Результаты, изложенные в статье, получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 27.7384.2017/8.9 «Теоретические основания и формы выявления и развития художественной одаренности детей и подростков».
В Институте художественного образования и культурологии РАО хранится Международная коллекция детского рисунка. Её составляют рисунки детей 2-18 лет из разных стран мира. Самый старый рисунок датирован 1896 годом. Всего в коллекции хранится более 200 000 произведений детей. Она «является уникальным источником информации об истории детства, о ребенке в процессе взросления в разных странах мира на протяжении ХХ – начала ХХI вв» [1]. Собрание пополняется по сей день за счёт проведения конкурсов и выставок, и за счёт передачи в дар отдельных рисунков и подборок.
В 2017 году директор ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО» («ИХОиК РАО») Е.М. Акишина выступила с инициативой создания виртуальной галереи детского рисунка. Цель галереи состояла в том, чтобы, используя возможности интернета, представить и популяризировать Международную коллекцию детского рисунка, хранящуюся в Институте. Разработкой галереи занималась Лаборатория изобразительного искусства и музыки ФГБНУ «ИХОиК РАО».
В соответствии с целью создания галереи был разработан проект сайта «Международная коллекция детского рисунка» (http://childrens-art-collection.com). Проект реализован веб-студией “Joywin”.
Для того чтобы популярно представить коллекцию, необходимо было, с одной стороны, заинтересовать людей, которые, вероятно, мало знакомы со спецификой детского творчества, с другой стороны, представить качественный материал, за которым стоит работа научных сотрудников. Это, в свою очередь, требовало подбирать материал (изображения и тексты), который мог бы заинтересовать пользователя сайта, и представлять этот материал максимально доступно и удобно. Для удобства и наглядности фотографии детских работ должны были соответствовать следующим требованиям:
- чёткость;
- отсутствие геометрических искажений;
- цветопередача, максимально приближенная к оригиналу;
- полное, не обрезанное представление рисунка;
- отсутствие на изображении деталей, не имеющих отношения к композиции рисунка (фрагментов оформления работы, фона, на котором снималась работа и т.п.);
- максимально ровное освещение рисунка;
- при необходимости наличие дополнительных изображений (фрагменты, обороты и т.п.).
Главным разделом сайта предполагалась галерея детского рисунка. Следовательно, основным содержанием сайта должны были стать изображения. По отношению к изображениям тексты должны были иметь второстепенное значение. Они должны были дополнять, пояснять изображения. Этому должно было способствовать как расположение текстов на сайте, так и сами тексты.
Композиция текстов была основана на следующих принципах:
- сначала представлена основная информация затем дополнительная;
- основная информация подана более заметным шрифтом;
- изначально представлена краткая информация полная информация скрыта;
- полная информация предоставляется по желанию пользователя;
- пользователю должно быть удобно получать дополнительную информацию (быстро и понятно, как это сделать);
- для наглядности дополнительная информация сопровождается изображениями;
- для удобства чтения абзацы отделяются интервалами.
Тексты для сайта написаны научными сотрудниками Института – адаптированными для широкой аудитории. Для того, чтобы сделать тексты понятными и не отбивать желания прочесть их, мы писали их в соответствии со следующими принципами:
- минимальное количество специальной терминологии;
- введение терминов требовало их пояснения;
- разбивка длинных, сложных предложений на короткие.
Для удобства сайт решено было делать так, чтобы его можно было просматривать как на стационарных персональных компьютерах, так и на мобильных устройствах.
Дизайн сайта предполагалось сделать максимально простым и понятным. Кроме этого простота внешнего вида сайта должна была способствовать его быстродействию.
Наиболее близким к нашему замыслу оказался исследовательский проект Государственной Третьяковской галереи «Айвазовский крупным планом» (http://a-project.tretyakov.ru/). В нём представлены изображения картин И.К. Айвазовского с комментариями исследователей. Выбрав интересующий фрагмент изображения, пользователь может посмотреть его в увеличенном виде или увидеть его рентгенограмму и прочитать краткий комментарий о нём. Подобных сайтов, посвящённых детскому творчеству, нам найти не удалось.
В результате получились следующие структура и содержание сайта.
Сайт состоит из 4 основных разделов: «История», «Галерея», «События», «Публикации». Каждый раздел включает в себя подразделы (Схема 1).
Схема 1
Переходя на сайт, пользователь попадает в раздел «События», подраздел «Текущие события». В этом подразделе содержатся последние новости, связанные с коллекцией детского рисунка и с работой сайта, информация о свежих выставках и конкурсах, связанных с коллекцией. Здесь публикуется вся новая и актуальная информация, связанная с сайтом. Поэтому именно на неё пользователь попадает в первую очередь.
Информация, утратившая актуальность отправляется в подраздел «Архив». Там её можно найти, используя фильтры. Они позволяют сортировать информацию по годам и по типу события: выставки, конкурсы, новости.
Главный раздел сайта – «Галерея». В ней представлены папки с рисунками, соответственно тому, как они хранятся в коллекции Института. Каждая папка имеет своё название, в зависимости от того, какие рисунки в ней собраны, и номер. Каждую подборку иллюстрирует изображение – наиболее характерный рисунок из данной подборки. Рядом с изображением подписано реальное количество работ, которое хранится в папке (рис. 1).
Рис. 1
Выбрав интересующую папку, пользователь попадает на страницу, где он может посмотреть рисунки. Они представлены в колонку. Прокручивая страницу, рисунки подгружаются по типу «ленты» социальных сетей. Под каждой работы дано краткое описание: если известно, имя и возраст автора и название работы (рис. 2).
