СЕМЬЯ И ШКОЛА. ДИАЛОГ НА ЯЗЫКЕ ТЕАТРА

Комлева Вероника Викторовна

старший научный сотрудник ФГБНУ ИХОиК РАО, кандидат педагогических наук

Аннотация: 
В статье рассматриваются неформальные методы общения семьи и школы. Школьный театр для детей и взрослых – это способ решить многие социальные и педагогические задачи, наладить контакт дружеского творческого общения на равных. Это метод общения на языке искусства. Репетиционный период подготовки спектакля является способом тестирования уровня талантливости, одарённости и творческого роста ребёнка и взрослого.
Взаимодействие семьи и школы не должно быть формальным или сводиться к посещению родителями  в качестве зрителей  праздников, событий и  приуроченных дат. Театральная деятельность семьи и школы может быть очень результативна  в решении многих социальных и творческих задач. Такие задачи много лет успешно решают педагоги, дети и родители на театральных подмостках школьного театра МБОУ СОШ №154  г. Самары, используя для своих постановок Мольера, Пушкина, Чехова,  О. Генри. В период постановки спектакля и театрального действа все равны и дети, и взрослые. Именно этот период театральных занятий даёт возможность взрослым найти решение многих социальных задач, а детям услышать взрослых и педагогов, пойти на контакт. Так  происходит сближение разных сторон, а в запущенных ситуациях находится компромиссное решение конфликта.
Ярким примером могут стать  два театральных коллектива, которые существуют в одной школе города  Самары. Театр «Цветы запоздалые» был создан в марте 2007 года в Муниципальном образовательном учреждении № 139  в городе   Самара. Это театр взрослых, где занимаются педагоги МОУ № 139 и родители учащихся. Появился он на базе  детского  коллектива,  и это удивительно, событийное пространство и творчество детей   вдохновило родителей  и педагогов на создание собственного театра. С 1993 в этом образовательном  учреждении года  существует школьный театр «Наш дом», где занимаются дети, долгие годы  родители и педагоги  были  свидетелями рождения спектаклей, наблюдая за репетиционным процессом, а затем и сами стали участвовать  в капустниках и спектаклях. Так появился ещё один творческий коллектив. И это удивительно, два театральных коллектива сотрудничают и помогают друг другу как полноправные партнёры и не только  играть на сцене.
Театр – это особый мир доверия, взаимопонимания и воспитания. Проблемы с трудными подростками решаются просто: ребёнок становится участником школьного театра. Он может играть на сцене или участвовать в подготовке спектакля, осваивая попутно театральные профессии. Члены  его семьи могут принять участие в другом театральном коллективе вместе с директором школы и педагогами. В процессе работы создаётся особый климат и неформальная манера общения.   Дети,  педагоги и родители  находят  компромиссы, так решаются многие социальные и общеобразовательные задачи.
Репертуар двух театров разнообразен и обширен. С большим успехом прошли спектакли театра «Наш дом»:
«Я не видел войны» по повести Б. Васильева «Завтра была война».
«Звёздная страна» по повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
«Пари» А. П. Чехова.
«Дело господина де Мольера» М. А. Булгакова.
С не меньшим успехом прошли спектакли другого театрального коллектива «Цветы запоздалые»:
«Поди-ка найди счастье» А. П. Чехова.
«Петербургские квартиры» Ф. А. Кони. «Пой, ласточка, пой» Г. Горина.
«Маленькие романы для семейного чтения» А. П. Чехова.
Работа с таким репертуаром в театральных коллективах помогает успешно решать различные задачи с помощью театральной терапии и педагогики искусства. МОУ № 139 существует  в  особом поликультурном пространстве.  Это школа  современной культуры,  где используются различные творческие методы общения со школьниками  и их семьями. Дети, которым трудно общаться, находят особую форму поддержки, а их родители творчески и деятельно воспитывают своих детей и дипломатично решают вместе с педагогическим коллективом  возникающие  проблемы. В таких школах создаётся особая атмосфера школьного родства между семьёй и школой.
Директор МОУ № 139  И.В. Раткевич  принимает участие во многих спектаклях. С ней на одной сцене играют члены её семьи, педагоги и родители учащихся и члены их семей.
Этот опыт очень показателен и даёт ответы на многие вопросы воспитания и общения в современной семье и школе. Почему между семьёй и школой, между ребёнком и педагогом  становится возможным  договориться на языке искусства? Потому что  пребывание в событийном пространстве искусства, участие в театрализации  и  творческий поиск  на протяжении подготовительного периода театрального действа – это особый мир психологического контакта и взаимопонимания детей и взрослых.
