РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Меликова Каринэ Андреевна

выпускник аспирантуры кафедры культурологии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический  государственный университет»

Аннотация: 
В статье рассматривается музыкальное и драматическое творчество как действенная практика художественно-эстетического развития в период старения, исследуется влияние исполнительской деятельности в музыкальном и драматическом жанрах на личность пожилого человека, с учётом его возрастной специфики, отражена взаимосвязь когнитивного, эмоционально-чувственного и художественно-эстетического аспектов в процессе творчества. Художественную деятельность людей пожилого возраста в области музыки и театра автор представляет как способ самореализации в современном социокультурном пространстве и форму непрерывного образования.

Художественно-эстетическое развитие человека, будучи неотъемлемой частью всей его жизни, продолжается и в период старения. Применение исполнительской деятельности в области музыки и театра в качестве эффективной формы художественно-эстетического развития в пожилом возрасте сегодня является актуальным в виду ряда причин. Первая заключается в том, что в процессе музыкального или театрального творчества, художественное восприятие, как особое качество личности, связанное с получением положительных эмоций, в том числе и эстетического удовольствия, обостряется настолько сильно, что у человека происходит ряд сильнейших переживаний. Таким образом, музыкальное или драматическое произведение, являясь, по сути, синтезом художественного образа и эстетических знаков, направленных на пробуждении человеческих эмоций, являются, как для зрителя, так и для исполнителя стимулом восстановления эмоционального фона [5]. Эстетическая радость, удовольствие или катарсис в той же, мере способны влиять на личность и на формирование установок, как мораль, этика или религия. Именно поэтому музыкально-драматические занятия для людей пожилого возраста являются весьма действенной практикой как развивающего, так и адаптационного характера.

Специфика воздействия музыкально-драматического творчества на личность в период старения и его огромное преимущество заключается в том, что, благодаря ему, задействованы, как художественно-эстетический, так и эмоционально-чувственный аспекты. Для людей, в возрасте от шестидесяти лет и выше, это крайне важно, так как их эмоциональный фон часто бывает ослаблен, а потребность в ярких художественных впечатлениях усиливается. Среди прочих возрастных изменений после шестидесяти в некоторых случая может быть отсутствие желания новых впечатлений, возможна инертность психофизических состояний: чувство радости и другие положительные эмоции могут проявляться гораздо слабее, чем в молодости или зрелом возрасте. Благодаря длительным занятиям искусством происходит восстановление или сохранение эмоциональности при помощи создания ярких художественно-эстетических образов. А потому значение творчества в период старения огромно. Исполнительская деятельность в области музыки и театра для человека в пост-трудовой фазе жизни является не просто средством занятости и проведения досуга, она имеет характерный, арт-терапевтический эффект, где художественно-эстетический аспект занимает далеко не последнее место. Кроме того, музыкально-драматическое искусство, как в процесс обучения, так и в процессе исполнения, влияя на эмоциональную сферу, включает в себя когнитивный компонент и перцепцию, что напрямую связано с мышлением, памятью, фантазией и воображением человека. В результате получения эстетических впечатлений, восприятие работает на их осмысление, синтез и интерпретацию, что позволяет индивиду в период старения сохранять мыслительную активность посредством творчества [6]. Таким образом, во время преобразовательной деятельности, когнитивный, художественно-эстетический и эмоционально-чувственный компоненты тесно взаимосвязаны между собой, являясь частью арт-терапии и способствуя развитию креативности. Именно поэтому в пожилом возрасте крайне необходимо продолжение художественно-эстетического познания посредством музыкального и театрального образования. В процессе обучения и реализации полученных навыков не только восстанавливаются механизмы адаптации, но и активизируются все ранее имеющиеся положительные качества индивида, что способствует его духовному росту, развивая при этом чувства, углубляя эмоции и интеллект, о чём свидетельствуют философские труды периода античности (Аристотель, Платон) [5]. Художественная деятельность в области музыки и театра, будучи, как и любое творчество, формой компенсации человеком своих недостатков и образа жизни (А. Адлер, Э. Фромм, Г. Олпорт), положительным образом влияет на пожилого человека, как члена социума, способствуя его социокультурной активности и гармонизации личности в целом. Таким образом, художественно – эстетическое развитие в период старения тесно связано с когнитивными и адаптивными процессами. Кроме того, художественное восприятие формируется в результате длительного накопления опыта и знаний, и по этой причине пожилой человек, накопивший опыт и знания, обладающий собственными критериями оценки, эстетическими взглядами и вкусом, интересен как субъект творчества и как состоявшаяся зрелая личность. Если же его личностный рост, наряду с художественно-эстетическим развитием продолжается, то он сохраняет свою самодостаточность в социуме на длительное время, потому что в нём, прежде всего, сохраняется стремление к творчеству и познанию мира. Именно поэтому, учитывая проблему реализации людей третьего возраста в современном социокультурном пространстве, необходимо позиционирование их дальнейшего образования и творчества, в том числе музыкального и драматического. Для представителей старших возрастных групп, прекративших свою трудовую деятельность и часто не имеющих специального музыкального или театрального образования, это является весьма действенной практикой реабилитации и рекреации в социуме, способствующей получению новых знаний и навыков, а также формирующей адаптивные и креативные качества.

