В современном обществе существует потребность в зрелых, рефлексирующих личностях, которые способны творчески осознавать мир и себя в н.м. Осознание себя и мира на начальном этапе школьной социализации является основой в формировании его мировоззрения, самосознания, ценностных ориентаций. В младшем школьном возрасте зарождается картина мира реб.нка, формируется его самосознание. Необходимость поиска наиболее эффективных условий развития мировоззрения, самосознания, самоопределения реб.нка привели к выделению основных путей и способов осознания себя и мира.
Осознание младшими школьниками себя и мира включает различные процессы: развитие мировосприятия, образа «Я», образа мира, социализацию, самосознание, самоопределение в мире. Поэтому проблема рассмотрения способов и условий его развития включает в себя знакомство с этими понятиями. В психолого-педагогической и философской литературе выделяются два понятия, которые являются базовыми в развитии осознания себя и мира: это категории «Я» и «Не-Я». Также наиболее близким к данной теме является понятие самосознания личности.
Анализ осознания себя и мира предполагает описание их структуры. Так, Р. Бернс полагает, что выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя в контексте окружения [4]. В анализе структуре этих установок подчеркиваются три главных элемента: когнитивный, эмоциональный и регулятивный. И.С. Кон, И.И. Чеснокова и другие исследователи также выделяет данные три компонента. Также и осознание себя и мира имеют эти три основные компонента и этапа: когнитивный (построение схемы мира и себя как результат самопознания), эмоционально-ценностный ( построение самооценки, отношения к миру и себе на основе эмоций) и поведенческий (выстраивание своего поведения и саморегуляция) [10].
Процесс осознания себя и мира включает построение образа себя и образа мира, которые можно рассматривать как промежуточный результат этого развития. Образ мира изучали такие исследователи, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Петухов, С.Д. Смирнов, Г.А. Берулава. В отечественной педагогике и психологии образ мира рассматривается как целостная многоуровневая система представлений и отношений человека к миру, людям и себе, которая «опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие» [21, с .142].
В разных психологических концепциях осознание себя и мира в младшем школьном возрасте характеризуется неодинаково, но существуют определ.нные общие положения.
В младшем школьном возрасте процесс построения образа «Я» и образа мира имеет свои особенности. Младший школьный возраст-это период вхождения в другую социальную сферу, расширения контактов, представлений об окружающем мире, в этот период активно развивается самооценка реб.нка. Младший школьный возраст является качественно новым этапом в развитии личности. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Основной психологической предпосылкой формирования осознания себя и мира в младшем школьном возрасте является развитие психологических процессов и личностных новообразований возраста.
Основными новообразованиями, связанным с формированием осознания себя и мира является новообразования кризиса 7 лет. Открытие значения новой социальной позиции – позиции «Я» школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции основным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович – это период рождения социального «Я» ребенка [5]. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в общении), приводит к формированию чувства неполноценности, или чувства собственной значимости. По мнению Э. Эриксона, в этот период у ребенка обостряется интерес к устройству вещей, он стремиться их освоить, приспособить к чему-нибудь. На четвертой стадии по Э. Эриксону (младший школьный возраст) происходит выбор между «трудолюбием и чувством неполноценности» [23]. По мнению Э.Эриксона осознание себя и мира в младшем школьном возрасте зависит от влияния окружения, от поощрения взрослых, осознание себя и мира тесно связан с деятельностью реб.нка и успехами или неудачами в ней.
Л.С. Выготский полагает, что в начале младшего школьного возраста у реб.нка происходит обобщение собственных представлений о себе, переживаний и регуляция собственного поведения. Реб.нок начинает регулировать сво. поведение через самопознание[7].
Среди отечественных психологов формирование осознания себя и мира на данном возрастом этапе наиболее полно рассматривает В.С. Мухина [11]. В.С. Мухина рассматривает содержание осознания себя и мира более структурированно, чем Э. Эриксон: через призму структурных звеньев самосознания (имя, тело; притязание на признание; половая идентификация; психологическое время личности; социальное пространство личности). В.С. Мухина полагает, что в возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности.
