Слагаемые исполнительского творчества современного оркестрового тромбониста включают в себя знания, навыки и умения, базирующиеся на таких «трех китах» как история, теория и практика игры на тромбоне [Лаптев, 2005]. Существует семь позиций (положений кулисы) на тромбоне, каждая из которых понижает строй инструмента на полтона. Каждая позиция соотносится с определённой комбинацией вентилей на вентильных инструментах (в том числе на вентильном тромбоне). В первой позиции кулиса не выдвинута, в седьмой – выдвинута на максимально возможное расстояние. Расстояние между позициями на тромбоне фиксируется не механически, как у вентильных инструментов, а устанавливается тромбонистом приблизительно. В результате своей практической деятельности, музыкант вырабатывает необходимое ощущение расстояния, на которое он должен интуитивно подвинуть кулису. А. Модр [русский перевод – 1959] предложил примерные позиции тенорового тромбона (рис. 1). Позиции тенорового тромбона Хотя изменение высоты звучания тонов на тромбоне происходит на основе интуитивной приблизительной установки кулисы, расстояния между позициями на раздвижном механизме соответствующим образом соотносятся между собой и в принципе совпадают с определённой комбинацией вентилей на вентильных инструментах [Сумеркин, 2005]. В таблице 1. представлены соответствия между позициями тромбона и использованием вентилей на других медных инструментах. Основной тон – звук, получающийся от колебания полного столба воздуха в инструменте. На тромбоне основной тон можно получить только на первых трёх-четырёх позициях. Он называется педальным звуком и звучит негромко [Скобелев, 2009]. Таблица 1. Соответствия между позициями тромбона и использованием вентилей на других медных инструментах [Сумеркин, 1975] Позиция Соответствующие вентили Основной тон тромбона I - B (си-бемоль) II 2 A (ля) III 1 As (ля-бемоль) IV 1+2 или 3 G (соль) V 2+3 Fis (фа-диез) VI 1+3 F (фа) VII 1+2+3 E (ми) Некоторые тромбоны имеют добавочную крону, понижающую весь звукоряд тромбона на кварту вниз. Эта крона включается специальным рычагом, так называемым квартвентилем, который нажимается при помощи натяжения специальной цепочки, прикрепляемой к большому пальцу левой руки. Тромбон с квартвентилем по существу, является комбинацией тенорового и басового инструментов и иногда называется тенор- бас-тромбон. При включении квартвентиля тромбон даёт только шесть позиций, так как выдвижение кулисы на каждую последующую позицию требует большего пространства из-за увеличения длины трубки тромбона [Сумеркин, 1991]. Почти всем тромбонистам известно такое понятие, как "альтернативная" или "дополнительная" позиция: например, "ре" малой октавы можно взять как на 1, так и на 4 позиции. Четвертую позицию (и другие дополнительные позиции), обычно называют "альтернативной". Считается, что положение "ре" на 1 позиции является "основной", поскольку, чем меньше расход воздуха (а чем выше позиция, тем он меньше), тем легче звукоизвлечение. Sam Burtis [2013] предложил свой вариант наиболее выгодного использования дополнительных – альтернативных» позиций при игре на тромбоне. Самое главное условие подвижности на тромбоне, является близость позиций. В любом конце кулисы (на I или VII позиции) имеется меньший выбор соседних позиций. Например, с первой позиции вы можете переходить на вторую или третью с любой разумной скоростью. С четвёртой позиции вы можете легко переходить на третью, вторую, пяту, шестую позиции. Выбор позиций вдвое больший. Нахождение кулисы на третьей или четвёртой позиции даёт большое преимущество в скорости при читке с листа или импровизации. Во время оркестрового исполнения, игры в камерном ансамбле или сольном выступлении, осмысленное использование «альтернативных» позиций придаст вашему исполнению гладкость и элегантность. Кроме того, звуки, сыгранные на так называемых «альтернативных позициях» дают исполнителю дополнительные тембровые возможности, недоступные каким-либо другим способом. Автор рекомендует играть d1 с трубами в октаву с использованием первой позиции (пятый обертон), с валторнами – на четвёртой позиции (шестой обертон). Существуют сольные произведения, этюды и места в оркестровых партиях, которые невозможно корректно исполнять без использования «альтернативных» позиций. Преимущества, которые появляются при овладении техникой «альтернативных» позиций. 1. Безупречное, настоящее legato. 2. Лёгкость в быстрых пассажах в среднем и верхнем диапазоне. В некоторых случаях, «альтернативные» позиции являются безальтернативными; . Тембровое разнообразие (Sam Burtis). Однако специально разработанная методика использования альтернативных позиций отсутствует. Исключение составляют этюды Рейхе [1937], в которых встречаются обозначения альтернативных позиций (рис. 2). Начиная с 17 такта, для того, чтобы сыграть "ре" 1 октавы, необходимо использовать IV позицию. "Си бемоль" же, берётся на V позиции. Обе эти ноты обычно исполняются с использованием I позиции, но в данном случае, дополнительные позиции применяются для удобства музыканта, например, с "соль" малой октавы (IV) проще перейти на "ре" первой не меняя положения кулисы. Рисунок 2. Фрагмент этюда Е. Рейхе для тромбона [1937] с указанием позиций Практика использования «альтернативных» позиций сталкивается с известной трудностью, когда исполнитель, при виде ноты Bb малой октавы мгновенно, перемещает руку к первой позиции, хотя в конкретном случае, эффективней использовать пятую. В таких случаях рекомендуется медленное, сконцентрированное на процессе исполнения, проигрывание и «умственную технику И. Гофмана». Это ясное мысленное представление (включая физический аспект) музыкального материала, без инструмента. То есть начинать разбор пьесы нужно с анализа формы и фактуры; далее, в процессе разбора, каждый пассаж должен быть совершенно готов мысленно прежде, чем он будет исполнен на инструменте [Гофман, 1998]. Таким образом, каждая часть диапазона любого инструмента имеет свою колористическую окраску и сопротивление. Творческий выбор позиции позволит исполнителю придать новые тембровые краски при игре соло или в сочетании с другими инструментами.
ЛИТЕРАТУРА 1. Гофман И. Фортепьянная игра. Вопросы и ответы о фортепьянной игре: учебно-методическое издание / И. Гофман. – М.: Классика XXI, 1998. – 173 с. 2. Лаптев Р.Г. Искусство оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне // Диссертация кандидата искусствоведения. – СПб, 2005. – 247 с. 3. Рейхе Е. Школа игры на тромбоне. – М.: Л , 1937. – 124с. 4. Скобелев А.Т. О сегодняшнем дне тромбона сквозь призму веков. – М., 2009. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.russian-trombone.com/?page=pedagogika&nnews=18 5. Сумеркин В.В. Тромбон. – М.: Музыка, 1975. 6. Сумеркин В.В. Методика обучения игре на тромбоне // Учебное пособие для музыкальных вузов. – М.: Музыка, 1991. – С. 27 – 40, 169-173. 7. Сумеркин В.В. Методика обучения игре на тромбоне. – СПб.: Изд-во Политехн ун-та, 2005. – 310 с. 8. Burtis Sam Out of the Case: A New Approach to Alternate Positions // 2013 [Электронный ресурс]. – URL: sabutin@mindspring.com