РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА СЦЕНЕ И НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Гальчук Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, научный сотрудник , ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

Аннотация: 
В статье рассмотрены вопросы интеграции литературы и театра, диалога искусств, который позволяет осваивать разные подходы к анализу литературных произведений. Автор показывает, что постижение литературы происходит лишь тогда, когда учащиеся начинают не просто созерцать культурные символы в рамках различных мероприятий, а оживлять культурные смыслы в собственной душе и собственном творчестве, например, постановке спектакля у классной доски.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России (Номер для публикаций: 27.7452.2017/8.9)

 

Междисциплинарная интеграция стала неотъемлемой частью современного социокультурного и образовательного пространства в контексте диалога искусств. Выдвинутая в конце ХХ века Б.П. Юсовым идея полихудожественного подхода - творческое развитие ребенка в разных видах художественной деятельности - в начале века ХХI стала приоритетной в практической деятельности преподавателей гуманитарного направления, которые свою профессиональную задачу видели в «раскрытии всех способностей человека, необходимых для творческой деятельности, воплощающей ценности добра, красоты, истины, богатства жизни» [13]. Интеграция и взаимодействие разных видов художественной деятельности и художественного творчества учащихся находится в центре внимания школьного литературного образования, направленного на формирование духовного облика и нравственного ориентира молодого поколения  [3].

Русская литература - часть мировой культуры, одна из величайших и богатейших литератур мира с многовековой историей, давшей человечеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.И. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Булгакова и многих-многих других художников Слова, ставших классиками.

Творческое наследие этих авторов является гордостью русской классической литературы, поскольку в полной мере отвечают критериям, сформулированным В.Ю. Троицким: «К классическим относят произведения, признанные совершенными, самобытными и значимыми в духовном, художественно-эстетическом, идейно-нравственном и философском смысле» [11, 315-316].

Русская классическая литература неотделима от истории русского драматического театра. Театр рассматривается сегодня как значимая часть современного образовательного пространства в рамках предметов гуманитарного цикла: музыки, литературы, танца, изобразительного искусства, истории. Анализ учебных программ по литературе позволяет говорить о том, что литература и театр «соприкасаются теснее, чем другие виды искусства… Взаимодействие театра и литературы как учебная задача в программах, как правило, не ставится»  [5, 38].

Изучение литературы в средней и старшей школе - от древнерусской до современной - направлено не только на привитие любви к чтению, содействие развитию художественного вкуса, но и преобразованию культурно-творческих проявлений одаренности в комплекс креативных качеств личности учащихся. Тем не менее нельзя не согласиться с авторитетным мнением методиста Т.С. Зепаловой, автора широко известного пособия для учителей «Уроки литературы и театр», которая проанализировав значение театра при изучении драматургических произведений в школе и опираясь на многолетний педагогический опыт, утверждала, что «вплоть до «Вишневого сада» А.П. Чехова учащиеся, как правило, остаются преимущественно читателями драматических произведений» [6, 7].

Интеграция литературы и театра, диалог искусств позволяет осваивать разные подходы к анализу произведений искусства Слова. Войти в художественный мир, сотворенный классиком, ощутить его атмосферу, вступить в диалог с писателем, с литературными героями - это путь к развитию одаренности, т.к. современный урок литературы, благодаря инновационным педагогическим технологиям, позволяет повысить культурный и интеллектуальный уровень учащегося. Все чаще в практике учителя встречается литературная медиа игра  [12], переложение словесного образа на язык живописи и музыки, рисование музыки, подбор живописных портретов на «роли» литературных героев, сопоставление музыкальных и литературных образов [14], театр у классной доски [4], просмотр с последующим обсуждением литературно-театральных авторских телепрограмм и многие другие методы и приемы литературного образования. Постижение художественного произведения как искусства Слова в процессе школьного литературного образования ориентировано на возрастную специфику учащихся, на перспективы развития их личности, благодаря оживлению и росту культурных смыслов в собственной душе и собственном творчестве, например, театральном. В своей работе мы исходим из определения А.Ю. Титова: «театральность - это не только комплекс способностей эстетического выражения игровой природы, но и интегративная характеристика личности и социума, участвующая в процессах гармонизации и самоорганизации» [10, 165]. Постановка спектакля у классной доски позволяет учащимся творчески интерпретировать программное произведение, постигая «растущий смысл» (М.М. Бахтин) школьного литературного курса в рамках междисциплинарной интеграции урока и драматического театра. Учащиеся, решившие проявить себя в актерской или режиссерской ипостаси, вступают в диалог с писателем, например, великим русским писателем, сатириком М.Е. Салтыковым-Щедриным. Их авторская интенция под влиянием писательского Слова становится творческой и направлена на интерпретацию романа «Господа Головлевы» (это произведение наряду с сатирическим романом «История одного города» изучается в школьном курсе литературы). Творческая работа над созданием спектакля по литературному произведению состоит из трех этапов:

