СИСТЕМА ТРЕНИНГОВ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ» КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ КАФЕДРЫ «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН» МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО ИНСТИТУТА

Данильченко Ольга Владимировна

доцент кафедры «Графический дизайн» Московского художественно-промышленного института

Аннотация: 
В статье прослеживается связь методики преподавания учебной дисциплины «Проектирование» с повышением конкурентоспособности студентов-бакалавров кафедры «Графический дизайн» Московского художественно-промышленного института, которая проявляется в системе тренингов в условиях, приближенных к реальному рабочему процессу, на примерах типовых профессиональных задач. Это соответствует профессиональным стандартам данного вида деятельности - «Дизайн объектов и систем визуальной информации, идентификации и коммуникации» и даёт возможность выпускникам кафедры занимать высокие позиции в профессиональной сфере. Приведена последовательность выполнения заданий с конкретными примерами и иллюстративным рядом.

Дизайн – один из ключевых факторов экономического роста компаний. Развитие и укрупнение масштабов бизнеса влечёт за собой рост конкуренции в отраслях. Борьба за внимание потребителя разворачивается именно в области дизайна: конкурентоспособный продукт удобнее, привлекательнее, надёжнее. Растущий спрос на дизайн-услуги способствует формированию одноимённого рынка. Бизнес заинтересован в дизайне как в маркетинговом инструменте для управления процессом продаж, повышением его эффективности. А значит, повышаются требования к услугам дизайн-компаний, и, следовательно, к специалистам в области дизайна [1].

Довольно большую часть рынка дизайна в России занимает графический дизайн, поскольку его продукция востребована конечным потребителем (айдентика, системы визуальных коммуникаций, полиграфическая продукция).

В соответствии с реестром профессиональных стандартов, которые были разработаны и приняты Постановлением Правительства РФ № 23 от 22.02.2013 г., утверждены трудовые функции по каждому виду профессиональной деятельности, в том числе, по графическому дизайну.

Исходя из вида профессиональной деятельности – «Дизайн объектов и систем визуальной информации, идентификации и коммуникации» выделена основная цель: разработка объектов и систем визуальной информации, идентификации и коммуникации в соответствии с поставленными задачами и потребностями целевой аудитории. Требования к образованию и обучению – высшее образование, бакалавриат. Обобщёнными трудовыми функциями для категории обучающихся на бакалавриате являются проектирование объектов визуальной информации, идентификации и коммуникации (код В, уровень квалификации 6), которые включают в себя:

Подготовку и согласование с заказчиком проектного задания на создание объектов визуальной информации, идентификации и коммуникации
Художественно-техническая разработка дизайн-проектов объектов визуальной информации, идентификации и коммуникации
Авторский надзор за выполнением работ по изготовлению в производстве объектов визуальной информации, идентификации и коммуникации

В системе рыночных отношений будет востребован специалист, обладающий комплексными умениями и навыками, они также описаны в системе профстандартов [2].

Получая образование, будущий профессионал должен приобретать комплекс определенных компетенций, сочетание которых и образует упомянутый стандарт. Точно такой же, в идеале, должен требоваться от специалиста при трудоустройстве.

«…Правомерно утверждать, что профстандарты – это квалификационные характеристики, приведенные в большее соответствие с запросами современности…» [3].

Законодательная база предусматривает три основные сферы применения профстандартов:

Работа с персоналом на предприятии;
Связь обучения и профессиональной деятельности;
Отражение реального опыта профессиональной деятельности. 

Остановимся подробнее на связи обучения и профессиональной деятельности. «…Образовательные программы планируют разрабатывать с учетом профстандартов, то есть будущий работник будет овладевать комплексом необходимых и достаточных профессиональных характеристик. Недопустимы ситуации, когда выпускник по определенной специальности обладает одним набором компетенций, а работодателю нужен совсем другой…» [3].

Специалист, обладающий актуальными знаниями и навыками, будет более конкурентоспособен на рынке труда. Если рассматривать профессиональную деятельность с начала карьерного роста, как смену мест работы с повышением статуса, то специалист пребывает в двух ипостасях: устраивается на работу и, собственно, работает. Таким образом, условно можно подразделить конкурентоспособность на 2 типа: первичную и вторичную.

