СИСТЕМА ВАРИАТИВНЫХ МОДУЛЕЙ В ОБЛАСТИ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАЦИЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Куликова Надежда Владимировна (1), Красильникова Светлана Валерьевна (2), Слободчиков Илья Михайлович (3)

DOI: 10.34897/IAECS.2020.92.90.004

(1) кандидат психологических наук, профессор Института культуры мира (ЮНЕСКО), ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

(2) кандидат филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

(3) доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного  образования и культурологии Российской академии образования», Москва

Аннотация: 
В статье анализируется проблема соотнесения системы универсальных учебных действий (А.Г.Асмолов) и практика реализации вариативных образовательных программ в области художественного образования и культуры в контексте идеи интеграции общего и дополнительного образования. Рассматриваются вопросы построения интегративно-модульной системы, распределение вариативных модулей программ дополнительного образования в области художественного образования и культуры в пространстве развивающего обучения. Описаны сценарные модели реализации УУД. Сделано распределение вариативных модулей программ общего и дополнительного образования в области художественного образования и культуры в Интегративные модули в нескольких вариантах структуры.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания 
Министерства просвещения Российской Федерации
«Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии»
на 2020 год


Как известно, основу развивающего обучения в нашей стране, построенного на принципах культурно-исторической психологии и деятельностного подхода в образовании, заложили Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.А. Гуружапов и их последователи [5]. Можно констатировать, что в качестве средства, обеспечивающего интеграцию двух областей обучения, – образования и воспитания, – учебные действия по моделированию, условно обозначим их УДМ (учебные действия моделирования), являются необходимым синтезирующем эти две области звеном. Они оказываются значимым концептом в реализации идеи интеграции общего и дополнительного образования на основе методов художественного образования и культуры. Художественные и культурные практики, встроенные в общеобразовательные и внеурочные образовательные модули, а также в модули дополнительного образования,  будут способствовать  развитию современного образовательного пространства, среды, в которой реализовываются личностные потребности обучающегося. Особую значимость УДМ имеют для коррекционной работы с девиантными подростками, развивая их ценностно-смысловую, эмоциональную и коммуникативную сферу.
Между тем на уровне ФГОС в конкретных учебных планах и программах отдельных ОУ эта связь, равно как и соотношение конкретных учебных действий, является скорее дополнительной. Такая связь не является основополагающей, что не позволяет обеспечить формирование личностных, предметных и метапредметных компетенций, а в итоге в полной мере не может удовлетворить требованиям современных ФГОС.  
Программа развития универсальных учебных действий, разработанная коллективом авторов, во главе с А.Г.Асмоловым, предусматривает следующий набор видов универсальных учебных действий: личностные, регулятивные (включая саморегуляцию), познавательные (включая общеучебные и логические), знаково-символические и коммуникативные. Каждый из видов УУД, в свою очередь, включает в себя набор различных операций над информацией и предполагает определенную направленность развития актуальных компетентностей личности [3]. 
Проектной группой ИХО и К РАО, разрабатывающей методологические основы коррекции девиантного поведения подростков методами художественного образования и культурологии, в сценарной модели процесса реализации УУД сделано распределение вариативных модулей программ общего и дополнительного образования в области художественного образования и культуры в Интегративные модули в нескольких вариантах структуры (рис. 1):
 
Рис. 1. Схема интегративных модулей с использованием методов художественного образования и культурологии.
В рамках интегративного модуля каждый обучающийся может выбрать одно из направлений: встроенный в образовательную программу учебный модуль, модуль дополнительного образования, коррекционный в рамках дополнительного образования. В каждом из этих направлений могут применяться методы художественного образования и культуры в контексте единого деятельностного подхода, обеспечивающего развитие культурной среды образовательного учреждения. По существу, это серьезная заявка на возможность качественного образования и воспитания личности и коррекции девиантного поведения. В ходе творческой деятельности, учащиеся научаться интерпретировать объекты социальной и культурной жизни как модели через стратегии личностного развития.
Очевидно в этой связи, что учебные задачи играют системообразующую роль и выполняют интегративную функцию по отношению к УУД, а взаимодополняющие пары учебных действий (регулятивные – личностные; логические – общеучебные; знаково-символические – коммуникативные) выступают основным ресурсом достижения целей/результатов образовательного процесса. При этом необходимо учесть, что постановка целей и наполнение учебных задач содержанием должно планироваться с учетом УУД, придающих направленность учебной задаче. 
 Систематизация УУД (соответственно с ранее выделенными ключевыми признаками) в рамках сценарной модели позволяет определить области проектирования (они же – области оценивания) учебной деятельности в процессе реализации образовательной программы, распределив их по видам деятельности, где каждый вид, по сути является способом деятельности (рис. 2). Освоение способов деятельности при этом является основной задачей при развитии ключевых компетентностей, представленной как основная цель образования.
Новый ФГОС основной целью ставит развитие компетенций личности в соответствии с социальными запросами. С этой точки зрения УУД можно рассматривать как основной инструмент развития ключевых качеств, актуальных свойств и востребованных социумом способностей. 
Логика процесса развития личности в образовательно-воспитательной среде отражена в концептографической сценарной модели на рис. 2.
 