В дальнейшем это должно стать основой общения детей и педагогов в культурной школе, а также взаимодействия семьи и школы.  Необходимо общение с семьёй на языке искусства. Это основа общения в культурной школе, в школе, где используют особые формы диалога и общения. В такой школе используют искусство для привлечения семьи к проблемам школы, к длительному, неформальному контакту. Таким способом общаются с трудными подростками.
Творческое участие в театрализации – это длительный и действенный способ общения родителей и детей. Театрализация максимально активизирует восприятие ребёнка  дошкольника и младшего школьника. Театрализация построена на принципах игровой ситуации:
1.       Система правил.
2.       Конечный результат: выигрыш или проигрыш.
3.       Наличие реальной или вымышленной атрибутики.
4.       Наличие ходов и возможностей их комбинирования.
5.       Наличие ролевых функций.
Игра – это модель жизнедеятельности и модель существования. Искусство – это способ познания через эстетическую составляющую.
Цель – это движение в рамках игры или в жизни. Правила движения по принципам:
1.       Игрового анализа.
2.       Образного воплощения.
3.       Образного представления круга предлагаемых обстоятельств.
Это рождает сопереживание, соединяет вымысел и реальность. В игре – это эстетизация реальности. Театрализация строится на образе. Сюжетная линия – это взаимодействие разных образов. В процессе народной или сценической театрализации необходимо идентификации образа с костюмом, предметом. Происходит опредмечивание или наглядная материализация, возникновение внешнего образа.
Происходит трансформация, которая расшифровывается как  транс – расширение, формация – изменение формы и изменение сознания, то есть  образное соединение вымышленного и реального. Дальнейшая работа по анализу сюжета, внутреннего конфликта, сценической борьбы заставляет активизировать позицию. У ребёнка - это отношение к игрушкам, которые являются носителями образов мира. У взрослого – участие в театрализациях, активизация желания творчества, поисковой деятельности, игрового диалога.
Детская театрализация – это система педагогических, образовательных, социальных, творческих игр, привязанных к общему сюжету или к единой теме. Целью совместного творчества является  художественное развитие, воспитание и эстетизация жизненного пространства, которая укладывается в взаимосвязанную цепь: найти-понять-воплотить-научиться-запомнить-уметь применять-творить. В процессе работы происходит формирование творческих способностей и диагностика одарённости ребёнка.
Лучше всего дети воспринимают деятельное общение с родителями. Ребёнку дошкольнику и школьнику начальной школы и даже подростку надо пошуметь, полноценно проявить различные виды активности. Чтобы организовать это необходимо совместное дело, поле для формирования навыков совместной работы и творчества. Театрализация или театральные занятия в школе детей и взрослых дадут не только знания, но и определят индивидуальные особенности ребёнка.
В настоящее время общение семьи и школы очень ограниченно и сведено к экономическому общению. Взрослые, семья, педагоги – это сторонние наблюдатели, которые воспитывают и тестируют детей и   друг друга. Школьный театр и театрализованные игры помогают сближению семьи и школы и способствуют продуктивному общению в процессе подготовки и реализации театральных проектов. Об этом свидетельствует опыт подготовки творческих проектов  в городах: Самара, Москва, Егорьевск, Шатура.
В ходе эксперимента  в театральных проектах участвовали дети, родители и педагоги.
После определения тематики, сюжетной линии внутри творческого коллектива, далее совместно семьёй и школой проводилось:
1.       Дополнительное исследование необходимых объектов: музеев, краевых и городских достопримечательностей.
2.       Анализ поисковой деятельности (фото и видео документов).
3.       Поэтапное наблюдение и фиксирование результатов.
4.       Деятельное проявление совместной увлеченности от начала и до конца исследуемой темы с прочувствованием своей причастности к творческому процессу.
Почему игра в театре увлекает? Общаться в маске легко, потому что есть защита. Театрализация, народное гуляние и шествие – провоцирование всех зрителей и участников на игру и творчество. В родовой педагогике очень часто использовались народные игры.
Народная театрализация - это праздник детей и взрослых. Родовой театр – школа для детей, проба самоутверждения в социуме. Ярмарочное гуляние – естественная среда обитания детей и взрослых, существование в условиях праздника, нахождение в приподнятом эмоциональном состоянии.
Во время театрализации возможно создание ситуации импровизации, живого соучастия внутри культурно-обрядового пространства села, города, края.
