В развитие культуры и образования Чувашской республики серьезный вклад внесли две значительные исторические личности: Иван Яковлевич Яковлев и Николай Васильевич Никольский. На протяжении всего своего творческого пути Николай Васильевич Никольский стремился к тому, чтобы изучать и пропагандировать культуру народов Урало-Поволжья, способствовать развитию в Чувашии науки и образования.
В России конца ХХ начала ХХI века системы образования и культуры стремительно менялись [4, 9]. Гуманитарные науки, которыми занимался Н.В. Никольский, включали в себя такие дисциплины, как история, этнография, фольклористика, медицина, этническое музыковедение и др. Ученый тщательно и скрупулезно выявлял и собирал разнообразные свидетельства об особенностях жизни и быта чувашского народа, изучая на протяжении многих лет имеющиеся архивные материалы. Известный чувашский российский филолог, публицист, литературный критик Атнер Петрович Хузангай в своей статье в сборнике материалов научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Н.В. Никольского, пишет об ученом следующее: «Он координировал и направлял обширную сеть своих корреспондентов из грамотных крестьян, учителей, священников, служащих, учащихся (так, мой отец, 14 лет, будучи учеником 2-й группы Сихтерминской школы II ступени, вместе со своими одноклассниками посылает ему загадки, песни, сказки, приметы и «интересы», собранные в родном селе, которые записывали материал по его анкетам и вопросникам)» [5 , 8].
На основе всех этих образцов народной культуры Н.В. Никольский создает уникальный фонд рукописей, насчитывающий 260 томов, значение которых для последующих поколений чувашских исследователей трудно переоценить: сохраненные и систематизированные Н.В. Никольским материалы признаны "настольной книгой" по этнокультуре и развитию образования в Поволжском регионе.
Стремление Н.В. Никольского к получению новых знаний проявилось довольно рано, и, как показывает изучение биографии ученого, не было случайным. Н. В. Никольский родился в мае 1878 года в деревне Юрмекейкино Шуматовской волости Ядринского уезда Казанской губернии в семье крестьян. На мировоззрение будущего ученого серьезное влияние оказал его отец, Василий Никитин (позднее сменивший свою фамилию на фамилию Никольский). Родители Николая Васильевича хотели, чтобы он стал сельским священником, однако решающую роль в его дальнейшей жизни сыграло увлечение мальчика наукой. По окончании духовной семинарии Николай поступает в Казанскую духовную академию, где знакомится с соратниками профессора Н. И. Ильминского, разработавшего систему просвещения малых народов России на их родном языке. В дальнейшем Н.В. Никольский стал одним их последователей профессора, поскольку понимал огромное значение родного языка для школьного обучения.
Никольский принимает решение специализироваться по истории и этнографии чувашского народа, а также христианизации чувашей; темой его кандидатского исследования становится «Христианство среди чуваш». По окончании академии Н.В. Никольский получает степень кандидата богословия и звание магистра. Его труд «Христианство среди чуваш» стоит в ряду с лучшими исследованиями по истории русской церкви.
В своей работе, посвященной истории народов Поволжья, Н.В. Никольский опирается и на труды, посвященные истории нерусских народов ХV-ХVIII вв., профессора Казанского университета Н. А. Фирсова. Позднее эти труды берутся за основу при создании Н.В. Никольским книги «Конспект по истории народностей Поволжья». Основываясь на данном исследовании, ученый издает сборник исторических материалов о жизнедеятельности народов Поволжья. Все вышеозначенные труды впоследствии легли в основу педагогической деятельности Н.В. Никольского, главной идеей ученого стала ликвидация безграмотности чувашского народа, просветительская деятельность. Ученый стремился к тому, чтобы более доступными для чувашей стали литература, поэзия, переводы с русского и других языков. Он Н.В. Никольский на протяжении всей жизни стремился утверждать значение чувашского языка в обучении и воспитании подрастающего поколения [1, 9].
Примерно с 1906 года В.Н. Никольский преподает при духовной академии чувашский язык, историю и этнографию чувашей, где также обучали монгольскому, татарскому языкам с двухгодичным сроком обучения. В этом учебное заведение обучались люди со средним образованием. Они обязаны были знать один из «малых» языков. Также в требовании к поступающим было обязательным служба народным учителем не менее пяти лет. В современном понимании такое обучение можно было приравнять к курсам повышения квалификации для сельских учителей, что в значительной мере оказало существенное влияние на просвещение людей в Чувашии. Позднее Н. В. Никольского был переведен на должность преподавателя истории в Казанскую учительскую инородческую семинарию. Преподавая историю учащимся, не владеющим русским языком, Н.В. Никольский обращал серьезное внимание на историческую жизнь русского народа. Он считал необходимым соотносить историю малых народов с русской историей. [1, 11] Ученый был уверен в огромной роли малочисленных народов (мордвы, чувашей, марийцев) в строительстве русского государства. В этой семинарии Никольский совмещал преподавательскую деятельность с должностью библиотекаря фундаментальной библиотеки и подготовил к изданию «Каталог книг фундаментальной библиотеки Казанской учительской семинарии». После политического волнения семинаристов в 1910 году Никольского на некоторое время отстраняют от занятий, но, однако его обучение чуваш приводит к тому, что он избирается на должность учителя чувашского языка в Казанской духовной семинарии, где дает уроки в трех группах. Первая группа включала чувашских и русских учащихся, знающих чувашский язык; в ней проводились занятия по грамматике чувашского языка и этнографии чувашей. Во второй группе обучались русские, не владеющие чувашским языком. Третья группа состояла из чувашских учащихся по переводческому делу - в процессе обучения им прививался навык перевода с русского языка на чувашский.
