического училища должно продолжаться и за пределами учебного плана. Так возникает возможность реализовать принцип системности, включающий учебный процесс комплексно, объединяющий учебные занятия, внеаудиторное время, все содержание проводимой учебной и воспитательной работы, общения и досуг обучающихся и т.д. Благодаря реализации учебно-воспитательной деятельности на основании принципа системности, эстетическая культура обучающихся будет формироваться как составная часть общей базовой культуры личности будущего артиста балета. Усилие теоретической составляющей, выходящей за рамки учебных дисциплин, например, при изучении истории хореографического искусства, будет способствовать эстетической рефлексии.
Такая деятельность позволит взрастить не просто воспитанников, выпускников хореографического училища, но и профессионалов в области хореографии ˗ людей, которые на высоком уровне в ходе теоретического и практического обучения овладели нормами профессиональной деятельности и профессионального общения, следуют профессиональным ценностным ориентациям, развивают свою личность средствами профессии, соблюдают профессиональную этику, стремятся вызвать интерес общества к результатам своей деятельности, учитывает запросы общества к профессии.
В данной связи необходимо обратить внимание на тот факт, что параллельно осуществляется процесс психологического сближения представителей учащейся молодежи с преподавательским составом образовательного учреждения, что повышает роль рефлексивного компонента и значения коммуникации в целом.
Педагоги-дидакты отмечают, что красота представляет собой актуальное средство для развития чуткого мировосприятия современного человека, а также реализация его творческого потенциала, через восприятие этой красоты. Красота представляет собой центральную категорию эстетики, а эстетическая культура, при этом, воспринимается как способность понимать, принимать, осознавать и ценить прекрасное, движущую силу для творчества и самоутверждения. 
С.И. Андрющенко отмечено, что при оценке эволюционного значения эстетической культуры для современного человека имеется возможность определения ее в качестве особого уровня всеохватывающего отношения к миру, который представляет собой ценностно-ориентированную способность личности к постижению порядка и гармонии действительности, формирования ее целостного образа через знаковый и двигательный конструкт [1]. В своем научном труде он отмечает и то, что имеет место общая характеристика эстетической культуры как высокого уровня развития эстетического сознания, который отражает мировосприятие совокупности определенных психологических характеристик и их проявлений [1].
Л.П. Печко отмечает, что к концу XX века в науке наметилась тенденция развития как гуманитарных, так и естественно-научных отраслей [5]. При этом каждая личность подвергается влиянию двух аспектов - с одной стороны, динамически развивается и находится в постоянном движении, а с другой стороны - остается постоянной [5].
Современное человеческое общество создает определенные критерии для оценки эстетических свойств, к которым можно отнести критерии красоты, совершенства, гармонии, которые представляют собой важные для человека ценности. 
В отношении второй тенденции применимыми становятся также иные термины и оценки, которые достаточно часто способствуют отсеиванию с позиции несоответствия идеалу красоты, «высокого вкуса» (вплоть до оценки определенных свойств его на основе понятий «безобразное», «отвратительное» или «прекрасное», «чудесное») [5]. 
Л.П. Печко утверждает, что обретение формами жизни благоприятных условий существования и закрепления органических моделей саморазвития материи, которые различают позитивные среды жизни, а также возможности для освоения позитивных для нее свойств материального мира, должно быть утверждено должны как выражение общегармонических, чувственно приемлемых вариаций живого мира [5].
Культурно-образовательная среда образования служит для развития современного общества в целом, в связи с чем в аспекте хореографического образования и искусства она основана на использовании элементов трансляции образовательных и культурных ценностей через культуру танца, хореографической композиции; через создание и развитие профильных профессиональных сообществ, несущих культурную основу осуществляемой деятельности через трансляцию на внешнюю среду (зрителей, педагогов, иных обучающихся).
Значимым элементом культурно-образовательной среды является развитие системы внеучебных мероприятий, в том числе, приуроченных к интересным и знаковым событиям для современного российского общества.
Большое внимание при организации культурно-образовательной среды в совершенствовании эстетической культуры обучающихся в профессиональных хореографических учреждениях необходимо обратить на использование средств массовой информации, социальных сетей, различных гаджетов, через которые, в настоящее время, максимально быстро осуществляется получение новой информации, обмен мнениями, суждениями, точками зрений, осуществляется взаимодействие с экспертами и лидерами мнений. Это позволяет обучающимися рефлексировать при анализе событий, действий, явлений, посредством использования элементов традиций и обычаев, а также анализе исторического прошлого Российской Федерации с учетом регионального компонента, как преемственности поколений.
У обучающегося в хореографическом училище процесс рефлексии имеет больше возможностей, чем в иных образовательных учреждениях, т.к. помимо визуального и аудиального компонентов, активно присутствует кинестетический компонент и язык танца, через который учащийся может выразить свое мнение, самоощущение и показать внутреннее состояние.
Таким образом, создаваемая в рамках реализации ФГОС нового поколения культурно-образовательная среда представляет собой процесс развития и совершенствования эстетической культуры обучающихся в хореографических училищах, а также результат практической реализации используемых социокультурных, исторических и национальных традиций, являя основу для удовлетворения основных духовных потребностей современного человека через осуществление взаимодействия между профессиональным и педагогическим сообществом. 
При этом включаемые традиции, обычаи, нравственные установки, являясь носителями культуры современного общества, осуществляют процесс формирования общего культурного облика профессионального образовательного учреждения, эстетической культуры каждого учащегося в нем. Также можно утверждать, что среда, в которой происходит учебно-воспитательный процесс, должная быть достаточно насыщена эстетическими компонентами. Это не только окажет положительное влияние на формирование и развитие эстетической культуры личности учащихся, но и будет способствовать нравственному становлению воспитанников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрющенко, С.И., Петьков, В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения [Текст] / С.И. Андрющенко, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. Майкоп, 2012. Вып. 1. - С. 105-109.
2. Баранникова, Е.А., Петьков, В.А. Педагогическая поддержка развития личности [Текст] / Е.А. Баранникова, В.А Петьков // Культурная жизнь Юга России, 2008. № 2. С. 58-60.
3. Ефремова, Н.В., Гененко, О.Н. Специфика педагогической технологии подготовки специалиста культуры и искусств [Текст] / Н.В. Ефремова, О.Н. Гененко // Вестник Тамбовского университета: Гуманитарные науки, 2012. - № 6. - С. 121-127.
4. Крылова, Н.Б. Культурология образования [Текст] / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования. - М.: Народное образование, 2000. - № 10. - 272 с.
5. Печко, Л.П. Выразительность эстетики природы и культура личности [Текст] / Л.П. Печко. - Ульяновск - Москва, УлГПУ, 2008. - 363 с.
6. Сергиенко, В.В. Педагогические условия эффективности осуществления эстетического воспитания средствами хореографии обучающихся в учреждениях дополнительного образования спортивного профиля [Текст] / В.В. Сергиенко // Современные проблемы науки и образования, 2015. - № 1. - С. 9-11.
7. Харьковская, Е.В. Роль эстетического воспитания студентов в образовательно-воспитательном пространстве вуза [Текст] / Е.В. Харьковская // Наука. Искусство. Культура, 2014. - № 4. - С. 29-31.