Приёмы родовой театрализации описаны у В.М. Всеволодовского-Гернгросса, В.С. Ковалёвой, Е.И. Степановой в сборниках, посвящённых играм народов СССР, народов России. В играх и народных гуляниях, простых на первый взгляд, происходил воспитательный и образовательный процесс, общение и социализация.
Проявление творческой самостоятельности в семье не всегда активно и со стороны родителей и со стороны ребёнка. Школьный театр и театральные занятия дают возможность развить творческие способности детей и взрослых, также может происходить развитие творческих способностей.
Развитие творческих способностей в семье - развить чувство юмора:
- привить умение шутить – первая способность к творчеству, научить понимать иронию и самоиронию.
- создание шутки – уже творчество, а может и первая ступень по созданию арт-объекта.
- юмор даёт детям свободу мышления, смеющийся ребёнок ничего не боится.
- смех – это  психологическое состояние, которое располагает ребёнка к творчеству; это первая ступень театрализации; пошутил с ребёнком – это значит весело  прочувствовал какую-то ситуацию; взял ребёнка за руки, что-то изобразил, перешёл на вторую ступень театрализации, к образному прочувствованию.
Тактильные ощущения важны для ребёнка: они дают душевное равновесие. Сближение с ребёнком, поглаживание кистей рук, пальцев  помогают ребёнку почувствовать  поддержку и уверенность в своей творческой значимости.
Ребёнок обладает иррациональным мышлением, которое  в силу возраста  теряется  взрослыми. Чтобы лучше узнать,  необходимо задавать ребёнку вопросы, учиться у ребёнка, просить его что-то объяснить. Здесь приходит на помощь игровая практика, которая описана А.Е. Кузнецовой. Дайте  возможность ребёнку почувствовать себя взрослым и знающим больше, чем взрослый. Родителям надо не бояться возрастных ограничений и учиться вместе с ребёнком. Школьный театр – это творческое поле, где всё можно, и творить, и учиться. «Никогда ничего не поздно» - это девиз многих. Например, Николай II и Александра Фёдоровна брали уроки рисования, а Мария Фёдоровна – уроки  игры на фортепиано, всю жизнь.
Необходимо составить ребёнку компанию в познании и получении художественных навыков. Занятия театром с детьми даёт возможность родителям и педагогам советоваться с ребёнком и наблюдать его в творческом развитии, исключая образовательную гонку. Создавая с ребёнком творческий театральный союз, взрослые, семья и школа выходят на особый контакт с ребёнком.
Занятия предметами искусства дают не только ребёнку, но и взрослым осознать свою индивидуальность и исключительность. Школа имеет возможность наблюдать семью с позиции творческой единицы и выходить на контакт и обсуждение на языке искусства. Это даёт ребёнку возможность сравнивать результаты своей семьи визуально (папка с рисунками, домашние выставки, аудио и видеозаписи, материалы семейного архива). В процессе занятий театром приходит осознание своих навыков и способностей на фоне коллектива школы и своей семьи. Умение сравнивать свои и чужие результаты, успехи и индивидуальное решение творческих задач.
Творчество – оригинальное проживание и прочувствование особого состояния.  Рождающиеся фантазии на основе созданного образа  возникают в совместном творчестве детей, семьи и педагогов. Так происходит проявление интереса у детей к действительности, а не к виртуальности, что в настоящее время особо важно. Развитие восприятия у ребёнка театрального действия и затем действительности взаимосвязаны,   поэтому важно      искать неожиданные формы в театрализации, потому что  это даёт импульс к развитию оригинальности. В процессе работы возникает связь между  творчеством, логикой   и  эмоцией. Это основные критерии,  показывающие оригинальность.
Часть фрагмента – что это? Это  всего лишь пазл.  Взрослые и дети на сцене выполняют  задание на  сбор образных пазлов. Собрать из действующих лиц сюжетное изображение, значит осуществить образный  эмоциональный поиск картины. Композиционный поиск – это период тесного общения на равных детей и взрослых. Мир вокруг живой и многообразный, поэтому  мы иллюстрируем наблюдения. В процессе подготовки  театрального действа, в ходе репетиций  используется метод  зеркального отражения сюжетов из жизни:
1.       Метод параллели. Начало и знакомство.
Изображение или образное иллюстрирование сюжетных картин или произведений живописи различных жанров.
2.       Метод круга. Завершение и итог.
Образное иллюстрирование с развитием и завершением сюжетной линии.
3.       Метод спирали. Рефрен возврат.
Традиционное развитие сюжета, плавное прочтение театрализованной картинки.
4.       Метод зигзага. Возврат и изменение.
Нетрадиционное прочтение сюжета с изменением характеров, внешности главных героев или замена положительных героев на отрицательных и наоборот.
