Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» № 073-00008-21-01 на 2021 год
Введение
Значимым ресурсом системы культурного развития современных детей является единство художественного образования и эстетического воспитания как в школе, так и за ее пределами. С 1 сентября 2020 года вступили в силу поправки в «Закон об образовании в Российской Федерации», внесенные Президентом нашей страны. Закон определяет воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения учащихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [3]. Сегодня основой развития нашей страны становится воспитание подрастающего поколения, способного к творчеству и постоянному самосовершенствованию, любящего свою Родину, уважительно относящегося к традициям и внедряющего в жизнь инновации. То, что культурные ценности названы первыми, подчеркивает важность как стратегического направления реализации программы воспитания подрастающего поколения.
Сегодня актуализируется создание целостной воспитывающей культурной среды образовательной организации, включающей все уровни образования, разнообразные формы воспитания и развития детей и молодежи: на школьном уроке, на занятиях дополнительным образованием, во внеурочное время, во время посещения музеев, театров, библиотек и др.
Постановка проблемы
Перед школами стоит задача разработки программы воспитания. Педагогическая общественность склоняется к необходимости создания целостной воспитывающей культурной среды образовательной организации. К сожалению, в настоящий момент каждая школа решает эту проблему самостоятельно. В результате получаются разнообразные, что хорошо, но не системные модели воспитывающей среды.
В 2021 г. сотрудники ФГБНУ «ИХОиК РАО» в рамках проекта «Реализация модели создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях» (Министерство просвещения Российской Федерации) провели SWOT-анализ текущего состояния воспитывающей культурной среды в образовательных организациях. В результате были выявлены сильные стороны этого процесса:
- социальная и воспитательная значимость создания воспитывающей культурной среды в школе на государственном уровне;
- несомненный интерес общественности и семьи к проблеме воспитания подрастающего поколения.
Актуальность создания целостной воспитывающей культурной среды школы подтверждается существующими угрозами, которые были озвучены педагогическими работниками:
- экспоненциальный рост проблемы, то есть, чем медленнее мы разрабатываем целостную воспитывающую среду, тем сложнее создать эффективную модель;
- экспансия инородных культурных форм, которым трудно противостоять привычными средствами традиционной и академической культуры;
- недостаточное внимание к освоению обучающимися региональной культуры в некоторых субъектах РФ;
- недостаточность методик онлайн форм воспитательной работы, что особенно стало заметно в период пандемии.
Системная целостная и вариативная воспитывающая культурная среда школы обладает потенциальными возможностями, такими как:
- решение задач воспитания гражданина основе российских традиций;
- противостояние культурной экспансии;
- воспитание любви к малой Родине и желания улучшать жизнь в регионе своего проживания;
- решение проблемы отъезда молодых кадров из страны.
Проведенный SWOT-анализ определит и слабые стороны, которые заключаются в следующих аспектах:
- необходимость повышения квалификации педагогических работников не только по совершенствованию воспитательной работы, а и по созданию целостной воспитывающей культурной среды школы;
- отсутствие универсальной вариативной модели воспитывающей культурной среды образовательной организации, которая могла бы стать основой для оригинальных моделей каждой школы.
Методы исследования: 1) теоретические методы: SWOT-анализ, синтез, систематизация, обобщение полученных данных и педагогическое моделирование; 2) эмпирические методы: стандартизированный онлайн опрос, беседа; диагностирование; педагогическое наблюдение.
База исследования
SWOT-анализ проведен в образовательных организациях Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Коми, Ленинградской и Нижегородской областей.
Модель создания воспитывающей культурной среды на основе сетевого взаимодействия рассмотрена на примере Республики Коми.
Обсуждение
В нашем исследовании уточнен ряд понятий, являющихся базовыми для современной педагогической науки и образовательной практики.
Сетевое взаимодействие в образовании – система координации участниками взаимодействия предоставляемых услуг и ресурсов в интересах качественного обучения и воспитания детей и молодежи.
Воспитывающая культурная среда образовательной организации – система воспитания, основанная на общероссийской и региональной культурах и направленная на становление всесторонне развитого человека.
