ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ У СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

БРЯНЦЕВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА

Директор ГБОУ СОШ № 2099 ДО г. Москвы

Аннотация: 
В статье рассмотрены вопросы формирования ценностного и эстетического отношения к миру у современных подростков посредством школьного музея, а также на уроках литературы и во время занятий в литературно-художественных студиях. Сегодня, в ситуации всё возрастающего внешнеполитического напряжения вокруг нашей страны, по мнению автора, необходимо больше внимания уделять вопросам эстетического и нравственного развития подростков. К сожалению, воспитательный потенциал искусства слова недостаточно использован в современных условиях, а подчас даже откровенно игнорируется. Изменить отношение к этому – одна из актуальных задач филологической и методической науки.

Начало XXI столетия ознаменовалось целой серией конфликтов, прямо или
косвенно затрагивающих нашу страну. «Украинский кризис» же стал ещё и, вне
зависимости от наших желаний и убеждений, частью общероссийской политики и
социально-экономической сферы. Сложившаяся ситуация – это не только возможность
для политологов, социологов и культурологов задуматься о правоте или ошибочности
взглядов С. Хантингтона [4], но и отличный повод для педагогов серьёзно задуматься о
воспитании ценностей у молодёжи. Ведь не секрет, что основной движущей силой
социального протеста на Украине была молодёжь, очень многие представители которой в
дальнейшем перешли на резко националистические и даже ультрарадикальные позиции.
Украинский «урок» не должен быть проигнорирован, и российскому педагогическому
сообществу следует вспомнить об отечественных традициях воспитания [1, 2],
внимательно проанализировав и зарубежный опыт.
Традиционно основную воспитательную «нагрузку» в общеобразовательной школе
несли уроки истории, обществознания и литературы. Эта особенность прослеживается на
протяжении всего советского времени. Впрочем, аналогичной ситуация была и в
дореволюционной школе, где в истории видели, как и во времена Плутарха отличный
материал для воспитания, а в художественных произведениях – отражение той или иной
идеи, с той лишь поправкой, что не было обществознания и большой объём часов
отводился на Закон Божий.
Разумеется, современность диктует свои требования к организации
воспитательного процесса. Ведь мы живем в совершенно уникальное время, сравнимое в
своей стремительности изменить привычный мир разве что с эпохой Возрождения или
началом технического прогресса на рубеже XX-го столетия. Как никогда часто человек
оказывается в ситуации выбора жизненных ценностей, личностных приоритетов. Высокие
темпы технического развития, появление новых глобальных технологий, экономические
сложности делают этот выбор очень непростым. Угроза физической и экономической
безопасности человечества негативно влияет на формирование личности, порождает
эгоизм, агрессию или пассивность. Поэтому так важно организовать неформальное
взаимодействие детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения.
С учётом ограниченного количества часов, отводимых на литературу и историю,
очень важно найти такую «площадку» для обсуждения ценностно значимых вопросов,
которая позволила бы проводить и обсуждения художественных произведений о войне, о
подвиге, и реализовывать социальный проекты, ведь воспитание осуществляется через
действие, через пример, и способствовали бы сплочению педагогов, учащихся и их
родителей. Этим местом может стать школьный музей боевой славы, в котором
соединяются и эстетика (оформление пространства музея), и воспитание [3]. Занятия,
организуемые в музее, могут стать настоящими художественными событиями. И как
показывает практика, подобные уроки-художественные события формируют гражданское
сознание учащихся намного больше, чем беседы на отвлечённые морально-нравственные
темы.
Воспитание – уникальный живой процесс, где каждый из участников является
одновременно и субъектом и объектом воздействия. То же можно сказать и о детско-
взрослой общности: для ее возникновения необходима питательная среда, желание
инициаторов ее создания, а потом и всех членов жить, исследовать и созидать в процессе
общения. И, в первую очередь, общее дело, возникающее из идеи, в воплощении которой
все заинтересованы. Именно так в ГБОУ СОШ № 2099 г. Москвы возникла детско-
взрослая общность «Актив школьного музея». Первичным условием возникновения
общности стала потребность в общении, а интегрирующим признаком – единство
интересов детей и взрослых.
Совместное общение и деятельность возникли не только в результате совместной
исследовательской работы, но и через пребывание людей в одной эмоциональной
ситуации, через переживание ими одного состояния (радости или отрицательных эмоций).