В целях просветительства чувашского народа Н.В. Никольский публикует исследование в журнале об образовании чуваш, а в 1906 году выпускает отдельную книгу «Народное образование у чуваш», в которой на основе многих источников освещается история обучения и распространения грамотности среди чувашей XVI - XVIII вв. Эта публикация имела большое значение для этнографии чувашского народа в России. Но особую научную и образовательную ценность для того времени имел «Русско-чувашский словарь». К нему прилагался конспект по грамматике чувашского языка, который был издан в Казани в начале ХIX века [3, 123].
Несомненен вклад Н.В. Никольского в развитие музыкальной культуры Чувашии. С конца ХIХ века массовое музыкальное образование в России осуществлялось в виде практики пения. Материалами становились самые примитивные песни, которые еще и упрощались в «педагогических целях» [2, с.30]. В 1920 г. Н.В. Никольский издает труд «Творчество чуваш» ценное исследование разных жанров музыкального фольклора родного народа, включающее, в числе прочего, и конспект по истории музыки народностей, населяющих Поволжье. Работа над данной книгой сочеталась с преподаванием народной музыки на музыкально-этнографическом отделении Казанской центральной восточной музыкальной школы. Следует отметить несомненную значимость этнокультурного феномена данного исследования В.Н. Никольского и его роль в развитии музыкального образования в Чувашии. Опираясь на труды по всеобщей истории музыки, ученый писал об особенностях народной музыки и музыкальных инструментах славянских, финно-угорских, тюркских и монгольских народов. Книга "Творчество чуваш" имеет историческую и этнографическую ценность, содержащиеся в ней материалы и сегодня представляют значительный интерес для организации учебно-педагогической и музыкально-этнографической практики. Книга содержит исторический анализ музыкально-этнографического творчества народов Поволжья, описание условий и древних истоков возникновения музыки у тюркских и финно-угорских народов, считая ее "колыбелью Азии". Н. В. Никольский рассматривает лады и ритмику музыки поволжских народностей, описывает их струнные, духовые и ударные инструменты, сопровождая описание краткими историческими данными. В последнем разделе своего труда «Творчество чуваш» Никольский охарактеризовал музыкальное и песенное творчество каждого из поволжских народов начала ХХ века. [1, с. 49]
К фундаментальным трудам Н. В. Никольского относят «Чувашские пословицы и поговорки» на чувашском, русском и французском языках. Стоит отметить также труд «Известия русских путешественников и иностранцев о чувашах с древнейших времен до XIX века». К сожалению, многие научные наследия Н. В. Никольского все еще остается в рукописном виде. Во второй половине ХХ были изданы следующие труды: книга «О пословицах чувашского народа», «Чувашские сказки».
В середине ХХ века за исследовательскую деятельность в области науки решением ВАК Министерства высшего образования СССР Н.В. Никольскому была присуждена ученая степень доктора исторических наук. Значение научно-исследовательской деятельности Н. В. Никольского очень велико: он оставил последующим поколениям около 300 объемистых томов рукописного текста. Однако полное признание его заслуг приходится только на вторую половину ХХ века, а точнее, на конец 1980-х и начало 1990-х годов.
Скончался видный деятель 2 ноября 1961 г. в городе Казани. Активная жизненная позиция ученого выразилась в его последних словах: «Никто не скажет, что я был лентяем». Действительно, он сделал все для того, чтобы в начале ХХ века произошел серьезный "рывок" в образовании и просвещении чувашского народа. Его работу по собирательству и обработке чувашских сказок, песен и т.п. можно сравнить с поиском «золотого руна». На протяжении всей своей жизни этот видный ученый проявил себя, как один из "зачинателей" в области народного образования Чувашии. Н.В. Никольский сыграл значительную роль в становлении и дальнейшем развитии высшей школы Среднего Поволжья. Труды этого ученого, педагога, общественного деятеля и поныне вызывают огромный интерес у исследователей культуры, искусства и просвещения в Чувашской республике.
ЛИТЕРАТУРА
Дмитриев, В. Д. Н. В. Никольский чувашский ученый, просветитель, общественный деятель [Текст] / В. Д. Дмитриев. Чебоксары: Чеб. Тип. №1, 1993.
Дирижерско- хоровое исполнительство как историко- культурный и педагогически феномен в России. Владимирова, С. В. [Текст] / С. В. Владимирова // Культура и искусство: традиции и современоость: IV Международная научно-практическая конференция Уфа: Омега Сайнс, 2016., С. 29-32.
Никольский, Н. В. Собрание сочинений в 4-х т. Т.1. Труды по этнографии и фольклору чувашского народа [Текст] / Н.В. Никольский; сост. Г. Б Матвеев. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2004. 527 с.
Предисловие // Музыкальное образование в культуре Чувашии: посвящ. В. М. Кривоносову (1904 - 1941) / науч. ред. М. Г. Кондратьев; Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук. Чебоксары: ЧГИГН, 2007., С. 5-13.
Хузангай, А. П. И. Я. Яковлев и Н. В. Никольский (Опыт ретроспективного анализа исторического поведения личностей) [Текст] / А. П. Хузангай // Н.В. Никольский и чувашская гуманитарная наука ХХ века: материалы конференции, посвященной 125-летию со дня рождения ученого; Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук. Чебоксары: ЧГИГН, 2005., С. 7- 25.