Первичная конкурентоспособность проявляется при приёме соискателя на работу более высоким уровнем знаний, навыков и умений, чем у других соискателей, а также хорошими навыками коммуникации.

Вторичная конкурентоспособность проявляется в рабочем процессе, присовокупляя к вышеперечисленному умение работать в творческом коллективе, знание своего места в процессе, способность подменить коллегу со смежным набором навыков, и даёт возможность не только удержаться на рабочем месте, но и продвинуться вверх по карьерной лестнице. Дизайнерам, которые действительно хотят сделать карьеру, всё время приходится заниматься вещами, о которых они зачастую вообще не имеют понятия. Профессионал должен быть готов к любым «поворотам сюжета» в рабочем процессе и во взаимодействии с заказчиком.

Исходя из этого, необходимо вносить коррективы в методику преподавания дизайн-проектирования. Выпускники вузов должны быть ориентированы на практические задачи, в которых есть маркетинговая и рекламная составляющие. А также будущие дизайнеры должны быть готовы к плотному графику работы в дизайн-бюро и рекламных агентствах. Только в этом случае они смогут быть конкурентоспособны на рынке графического дизайна и найти себе высокооплачиваемую работу.

Не секрет, что сейчас среди работодателей, кроме общего собеседования и предоставления соискателем портфолио, широко распространено тестирование при приёме на работу. Это процесс решения произвольной профессиональной  задачи за фиксированный промежуток времени. Решение о приёме на работу в большой степени зависит от результата этого теста. Он даёт работодателю комплексное понимание о знаниях, навыках и умениях специалиста в реальном режиме времени.

Изменение стандарта обучения и переход на трехступенчатую систему образования (СПО, ВО и магистратура), а также изменение контингента обучающихся влечет за собой ощутимое изменение методик преподавания.

 «Проектирование» относится к практическим дисциплинам, в рамках этого предмета студенты приобретают профессиональные навыки и умения. Но нельзя не заметить, что разрабатываемые проекты, всё же, являются учебными, поставленные в рамках проекта задачи во многом являются методическими, а не только профессиональными. Проект, как правило, рассчитан на весь семестр, имеет большой объём и разнообразный состав. Это делается для того, чтобы показать студенту максимальный перечень разработки в рамках разных типологий.

На практике же далеко не всегда в проектировании существуют такие большие объёмы и комплексные решения. Зачастую необходимо разработать, в дополнение к уже имеющимся в гайдлайне или брендбуке, разработанным предыдущим дизайнером стилеобразующим, какие-то недостающие носители.

Характер такой практической работы кратковременный, требует концентрации и сосредоточения, а также навыков быстрой реакции на поставленную задачу. Также необходимы креативность и обширная вариативность в предложениях.

Исходя из личного опыта преподавания дисциплины «Проектирование», было замечено, что степень концентрации при работе над большим проектом у бакалавров по сравнению со специалистами уменьшилась. Это продиктовало необходимость изменить ритмику нагрузки на студентов в течение семестра. Если раньше короткие клаузурные задания творческого плана давались в основном в начале семестра, а после следовал большой проект, то сейчас имеет смысл вести эти задачи параллельно. Несколько изменились и задачи клаузурного проектирования: от абстрактной тематики, связанной с большим проектом, имеет смысл перейти к практическим задачам, широко распространенным в профессиональной деятельности. То есть, мы приходим к системе тренингов с определенной структурой проведения.

Тренинги направлены на формирование за короткий промежуток времени необходимых в повседневной практической деятельности навыков, знаний и умений, это наиболее активный вид обучения.

Какие же преимущества имеет такая методика? Она позволяет держать студентов в рабочем напряжении весь семестр, положительно влияет на динамику и качество выполнения большого проекта, а также вводит в сферу профессиональных задач и методов их решения.

Основой для тренинга стала структура проведения собеседования при приеме дизайнера на работу. Все чаще фирмы прибегают к такому приему как тестирование. Соискателю выдается задание на произвольную тему, и он должен выполнить его в течение фиксированного времени.

