СИСТЕМА ФОРМ И МЕТОДОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Лаврентьева Ирина Алексеевна

заместитель заведующей по воспитательной и методической работе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 25 «Матрёшка» г.о. Коломна, Московской обл.

Аннотация: 
В поисках ответа на вопрос о системообразующих факторах художественного воспитания детей дошкольного возраста автор обращается к опыту народной педагогики: описывает основные подходы, выявляет формы и методы, изучает результаты исследований современных ученых. Содержание статьи выстроено на стыке этнопедагогики, антропологии, детской психологии и педагогики искусства. Сопоставление форм и методов народной педагогики с Федеральным государственным образовательным стандартом позволило автору разработать педагогическую модель приобщения детей к народной культуре в современном образовательном пространстве. Модель представлена в форме таблицы и авторской программы, апробирована. Сделаны значимые выводы о взаимосвязи традиций и новаций, теории и практики, дидактики и педагогики искусства.
Пути сохранения культурного наследия и его воплощения в современном воспитательном идеале намечены в ряде государственных документов: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», Концепции развития образования в РФ на 2016-2020 годы. Так, «Концепция духовно-нравственного воспитания граждан РФ» ориентирует на достижение воспитательного идеала через формирование у подрастающего поколения русской этнокультурной и этнохудожественной компетентности. В Концепции обоснованы цель, задачи, структура, содержание и формы этнокультурного образования. Особое место в его содержании занимает народная художественная культура, обладающая высоким воспитательным потенциалом и широкими возможностями построения культуротворческого диалога на основе народной педагогики.
Народная педагогика – исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках.
Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути, средства, условия его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование национального самосознания у подрастающего поколения, развитие у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре (Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров [9]).
Исследования традиций, содержания, форм и методов народной педагогики (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, А.С. Сухомлинский и д.р.) показали взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимовлияние общественного образования и народной педагогики.
Народная педагогика в едином ансамбле с устным народным творчеством, народным декоративно-прикладным искусством, праздничной культурой составляет целостную воспитательную концепцию, которая нашла своё отражение в современных педагогических подходах и технологиях воспитания. Основополагающие идеи построения традиционных и иннновационных систем образовательной теории и практики представлены в содержании научных концепций, моделей осуществления научной, проектной и практической образовательной деятельности, среди которых: культуросообразная модель образовательной деятельности (И.Е. Видт, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр [12], П.Г. Щедровицкий и др.); культурологический тип образовательных парадигм (Е.В. Бондаревская, Ю.Г. Волков, Л.А. Волович, В.В. Краевский, Н.Б. Крылова, И.Я. Лернер и др.), личностно-ориентированные культурологические концепции (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др);  модель поликультурного образования (О.В. Гукаленко, В.В. Макаев, З.А. Малькова, В.Н. Руденко, Ю.В. Сенько, Л.Л. Супрунова, и др.); диалогическая модель культурологического образования (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Л. Барановская, П. Брук, С.Н. Батракова, В.С. Нургалеев, и др.). Осмыслением роли народного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании на протяжении  XX в. занимались ведущие специалисты в области народного искусства и педагогики: Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, Ю.Г. Круглов, В.Е. Гусев, Г.С. Виноградов, О.И. Капица, Е.В. Гиппиус, А.В. Бакушинский, А.А. Мелик–Пашаев,  Т.Я. Шпикалова и др. Вопросы использования форм и методов народной педагогики в области дошкольного образования на основе приобщения к народному искусству раскрыты в трудах  Е.А. Флериной (1950), Н.П. Сакулиной (1960), Т.С. Комаровой (1970-н/вр), P.M. Чумичевой (1980-н/вр.), И.А. Лыковой (1990-н/вр.), О.А. Соломенниковой (2000-н/вр.).
Тем не менее, народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе воспитания. Несмотря на возросший интерес педагогов к народной культуре, анализ анкетирования воспитателей более 200 детских садов Московской области показал недостаточную глубину понимания значения народной культуры и народного декоративно-прикладного искусства для развития детей дошкольного возраста. Наблюдения за профессиональной деятельностью 500 воспитателей позволили выявить поверхностный характер использования педагогического потенциала народной художественной культуры. В интерьерах и экстерьерах современных детских садах отмечается приверженность западным моделям дизайна образовательной среды в ущерб этнокультурному, что, с одной стороны, обогащает дошкольное образование, но, с другой, ущемляет право детей на приобщение к «родным корням». Очевидно, что благодаря многообразию культурных художественных традиций, развивающая предметная среда детского сада может приобретать неповторимый колорит, в которой у ребенка развиваются способности творчески её осваивать и, главное, перестраивать новые способы деятельности в любой исторически очерченных сфер человеческой культуры.