Особое значение в контексте создания воспитывающей культурной среды школы приобретает взаимодействие с региональными учреждениями культуры. Как показало исследование, наиболее эффективные модели воспитывающей культурной среды образовательной организации строятся на интеграции обучения, воспитания в школе и во взаимодействии с региональным культурным пространством. Синтез школьного образования и просветительских программ музеев, театров, библиотек и пр. расширяет возможности проектирования вариативной воспитательной программы, способствует достижению высоких воспитательных результатов, а также личностных и метапредметных результатов обучения. Таким образом, можно заключить, что наиболее востребованной моделью воспитывающей культурной среды школы является интеграция образовательной и воспитательной среды школ и среды сетевого взаимодействия между образовательными организациями и социокультурными ресурсами региона. В данном контексте можно говорить о сетевой поддержке системы воспитания [6].
Сетевое взаимодействие является мобильным и вариативным механизмом воспитательной работы. Исследователи выделяют несколько форм сетевого взаимодействия:
«Горизонтальная» форма предусматривает взаимодействие образовательных организаций одного типа и ведомственной принадлежности.
«Вертикальная» форма предполагает взаимодействие образовательных организаций различных типов и иных организаций одной ведомственной принадлежности.
«Смешанная» форма основана на взаимодействии образовательных и иных организаций различных типов и ведомственной принадлежности, в том числе предприятий реального сектора экономики, общественных организаций и т.д., обладающих потенциалом для реализации дополнительных общеобразовательных программ [5, с. 9].
Для эффективного сетевого взаимодействия образовательной организации с другими учреждениями региона, необходимо учитывать все виды взаимодействия:
1) информационное, то есть обмен необходимыми для осуществления взаимодействия сведениями и создание единого информационного портала;
2) административное, включающее делегирование полномочий от одной организации другим сетевым партнеров;
3) социальное, представляющее собой деятельность социально-экономических систем по обеспечению долгосрочного сотрудничества посредством партнерства, основанного на достижении поставленных целей в области социокультурного развития и соблюдении интересов всех участвующих во взаимодействии сторон;
4) организационное, являющееся системой официальных и неофициальных связей между партнерами, с помощью установления, поддержания, изменения или прекращения которых достигается наилучшее управление организацией;
5) обеспечивающее, то есть создание системы направлений взаимодействия участников с целью обеспечения необходимых ресурсов для поддержания эффективности деятельности;
6) развивающее, основанное на организации комплексного взаимодействия, направленного на дальнейшее развитие всех сторон, заинтересованных в партнерских отношениях [1].
Сегодня сетевое взаимодействие можно назвать одним из ведущих механизмов инновационного образования, так как оно способствует созданию воспитательной культурной среды образовательной организации во взаимодействии с социокультурным пространством региона и включает следующие компоненты [4; 2, с. 49]:
- продвижение и масштабирование проектов инновационной деятельности в другие регионы;
- умножение ресурсов образовательной организации за счет привлечения широкого спектра учреждений (учреждений культуры, некоммерческих организаций, образовательных организаций различного типа;
- координация и углубление содержания инновационных проектов за счет создания единой базы инноваций сетевых организаций;
- экспертиза инновационных разработок с привлечением экспертов из организаций, входящих в сеть;
- расширение перечня образовательных программ в сетевой форме.
Несомненно, что область художественного образования и эстетического воспитания требует особого подхода, так как сетевое взаимодействие в этой области решает не только учебные задачи, а также просветительские и воспитательные. Партнерство в социокультурной сфере способствует созданию воспитывающей культурной среды региона и каждой образовательной организации. Для достижения этой цели необходима система методической поддержки педагогов и школьников, включающая как обязательные структурные компоненты.
Результаты
Рассмотрим создание воспитывающей культурной среды школ на базе сетевого взаимодействия на примере Республики Коми. В регионе стержневым компонентом сетевого взаимодействия стало совершенствование профессионального мастерства учителей, так как эффективную воспитательную и образовательную работу может совершать только специалист высокого уровня.
По этой причине главным компонентом сетевого взаимодействия в регионе является региональное методическое объединение учителей предметной области «Искусство», представители которого и объединяют мероприятия школ и учреждений культуры (музеев, театров, библиотек и пр.). Важным компонентом сегодня становится Межведомственный культурно-образовательный проект «Культура для школьников». Мероприятия, разработанные и проведенные в сетевом взаимодействии школ и учреждений культуры региона, способствуют самоопределению учащихся на основе культурных, духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (рисунок 1).
Рис. 1. Схема сетевого взаимодействия образовательных организаций и учреждений культуры.