1) написание режиссерской экспликации будущего спектакля (например, «Господа Головлевы. Лица») или моноспектакля (например, «Аннинька»),

2) написание сценария пьесы для нескольких творчески мотивированных и актерски одаренных учащихся, решившихся выйти на импровизированную сцену у классной доски, или монопьесы, если в классе только один желающий, сыграть на ученической сцене,

3) создание собственно ученического спектакля/моноспектакля, включающего репетиции, сценографию,  сценический костюм, программку, афишу, премьеру. Данная работа по созданию драматической постановки в рамках литературной учебной деятельности позволяет учащимся эффективно преобразовывать культурно-творческие проявления театральной одаренности в комплекс креативных качеств личности.  

Просмотр с последующим обсуждением литературно-театральных авторских телепрограмм позволяет учащемуся возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием личностного творческого развития. Одним из наиболее ярких авторских телевизионных программ, обладающим огромным образовательным и методическим эффектом при изучении школьного литературы ХIХ века, помогающим ученику не только понять художественное произведение, но и выразить себя в творчестве - выйти на импровизированную сцену у классной доски в роли литературного героя, является цикл А.М. Смелянского «Растущий смысл, или Приключения классики на русской сцене».

А.М. Смелянский - выдающийся театральный критик, историк театра, автор многочисленных телевизионных программ, которые имеют огромный методический потенциал в школьном литературном образовании: при изучении курса литературы в контексте  истории русского театра ХХ века  («Сквозное действие», «Предлагаемые обстоятельства»), Московского художественного театра («Тайны портретного фойе», «Мхатчики. Театр времён Олег Ефремова», «Театральный лицей»), личностям и творчеству  А.П. Чехова («Михаил Чехов. Чувство целого», «Живёшь в таком климате…»), М.А. Булгакова («Михаил Булгаков. Чёрный снег») и К.С. Станиславского («Константин Станиславский. После моей жизни в искусстве»).  «В программе "Растущий смысл" временной охват - полвека, от "после Сталина" до наших дней. До "оттепели" наш театр проблемы классики в нынешнем ее понимании не знал. Тотальная идеология определяла, куда этой классике следует "расти". Потом возникло некоторое свободное поле, где могли маневрировать и Эфрос, и Любимов, и Ефремов, и Товстоногов, и Захаров, и Фоменко. Классика определилась как одна из самых сложных и важных тем культуры современного» - из интервью А.М. Смелянского газете «Культура» [9].

Телевизионный цикл «Растущий смысл, или Приключения классики на русской сцене», состоящий из 12 серий, послужил интенцией для авторской интегрированной программы «Диалог литературы и театра: от Грибоедова до Чехова» (45 часов, 9-10 класс), которая была направлена не только на изучение программного произведения в контексте театрального искусства, но и на выявление возможностей преодоления узкофункциональной направленности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий учащимися на основе целостного характера воспроизведения «акта искусства» (Л.С. Выготский) в интерпретационной учебной деятельности. Сценическая история русской классики от А.С. Грибоедова до А.П. Чехова в культурологически-семиотическом ключе в рамках этого творческого проекта становится для старшеклассников не только  инструментом литературного анализа художественного теста, но и открытием новых интеллектуальных и творческих перспектив.

