РОЛЬ КУСТАРНОГО МУЗЕЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗЕМСКИХ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Рычкова Екатерина Анатольевна

аспирант факультета истории искусств РГГУ, начальник научно-методического отдела Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства

Аннотация: 
В период с 1888 по 1910 гг. в Российской империи самым распространенным типом учебного заведения стали кустарные учебные школы-мастерские, основной задачей которых было обучение крестьян различным технологиям художественных промыслов. Наиболее массовое распространение получили мастерские, основанные по инициативе губернских и уездных земств. На примере Московской губернии, в которой координатором первых учебных мастерских стал Кустарный музей московского земства, рассматриваются основные проблемы и специфика становления среднего художественно-технического образования в России.

В конце XIX века в Российской империи функционировало несколько типов школ-мастерских, основной задачей которых было улучшать качество профессионального образования в секторе кустарного производства. Исследователь Карташова М.В. выделяет четыре типа кустарных школ, существовавших в период с 1888 по 1917 гг.: 1) земские учебные мастерские, финансируемые губернскими и уездными земствами; 2) частные учебные школы-мастерские, открываемые в собственных имениях; 3) школы и мастерские различных обществ и местных кустарных комитетов; 4) инструкторские школы земледельческого ведомства [1, 73].

В данной статье мы остановимся только на первом типе - земских учебных мастерских, в связи с тем, что именно они стали самым массовым типом местного учреждения в подготовке кадров для кустарной промышленности на территории России. Причиной быстрого распространения мастерских было то, что «земства не просто выполняли распоряжения правительства по развитию промыслов, но и преследовали свою цель – повышение налогообложения в земскую кассу, которое зависело от финансовых доходов крестьян» [1, 76].

Основной целью учебных мастерских было обучение молодых и взрослых кустарей. Под наблюдением мастера кустарь совершенствовал свое мастерство, получал небольшое жалование и возможность сбыта своих изделий на ярмарках или через скупщиков. В мастерских организовывалась продажа материалов, необходимых в работе, действовал собственный музей образцов и школы для подростков.

Первопроходцем в деле создания учебных кустарных мастерских стало Московское губернское земство, которое в 1890-е годы открыло пять учебных мастерских Московской губернии: корзиночную (ст. Голицыно, Звенигородского уезда), кружевную (с. Александров, Подольского уезда), игрушечную (г. Сергиев Посад), столярно-резную и щёточную (г. Руза).

Работу по подготовке и обучению кустарей возглавил Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства (далее – Кустарный музей), основанный в 1885 году. В функции музея входили сохранение лучших образцов народного искусства, экспонирование их на выставках и содействие сбыту изделий.  Однако уже в 1888 году Московское земство, рассматривая вопрос о деятельности Кустарного музея, установило, что «работа музея за несколько лет свелась к торговым операциям, а другие задачи оказались в забвении» [2, 108].

В связи с этим было принято решение о создании Кустарной комиссии при Московской земской управе, главной задачей которой становилось улучшение качества кустарного производства. В состав комиссии вошел Сергей Тимофеевич Морозов, который разработал основы преобразования деятельности Кустарного музея и предложил изменить сам характер музейного учреждения, сделав его учебным.

Обучение кустарей предполагалось осуществлять через систему мастерских – филиалов музея, которые вначале планировались передвижными, а в конечном итоге создавались как стационарные земские учебные пункты в местах наиболее развитых промыслов. С. Т. Морозов так представлял себе этот процесс: «В центре района данного кустарного производства водворяется на постоянное жительство земский мастер, знакомый не только с техникой, но по возможности с рынком и общим положением данного производства в России. Постепенно здесь устраивается склад материалов и маленький музей образцов. Здесь же при мастере организуется маленькая школа, причем размеры помещения в деревне позволяют иметь только от 8-10 учеников» [3, 13].

Изначально мастерские были ориентированы на взрослых кустарей, однако крестьяне не хотели тратить свое время на учебу, предпочитая скорее находить рынки сбыта и продолжая «дедовским» способом изготавливать то, что уже давно привыкли делать. Проанализировав ситуацию, С. Т. Морозов в своем докладе 1910 года на Съезде деятелей по кустарной промышленности внес ряд конструктивных мер по развитию технической помощи кустарям, в том числе снижение возраста обучающихся: «Взрослый человек на обучение туг, учиться ему некогда [...]. Между тем жизнь идет вперед и требует все больших и больших технических знаний для вновь нарождающихся ремесел. Систематически и прочно эти знания могут быть приобретены юношей только при систематическом обучении с детства» [3, 17].

