РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНЫМ ПРОЕКТОМ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ

Николаев Аркадий Львович (1), Савинов Андрей Михайлович (2)

(1) доцент кафедры дизайна и изобразительного искусства, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет»

аспирант Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» 

(2) доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна и изобразительного искусства, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» 

Аннотация: 
В статье обосновывается необходимость тесной связи обучения студентов дизайнеров с реальной практикой дизайн-проектирования. Для этого предлагается рассматривать процесс подготовки дизайнера как педагогическую систему, а руководство дипломным проектом как системообразующий компонент этой системы. Определяется функциональная направленность системы подготовки дизайнеров через дипломное проектирование, которое выполняется на примере реального средового объекта и имеющегося заказчика на реализацию этого объекта. Приведен пример внедрения бренда в среду многофункционального архитектурного комплекса с использованием материалов дипломного проектирования. Представленные в статье материалы направлены на поиск решения проблемы повышения качества подготовки и трудоустройства выпускников.

Достаточно часто в педагогической литературе употребляется термин «педагогическая система». Это значит, что специально организованное взаимодействие людей, в котором происходят педагогические процессы, определяется как педагогическая система, обладающая определенным составом, структурой и функциями (В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др.). Термин «педагогическая система» может употребляться как для показа отдельных составных частей педагогического процесса, совокупности организационных форм, так и для обозначения процесса подготовки студентов по какому-либо направлению в целом. Обучение студентов-дизайнеров можно рассматривать как педагогическую систему, которая решает образовательные задачи по подготовке выпускников к творческой проектной деятельности. Следует отметить, что в последние годы, по сравнению с предшествующим этапом развития дизайна, изменились и инструменты работы, и·функции, которые должен выполнять дизайнер, и формы конечного продукта. К дизайн-образованию предъявляется новый заказ и определяется новый социальный образ выпускника дизайнера. Это оказывает влияние не только на такой структурный компонент системы, как цели и задачи обучения, но и на другие ее компоненты. В.П. Беспалько считает, что педагогическая система, являясь системой замкнутой, перестраивает деятельность остальных компонентов в зависимости от требований социального заказа, предъявляемых хотя бы одному из ее элементов, который в данный момент является системообразующим [1]. О.В. Стукалова отмечает, что в настоящее время «общественный запрос слишком опережает образовательный процесс» [2, 43]. И такое положение дел необходимо учитывать при проведении научных исследований по вопросам дизайн-образования и организации учебного процесса для того, чтобы находить пути профессиональной подготовки дизайнера, отвечающие на вызов времени. Цель социального заказа должна достигаться на всех этапах обучения, но особенно важным в этом отношении является итог обучения, выраженный в выполнении выпускной квалификационной работы. У дизайнеров это – дипломный проект. Следует также отметить, что педагогическая система всегда состоит из определенного набора компонентов. Структурные компоненты системы подготовки дизайнеров являются характерными для любой педагогической системы. В общем виде к ним можно отнести: цель, как отправную точку педагогической системы; содержание обучения, включая структуру образовательной программы с циклами и разделами; обучающих и обучающихся; средства, формы и методы обучения. Одним из компонентов системы при подготовке дизайнеров является руководство дипломным проектом. Работа над дипломным проектом является завершающим этапом обучения студента в вузе и демонстрирует его профессиональную подготовку. Рассмотрим подробнее данный компонент системы на примере подготовки дизайнера по профилю «дизайн среды».

Средовой дизайн является одним из основных способов организации пространства, в котором обитает человек. Проектируемые объекты должны создаваться в соответствии с возможностями и потребностями социума, при этом они должны обладать высокими функциональными качествами и обеспечивать высокий уровень комфорта для потребителя [3]. Социальный заказ поступает от профессионального сообщества и работодателя, а современного работодателя интересует профессионально-образовательный опыт претендента на вакансию. Необходимая подготовленность выпускника подтверждается его портфолио, а также умением работать в команде и создавать специальные модельные ситуации в практике дизайн-проектирования. Этого можно достичь в процессе выполнения дипломного проектировании. Приведем пример из нашего опыта руководства дипломным проектированием интерьеров многофункционального торгово-развлекательного комплекса «Сити Молл» в городе Южно-Сахалинске, в который входит ряд спортивных, развлекательных, торговых и рекреационных пространств.