В образовательном процессе художественно-эстетического развития недостаточно используется разнообразие художественных материалов для продуктивной творческой деятельности детей по декоративно-прикладному искусству, отмечается недостаток в учебно-методическом и музейно-экспозиционном материале (и, даже, полное его отсутствие), бессистемность использования фольклорных традиций, носящая конгломератный и, часто,  развлекательный характер. Анализ результатов анкетирования 240 воспитателей в 17 регионах России показал, что 87% педагогов признают значение народной культуры для художественного воспитания детей, но при этом обнаруживают недостаточные этнокультурные компетенции (содержательная, методологическая, целеполагания, проектирования традиционных и современных форм и методов художественного воспитания). Отсутствие материально-технического обеспечения затрудняет решение задачи передачи подрастающему поколению культурных ценностей, в том числе и региональных.
Создание целостной системы художественного воспитания  средствами народной педагогики требует новых подходов в контексте современной парадигмы образования – модернизации всех ступеней общественного образования на основе гуманизации и гуманитаризации педагогического процесса. Предотвращение культурной депривации состоит в создании системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса и требует взаимодействия структур разного уровня: федерального, регионального, муниципального и дошкольной образовательной организации.
Методы и формы организации педагогического взаимодействия и их классификация в разных моделях образовательного процесса описаны Б.Т. Лихачёвым, В.И. Слободчиковым, М.И. Махмудовым, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, А.М. Новиковым и др., методы художественного воспитания разрабатывались А.Б. Бакушинским [1,  206], Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Д.Б. Кабалевским, Н.А. Ветлугиной и др.  Современные исследователи условий взаимодействия дошкольной педагогики, народной культуры и этнопедагогики в воспитании детей дошкольного возраста (Г.Н. Волков, Л.В. Коломийченко, Т.С. Комарова, Н.А. Платохина, Р.М. Чумичёва и др.) рассматривают различные подходы, и все они указывают на необходимость привлечения творческого потенциала самого ребенка.
Универсальность приобретенного опыта творческой деятельности находит применение в продуктивной (эстетической и художественно-творческой) деятельности ребёнка:
 – продуктивная деятельность предполагает специфическую детскую активность, в которой ребенок обретает «господство» над материалами, овладевает художественными инструментами, создает оригинальный субъективно новый продукт, реализует и познает свое «Я», и тем самым выражает эмоционально-ценностное отношение к миру и самому себе (И.А. Лыкова [3]);
 – в эстетической деятельности действительность отражается и оценивается через художественный образ, который концентрирует определённую взаимосвязь содержания мира и изобразительно-выразительный способ его передачи (Р.М. Чумичева, 1992).
Средства народной педагогики (природа, религия, русский язык, литература,  пословицы и поговорки, загадки, сказки, былины, мифы, народные песни, игры, традиции, обряды, трудовое воспитание) содержательно наполняют интегративный процесс  воспитания яркими художественными образами.
В современном образовании ориентация на ценностное отношение к ребенку как субъекту своего развития предписывает педагогу максимально содействовать формированию у воспитанника осмысления социально-культурных ценностей (человек, природа, общество, труд, познание) и  ценностных основ жизни – добра, истины, красоты. Признание новых целей системы образования должно повлечь за собой изменения в системе «педагог – воспитанник», направленные на взаимодействие участников образовательного процесса, создание ситуаций партнёрства, сотрудничества, а также обеспечение выбора каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать как со сверстниками, так и самостоятельно (И.А. Лыкова [7]). Принципы народной педагогики  могут стать основой для преобразования структурных компонентов педагогического процесса художественного воспитания: методов и приемов педагогической деятельности, средств обучения, воспитания, развития и организационных форм.
Традиционные методы народной педагогики, имеющие гуманистическую и лично-ориентированную направленность, широко используются в  художественном воспитании детей: понимание, наставление, личный пример, разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, показ упражнения, намёк, укор, осуждение и т. д.
Заинтересовать ребенка предстоящей деятельностью можно через «восприятие красоты», удивление, игру, сказку, загадку, проблему, приглашение к сотрудничеству. Привлечь внимание к продуктивной деятельности не сложно через знакомство с новым материалом, орудиями и инструментами, которыми предстоит действовать, приёмами технологии. Результат творческой деятельности непременно принимался как достойный для применения в общих целях. Разъяснения и убеждения применяются с целью формирования у детей положительного отношения к труду, к природе, к художественной культуре, достойного поведения в семье и обществе. Для народной педагогики особое значение всегда имел показ способов выполнения различных видов ремесленного, бытового труда (обращение с орудиями и инструментами, обработка материалов, технологий культурного опыта: ткачество, резьба, вышивание и. т. д.). После разъяснения и показа вступали в силу упражнения, которые сопровождались советами, напоминаниями. Цепочка выверенной народом тактики приводила к практическому результату – ребенок осваивал тот или иной вид деятельности, и со временем становился мастером своего дела. В современном образовании эти методы применяются в  разных формах организации детской деятельности: в творческих мастерских и гостиных, мастер-классов, в разных формах сотворчества с народным мастером, художником, родителями и сверстниками, на выставках и праздниках.