К 1910 году выявляется еще целый ряд проблем, связанных с работой мастерских: дефицит качественных материалов, огромный поток дешевой продукции, отличающейся непрочностью, безвкусием, плохим качеством изделий, отсталостью от современных требований рынка. Большой проблемой стала загруженность местных складов работами учеников, что приводило к сбоям в системе контроля и надзора за целесообразностью торговли на них. С увеличением количества мастерских по территории страны проблемы сбыта обозначались все отчетливее. Развитие целой сети кустарных мастерских создало настолько сложный хозяйственный аппарат, что нельзя было ручаться за качество его функционирования. Проблему сбыта С. Т. Морозов предложил решить радикально: «…в этом отношении является необходимость испробовать путь организации артелей» [3, 6]. Сеть артелей и кооперативов объединила кустарей и дала возможность качественной саморегуляции всего цикла производства. Параллельно в программы обучения были введены основы кооперативного устройства [3, 14-15], в районы неоднократно выезжали члены Кустарной комиссии «для преподавания советов по улучшению различных производств в целях поднятия того или иного промысла» [4, 5].

В одном из документов Министерства торговли и промышленности говорилось: «усиление мирового соперничества в области промышленности выдвигает на первый план художественную сторону изделий, так как технические усовершенствования быстро делаются всеобщим достоянием; в отношении же художественном мы еще больше отстали от наших соперников, чем в каком-либо другом. При таких условиях 7-8 школ на всю Россию, разумеется, не могут быть достаточны» [5, 138].

Губернские земские управы, стимулируя самостоятельность народонаселения в сфере сбыта, за период с 1905 по 1910 годы провели довольно удачные эксперименты по организации работы артелей и кооперативов. Приняв от земств все торговое дело, артели быстро и успешно включились в новую практику, освободив земства от тягостной и рискованной скупной деятельности. Принятый комплекс мер позволил создать максимально благоприятные условия для развития мелкого предпринимательства.

Таким образом, учебные мастерские стали настоящими популяризаторами кустарного мастерства. Созданная в конце XIX века сеть школ поддерживалась как правительством, комитетами, так и частными лицами. Однако большинство из них не имели ясной программы обучения и правового статуса [1, 79].

С участием художников – инструкторов и преподавателей школ – в мастерских получили большой размах производство игрушек, гнутой мебели, кружев и других видов художественных изделий. Число кустарей, обучившихся к 1912 году мастерству в московской губернии, достигло 752 человек [6, 18]. Каждый выпускник являлся потенциальным носителем знаний и опыта, необходимых для развития промыслов, поэтому количество охваченных земским образованием людей в перспективе оказывалось внушительным.

Важным итогом этого периода стало то, что к 1910 году в России сложилась и была опробована модель среднего профильного учебного заведения, которая в послереволюционный период привела к появлению форм ремесленных и технических училищ.

Таким образом, Кустарный музей был органично включен в общую  образовательную систему, координировал и идейно направлял работу кустарей московской губернии, став образцом и примером для других городов.

 

 

1.     Карташова М.В. Реализация государственной политики по техническому образованию крестьян-кустарей в Российской империи в конце XIX – начале XX века // Экономическая история. 2017. № 2. С. 71–82.

2.     Мамонтова Н.Н. Сергей Тимофеевич Морозов и Московский кустарный музей // Труды первых Морозовских чтений. –  Ногинск (Богородск). С. 106-110.

3.     Морозов С.Т. Доклад «О постановке Земской губернской организации по содействию кустарной промышленности» на Съезде деятелей по кустарной промышленности, 1910.  – М.: Тип. Я. Г. Сазонова, 1912.

4.     Сластников С.И. Развитие правительственного воспособления кустарной промышленности. 14 октября 1911 года // Центральный исторический архив г. Москвы, Ф. 184, оп.  4, д. 265.

5.     Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России /Н. Н. Кузьмин. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1971.

6.     Орлов А.С. Кустарная промышленность Московской губернии и содействие кустарям со стороны земства разных учреждений и частных лиц. М.: тип. Труд, 1913. С. 18.