Заказчик проектируемого и строящегося объекта на стадии производства строительных работ обратился к теме разработки стратегии бренда будущего комплекса. Разработанный компанией «SCG London» (Великобритания) бренд, предлагалось методами средового дизайна внедрить в строящийся многофункциональный интерьер. Эта задача и была предложена выпускникам для дипломного проектирования. Поскольку объект значительный по объему, то и над реализацией задач, связанных с внедрением бренда в архитектурную среду, работало несколько студентов выпускников на протяжении ряда лет.

Началась эта работа на этапе эскизного архитектурного проектирования, продолжалась несколько выпусков и была завершена уже выпускниками, перешедшими после окончания учебы в проектную компанию. На первом этапе роль руководителя заключалась не только в определении темы дипломного проекта, но и распределении зон ответственности, чтобы не было дублирования и объем, выполняемой студентами работы, соответствовал дипломному проекту. Кроме того, важно было задание на дипломное проектирование составлять совместно со студентом, чтобы он становился активным участником проектной деятельности уже в стадии предпроектного анализа. В качестве исходного материала дипломникам был предложен эскизный проект многофункционального здания торгово-развлекательного назначения с основными объемно-пространственными планировочными решениями этажей. В задачу входило создание художественно-образного решения атриума, холла торгово-развлекательного комплекса, с информационным блоком-ресепшеном, зеленой зоной, магазинами-бутиками и на втором этаже атриума – интернет-кафе и книжным магазином. На этом этапе выполнения дипломного проекта студентам были рекомендованы основные источники информации, соответствующие теме дипломного проекта: нормативные документы, справочные материалы, учебные пособия, профессиональные журналы, сайты. Проанализировав специальную литературу и ознакомившись с аналогами, дипломники предложили варианты решения проекта и их предложения стали отправной точкой в разработке архитектурно-планировочных и художественно-образных решений пространства атриума (см. Рис. 1, 2). Таким образом, была реализована связь учебной деятельности с реальной работой над крупным средовым объектом с участием ведущих отечественных и зарубежных специалистов. Студенты, выполнявшие дипломный проект, окунулись в работу дизайнеров-средовиков, им удалось получить практику использования брендбука в своем дипломном проекте.

Рисунок 1 – Фрагмент дипломного проекта. Атриум.

Рисунок 2 – Фрагмент дипломного проекта. Второй этаж атриума.

Тема разработки помещений этого объекта была продолжена и на следующий год. На начальной стадии проектирования также совместно со студентами было разработано техническое задание и составлены планы разработки дизайн-проекта, после этого студенты приступили к выполнению работ по объемно-пространственному моделированию объекта. Особое внимание было уделено изучению брендбука. Дипломникам были предоставлены существующие уже к этому времени комплекты архитектурных и технологических решений и руководство по бренду строящегося многофункционального объекта. Перед студентами стояла задача разработки интерьера холла входной группы, но уже по требованиям конкретного брендбука, уточненных стадией проекта объемно-планировочных и технологических решений. С решением пространств больших по площади и различных по функциям интерьеров в учебном процессе студенты сталкиваются редко, поэтому руководителем регулярно проводился критический анализ дипломного проекта и давались рекомендации по дальнейшей работе. Студенты с увлечением работали над проектом, в результате были получены оригинальные, соответствующие техническому заданию дизайнерские решения (см. Рис. 3, 4).

Рисунок 3 –  Фрагмент дипломного проекта. Холл.

Рисунок 4 – Фрагмент дипломного проекта. План пола холла.

Общая оформительская (брендовая) концепция применена к помещениям общественной функции торгово-развлекательного комплекса: холлы, рекреации, коридоры, фудкорты и др. Работа дипломников распространялась на эти помещения, так как арендаторы иных торговых пространств используют свою торговую марку. Одна из тем дипломного проектирования в рамках этого комплекса (площадь его составляет порядка 65 тыс. кв. м) была посвящена разработке дизайн-проекта делового центра. Здесь студент работал над помещениями управления комплексом. Функция помещения иная, не торгово-развлекательная, бренд тот же. Но корпоративная палитра цвета позволяет использовать сочетания цвета и фактур и в помещениях делового характера, что и было проработано и предложено дипломником (см. Рис. 5, 6).