Система художественного этнокультурного воспитания включает взаимосвязь целеполагания, планирования, программирования, проектирования, управления, обеспечивающей научное предвидение, охватывающее перспективы социокультурных, в том числе этнокультурных явлений и процессов образования.
Система построена на приобретение ребенком личностных смыслов, порождению «нового образа себя, своих собственных возможностей как предпосылок бесконечно разнообразных творческих достижений в самых разнообразных областях человеческой жизни» (В.Т. Кудрявцев [3, с. 87]).
СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ (автор И.А. Лаврентьева)
1 блок: «Я в мире живой природы и человека» – проведение поисково- исследовательской деятельности по изучению родного края (природа, общество, культурные и художественные ценности духовного и материального мира); разработка парциальных программ по краеведению, приобщению детей к художественной культуре региона (края, города, села); расширение знаний о природе и человеке, «одухотворение природы».
 2 блок: «Я в мире добра и милосердия» воспитание любви и сострадания к ближнему, гуманного отношения к людям, отзывчивости, чуткости, доброты, включение в посильную деятельность по оказанию помощи.
3 блок: «Я в мире народного творчества и национальных традиций» – формирование интереса к истории народной культуры, народной мудрости и традициям, создание условий для развития ребёнка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества в процессе сотрудничества со взрослыми.
4 блок: «Я в мире искусства и вдохновения» – создание условий для приобщения детей к искусству, ориентация интересов и способностей детей на культуротворчество в проблемном поле искусства и культуры, развитие фантазии, творческих способностей, нестандартного мышления; вовлечение детей и взрослых в творческий процесс в разнообразных формах художественной деятельности.
 5 блок: «Я в мире труда и народных ремёсел» – знакомство детей с рукотворным миром, развитие навыков художественного труда, знакомство с миром профессий, развитие ручной умелости.
 6 блок: «Я в мире игр и праздников» – изучение истории игр, игрушек, праздничных традиций, организация содержательной, досуговой деятельности детей, использование театрализации, творческой деятельности по организации и проведению праздников, спектаклей, досугов (театральный дизайн, дизайн костюмов, дизайн кукол и т.д.).
 7 блок: «Я в мире своего рода и семьи» формирование воспитательной общности детского сада и семьи на основе единых интересов к миру семьи, родословной, семейных ценностей, семейным традициям; предоставление семье «каналов трансляции» национальных ценностей; закрепление связей поколений.
8 блок: «Я в мире музыки и народных сказок» формирование интереса к народной музыке, народному эпосу, сказкам, былинам; введение детей в мир народной мудрости, добрых чувств, общечеловеческих ценностей; осмысление мира в самореализации через литературное и музыкальное творчество.
9 блок: «Я в мире дружбы и общения» – расширение знаний о человеке, обществе, о самом себе; формирование доброжелательных отношений в коллективе на основе общих дел, установок, стремлений, сотрудничества и сотворчества, формирование навыков эстетической коммуникации, «диалога культур», расширение коммуникативных компетенций.
10 блок.  «Я в мире здоровья и здорового образа жизни» – формирование представлений о здоровом образе жизни на примерах из фольклора, традиций, обрядов; возрождение традиций народной медицины – расширение знаний о лекарственных растениях, ознакомление с методами закаливания.
Таким образом, осуществляется целостная педагогическая модель этнокультурного художественного воспитания, включающая эмоциональный, познавательный, аксиологический и деятельностный компоненты в их единстве и взаимосвязи.
Система апробирована на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 25 «Матрёшка» г.о. Коломна.
Система форм и методов художественного воспитания
в процессе приобщения дошкольников к народной культуре
Цель
                                             Приобщение детей дошкольного возраста к народной художественной культуре
Задачи
- создание организационно-педагогических условий для развития информационно-познавательного, эмоционально-ценностного и опытно-деятельностного компонентов этнокультурной воспитанности дошкольников, 
- обеспечение взаимосвязи внешней (этнокультурная компетентность педагогов) и внутренней (активность ребенка в этнокультурной среде) подсистем этнокультурного воспитания
Принципы
системности, последовательности, культуросообразности, природосообразности, интеграции, проблематизации, развивающий характер обучения, деятельности.
Методико-педагогические подходы
системный подход, личностный подход, деятельностный подход, полисубъектный, диалогический подход, культурологический подход, этнопедагогический подход, антропологический подход, аксиологический подход
 