В итоге появилась следующая структура проведения занятий по проектированию: параллельное ведение большого семестрового задания и тренинг раз в две недели (одна неделя - постановка и выполнение задания, вторая - оформление и обсуждение результатов).

Структура проведения тренинга:

1. Постановка произвольной задачи практического характера из области графического дизайна

Элемент неожиданности при выдаче задания выполняет роль игры и избавляет от психологического давления, мешающего творческой работе. Таким образом, студент привыкает к ситуации неопределенности в сфере тематики работы и приобретает профессиональную психологическую устойчивость. Важно сориентировать студента на решение задачи подручными средствами, теми материалами и инструментами, которые находятся в пределах досягаемости.

2. Определение тайминга работы

Очень важно правильно распределить время, выделенное для работы и следить за тем, чтобы четко укладываться в определенные отрезки. Здесь можно выделить следующие этапы: сбор материала, генерация идеи, эскизирование, выполнение в материале и оформление результатов.

3. Сбор и анализ материала, генерация первичной идеи

Важно оперативное умение искать, собирать и систематизировать информацию по заданной теме.

4. Мозговой штурм в группе

Дает основу для аналитического, логического и креативного мышления, учит конструктивной критике и взаимодействию в коллективе.

5. Практическое выполнение задания

Ограничение по времени стимулирует поиск эффективного и выразительного графического языка и технических решений для ускорения и оптимизации процесса.

6. Оформление результатов задания в презентацию

Умение презентовать свою идею является для дизайнера одним из важнейших навыков. Зрителю или заказчику из презентации должно быть все понятно без слов.

7. Обсуждение результатов, анализ и выставление оценки в группе

Дает основу для аналитического и логического мышления, учит объективности, профессиональному взгляду на вещи, конструктивной критике и взаимодействию в коллективе. Учит выделять критерии для оценки своей и чужой работ.

Тематика заданий может быть достаточно произвольной и зависеть от того багажа знаний, которые студент успел получить в процессе образования. Важно, чтобы темы были спонтанны и непредсказуемы. Студент не должен знать даже область графического дизайна, из которой он получит задание. Тогда происходит точное моделирование рабочей ситуации: заранее неизвестная задача, срочность исполнения, креативность в подходах, вариативность результатов.

Таким образом, за семестр может быть проведено 6-8 тренингов, которые не являются одиночными и спонтанными заданиями, а выстраиваются в логичную систему, обеспечивающую понимание студентами профессионального рабочего процесса и выработку необходимых практических навыков, наряду с длительным семестровым проектным заданием.

Можно перечислить несколько примеров таких заданий, идея которых была предложена в книге Д. Шервин [4] и переложена на учебные задачи:

1. Разработать три вида рекламы на основе сфотографированного предмета, который у вас всегда с собой. По характеру одна реклама должна быть положительной, другая - отрицательной, а третья — метафорической (время исполнения 4 академических часа).

2. Разработать серию из трёх открыток на тему «Моя Москва» (см. рис. 1). Для этого выйти на улицу на 1 час, произвести наблюдения за окружающей средой и людьми, сделать фотографии, на основе которых выполнить серию открыток при помощи произвольной техники (время исполнения 4 академических часа).

3. Разработать серию из трёх плакатов о пользе сна, используя для реализации идеи любые доступные в момент получения задания  инструменты и материалы (время исполнения 4 академических часа).

Таким образом, данная методика проведения тренингов по получению профессиональных навыков в условиях, приближённых к рабочему процессу, даёт возможность студентам получить дополнительные умения, которые повысят конкурентоспособность будущего специалиста как при приёме на работу, так и в рабочем процессе.

 

Роль дизайна в бизнесе: эффективный дизайн [Электронный ресурс] – URL: http://rosdesign.com/design_materials/seminar.htm (дата обращения 07.04.2018 г.)
Профессиональные стандарты. Программно-аппаратный комплекс [Электронный ресурс] – URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=63563 (дата обращения 09.04.2018 г.)
Профстандарты [Электронный ресурс] – URL: https://assistentus.ru/profstandart/ (дата обращения 04.04.2018 г.)
Шервин, Д. Креативная мастерская: 80 творческих задач дизайнера /Пер. с англ. С. Силинский. — СПб.: Питер, 2013.