Основное образование, формирующееся в результате осознания себя и мира- это образ мира. А.С. Обухов полагает, что развивающийся у личности образ мира первичен по отношению к переживанию, отношению к себе и миру, является его базой, основой[14], тогда как С.Д. Смирнов полагает, что эмоциональное чувство мира является базой, первичным компонентом, на который наслаивается осознание мира, как более зрелый и значимый компонент самосознания [21]. Так, в младшем школьном возрасте образ мира формируется на основе развития эмоциональных переживаний, из чего впоследствии и формируется целостное осознание себя и мира. В.В. Петухов полагает, что образ мира затрагивает как осознаваемые, так и неосознаваемые структуры личности и выделяет в
образе мира бессознательные, основные и внерефлексивные связи мира и «Я» человека, и осознаваемые, поддающиеся рефлексии элементы образа мира. Также, образ мира и отношение к нему рассматривается как необходимое условие психической жизни личности [15].
Также у младшего школьника начинает формироваться образ «Я». В.И. Максакова полагает, что образ «Я» младшего школьника гармоничен, но односторонен. Гармоническое осознание себя проявляется в том, что наличное, желаемое, представляемое другими «Я» в этом возрасте совпадают. Объективным основанием для этого служит непротиворечивое состояние организма ребенка в данный период. Субъективным — его осознание себя как ученику. Поскольку учение — это ядро, основной смысл его жизни в данный период, постольку осознания себя и мира зависят от качества этого ядра. В результате гармоничность образа «Я» не обязательно означает позитивное отношение конкретного ребенка к себе. В.И. Максакова отмечает также обедненность этого образа: он сводится к характеристике учебных успехов и поведения ребенка в школе. Отношение младшего школьника к себе можно назвать уважительным, так как он принят в мир взрослых [12].
В.И. Маскакова полагает, что осознание мира у младшего школьника упрощ.нное, но радостное, наполнено разными красками и позитивными эмоциями, но не объ.мное. Младшие школьники представляют мир вес.лым, интересным, относятся к нему в норме эмоционально положительно. Картина мира у младших школьников в начале младшего школьного возраста осознание себя синкретично слито с отношением к миру, он слит с семьей, страной, народом, природой (Я = Мир). К середине-концу возраста происходит децентрация сознания (я И мир, Я выделено из Мира). В.И. Маскакова полагает, что мир является перед ребенком как бесконечное многогранное, защищенное взрослыми пространство для игр и дружбы, познания и взаимодействия с природой. Следовательно, его отношение с миром комфортное. В то же время оно становится более сложным. Так, отношения со сверстниками в младшем школьном возрасте — это не чисто дружеские и не игровые отношения, какими они были до школы. Они возникают в учебной деятельности или по ее поводу, опосредуются ею и учителем [12].
Другой отечественный психолог — А.А. Реан рассматривает осознание себя и мира через такие понятия, как самооценка, социальный статус[17]. По мнению А.А.Реана, осознание себя и мира реб.нка включает в себя как констатирующий реальный образ Я (Я-реальное), так и Я-перспективное, т. е. то, на что Я-реальное ориентировано. Так, у детей в начале этапа среднего детства можно констатировать наличие не только ожидания и устремленности на предстоящие личностные преобразования (например, стать школьником), но и осознание себя (каким школьником я буду). Это позволяет включить в образ собственного Я ребенка различные качества личности, необходимые для успешного выполнения школьных учебных и организационных обязанностей.
Важную роль в становлении осознания себя и мира является формирование у младшего школьника картины мира, мировоззрения. Мировоззрение выстраивается на основе различных источников – фольклора (сказки, игры, считалки), с помощью взрослых, литературы, СМИ, школьное обучение. Собственный опыт школьника, как полагает Ю. А Аксенова, менее значим, он скорее полагается на мнение взрослых [2].
Формирование осознания себя и мира начинается в детстве, когда появляется недифференцированное осознание мира. На основе отношения к миру реб.нок классифицирует и манипулирует с объектами. По М.Л. Раусте фон Врихт, осознание мира реб.нка формируется на основе взаимодействия с окружающей средой, и существенную роль здесь играет обратная связь, которую получает реб.нок от мира. По мере развития мышления и речи осознание мира дифференцируется, и становится более объективным. Формируются понятия и ожидания относительно мира. Происходит отделение «Я» и внешнего мира. Осознание себя становится частью отношения к миру [18].
Образы мира и самого себя, как первые ступени в познании действительности, являются основой для последующего формирования мировоззрения и самосознания реб.нка, которое происходит в последующие этапы отногенеза.