Художественная деятельность людей третьего возраста в рамках государственной социальной службы является в наше время той сферой, где представители старших поколений могут продолжать своё обучение и развитие. Пение, игру на музыкальных инструментах, декламацию, драматическое искусство следует в данном случае относить не столько к видам досуга, сколько к системе непрерывного образования взрослых. Музыкальные и театральные студии, создаваемые для пожилых исполнителей как творческие цеха, это не просто форма практического применения знаний и умений, полученных там же в результате обучения, это и пространство их личностной самореализации. Поэтому обучение пенсионеров музыкальному и театральному искусству, наравне с другими жанрами, может являться частью андрагогики, так как общее образование пожилых людей и дополнительное, куда входит художественная деятельность, имеют одинаковую мотивацию, те же практические цели, а также схожие процессы, механизмы и педагогические методики. Что объединяет художественную деятельность пожилых людей и андрагогику? И то, и другое используется как социальная практика, где основной задачей является самореализация и социализация индивида, а основным мотивом является решение своих проблем. Занимаясь творчеством или самообразованием, пожилой человек осознаёт себя как личность и ценит значимость своего социального опыта, стремясь к осуществлению конкретных задач и целей, а также к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств [4]. При этом художественно-эстетический аспект фигурирует как важнейший мотивационный стимул. Это и приобщение к художественно-эстетическим ценностям мировой классики, произведения которой служат эталонами и образцами для подражания, и получение эстетического удовольствия в процессе работы над художественным произведением и его исполнения. Это и эмоциональные переживания.

В чём заключается художественно-развивающий процесс в этом возрасте на практике? Само по себе превращение пожилого человека в актёра или певца, становление его как художника может состоять из нескольких периодов.

Первая фаза – это процесс чувственного созерцания, где художественно-эстетическое познание начинается именно с того, что во время и после знакомства с произведением или ролью, ранее исполняемыми признанными мастерами, у будущего исполнителя возникает масса живых впечатлений. Чем их больше, тем лучше [2, 3]. Далее, для того, чтобы процесс изучения и работы над произведением или ролью происходил осмысленно, неизбежно обращение к материалам и источникам: литературным, философским, историческим, психологическим и другим. Здесь, разумеется, наряду с самостоятельными поисками, очень важна роль организатора творческого процесса в лице руководителя художественного коллектива. По мере накопления материала, происходит процесс его осмысления, анализа и обобщения, что необходимо для получения и наработки своего «культурного багажа», которым исполнитель мог бы поделиться со зрителем. При работе над произведением или ролью должно быть понимание, что в искусстве мировоззрение и творчество неотделимы друг от друга [3]. Следующей фазой является непосредственная работа над ролью или произведением, привнесение в них своей личностной оценки и индивидуальной неповторимости. Для этого необходим весь прошлый опыт исполнителя, который содержит, в том числе и художественно-эстетическую базу, заложенную с раннего детства. Таким образом, происходит воссоздание всех образов и впечатлений, уже имеющихся у исполнителя. И, наконец, в финале происходит непосредственное исполнение роли или произведения на сцене, где артист вновь испытывает ряд переживаний, создавая свой образ и влияя при этом на аудиторию. В этот момент происходит трансляция художественно-эстетических ценностей исполнителя зрителю и культурное взаимообогащение между ними.

В течение длительного времени, когда у обучаемого появляется багаж знаний, опыта и широкий репертуар, его эстетические воззрения и личность могут значительно измениться, что часто отражается и на коллективном творчестве. Поэтому творческая самобытность в коллективе способна проявляться, как с художественно-эстетической, так и с личностно-субъективной точки зрения, когда пожилой человек начинает чувствовать себя творцом. Важно при этом то, что драматические спектакли, в отличие от концертов, имеют более широкий спектр средств художественной выразительности. Будучи искусством синтетическим, они, соединяя в себе различные виды искусства, влияют на личность всесторонне. Пожилые люди во время театрального представления естественным образом включены в организм, состоящий из разных жанров: литературы, живописи, танца, костюма, музыки, но, по сути, они все выполняют единую театральную функцию. Первейшей основой служат исполнители, потому что главным средством художественно-эстетического воздействия в этом случае является актёрская игра [3]. Таким образом, в эстетическом развитии людей пожилого возраста посредством музыкальной и театральной деятельности неизменно присутствует межпредметный подход с использованием самых различных видов и жанров искусства с целью всестороннего интеллектуального и духовного развития, где обязательной составляющей является, как уже было сказано выше, эмоционально-чувственное, гедонистическое начало.