Все эти методы дают возможность педагогам, родителям и детям проработать и решить многие задачи социализации и воспитания, учат всех участников взаимопониманию и общению.
Взгляд «сверху» на динамику общего и творческого развития ребёнка, для педагога важно, но проходя совместно  ступени - восприятие - творчество - знание - опыт – у педагогов, родителей и детей появляется особое взаимопонимание и чуткость.
Ассоциативное восприятие через театрализацию побуждает дошкольника, школьника к продуктивному творчеству, которое  трансформируется у ребёнка в образное знание и закрепляется в долгосрочном опыте. Театральные технологии являются ведущими в педагогической деятельности с дошкольниками, так как являются наиболее выгодными с дидактических позиций, возвращают коммуникативное общение и являются здоровьесберегающими, но они очень важны и в школе.
Театральные технологии позволяют проводить занятия динамично, ребёнок находится в движении, задействованы все группы мышц. Игровая форма театрализации помогает включать в образовательный процесс все органы чувств, развивая ребёнка органично. Использование различных видов искусства и территориальное пространство культурно-исторических памятников помогает всесторонне творчески развивать ребёнка, знакомить с произведениями искусства, повышать его интеллект и патриотические чувства.
Поиск себя и поиск героя в истории и сюжете создают движение, вопросы, где история и сюжет становятся путешествием в культурно-историческое пространство.
Путешествие со школьным театром семьи в культурно-историческое пространство, индивидуальные маршруты в музей, посещение выставочного пространства, поиск тематических произведений искусства. Таким образом, создаётся совместный с семьёй и школой  художественный продукт - театрализованное представление. Театрализованное представление и его подготовка – это возможность творческого диалога между семьёй и школой. В процессе работы,  возникающая рефлексия даёт возможность семье коллективного участия в выставках, конкурсах. Для всех это осмысление нового   и опыт. Педагоги получают развёрнутую картину, где возможно проследить динамику развития   отношений детей и взрослых:
1)       Восприятие дошкольников старшего возраста и школьников начальной школы.
2)       Психологическое развитие современного дошкольника старшего возраста и школьника.
3)       Навыки, умение приобретаемые в творческом процессе, трансляция знаний внутри семьи. Коммуникативные занятия, сближение семьи и школы.
4)       Опыт диалога семьи и школы. Рефлексия на основе творчества. Дальнейшее общение детей и взрослых на языке искусства.
         Учитывая положительный опыт театрализации,  процесс обучения и развития дошкольников  и школьников  представляется возможным качественно   дополнить или изменить. В этом процессе могут быть использованы:
1.       Наглядная информация и творческий диалог.
2.       Трансляция образовательного материала в условиях игры.
3.       Сюжетное действие театрализации как способ найти решение социальных задач. Понимание отношений и событий через театральное действие.
4.       Условность событий, способ применения психодрамы, возможность конструирования условного события и коллективного обсуждения.
5.       Красочная подача образного материала, возможность заинтересовать детей и взрослых.
6.       Желание примерить маску главного героя, возможность в условиях театрального действа решить социальные задачи.
7.       Возможность собственного участия для всей семьи, сближение родителей и детей.
8.       Возможность общения семьи и школы на языке искусства, изменение  формального общения.
9.       Создание общего  художественного продукта  как возможность для семьи и школы длительного и действенного общения.
10.     Рефлексия и продолжение творческого процесса – это продолжение существования в образе, продолжение игры, а значит возможность длительного духовного контакта.
Таким образом,  театральные технологии дают возможность нового способа общения детей и взрослых. Совместно удерживают внимание семьи на проблемах и трудностях любого возраста. Действие и сюжетная линия театрализации во взаимодействии главных героев и предметов может рассматриваться как новый опыт  педагогического общения.
 Оценка событий и фактов, понимание вымысла, развитие логики и воображения, словесное общение, взаимосвязь с партнёром как новый способ общения детей и взрослых, уравнивающий права, способы обсуждения и пути решения проблем общения с детьми в семье и школе.
 
 
ЛИТЕРАТУРА
Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А. и др. Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий. – Волгоград, «Учитель», 2009.
Всеволодский-Генгросс В. Н. Игры народов СССР. – М.,1933 г. 563 с.
Григорьев Д.В., Степанов П.С. Внеурочная  деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
Доронова Т.А. Развитие детей в театрализованной деятельности. –  М., 2001.
Кузнецова М. Е. Азбука развития. «Развивающие игры для детей».  – М., 2008.
Сорокина Н.Ф. Театр — творчество — дети. – М., Аркти, 2002.