С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев рассматривают образ мира как построение своего жизненного пути личности, как развитие е. «Я». Развитие образа мира формируется через отношение к самому себе, рефлексию своей жизни [20]. Образ мира строится в контексте становления осознания себя личностью. М.Воловикова, А. Трофимов отмечают, что в слове «образ» корень «аз», то есть «я». «Образ Я», следовательно, это обретение «Я», возвращение к себе [8].
Таким образом, младший школьный возраст является периодом рождения нового этапа осознания себя и мира. Исходя из рассмотренных психолого-педагогических концепций по данному вопросу можно выделить следующие уровни осознания младшим школьником себя и мира:
1. Начальный (самочувствие, самоощущение, эмоциональное отношения к себе и миру с опорой на мнение взрослых и соотношение со сверстниками, эгоцентризм).
2. Рефлексивный (осознание отдельных своих качеств на основе сравнения с другими).
3. Креативный (понимание себя и способность к преобразованию себя и мира на основе рефлексии, децентрации).
Также можно выделить следующие компоненты осознания себя и мира.
В отношении осознания себя можно выделить три компонента:
1. Самопознание.
2. Эмоционально-ценностное самоотношение: самоуважение, самооценка, самопринятие.
3. Саморегуляция, саморазвитие, самовоспитание, самоидентификация и обособление.
Относительно осознания мира соблюдается похожая структура:
1. Познание мира относительно своего «Я».
2. Ценностное отношение к миру.
3. Преобразование мира, творчество, самореализация в мире.
Таким образом, под осознанием себя и мира понимается целостный компонент личности, включающий когнитивную и эмоциональную сторону, развивающийся в процесс формирования самосознания, самоотношения и мировоззрения личности, и промежуточными результатами которого являются образы себя и мира. Можно выделить основное звено отношения к себе и миру. Таким звеном является «Я» личности. Осознание себя и мира младшим школьником происходит в процессе самосознания человека. Базой отношения к себе и миру является образы «Я» и мира. Формирование осознания себя и мира в младшем школьном возрасте связано с влиянием социума, значимых взрослых, школы. Также на него влияют многие объективные факторы, например, физические характеристики, тело реб.нка, и восприятие его взрослыми и сверстниками. Многие авторы сходятся на том, что в этом возрасте отношение к себе и миру зависят от успеха или неудач в деятельности, в уч.бе. Осознание себя и мира у младшего школьника подвижно и тесно связано с настоящим временем реб.нка.
Младший школьник воспринимает себя как индивидуальность, вс. больше понимая, чем он отличается от других, стремясь самоутвердиться, самовыразиться. Самовыражение в младшем школьном возрасте – основа построения позитивного и гармоничного образа «Я» и образа мира. Наиболее эффективными для осознания себя и мира младших школьников являются методы творческого самовыражения. На сегодняшний день творческое самовыражение и саморазвитие является актуальной проблемой в современности и основным направлением в развитии личности реб.нка. Понятие «самовыражение» тесно связано с понятиями «Я» и «самосознание». Способность «Я» реб.нка познавать мир носит творческий характер.
В младшем школьном возрасте развивается эмоционально-ценностная сфера личности, реб.нок сензитивен к творчеству. Художественно-творческая деятельность для реб.нка - эффективный способ развития у него позитивной самооценки, мировосприятия, эмоционально-ценностного отношения к самому себе и окружающему миру. Самовыражаясь в творчестве, младший школьник «присваивает» осознанные им в ходе деятельности представления о мире, о других людях и себе. Поэтому в младшем школьном возрасте становится важным вовлечение педагогом и родителями реб.нка в художественно-творческую деятельность во всех сферах жизни школьника. В условиях школьного воспитания формируются основные базовые понятия младшего школьника об окружающем мире, других людях, самом себе. В современной начальной школе, несмотря на существующие предметы художественно-эстетического цикла, недостаточно сформирована среда, способствующая полноценному самовыражению младшего школьника.
Гуманистические психологи (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт) полагали, что основа художественного творчества — потребность в самоактуализации, самореализации своего «Я». Для развития психологически здорового осознания себя и мира необходимо самовыражение. Основа развития образа «Я» — соединение различных видов творческой деятельности, что является естественным для реб.нка. В процессе творческого самовыражения проявляется суть человека. В процессе творческого самовыражения реб.нок находит свою «нишу», свою роль в жизни, сво. «Я». А. Маслоу писал о связи самовыражения и «Я»: «Самовыражение практически невозможно для невротика, у которого нет чувства собственного Я, который постоянно ощущает себя актером, вынужденным выбирать роль из некого навязанного ему репертуара ролей» [13].
Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой», — писал В.А. Сухомлинский[22, с. 79].
Школьник, самовыражаясь в творчестве, творит мир сам. Так, Н. А. Бердяев понимал творчество как трансцендентный процесс, процесс выхода личности за пределы своего «Я», и полагал, что творческий акт сближает человека с божественным началом, исходя из постулата тварности всего бытия. Основная идея, которая пронизывает размышления Николая Бердяева о творчестве, заключается в том, что творчество человека является продолжением и завершением миротворения, начатого Богом[3].
Самовыражение – основной механизм осознания себя и мира, особенно в детском возрасте. А.А. Потебня полагал, что человек стремится к самовыражению, самосовершенствованию, и поэтому занимается творчеством. Также А.А. Потебня признавал за художественным творчеством функцию познания мира и себя в н.м [16]. Художественное творчество помогает людям понимать друг друга, жизнь, идеалы нравственности. Одним из важных психолого-педагогических условий успешного самоопределения ребенка в творческой деятельности на уроках искусства является овладение им «культурой воплощения образов» (Л. С. Выготский). Л. С. Выготский указал, что одним из самых важных открытий писателя является закон «культивирования детского творчества». Суть этого закона состоит, по его мнению, в том, чтобы максимально помочь ребенку выработать и сформировать собственный язык творческого самовыражения, сохранить специфические черты, присущие творчеству в детском возрасте [6].
К.А. Абульханова-Славская полагает, что самовыражение -тот способ, которым личность проявляет, регулирует свою активность в процессе объективации. Личность может объективировать себя в каком-либо деле, поступке, отношении. Однако характер дальнейшей активности зависит от того, насколько полно, адекватно, своевременно, индивидуально и т. д. личности удалось объективировать сво. «Я», т. е. от способа самовыражения [1].
Таким образом, самовыражаясь, младший школьник «запускает механизм» самопознания, активизирует рефлексивные процессы. Детское творчество-способ познания мира и самого себя в н.м.
Ю.А. Грибов полагает, что творческое самовыражение -это «способность человека к построению своего образа мира, своего мироощущения (в слове, изображении, музыке, действии и т.д.) и самого себя в этом мире» и выделяет основные условия для творческого самовыражения школьников [9, с. 52]:
1) отдельный человек не творческая, самоопределяющаяся, активная и свободная личность, чья способность к развитию и неповторимая индивидуальность является изначальной ценностью;
2) активный, многомерный и развивающийся диалог, через равноправный межличностный обмен деятельностями, миропониманиями и мироощущениями;
3) необычайно важной роли предметно-чувственной основы мышления сенсомоторного опыта, творческого воображения, способностей, целостного и интуитивного постижения окружающего;
4) воспитание и обучение творчеством.
Л.П. Печко, рассматривая культурно-эстетическое сознание и самосознание личности, полагает, что для его развития необходимы, где соблюдаются следующие условия [19]:
1) формирование способности рефлексии, выработка представлений о самом себе;
2) развития сознания личности, выбор и осознание своих идеалов, чувств, увлечений;
3) развитие творческого «Я» через общение с искусством как первую ступень творчества;
4) создание педагогами культурно-эстетической среды.
Необходимо создать такие условия самовыражения, когда реб.нок не будет репродуктивно выполнять какое-либо задание, но ставить целью развитие его рефлексивного отношения к творчеству, само формирование осознания себя и мира.
Эта необходимость порождает построение структуры воспитания личности младшего школьника средствами художественно-творческой деятельности.
Для этого необходимо понимать, какие основные стороны самого себя и мира при этом будут осознаваться младшим школьником. Известные уч.ные-педагоги (Р.М. Рогова, Г.Н. Филонов) рассматривают проблему формирования осознания себя и мира средствами искусства в контексте развития самосознания личности школьников, и выделяют следующие значимые компоненты данного осознания [19]:
1) качественно изменяющееся развитие учащегося с уч.том возраста, запаса научных знаний, жизненного опыта, половая, социальная идентификация, соотнесение с другими людьми, осознание своего интеллекта, нравственности, эстетического чувства, эмоционально-волевых процессов и мотивов личного поведения;
2) осознанное, ценностное, гуманное отношение к природной и социальной среде, общественно значимым целям, к окружающим людям, к себе, проявление своего «Я» в общении с людьми, в активной деятельности;
3) собственные чувства, настроение, интерес, потребности, самооценка, притязания, преодоление противоречивых представлений, выработка устойчивых убеждений;
4) цели и мотивы личного поведения, деятельности (интеллектуально-познавательной, художественно-эстетической, спортивной, трудовой и др.), самоопределение.