Рисунок 5 –Фрагмент дипломного проекта. Бизнес-центр.

Рисунок 6 –  Фрагмент дипломного проекта. Кабинет.

На данном этапе со стороны руководителя важно было оказывать организационную и научно-методическую помощь, проводить регулярные консультации, контролировать выполнение дипломного проекта, указывать студенту на недостатки и рекомендовать, как лучше их устранить. Постановка и решение реальных комплексных задач в дипломном проектировании со студентами дизайнерами в условиях соблюдения требований корпоративной культуры конкретного бренда, с задачей использования в среде цветографического и идентификационного ряда положительно повлияла на их профессиональную подготовку. Анализ результатов показал, что студенты значительно повысили уровень проектной подготовки.

Сравнение результатов обучения показало, что студенты, которые выполняли реальный объект, по отношению к тем, кто выполнял фантазийный (без реального заказчика и возможности реализации), на более высоком уровне освоили основные положения и современные методы дизайн-проектирования. Они научились работать с заказчиком по техническим и проектным задачам (производственная база, рынок материалов, условия реализации), продемонстрировали хорошую связь между теорией и практикой, умение применить полученные знания к анализу реальных объектов дизайна.

Рассматривая проблемы современного художественного образования, исследователи отмечают, что художественная подготовка студентов должна учитывать требования общественного развития, а для этого необходимо проводить профессионально-практическую направленность получаемых студентами знаний и навыков [2, 48]. Работа над дипломным проектом, имеющим реального заказчика, на наш взгляд, как раз и является способом достичь желаемого результата в подготовке студента дизайнера. Особенно если объект сложный, крупный, многофункциональный. Приведенный пример руководства дипломным проектированием показывает, что данный компонент подготовки дизайнера дает выпускникам возможность продемонстрировать на защите выпускной квалификационной работы разнообразные объекты проектирования в средовом дизайне, систематизирует и закрепляет умения и навыки в области дизайн-проектирования, предоставляет широкие возможности для творческой самореализации.

В процессе выполнения студентом дипломного проекта важным является педагогическое взаимодействие дипломного руководителя и студента. В полномочия руководителя входит:

предложить и сформулировать тему дипломного проекта;
совместно со студентом составить задание на дипломное проектирование;
оказывать организационную и научно-методическую помощь через систематические консультации;
проводить мониторинг хода выполнения работы в соответствии с планом-графиком.

Руководитель проекта должен видеть динамику развития студента, обеспечивать его профессиональный рост, находить разнообразные методы воздействия, соответствующие этому росту и возникающим задачам. Руководство дипломным проектом объединяет все другие компоненты подготовки дизайнера в единую систему и определяет ее характер. На процесс дипломного проектирования прямо или косвенно фокусируются остальные элементы системы подготовки дизайнеров, поэтому этот компонент можно считать системообразующим, необходимым для последующего уточнения целей работы со студентами (как с выпускниками, так и последующими курсами). Деление педагогического труда на составные части является условным, но оно необходимо, потому что это помогает понять единое через анализ составных частей, сосредоточить внимание на системообразующих компонентах и связях между ними, а, следовательно, открывает путь к пониманию внутренней организации системы подготовки дизайнеров. Это понимание должно послужить руководством к действию, чтобы современное дизайн-образование соответствовало запросам общества и решало проблемы трудоустройства выпускников в избранной ими сфере. При таком подходе педагогическое руководство процессом выполнения дипломного проекта может достичь целей педагогической системы подготовки дизайнеров и способствовать ее развитию.

 

1.     Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем / В. П. Беспалько. – Воронеж: Изд-во Вор. ун-та, 1977.

2. Стукалова О.В. Проблемное поле художественного образования в социокультурном контексте [Электронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – № 3 2016, - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/stukalova_41-50_0.pdf

3.   Мубаракшина Ф.Д. Дипломное проектирование на специальности «Проектирование зданий»: методические указания по оформлению дипломных проектов по архитектурно-конструктивному проектированию для студентов 6 курса специальности «Проектирование зданий» / Ф. Д. Мубаракшина. – Казань. КГАСУ, 2010.