Рис. 2. Логика процесса развития личности образовательно-воспитательной среде.
Сопоставив сценарные модели процесса реализации УУД и процесса образования, мы можем установить причинно-следственные взаимосвязи между элементами моделей:
1) Результативность реализации регулятивных УУД зависит от направленности на развитие ключевых качеств учащихся, прежде всего, интеллектуальных, связанных с умениями по освоению знаний и навыками работы с информацией (целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка и пр.), а также – развитием качества волевой саморегуляции, что происходит в процессе целеопределенной и целеустремленной деятельности; 
2) Результативность реализации личностных УУД зависит от направленности образовательного процесса на организацию деятельностно-образовательного пространства, создающего условия для воспитания самоопределения, смыслообразования, нравственно-этическое оценивания своих действий, что происходит в процессе применения навыков [социально-ориентированной] целеопределенной и целеустремленной деятельности.
В целом результативность образовательного и воспитательного процесса с использованием методов художественного образования и культурологии достигается за счет их направленности на развитие качеств личности путем организации гармоничного деятельностно-образовательного пространства.
3) Эффективность реализации познавательных логических УУД зависит от направленности образовательного процесса на погружение в образовательную [информационную] среду, в которой с помощью методов художественного образования и культуры также происходит обучение умениям и навыкам информационно-аналитической работы (анализ, синтез, логическая обработка информации и пр.). Особенно продуктивен в процессе изучения предметных дисциплин режим исследовательской деятельности.
4) Эффективность познавательных общеучебных УУД зависит от направленности образовательного процесса на осуществление изменений личности, в частности – развитие самостоятельности, умение создавать алгоритмы деятельности, навыков вербализации, обобщения и доказательства, что происходит лучше всего в процессе совместной интеллектуальной деятельности по решению проектных задач. В целом эффективность учебной деятельности при применении познавательных УУД достигается путем погружения субъекта в среду совместной (исследовательской, творческой и проектной деятельности) [2].
5) Оперативность реализации знаково-символических УУД зависит от направленности образовательного процесса на подготовку субъекта к требованиям социума и реальной жизни, когда сформированные качества адаптируются и социализируются под актуальные, востребованные обществом и государством компетенции, что наилучшим образом происходит за счет развития универсальных навыков моделирования при закреплении полученных знаний, умений и навыков.
6) Оперативность реализации коммуникативных УУД зависит от направленности образовательного процесса на воспитание культурно-ориентированных императивов поведения, закрепленных в виде социокультурных норм и правил в сознании субъекта. Это наилучшим образом происходит за счет освоения компетентностей в творческой сфере, развития мотивации к творчеству, освоения технологий творческой деятельности, развития способности к восприятию искусства и гармоничной самореализации субъекта в микро-социуме (в условиях совместной преобразующей деятельности) [1]. Итоговое оценивание уровня и полноты развития ключевых компетенций личности должно проходить на каждом образовательном этапе в начальной, средней и старшей школе.
В целом оперативность формирования культурных компетенций (определяющая, степень адаптивности образовательного процесса к социальным изменениям), выраженных в социально-ориентированном поведении, достигается путем повышения уровня коммуникативной и общей культуры личности в социокультурном образовательном пространстве.
Следовательно, можно сформулировать для каждой из областей оценивания по ранее представленным моделям области приложения методических усилий педагогов и психологов при реализации УУД:  
1. Регулятивные – создание условий для освоения навыков работы с информацией и усвоения знаний, а также – формирования необходимых для познавательного процесса качеств; 
2. Личностные – предоставление свободы выбора самодентичности в многоукладном обществе и свободы выбора при постановке целей УУД из представленного многообразия возможных направлений целеполагания;
Таким образом, будет происходить формирование осознанных, проявленных потребностей у субъекта к освоению школьных дисциплин и к совместной творческо-познавательной деятельности, что создает условия для развития дееспособности и формирует правильное, конструктивно-деятельностное мироощущение.
3. Познавательные, логические – формирование интереса к предметным знаниям посредством демонстрации в них инновационной составляющей и их практической пригодности и полезности для жизни каждого субъекта;  
4. Познавательные обще-учебные – специализация потребностей учащихся под технологическую составляющую междисциплинарных (в частности, и прежде всего – культурных) знаний путем практического применения полученных предметных знаний.