Мы выделяем следующие компоненты, которые осозна.т младший школьник:
1. Природный (отношение к окружающей природе, а также своей личной природе-телу, внешнему виду, здоровью, самочувствие).
2. Предметный (представление о предметном мире в целом и о том, который «принадлежит» личности — увлечения, вещи, имя)
3. Личностный (отношение к индивидуальным особенностям себя и других людей: умственным, волевым, эмоциональным, саморазвитию и деятельности)
4. Социальный (отношение к обществу, школьному коллективу, учителю, семье и др.
и к себе как ученику, члену семьи, товарищу, о будущем профессиональном «Я», соотношение «Я» с «Мы», гендерное «Я»).
5. Ценностный (отношение к существующим моральным и нравственным ценностям, понятиям, нормам, правам и обязанностям и своей личной системе ценностей)
6. Культурный (отношение к себе как субъекту культурного пространства, к миру в целом, политическое, гражданское, этническое и конфессиональное «Я».
Так, каждый из компонентов развивается в процессе самовыражения младшего школьника средствами искусства. Следует выделить основные формы художественной деятельности и механизмы их влияния на развития осознания себя и мира.
Художественно-творческая деятельность младших школьников синкретична, и для младшего школьника является нормальным совмещать различные виды деятельности. По Б.П. Юсову, в 1 классе самовыражение носит процессуально-деятельный характер и проявляется в танце, театральных постановку, лицедейство, игры с масками. В осознании своего «Я» и мира в динамике со 2-го и 3-го класса доминирующим становится изобразительное искусство, изобразительная деятельность. С третьего класса актуальными для самовыражения являются изобразительность в литературе, интонационность в музыке [24]. Основными формами является использование всех видов искусств, доступных младшему школьнику: изобразительная деятельность; лепка (пластилин и глина); декоративно-прикладные искусства, коллажи и аппликации, мини-инсталляции; танцевальная и хореографическая деятельность; работа с куклами и игровые элементы художественного творчества; сочинение стихов, сказок и рассказов, словотворчество, каламбур; детский театр и психодрама с детьми; интегративный подход (синтез искусств).
В результате провед.нного нами исследования было обнаружено, что осознание себя и мира зависит от содержания художественной деятельности, в которую он вовлекается. Провед.нная опытно-экспериментальная работа доказывает, что основными факторами формирования отношения к себе и миру младших школьников являются следующие содержательные моменты и факторы. Каждая из форм искусств наполнена особым содержанием, по-своему обеспечивающим раскрытие образа «Я» и мира для реб.нка. Так, театральные элементы способствуют осознанию себя и мира посредством расширения ролевого репертуара, внутренний опыт проживания жизненных ситуаций, формирования эмпатии. В изобразительной деятельности на рисунке реб.нком отражается отношение к собственной личности и к окружающему миру, осозна.тся содержание образа «Я» мира пластическими средствами, а пут.м изменения рисунка и развития координации движения при освоении метода изобразительной деятельности формируется регулятивная сторона осознания себя и мира, понимание и принятие себя и мира. В литературном творчестве с помощь подбора жанра, интересующего каждого ученика, в процессе самовыражения, написания сюжета и выбора героев, формируется постепенное осознание себя и мира.
Тем не менее, несмотря на разницу способов воздействия на осознание себя и мира каждого из видов искусств, можно выделить общие условия и положения. В каждом из форм искусства созда.тся художественный образ, в котором заключено осознание себя и мира (через выстраивание образа себя и образа мира). Осознание «Я» и мира происходит посредством соприкосновения младшего школьника с художественным образом, а в творчестве ребенка — с помощью следующих механизмов: Идентификация (с героем, с художественным образом, с участниками творческого процесса, а через процесс творчества – с целям миром).
Обособление (осознания своих отличий от других на основе неповторимости своего творчества, выбора художественных средств, разотождествление с героем на определ.нном этапе творчества). Самовосприятие (восприятие своего «Я» посредством выбора цвета, формы творчества). Рефлексивные механизмы (осмысление своего творчества). Децентрация (выход за пределы «Я» путем отстранения от своего творчества).