Организационно-педагогические условия
Основная образовательная программа включающая вариативную часть с этнокультурным компонентом
Парциальная программа регионального содержания
этнохудожественного образования
Тематичес-кое
Планирова-ние с
учетом народного
календаря
Создание социокультурного пространства с привлече-нием социальных партнёров
Эстетическая этнохудожест-венная образователь-ная среда
Этнокуль-турная компетент-ность педагогов и родителей
 
Культивирование традиций и обычаев
                                 Методы
                                     Формы
Методы повышения этнокультурной компетенции педагогов и родителей:
формирование педагогических установок, ценностей, эстетических идеалов, вкусов педагогов и родителей в соотнесении с системой этнических и национальных ценностей, овладение совокупностью способов, средств и приемов художественного воспитания, создание предпосылок для самостоятельной творческой деятельности.
- лектории,
-художественные мастерские, творческие гостиные, мастер-классы,
- родительские клубы по интересам, просмотр видеофильмов на темы культуры, изучение учебно-методических материалов, художественных альбомов,
- экскурсии в музеи, на выставки, участие в фестивалях народной культуры, участие в фольклорных праздниках, участие в выставках художественного творчества и т.д.
Методы создания социокультурного пространства.
Возрождение духовных ценностей семьи и рода -
объединение интересов детей и родителей на основе общего интереса к миру семьи, её родословной;
предоставление семье «каналов трансляции» национальных ценностей;
закрепление связей поколений;
включение в посильную деятельность по эстетизации образовательной среды детского сада;
Создание деятельностных связей с учреждениями культуры: библиотекой, музыкальной школой, центрами детского творчества, клубами, музыкальными филармониями и т.д.;
Создание преемственных связей с другими ступенями образования на культурологическом основании.
 
- совместные досуги, праздники, развлечения этнокультурного содержания,
- «школы» национальной культуры и традиций,
- совместные спектакли, театрализация,
- изготовление национальных костюмов, предметов быта
- коллекционирование культурных ценностей
- музейная педагогика
- концерты
- фестивали
- творческие мастерские (взаимообмен художественным опытом)
- открытые просмотры занятий,
- обмен педагогическим опытом на семинарах, конференциях, педагогических советах и т.д.
- совместные традиции.
Методы формирования эстетического восприятия:
Демонстрация, иллюстрация
Наблюдение
Рассказы на темы народной культуры и искусства
Методы побуждения к сопереживанию,
Методы формирования эмоциональной отзывчивости на прекрасное (удивление, любование, наслаждение через задушевные беседы о народных художниках, сказочных образах)
Метод образных сравнений – метод соотнесения словесного описания со зрительным и музыкальным образом;
Метод оживления эмоций с помощью музыки и поэтического слова
Слушание музыки
Общение и диалог
Метод убеждения
Метод мысленного «вхождения» в пространство культуры
Рассматривание книг об изобразительном искусстве
Коллекционирование и т.д.
-  занятия по приобщению к искусству
- искусствоведческие экскурсии в музеи, на выставки декоративно-прикладного искусства;
- встречи с «живым искусством» и его носителями (мастером, художником);
- творческие гостиные;
- занятия познавательной направленности (знакомство с устным народным творчеством: сказки, былины, мифы; разучивание музыкального фольклора; разучивание народных танцев, хороводов; заучивание пестушек, пословиц, поговорок, потешек, закличек);
- просмотр видеофильмов;
- фольклорные праздники и развлечения;
- театрализация;
- народные игры;
- игровые образовательные ситуации (игра-занятие);
- создание музея народной культуры;
-- целевые прогулки,
 и т.д.
Методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности
Метод сенсорного обследования в совокупности с разъясняющим словом
Метод эмоционального общения
Методы приучения;
Метод рассматривания
Упражнения в практических действиях (репродуктивные, продуктивные)
Занимательные игровые задания художественного содержания
Метод положительного примера,
Метод личного примера
Ситуации – иллюстрации, ситуации – упражнения,
ситуации – оценки.
 