Таким образом, будет происходить усиление поисковой активности учащихся в области знаний теоретического и прикладного характера, что создает условия для развития осознанности и формирует творчески-созидательное мировоззрение.
5. Знаково-символические – усиление мотивационной составляющей при изучении знаний общесистемного характера путем активного стимулирования интереса к методам развития системного мышления и к глобальной проблематике путем демонстрации значимости этого для каждого индивида; 
6. Коммуникативные – оказание помощи учащимся в актуализации (выявлении и формулировании) своих потребностей, в самоопределении и самостановлении личности путем привития навыков к самоанализу и экспертной оценке своих действий и их последствий в процессе совместной практики.   
Таким образом, будет происходить процесс проявления осознанных и социально-ответственных, ограниченных в свободе проявления (на основе согласия с общепринятыми правилами) потребностей субъекта, что создает условия для развития ответственности и формирует концептуально выверенное миропонимание.
В целом, упорядоченный, системный процесс приложения усилий педагога при реализации УУД значительно повысит прозрачность и управляемость образовательного процесса, что позволит придать ему четко целе-ориентированный и контролируемый характер в процессе преображения субъекта и освоения им ключевых навыков по преобразованию действительности.
Эффективность применения представленной технологии в практическом опыте педагогов была доказана высокими показателями сформированности мотивационной сферы детей к учебе, их познавательного интереса и коммуникативных навыков в ходе реализации УМК «Учусь учиться» в ГОУ СШ №221 г. Москвы в рамках развития концепции экологического образования под руководством  ученых РАО. 93% обучающихся начальной школы в 2009-2010 учебном году набрали максимальное количество баллов (длительность эксперимента 2 года), а в 2010-2011 учебном году 96% процентов учеников получили максимальное количество баллов (длительность эксперимента 3 года). Применение технологических карт интегрированных занятий при этом позволило обеспечить сквозную интеграцию методов обучения и воспитания [4].
Итак, организация психолого-педагогического процесса с учетом закономерностей и причинно-следственной взаимозависимости процессов реализации УУД и процессов развития личности, реализуемых в деятельностно-образовательном (по форме) и социокультурном (по содержанию) пространстве совместной творческой деятельности педагога и учащегося, примет более четкий и целеопределенный характер. 
Представленные выше схемы могут быть использованы в качестве базовых концептов для проектирования вариативной модели коррекции девиантного поведения подростков, учитывающей требования ФГОС и стандарт реализации УУД. При этом необходимо учитывать, что использование вышеприведённых схем, как и в целом опора на систему УУД возможна тогда и только тогда, когда у педагога сформирована не только система  узкопрофессиональных (профильных) навыков и умений, но и присутсвует готовность к саморазвитию, расширению своих профессиональных компетенций, значимому пересмотру акцентов собственной деятельности. Важно понимать и осознавать, что никакое самое совершенное знание и самый отточенный навык не становятся в полном смысле слова образовательной составляющей вне контекста погружения в культуру в самом широком понимании этого термина.
Обращаясь к практическому опыту сегодняшнего дня необходимо отметить, что представленная выше методология легла в основу изменения логики анализа взаимоотношений в системе «педагог-обучающийся» специализированных учебно-воспитательных учреждений. Использование УУД и вариативных моделей в ситуации, не столько реорганизации принципов и методов обучения и социализации, сколько в процессе формирования пространства социальной и педагогической реабилитации, позволяет существенно повысить эффективность и качество образовательной, воспитательной, социальной и творческой педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА
1. Акишина, Е.М., Олесина, Е.П., Радомская, О.И. Перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2017. №4 – URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/perspektivy-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-hudozhestvennoy-napravlennosti (дата обращения 10.05.2020).
2. Деятельностный подход в обучении [Текст] // Educational Technology & Society, 2001, N 4 – 98 с.
3. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли: пособие для учителя  [Текст]  / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. —151 с.
4. Куликова, Н.В. Технологическая карта урока экологии (применение методов системного моделирования и системно-деятельностного подхода.  —  М.: МИОО, 2010. — 120 с.
5. Рубцов, В.В., Марголис, А.А., Гуружапов, В.А. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы [Текст]  // Культурно-историческая психология. 2010. № 4. C. 62–68.