Таким образом, можно сделать следующие выводы. В целях осознания себя и мира младшими школьниками в художественно-творческой деятельности должны присутствовать следующие элементы:
1. Необходимо сочетание педагогические, социальных, культурологических, психологических технологий художественного творчества. Художественно-творческая деятельность позволяет формировать целостный образу «Я» и образ мира, способствует осознания его духовного, социального, психологического, физического аспектов. Также необходимо опираться на некоторые значимые в данном аспекте функции искусства. Воспитательная функция искусства развивает рефлексивное отношение к себе и миру, способствует формированию ориентаций относительно себя и мира, формирует самосознание и мировоззрение. Эстетическая функция охватывает все три аспекта формирования осознания «Я» и мира: но наиболее сильно развивается эстетическое отношение к себе и миру, его эмоциональные аспекты, ценностные ориентации. Познавательная функция искусства воздействует на когнитивную сторону осознания себя и мира, на формирование знаний о себе и мире, как познание мира и себя в н.м через его художественный образ. Социальная (коммуникативная) функция позволяет пут.м создания диалога (в широком смысле) сформировать ориентацию младшего школьника в мире.
2. Важным является направленность художественно-творческой деятельности школьника на самопознание личности ребенка, развитие его личностной и интеллектуальной рефлексии, развитие его индивидуальности. В целях формирования рефлексии необходимо задерживать внимание школьника на процессе творчества, подключать обсуждение творчества, связанное с вербальной активностью реб.нка.
3. Игровая, «волшебная» атмосфера художественного творчества как способ обеспечения метафоричности самовыражения; Одним из важных методов является игра. Младшие школьники еще не могут полностью контролировать свои действия. Поэтому главной задачей занятий становится содействие развитию рефлексии учащихся в процессе игры, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний.
4. Существенным условием является участие в процессе формирования отношения к себе и миру младших школьников всех субъектов образовательной среды, включ.нность их творческий процесс. Основная роль здесь принадлежит педагогу.
5. Равноценное развитие как познавательного аспекта по отношению к себе и миру, так и эмоционального, и поведенческого.
Таким образом, для того, чтобы реб.нку осознать себя, необходимо также осознавать окружающий мир. Это особенно важно для младших школьников, для которых осознание себя и мира развивается в контексте развития социального «Я» и познания окружающего мира в условиях начальной школы. Основным способом осознания себя и мира является творческое самовыражение, которое происходит при вовлечении младших школьников в сферу искусства. В процессе самовыражения, под действием механизмов (идентификации, обособления и др.) происходит постепенное
развитие образа «Я» и образа мира каждого школьника. Таким образом, условия развития осознания младшими школьниками себя и мира следует понимать как систему, где основным звеном является педагогическая организация художественно-творческой деятельности.
Литература:
1. Абульханова-Славская К. А. О путях построения психологии личности // Психологический журнал. Т. 4. 1983. № 1.
2. Аксенова Ю. А. Символы мироустройства в сознании детей. Екатеринбург, 2000.
3. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 2007.
4. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2003.
5. Божович Л. И. Личность и е. формирование в детском возрасте. М., 1968.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.
7. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1981—1984.
8. Воловикова М. И., Трофимов А. А. Возвращение к себе (психология, символ, культура). М., 1995.
9. Грибов Ю. А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. 1989. № 2. С.57—62.
10. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
11. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М., 2007.
12. Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников. М., 2003.
13. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 2007.
14. Обухов А. С. Исторически обусловленные модификации образа мира // Развитие личности. 2003. № 4.
15. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 1984. № 21.
16. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
17. Психология детства: Учебник / Под ред. А. А. Реана. СПб., 2003.
18. Раусте фон Фрихт М. Л.. Образ «Я» как подструктура личности // Проблемы психологии личности. М., 1982.
19. Рогова Р. М., Филонов Г. Н., Волков Г. Н., Печко Л. П. Становление самосознания личности школьника. М., 2003.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
21. Смирнов С. Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения. М. 1985.
22. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1979.
23. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.,1996.
24. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избр. труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. М., 2004.
Самовыражение младших школьников средствами искусства как способ осознания себя и мира
Аннотация:
В статье раскрывается роль самовыражения в младшем школьном возрасте. Подчеркивается, что творческое самовыражение является основой построения позитивного и гармоничного образа «Я» и образа мира и ведущим механизмом осознания себя и мира. На основе анализа содержания художественных форм рассмотрена специфика механизмов осознания. Обозначены функции художественного образа в развитии творческого самовыражения младшего школьника.