- занятия по изобразительной деятельности
(рисование, аппликация, лепка, художественный труд)
- творческие мастерские;
- художественная игра
- режиссерская игра
- мастер-классы;
- выставки детского художественного творчества;
- художественное экспериментирование.
- проектная деятельность художественного содержания
- коллективное творческое дело
- кружки, секции
и т.д.
Методы и приемы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей
Минутки фантазирования
Метод творческих заданий
Игры-эксперименты с материалом
Метод «сочинение сочиненного»
метод сенсорного насыщения;
метод разнообразной художественной практики;
метод сотворчества (с народным мастером, художником, педагогом, родителями, сверстниками);
Метод нетривиальных (необыденных) ситуаций, побуждающих интерес к художественной деятельности;
Метод эвристических и поисковых ситуаций
Минутки фантазирования
Метод моделирования
Метод «одушевления» предмета, героя.
Метод проблематизации и т.д.
- занятия по изобразительной деятельности
(рисование, аппликация, лепка, художественный труд)
- занятия по музыкальному развитию;
- фольклорные праздники, концерты;
- художественное событие:
выставки детского художественного творчества,
выставки народных мастеров, художников, педагогов, родителей,
фестивали;
- конкурсы;
- викторины;
- коллективное творческое дело;
- сочинение сказок и рассказов;
- народные посиделки;
- «дни национальных культур»
И т.д.
Выводы. В основе народной дидактики и традиций отечественной педагогики – бережное отношение к растущей личности ребенка, что воплощается в следующих идеях: отказ от назидательности и догматизма в пользу диалога, стремление к сотрудничеству, опосредованному педагогическому воздействию в разнообразной творческой деятельности. Идеи народной педагогики могут стать основанием для создания «гармоничной» дошкольной образовательной организации посредством изменения всех компонентов художественного развития (не отвергая старые, но направляя их в культуросообразное русло): целей, содержания, технологий, моделей взаимосвязи форм и методов образовательной деятельности. Проблемное поле народной культуры позволяет проектировать содержание художественного образования в единстве инвариантной и вариативной частей. Представленная в статье педагогическая система художественного воспитания средствами народной педагогики направлена на приобщение детей дошкольного возраста к традиционным культурным ценностям России. Данная система позиционируется как универсальная модель культуросообразного образовательного пространства с учетом регионального этнокультурного компонента.
 
 
 
  ЛИТЕРАТУРА
 
1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание/Составитель Н. Н. Фомина, вступительные статьи          Н.Н. Фомина, Т.А. Копцева. – М.: Карапуз, 2009. С. 206.
2.Боякова,  Е.В. Особенности развития современных детей // Педагогика искусства:электронный журнал. 2011. № 1. URL: http://www.art-education.ru/AEmagazine/archive/nomer-1 2011/boyakova_07_03_2011.pdf. 0,5 п.л.
3.Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия / Кудрявцев В.Т., Освоение культуры – творческий процесс // Ред.-сост. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. С. 87.
4.История педагогики и образования.  От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО            А.И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2008.
5.Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009.
6.Лыкова, И. А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников [Текст] / И. А. Лыкова: дис. … д-ра пед. наук. М., 2009.
7.Лыкова, И.А. Ребёнок и культура: смысловое общение на языке художественных образов, знаков и символов // Педагогика искусства: электронный научный журнал.URL: http:// www.art-education.ru/AE-magazine. – 2013. – № 2. – 1 п.л. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2013/lykova_2_2013.pdf
8.Максимович В.Ф., Художественное образование в традиционном декоративно-прикладном искусстве // История художественного образования в России – проблема культуры ХХ века. – М., 2003.
9.Педагогический словарь. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров/  М.: Академия, 2005. http://www.studfiles.ru/preview/1607273/
10.Селевко Г.К., Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007.
11.Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.
12.Школяр, Л.В., Савенкова, Л.Г. Дошкольное образование: базовые направления развития и воспитания детей // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AE-magazine. – 2013. – № 4. 1 п.л. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2013/shkolyar_savenkova.pdf
13.Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.