Рассмотрим организацию сетевого партнерства, направленного на создание воспитывающей культурной среды региона, в Республике Коми. Сетевое сообщество учителей на портале «Открытое образование Республики Коми» может служить примером эффективного социокультурного партнерства широкого круга учреждений:
- сообщество Республиканского методического объединения учителей предметной области «Искусство»;
- учреждения культуры региона (например, Государственный ордена Дружбы народов академический театр драмы им. В. Савина, Национальный музей Республики Коми и др.);
- Межведомственный культурно-образовательный проект «Культура для школьников», реализуемый в пилотном режиме;
- Конкурс-фестиваль творческих достижений работников образования «Педагогический вернисаж: Пути творчества»;
- виртуальная площадка Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы и актуальные проблемы художественного образования как форма взаимодействия и повышения квалификации средствами оффлайн взаимодействия и коммуникации» [7].
Отдельно хочется отметить Конкурс-фестиваль творческих достижений работников образования «Педагогический вернисаж: Пути творчества», который одновременно является трансляцией профессиональными образовательными организациями и учреждениями культуры достижений педагогических работников в области художественного исполнительства и презентацией художественного творчества педагогических работников всех уровней образования Республики Коми. Таким образом создается так необходимое современной школе взаимодействие учебно-воспитательного процесса с настоящим искусством. Обучающиеся, услышав на концерте как поет учитель или увидев его картину на выставке, начинают больше уважать педагога и прислушиваться к его советам.
Применение разнообразных форм сетевого взаимодействия в построении воспитывающей культурной среды школы позволяет популяризировать российское и региональное искусства, обращая внимание на уникальность природы Российского Севера, формирование позитивного отношения к жителям Республики Коми, их региональным праздникам, распространение национальных традиций народов севера России.
Выводы
В результате исследования выявлен важный аспект сетевого взаимодействия: для создания эффективной воспитывающей культурной среды необходимы программы сетевого взаимодействия, в первую очередь, направленные на совершенствование профессионализма учителей.
Выявлен алгоритм подготовки и реализации моделей сетевого взаимодействия:
- определение актуальных воспитательных и образовательных программ, планируемых к реализации через сетевое взаимодействие;
- проведение анализа материального, методического, культурного ресурсного обеспечения для реализации поставленных проектных задач, составление карты ресурсов;
- определение рисков и дефицитов взаимодействия, разработка дорожной карты проекта взаимодействия с учетом рисков и дефицитов;
- проведение педагогического аудита в виде исследования или мониторинга имеющихся в регионе организаций и ресурсов по интересующему направлению взаимодействия;
- подготовка плана по реализации х программ и проектов в сетевом взаимодействии;
- осуществление подбора сетевых партнеров для сотрудничества и корректировка совместных планов с учетом реализации выбранной модели;
- оформление правовых и финансовых отношений.
Только в сетевом взаимодействии происходит формирование единого республиканского методического пространства педагогических работников, работающих в области художественного образования Республики Коми; создание условий для профессиональной самореализации педагогов в области методик художественного образования, художественного исполнительства, творчества и совершенствование методической компетентности в художественном образовании; повышение уровня профессиональной компетентности работников образования в области художественного и исполнительского мастерства; содействие развитию творческого потенциала работников образования Республики Коми; установление и расширение деловых, педагогических и творческих контактов. Творческий, успешный учитель повышает эффективность образовательной и воспитательной деятельности в области искусства и художественного творчества детей и молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
- Аветисян, Г.В. Соотношение управления и взаимодействия / Г.В. Аветисян // Вестник университета. - 2017. - № 5. - С. 5-9.
- Акмеологические аспекты сетевого взаимодействия в системе профессионально-педагогического образования: монография / под. ред. О.Б. Акимовой. - Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2017. - 157 с.
- Закон об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения 25.10.2021)
- Кондакова, Е.А. Сетевые формы взаимодействия образовательных услуг [Электронный ресурс] / Е.А. Кондакова // Студенческий: научный журнал. - 2018. - № 12 (32). // URL: https://sibac.info/journal/student/32/112865 (дата обращения 27.10.2021)
- Подходы к организации сетевого взаимодействия в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ / сост. С.В. Бесперстова, М.Ю. Лимонова. – Тамбов: ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Региональный модельный центр дополнительного образования детей, 2019..
- Судьина, С.Б. Разработка модели сетевой поддержки нравственного воспитания в начальной школе / С.Б. Судьина // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 123-126.
- Торлопова, Н.Г. Формы организации сетевого взаимодействия / Н.Г. Торлопова // Народные художественные промыслы - основа формирования брендов и узнаваемости Республики Коми. История. Современное состояние. – Сыктывкар: ООО «Коми Республиканская типография», 2020. - С. 14-20.