РОЛЬ КУРСА «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕЖИССУРА» В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

ЗАДОРИНА ОКСАНА СЕРГЕЕВНА

Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной педагогики Тюменского государственного университета, г. Тюмень

Аннотация: 
В статье раскрываются основания, актуализирующие необходимость включения курса «Педагогическая режиссура» в профессиональную подготовку современных педагогов. Выделены театральные технологии, которые интегрируют педагогические аспекты обучения с театрально- эстетическими и позволяют переосмысливать педагогический опыт. К данным технологиям отнесены технологии актерского искусства с психофизическим тренингом и технологии режиссерского моделирования педагогического процесса. Раскрыт механизм формирования профессиональной компетентности педагогов посредством театральных технологий. Определены педагогические условия использования театральных технологий в рамках курса «Педагогическая режиссура».

Увеличивающийся разрыв между предметной компетентностью человека и его
гуманитарной состоятельностью, наличие противоречия между необходимостью
сохранения индивидуальности, самобытности личности и технологизацией всех сфер
жизни человека, включая духовную, увеличивают необходимость поиска оптимальных
форм организации образовательной среды, препятствующей данным проявлениям.
Установка на преимущественное развитие логического мышления трансформируется в
направлении целостного миропонимания, что предполагает направленность содержания
учебных курсов на извлечение гуманистического и конкретно-исторического смыслов
знаний с точки зрения их ценности для людей, роли в развитии культуры, значения в
индивидуальной судьбе.
Для возможности осуществления требований, предъявляемых к образованию и
уровню подготовленности обучающихся, педагогу современной школы необходимо
овладеть подходом к образовательному процессу с точки зрения педагогической
режиссуры, режиссерской компетентностью, под которой мы понимаем способность
организовать педагогический процесс с помощью образно-выразительных средств как
действенный, обеспечивающий возможность обучающимся проживать, переживать и
рефлексировать события жизни, а не быть их сторонним наблюдателем.
Режиссерская компетентность педагога – это владение педагогической
деятельностью на высоком профессиональном уровне, который предполагает обладание
специальными знаниями из области режиссуры (композиционная структура
педагогического события, мизансцены, темпоритм, «техника действий» (П.М. Ершов),
рычаги наступления и др.), готовность и умение применить знания на практике для
обеспечения диалогизации педагогического взаимодействия и в целом гуманизации
образования. Её многие педагоги-практики и ученые-исследователи видят в том, чтобы
обеспечить такую организацию образовательного процесса, при которой обучающийся
был бы поставлен в условия активного, заинтересованного, творческого учения.
Педагогическая режиссура предлагает конкретные средства для этого, учитывая, что
проблемы отсутствия интереса, непонимания учеником учителя и низкой дисциплины во
многом не что иное, как природная блокировка организма обучающегося против
неприемлемых способов взаимодействия с ним.
Понятие педагогической режиссуры появилось в педагогическом языке во второй
половине ХХ в. в связи с расширением представлений о функциях педагога и
необходимостью создания в образовательном процессе условий для формирования в
растущем человеке целостного мира культуры в его гармонической организации,
потребностью сделать язык «педагогического действа» выразительным и живым.
Говорить о режиссуре, а не об управлении, уместно в силу того, что режиссура как часть
театральной сферы – это область искусства. Педагогика тоже связана с искусством: это
наука об искусстве воспитания и обучения. Именно искусстве, так как эти процессы
сопряжены с преобразованием и открытием действительности, с постижением
сущностной стороны явлений, событий и смыслов.
Умения определить наиболее педагогически целесообразное структурно-
композиционное решение педагогического события, которое позволит выразить
определенную систему ценностей и отношений, создать адекватную педагогическим
задачам атмосферу, настроить обучающихся на работу, расположить к творчеству и
актуализировать возможность осознанно действовать, не формируются у будущих
педагогов автоматически, в результате усвоения стандартных образовательных программ.
В процессе вузовского обучения нужны направленность и специальная работа по
формированию у будущего педагога подобных умений, чему немало способствует курс
«Педагогическая режиссура».
Данный курс предполагает использование театральных технологий, которые,
интегрируя педагогические аспекты обучения с аспектами театрально-эстетическими, не
только повышают целостность восприятия студентами содержания образования, но и
стимулируют субъектность восприятия, позволяют решать как психолого-педагогические
задачи, так и художественно-эстетические. К данным технологиям мы относим
технологии актерского искусства с психофизическим тренингом и технологии
режиссерского моделирования педагогического процесса.
Механизм формирования профессиональной компетентности студентов
посредством театральных технологий актуализируется проживанием, переживанием и
оценкой студентами реальных или игровых ситуаций «здесь и сейчас» в процессе
последовательной смены ролей в ситуациях педагогического взаимодействия.
Прохождение этапов ролевой идентификации, личностной проекции, авторской
интерпретации ситуации обеспечивает будущему специалисту самостоятельное
творческое принятие определенных позиций и выработку отношений.
Инновационность современного применения театральной технологии связана
прежде всего с расширением взгляда на театральность как таковую. Ее понимают сегодня
не столько как средство решения сугубо практических, подчас утилитарных, частных
методических задач, сколько как феномен культуры, средство гуманизации
образовательного процесса, развития творческого поликультурного стиля мышления,
форму гуманистического воспитания и духовно-нравственного развития личности, способ
проявления противоречий и конфликтов человеческой жизни, комплекс организационно-
педагогических условий и средств освоения человеком коммуникационного пространства
мира. Именно с этим связана широта использования театральных технологий в
современных вузах и масштаб охвата технологией самых разных специальностей и
направлений подготовки студентов.
Среди педагогических условий использования театральных технологий в рамках
курса «Педагогическая режиссура» в высшей школе назовем определение специфических,
возможно, авторских методов интеграции основ театрального искусства, педагогической
психологии, дидактики и частных методик для решения той или иной педагогической
задачи; нахождение способов актуализации ценностного отношения к аспектам
личностного взаимодействия, поведенческим особенностям жизнедеятельности личности;
рассмотрение тренингов речи, личностного взаимодействия, навыков сценического
мастерства как инструмента обучения; создание мотивационно-стимулирующего фона
творческого саморазвития студентов; расширение границ индивидуально-творческих
проявлений студентов с целью повышения их активности и самостоятельности;
инициирование рефлексивной деятельности студентов; подготовленность преподавателя,
работающего со студентами, в области театральных технологий и в частности – в области
педагогической режиссуры.
Результатом включения курса «Педагогическая режиссура» в образовательный
процесс подготовки педагогов является успешность личностной и профессиональной
самореализации студентов за счет развития творческой, субъектной активности,
личностного роста не только на «художественном», но и эмоциональном, когнитивном
уровнях, повышение мотивации к профессиональной деятельности, активизация
гуманистической позиции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Букатов В.М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников: дис ... д-ра пед.
наук. – М., 2001. – 376 с.
2. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М.,
1998.
3. Задорина О.С. Режиссерская компетентность педагога как фактор гуманизации образовательного
процесса// European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 2. Том 1.
С. 89-95.