Диалог литературы и театра. Контексты и лица - 4ч. 

В центре внимания вступительной серии («Введения») цикла «Растущий смысл, или Приключения классики на русской сцене» -  «диалогическая философия» - размышления выдающихся деятелей драматического театра середины ХХ - начала ХХI века о бахтинском концепте «Растущий смысл».

А.С. Грибоедов. Гений и культурные контексты – 3ч.

В центре внимания - серия «Грибоедов. «Горе уму», в которой русский литературный канон рассмотрен не только в контексте пушкинской эпохи, в которой, по авторитетному мнению Ю.М. Лотмана,  «вся мощь национальной жизни сосредоточилась в это время в литературе» [7], но и на знаковых постановках грибоедовской комедии в русском театре ХХ века.

А.С. Пушкин. Я понять тебя хочу – 5ч.  

На основе одноименной серии цикла, посвященной политическим и вневременным вопросам диалога личности и государства, «пространства» власти, «европейского пути» России, художественной и исторической правды в драме «Борис Годунов», в диалогическом контексте рассматривается семиотическая система «золотого века» русской литературы и советской эпохи ХХ века.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы:  «российский интеллектуальный контекст» и театральное воплощение – 3ч.

На основе серии «Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы: две версии», посвященной знаменитым  версиям постановки романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» на сцене МХАТ имени Горького режиссером Л. Додиным  и спектакле 2005 года МХТ имени А.П. Чехова в постановке К. Серебренникова.

Н.В. Гоголь. Государственная пьеса и государство – 3ч.

На основе серии «Гоголь. Государственная пьеса», посвященной судьбе пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» в режиссерской интерпретации Вс.  Мейерхольда, Г. Товстоногова, В. Мирзоева, В. Фокина, рассматривается «интертекстуальное откровение», возможности и взаимодействия форм диалога.

Н.В. Гоголь и лица, лики, личности – 3ч.

На основе серии «Гоголь. Куда несешься ты?!», посвященной интенсивному восприятию сценичности и внесценичности гоголевской прозы («Мертвые души», «Ревизская сказка», «Шинель») Виктором Станицыным, Анатолием Эфросом, Марком Захарововым, Петром Фоменко, Сергеем Арцибашевым, Юрием Любимовым, Валерием Фокиным, рассматривается художественный мир писателя.

А.Н. Островский. Колумб Замоскворечья – 5ч.

На основе серии «Островский. Мудрецы из Замоскворечья»,  посвященной воплощению «пьес жизни» создателя русского национального театра,  анализируется идейно-образный и художественный мир драматурга на примере  спектаклей «Свои люди сочтемся» в постановке Льва Додина, «Банкрот» Андрея Гончарова, «Доходное место» и «Мудрец» в постановке Марка Захарова.

А.Н. Островский. «Пьесы жизни». Интерпретации – 3ч.

На основе серии «Островский. Птицы небесные» анализируются концептуальные замыслы и воплощения пьес драматурга на русской сцене конца ХХ - начала ХХI вв. («Лес» Кирилла Серебренникова, «Без вины виноватые» и «Лес» в постановке Петра Фоменко, «Правда - хорошо, а счастье лучше» Сергея Женовача).

Ф.М. Достоевский. Проза на сцене -5ч.

На основе серии  «Достоевский. Божедомка»  разбирается театральная версия прозы Ф.М. Достоевского в современном мире, который должен «омыслить все его содержания как одновременные и угадать их взаимоотношения в разрезе одного момента» [1, 33] в выдающихся интерпретациях Льва Додина («Кроткая») и Георгия Товстоногова («Идиот»).

 Ф.М. Достоевский. Бесы на свободе-3ч.

На основе серии «Достоевский. Бесы на свободе» разбирается «литературное осознание» и  металитературный дискурс прозы Ф.М. Достоевского в постановке Льва Додина («Бесы»), Камы Гинкаса  («Играем Преступление» и «Нелепая поэмка»), Сергея Женовача («Мальчики»).