Рис. 2
Под каждой работой есть кнопка «Подробнее». Нажав на неё, на той же странице разворачивается подробное описание работы, включающее:
- имя автора;
- возраст автора;
- город (населённый пункт), в котором создана работа;
- учебное заведение, в котором сделана работы;
- класс, в котором учился автор;
- учитель, под руководством которого выполнена работа;
- название работы;
- год создания работы;
- материал, которым создана работа;
- размеры работы;
- инвентарный номер работы.
Естественно, что в этом описании присутствуют только те сведения, которые удалось установить при изучении рисунков. Кроме этого в подробных описаниях ко многим изображениям даны комментарии исследователей, занимавшихся изучением рисунков, и дополнительные изображения – фрагменты и обороты работ. В подробных описаниях можно узнать историю рисунка, биографию автора, особенности техники создания работы и др. При желании, подробное описание можно скрыть, нажав на соответствующую кнопку.
Возможность открывать и сворачивать подробную информацию сделана как для удобства пользования, так и для популяризации детского искусства. Ведь часто именно комментарий исследователя может прояснить, что изображено на рисунке и почему это нарисовано именно так, рассказать о судьбе автора рисунка и судьбе самого рисунка (Рис. 3,4).
Рис. 3
Рис. 4
По аналогии с поиском нужной папки, благодаря фильтрам можно сортировать работы, выбрав интересующую страну и год создания работы. (В коллекции есть папки, в которых хранятся работы не из одной, а из разных стран.)
В разделе «История» содержатся 5 подразделов: «История коллекции», «О чём может рассказать детский рисунок», «Коллекционеры и исследователи», «Педагоги», «Ученики». В данном разделе содержится общая информация о коллекции, а также конкретные результаты исследования коллекции – биографии авторов рисунков, биографии учителей и особенности их преподавания, биографии исследователей детского рисунка и их открытия.
Раздел «Публикации» наиболее «научный» и ориентирован, скорее, на специалистов. Он содержит информацию о монографиях, научных каталогах и статьи, связанные с коллекцией детского рисунка. Эти публикации распределены по одноимённым подразделам.
Каждая монография и каталог в списке сопровождается изображением обложки. По нашей задумке изображение, с одной стороны, должно способствовать запоминанию издания, чтобы можно было его легче найти, если это потребуется, с другой стороны, оно привлекает внимание. Нажав на название монографии или каталога, пользователь попадает на новую страницу, где помимо полной аннотации он может узнать выходные данные издания.
Внизу страницы основные разделы дублируются для удобства навигации. Кроме основных разделов внизу есть раздел «ИХОиК», посвящённый Институту художественного образования и культурологии. В нём есть три подраздела: «Институт», «Контакты» и «Отзывы». В первом подразделе содержится краткая информация об институте. Во втором разделе даны контакты института: юридический адрес, телефоны, электронные адреса, адрес сайта, спутниковая карта. В разделе «Отзывы» пользователь может оставить свой отзыв о работе сайта.
Также ссылка на страницу с контактами находится в верхней части - «шапке» - сайта. Кроме этого в «шапке» находится кнопка «Подписаться», при помощи которой пользователь можно оставить свой электронный адрес, чтобы получать уведомления о работе сайта.
На сайте предусмотрена строка поиска. С его помощью по ключевому слову можно найти интересующий материал.
Благодаря счётчику просмотров сайта удалось выяснить, что с 25 января по 13 июня сайт посмотрели пользователи с 357 IP-адресов, то есть с 357 разных устройств. Если не брать во внимание, что некоторые пользователи специально заходили с разных устройств, то это может свидетельствовать о том, что сайт за этот период увидели около 357 человек. При этом о сайте мы сообщали только близким знакомым, коллегам по Институту художественного образования и культурологии. Также Белов Д.И. опубликовал ссылку на сайт на двух своих страницах в соцсетях (vk.com, facebook.com). Кроме этого на главной странице сайта ИХОиК (http://www.art-education.ru/) есть баннер со ссылкой на сайт коллекции детского рисунка. Большинство переходов на сайт (40%) было совершено из поисковых систем. Таким образом, большинство посетителей сайта за указанный период случайно нашли его в интернете по различным запросам или переходя по ссылкам.
Количество посетителей сайта можно было бы существенно увеличить, больше рекламируя его, информируя людей о том, что такой сайт в принципе существует. После этого на основании статистики посещений и отзывов можно было бы корректировать сайт и его работу.
Также интерес к сайту можно было бы увеличить, сделав его более интерактивным, предоставив возможность пользователям самим загружать рисунки. Это можно было бы сделать в виде конкурсов детского рисунка, подобно тому, как это делает Международный союз педагогов-художников (http://www.art-teachers.ru/). Устраивая конкурс, первый тур они делают виртуальным. Пользователь сам добавляет изображение на сайт и пишет необходимую информацию о работе. Затем работа размещается в галерее, посвящённой конкурсу. Все работы, размещённые на сайте доступны для просмотра любым пользователям. Жюри смотрят размещённые работы и голосуют. Работы, набравшие наибольшее количество голосов проходят в следующий тур.
На данном этапе мы считаем преждевременным делать выводы об изменениях сайта в ту или иную сторону. Для этого сначала необходимо собрать большее количество данных статистики и отзывов пользователей. Однако, несмотря на это, можно сделать вывод, что в существующем виде, сайт с виртуальной галереей детского рисунка даёт возможность популяризовать искусство детей и его изучение. Для более эффективной решения задачи популяризации необходимо распространять информацию о существовании сайта.
Литература
1. Фомина Н.Н. Коллекция детского рисунка института художественного образования и культурологии РАО – база исследования исторического опыта художественного образования и эстетического воспитания // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2016. – №1. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/89__96_fomina.pdf