Наиболее важным в художественно-эстетическом развитии является воображение. Огромное значение имеет визуальный аспект. Л.С. Выготский видел тесную взаимосвязь между эмоциями и воображением, которое начинает работать под влиянием увиденного образа, и в результате чувства снова стремятся воплотиться в образы. Происходит комбинирование старых элементов в новые формы, благодаря фантазии и импровизации. Такая схема порождает систему из трёх составляющих: образ – эмоция – образ, позволяющих осуществляться творческому процессу и поддерживающих у человека яркость восприятия и впечатлений [1]. Соответственно, воздействуя на чувственно-эмоциональный уровень сознания и визуальное мышление в синтезе, можно развивать в человеке творческое воображение и инициативу, влияя на его креативность в целом, что и является конечным результатом художественно-эстетического развития в пожилом возрасте.

     В процессе театральной и музыкальной деятельности как для участников на сцене, так и для зрителей играет колоссальную роль эстетическое восприятие создаваемых образов. Благодаря игре на сцене, пожилой человек компенсирует отсутствие ярких впечатлений в его жизни, ощущая, таким образом, многообразие окружающего мира. В результате, он осуществляет себя как эстетический субъект, с одной стороны, воспринимая первичную систему уже существующих образов, с другой, сам, являясь создателем нового образа. Этот процесс способствует не только развитию чувственного восприятия, которое подразумевает сопереживание героям и объективное отношение к произведению, но и расширению объёма знаний в сфере искусства и представлений о нём, а также формированию идейно-образного видения роли или исполняемого музыкального произведения. В работе над произведением или ролью художественно-эстетический аспект для пожилых людей наиболее важен, так как он чаще всего и является стимулом, побуждающим к креативности. Именно желание создать нечто прекрасное, отличное от обыденного, а не только стремление быть нужным и социально востребованным, побуждает их к творческому действию. Многолетняя практика работы с пожилыми людьми подтверждает, что большинство из них, начиная заниматься музыкальной или театральной деятельностью, мотивирует свой выбор произведения или роли своей личной художественно-эстетической оценкой. И никакое оправдание практической или социальной необходимости исполнения предлагаемой вокальной партии или драматической роли не служат убедительным аргументом, если их художественно-эстетический уровень не соответствует вкусу и запросам исполнителя. Когда пожилой человек приходит заниматься искусством как любитель, то основной принцип, которым он руководствуется, подбирая себе репертуар: «Нравится – не нравится», и в этом заключается ещё одна особенность данного возраста. Примечательно то, что, несмотря на консервативность взглядов многих представителей этой возрастной группы, в результате длительных занятий и выступлений, у пожилого человека, отдаляющегося от обыденности, может развиваться художественный вкус, меняться оценки и критерии, понятия о «прекрасном и безобразном». Особенно это имеет значение для тех, кто приходит заниматься, не имея начальной базы, и, благодаря творчеству, восполняет пробелы в своём образовании. Кроме того, меняя художественно-эстетическое восприятие собственной творческой деятельности, пожилой человек изменяет своё отношение к окружающим и к самому себе. Эмоционально-чувственное и смысловое наполнение роли или музыкального произведения в процессе исполнения способствуют глубоким личностным изменениям, где конечным результатом становится философское переосмысление действительности.

 

ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / А.Н. Драчёв. – СПб.: Союз, 1997.
Гартман Н. Эстетика / А.С. Васильев. – Киев: Ника-центр, 2004.
Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера / Б.Е. Захава. - 3-е изд., - М.: Просвещение, 1973.
Михайлова О.Б. Особенности мотивации учебной деятельности в зрелом возрасте [Электронный ресурс] / О.Б. Михайлова // URL:https://refdb.ru/look/2736051.html (дата обращения 21.10.2018).
Неверова А.А. Проблема художественного восприятия в психолого-педагогической литературе [Текст] / А.А. Неверова. // Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2015. - С. 44-48.
Тихая Е.В. Художественное восприятие как особый вид эстетического восприятия [Электронный ресурс] / Е.В. Тихая. // URL:  http://www.rusnauka.com/28_NPM_2013/ Philosophia/1_144351.doc.htm (дата обращения 15.05.2018).