А.П. Чехов. Между прозой и драматургией – 3ч.

На основе серии («Чехов. Жизнь прекрасна?»)  анализируется жизнь и специфические разновидности театрального языка чеховской прозы на современной драматической сцене в режиссерской  интерпретации Камы Гинкаса на примере  трилогии «Дама с собачкой», «Черный монах», «Скрипка Ротшильда».

А.П. Чехов. Культурные смыслы – 5ч.

На основе серии «Чехов. Кто стоит перед Эйфелевой башней?» выдающиеся мастера русской драматической сцены размышляют о «сценическом бытие»  постановок знаменитых чеховских пьес - «Иванов», «Три сестры», «Дядя Ваня» и «Вишневый сад», их новаторстве, жанрово-художественном своеобразии и «вневременной современности».

К каждой из 12 тем были разработаны творческие задания (написание режиссерской экспликации, подготовка театральных эскизов будущего спектакля, создание ученического спектакля или моноспектакля и пр.), которые на примере замечательных образцов театрального искусства, представленных в цикле «Растущий смысл, или Приключения классики на русской сцене», позволяют учащимся по-новому осмыслить и интерпретировать художественный текст.

Просмотр серии «Грибоедов. «Горе уму», в которой анализируются важнейшие постановки грибоедовской комедии «Горе от ума» в русском театре ХХ века позволяет не только  погрузиться в таинственный мир русской литературы благодаря гению театра при создании школьного спектакля «Горе от ума… или Горе уму», но и создает благоприятные условия для возникновения у учащихся «новой гармонии», о которой писала А.А. Ахматова. Просмотр и анализ серии «Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы: две версии» был весьма важным при постановке ученического моноспектакля «Аннинька» (по  роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»). Другой ученице глубоко проникнуть в художественный образ Аглаи Епанчиной в моноспектакле «Страсти по рыцарю бедному…» (по роману «Идиот») помогла серия «Достоевский. Божедомка».    

Грибоедов, Пушкин, Салтыков-Щедрин, Гоголь, Островский, Достоевский, Чехов на основе семиотики Ю.М. Лотмана и концепции диалога М.М. Бахтина не только стали ближе и понятнее современному школьнику благодаря приглашению к диалогу в рамках авторского цикла А.М. Смелянского, используемого на уроке или внеклассной деятельности по литературе в контексте диалога искусств, но и  при определенных условиях помогали эффективно преобразовывать культурно-творческие проявления одаренности в комплекс креативных качеств личности.  

 

  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия,1979.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. -  М.: Искусство, 1986.
  3. Гайсина (Юдушкина) О.В., Подругина И.А., Стукалова О.В. Литературные опыты современных подростков: возможности и перспективы (Часть I). - Педагогика искусства. - 2016. - №4. - С.31-39.
  4. Гальчук О.В. Спектакль на уроке литературы. - Смоленск: Маджента, 2013.
  5. Егоров О. Театр и литература. Спецкурс для профильных школ. – Искусство в школе. – 2007. - №3. – С.38-42.
  6. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.
  7. Лотман Ю.М. Пушкин. - С. -Петербург: Искусство - СПБ, 1995. - 847 с.
  8. Растущий смысл, или Приключения классики на русской сцене: авторская программа Анатолия Смелянского. - https://tvkultura.ru/about/show/brand_id/32030/
  9. Смелянский А.М. Интервью. - Газета "Культура", №38 (7548) 28 сентября - 4 октября 2006
  10. Титов А.Ю. Театральное любительство: принципы и методы изучения: монография. – Орел: Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2012.
  11. Троицкий В.Ю. Судьбы русской школы. - М., 2010. - С. 315-316.
  12. Юдушкина О.В. Литературная медиа игра - путь к развитию одаренности. - Гуманитарное пространство. - 2016. - Т.5. - №4. - С. 577-583.
  13. Юсов Б.П. и другие. Виды искусства и их взаимодействие.- ИХО РАО, 2001.
  14. Ядровская Е.Р. Чтение как диалог: уроки литературы в основной школе. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2011.