Членами Актива стали группа педагогов, учащихся, родителей, не просто объединенных
общими интересами и получающих позитивный результат от общения, но и лично
имеющих отношение к процессу и результату деятельности. Уникальность данной
общности в том, что она не только посредством рефлексии способствует развитию
личности и коллектива, но и играет важнейшую роль в процессе самоидентификации и
успешной социализации каждого из ее членов. Научная основа развития данной общности
была заложена в рамках участия нашей школы в работе ГЭП «Роль детских общественных
объединений в модернизации образования» под руководством профессора Л. В. Алиевой.
Базой для создания общности стал Музей боевой славы.
В 70-е гг. XX в. в школе существовал Музей Краснознаменного Северного флота.
Войковский район – район морской, боевой и трудовой славы. Недаром несколько домов
здесь люди называют «морскими». После войны здесь жили офицеры-моряки, участники
Великой Отечественной войны. Учащиеся вели большую поисковую работу, дружили с
ветеранами-североморцами, выезжали на места боев. Однако в конце 80-х годов музей
был закрыт, экспозиция утрачена. В 2009 году по инициативе директора школы
В. М. Кузнецовой, педагогов, родителей учащихся – бывших выпускников школы, и
сегодняшних членов Ученического актива начался процесс восстановления музея.
Концепция музея разрабатывалась под девизом «Чужих ветеранов не бывает». Все
люди, которые создавали музей, учили, учатся или учились в школе. Родители наших
ребят — бывший актив школьного музея, многие педагоги — наши выпускники. И воины-
защитники Родины — наши дедушки и бабушки, близкие, родные, соседи. Большой
проект «Книга Памяти», в течение нескольких лет реализуемый коллективом под
руководством Д.П.Голенищева, получил четыре направления развития: «Наши Герои» (о
Героях Советского Союза, наших земляках), «Наши наставники» (о ветеранах, которые в
школе никогда не были просто гостями - они активные участники школьной жизни),
«Наши соседи» (о ветеранах, живущих рядом с нами) и самый дорогой раздел «Наши
родные».
В результате школьный коллектив увеличился более чем на 100 человек: теперь
навеки с нами те, чьи судьбы стали образцом служения Родине. С портретов в галерее
Музея глядят на нас фронтовики, и все школьные торжественные мероприятия будто
проходят вместе с теми, кто, уходя с Войковской защищать Родину, никогда не вернется
назад, не увидит своих внуков-отличников, школьных педагогов. Звучат на классных
часах слова писем о дружбе прославленного 10 «А», выпускников 1941 года, - ребят
одной из московских школ, которые всем классом сразу же после выпускного вечера
пошли в военкомат для отправки на фронт. Дочь комсорга 10 «А» класса, заслуженный
учитель О.Д.Полуянова, рассказывает своим ученикам о фронтовиках-одноклассниках,
сохранивших свою школьную дружбу в течение 70 лет.
Френсис Бэкон сказал, что любовь к Родине начинается с семьи. Это совершенно
справедливо: теперь каждый человек, причастный к большому общему делу имеет
законный повод гордиться историей своей семьи. По-новому оценивает своих родителей,
близких - как источник новых знаний, как хранителей истории, как людей, способных
помочь ему достичь уважения и пробудить интерес к собственной личности. И, в свою
очередь, стремится быть достойным продолжателем семейных традиций, осознает, что его
гражданский и человеческий долг создавать, прославлять, а если надо, и защищать свою
Россию. Любовь к Родине начинается не только с семьи, но и с того уголка, где ты учился,
родился, жил. Преображая мир вокруг себя, мы стремимся быть ответственными за все,
что сберегли наши деды для наших внуков. И здесь работа Актива получает еще одно
направление деятельности «Моя малая Родина»: от шефства за памятниками до
благоустройства района. Рамки общности расширяются за счет социального партнерства.
Мы взаимодействуем с Управой и Муниципалитетом, с Международной общественной
организацией бывших военнослужащих «Марс-Меркурий», наукой и прессой. Члены
коллектива не только ведут деятельность на благо района, но и сами становятся
успешными, узнаваемыми, уважаемыми на «своей земле» людьми.
Актив возник на базе воссозданного школьного музея. Любой коллектив имеет
двоякую структуру: с одной стороны, выступает как организация, как система
формальных отношений, с другой стороны, проявляется как общность, система
эмоционально-психологических отношений. Неофициальная структура детского
коллектива складывается в рамках структуры официальной. Совместная деятельность,
сближение детей и взрослых, пробуждает чувство симпатии, усиливает потребность в
общении. Основным условием развития общности видится открытое межпозиционное
взаимодействие детей и взрослых, с групповой и индивидуальной рефлексией участников.
Принципиально меняется позиция педагога-воспитателя, который, являясь равноправным
субъектом, не может жестко задавать нормы жизни в общности, регулировать ее
функционирование. Особенность позиции педагога в том, что он должен идти путем
вовлечения самих детей в процесс создания и развития воспитательного пространства,
потому что полноценность развития школьника в воспитательном пространстве есть
следствие его субъектной позиции в нем. Необходимость кардинального изменения
позиции педагога диктуется не только особенностями развития детско-взрослой
общности, сегодняшними реалиями или требованиями современной науки о воспитании.
Современный педагог - это, прежде всего, человек творческого поиска способный к
инновационной научной и творческой деятельности в содружестве с
единомышленниками-взрослыми и детьми; он должен быть активно включен в
жизнедеятельность общности, чтобы по-настоящему изучать процессы, в ней
протекающие, воздействовать изнутри на дела и события общности, ее участников.
Педагогическое управление детско-взрослой общностью выступает как активное открытое
взаимодействие взрослых и детей, как педагогическое содействие инициативам и
осознанной активности детей в общности.
Сопоставляя свою позицию и деятельность в общности, школьник, член Актива
музея, постепенно определяет наиболее значимые и верные для себя приоритеты, все
более осознает свои индивидуальные интересы и склонности, определяет свою систему
Ценностей и индивидуальных смыслов. Значимыми для него становятся нравственные,
гражданские и патриотические ценности. Он обретает не только интерес к изучению
истории страны, города, семьи, но и собственное Я. Если человек лично заинтересован в
позитивных результатах своей деятельности, если деятельность эта поднимает его на
более высокую ступень в социуме, если он ответственен за всех, кто рядом и знает, что
найдет поддержку в среде единомышленников, он обретает уверенность в завтрашнем
дне. Он обретает корни. И у собственного Я появляется место в истории. Великий русский
гуманист Н.Г.Чернышевский писал: «Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство — силой его
патриотизма». Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей,
присущих всем сферам жизни общества и государства, - является важнейшим духовным
достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее
активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
Развитие воспитания в системе образования предполагает обновление содержания
воспитания. И опыт формирования и развития детско-взрослой общности на базе
школьного музея может быль использован как современный инструмент воспитания, так
как:
. способствует укреплению семейных связей, повышению уважения детей к
семье и родителям, старшим поколениям;
. направлен на формирование индивидуальной траектории развития личности
ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей
. способствует созданию условий для выявления и поддержки одаренных
детей, так как участие в межпредметных и метапредметных олимпиадах «Не прервется
связь поколений», «70-летие Курской и Сталинградской битвы», Городском конкурсе
молодежных проектов по декоративно-прикладному и техническому творчеству «Салют
Победы», Городском конкурсе научно-исследовательских мультимедийных проектов
«История моей семьи в истории России», посвященного 70-летию Победы в Великой
Отечественной войне, принесло нашим активистам призовые места, и в том числе звание
абсолютного победителя олимпиады «Не прервется связь поколений». Создание ситуации
успеха, реализованность наших активистов, признание и авторитет в школьной среде,
городские грамоты, которые имеют немалое значение при поступлении в ВУЗ,
мотивируют к новым стартам, дают уверенность в себе и в своей команде;
. способствует развитию у подрастающего поколения интереса к чтению и к
познанию вообще, созданию условий для повышения у детей уровня владения русским
языком и иными коммуникативными компетенциями, так как достижение
вышеперечисленных побед немыслимо без чтения, обобщения, систематизации и
осмысления существующего научного и культурного опыта, к тому же в условиях детско-
взрослой общности возникает особая коммуникативная среда единомышленников,
требующая от каждого постоянного самосовершенствования;
. способствует расширению воспитательных возможностей информационных
ресурсов посредством создания условий для позитивного развития детей в
информационной среде, популяризации традиционных российских культурных,
нравственных и семейных ценностей в информационном пространстве, так как
редколлегия Актива Музея не только издает школьную газету, постоянно работает со
школьным сайтом, ведет летопись школьных событий, создает собственные проекты, за
которые получает призы и грамоты, но и активно популяризирует свою деятельность
посредством общения с Интернет-сообществом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1975, 272 с.
2. Ушинский К. Д. О воспитании /Сост. Н. М. Матвеева. – М., «Школьная пресса», 2003. – 192 с.
3. Фомина Н. Н. Концепция художественно-педагогического музея. – М.: ЦХК и О, 1992. – 20 с.
4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ, 2014. – 571 с.