СИСТЕМНО-КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ И ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «КРЕАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА»

Лыкова Ирина Александровна (1), Кожевникова Виктория Витальевна (2), Ушакова–Славолюбова Оксана Александровна (3),

(1) доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

(2) кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного  образования и культурологии Российской академии образования»

(3) заведующий муниципальной автономной дошкольной  образовательной организацией «Детский сад №90 «ДАНКО», аспирант Федерального государственного бюджетного  научного учреждения «Институт художественного  образования и культурологии Российской академии образования»

DOI: 10.34897/l6017-0086-0682-b

Аннотация: 
Авторы выявляют сущность профессиональной креативности педагогов первого уровня образования – воспитателей, музыкальных руководителей, специалистов дополнительного художественного образования. Эту научную задачу они решают, применяя теоретические методы исследования – терминологический и системно-классификационный анализ. На материале 112 отечественных и 47 зарубежных источников авторы выделяют 14 научных подходов к трактовке термина «креативность» и формулируют принципиально новое определение профессиональной креативности педагога, основанное на идеях культурологического, интегративного и ситуационного подходов. Представленные в статье результаты исследования будут востребованы для разработки социокультурной модели образовательной среды и научного обоснования компетенций педагогов.


Результаты получены в рамках выполнения государственного задания 
Министерства просвещения Российской Федерации 
«Социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства»
на 2020 год


Анализ государственных документов и психолого-педагогических исследований показывает, что именно креативные специалисты способны компетентно, гибко, самостоятельно, ответственно решать профессиональные задачи в современном образовательном пространстве, которое можно обозначить как ситуацию постоянных вызовов [1; 2; 3; 4; 5; 6: 7; 8; 13 и др.]. При этом выявлено острое противоречие между признанием креативности компетенцией XXI века и явной недостаточностью креативности в системе образования, в т.ч. в компетенциях современных педагогов (Ahmadi N., Peter L., Lubart T., Besançon M. [14]). Обнаружен следующий парадокс: даже признавая важность креативности, педагоги далеко не всегда стремятся быть креативными и действовать креативно. 
В данной статье авторы обосновали креативность как ключевую компетенцию педагога, способного к созданию социокультурной образовательной среды и поддержке социализации детей с учетом обстоятельств их жизни. 
Отечественные (Д.Б. Богоявленская, В.Т. Кудрявцев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн) и зарубежные (Дж. Гилфорд, С. Медник, Р. Мэй, А. Маслоу, К. Роджерс, П. Торренс) исследователи внесли весомый вклад в изучение сущности, специфики и структуры креативности личности. 
В современных научно-педагогических исследованиях все чаще обсуждается термин «креативность педагога» [1; 2; 3; 5; 6; 7; 12; 13]. Как отмечает Л.Я. Дорфман, «креативность не столько вездесуща, сколько, скорее всего, является гетерогенным, а не гомогенным явлением. В этом одна из объективных причин, почему у креативности до сих пор неустоявшийся понятийный статус» [4]. 
Наличие большого количества трактовок термина «креативность» (выявлено более 60) и их разнородность затрудняли терминологический анализ, поэтому основные определения креативности были рассмотрены авторами статьи в контексте 14 научных подходов. В таблице 1 представлены результаты терминологического и системно-классификационного анализа трактовок понятия «креативность» как основы для научной интерпретации понятия «креативность педагога». 
Креативность — имманентное свойство духовной личности, связанное с системой ценностей как мировоззренческих ориентиров и определяющее способность к саморазвитию, самоактуализации. Выражается не столько многообразием знаний, умений и навыков, сколько направленностью личности на другого человека (в сотворчестве), способностью предвосхищать результат, вычленять значимые фрагменты информации, изменять стереотипы с целью получения нетривиальных, неожиданных и при этом продуктивных решений задач в различных контекстах.
Сделаем обзор трактовок креативности, получивших наибольшее признание в науке и практике: 1) сущность дивергентного мышления (Дж. Гилфорд, О.К. Тихомиров), проявление латерального мышления (Э. Боно, Ф. Котлер); 2) актуализация интеллектуальной активности (Д.Б. Богоявленская, Н.Е. Веракса, Л.Б. Ермолаева-Томина); 3) готовность к принятию и созданию объективно нового (А.Н. Поддьяков); способность к генерированию оригинальных и при этом функциональных, востребованных идей (В.Т. Кудрявцев); 4) особая психическая реальность (Т.А. Барышева); 5) способность к созданию продукта, обладающего новизной и при этом соответствующего контексту, в котором он находится (Т. Амабайл, Ф. Баррон, Т. Любарт, Д. Маккинон, Р. Оксе, Р. Штернберг); 6) уровень творческой одаренности (Д.Б. Богоявленская, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров; 7) интегрированное качество личности (Я.А. Пономарёв, А.В. Хуторской).
В современных психолого-педагогических исследованиях проблема поддержки и развития креативности педагога рассматривается с точки зрения возможности управления данным процессом (Н.Е. Татаринцева, О.Г. Лысенко), выявления корреляции креативности педагога с креативностью воспитанников (О.Ю. Зайцева), определения значимости креативности педагога для эффективности его инновационной деятельности (Я.С. Аксарина, Н.В. Мартишина, Н.И. Пустовалова). Многие исследователи рассматривают креативность и творчество как сущность педагогической деятельности (М.М. Зиновкина, Н.В. Кузьмина, И.А. Лыкова, Н.В. Матяш, Л.М. Митина, Л.Г. Савенкова и др.).
В концепции А.В. Хуторского [13] креативность раскрывается как интегративная способность педагога, объединяющая целые системы взаимосвязанных элементов, в т.ч. следующие виды деятельности — методологическую, когнитивную, креативную. А.В. Хуторской выявил ряд сущностных качеств креативного педагога: ассоциативность, творческое воображение, развитая интуиция, изобретательность, смекалка, неординарность мышления [там же].
В современных зарубежных исследованиях отмечается, что креативные служащие важны для внедрения инноваций и устойчивого развития организации [14; 15; 16; 22]. Доказано, что для поддержки и развития творческого потенциала сотрудников необходимо улучшить дизайн пространства и процесса работы (Sue Lukersmith & Robin Burgess-Limerick [20]).
Несомненный интерес вызывает исследование Samuel Leong & Xue-Lan Qiu [17], в котором указывается на необходимость развития креативности педагогов системы художественного образования и разработки инструментария (методик, тестов, диагностических заданий) для измерения креативности педагогов. 
В исследовании Darija Aleksić, Matej Černe, Anders Dysvik & Miha Škerlavaj [16] обоснована необходимость преобразования креативности личности, определяемой как склонность любить свою работу и хотеть быть креативным, в реальное профессиональное творчество. 
K. Zinsser, E. Shewark, S. Denham, T. Curby [21] обратили внимание на то, что в становлении профессиональной креативности важное значение имеет принятие педагогами роли эмоциональных социализаторов. J. Baer J. [15] предупреждает о том, что в силу своей специфики креативность является абстракцией, поэтому мы мало что можем узнать о природе креативности, если будем отдавать преимущество теоретическим поискам. И делает важный вывод о связи теории с практикой, о необходимости обучения педагогов профессиональным навыкам. 
W. Wang & J. Shan [22] провели прикладное исследование в школах Шанхая, цель которого состояла в оценке творческого поведения 54 педагогов и выявлении его взаимосвязи с индивидуальным творческим подходом специалистов. Была разработана шкала самооценки, включающая 27 пунктов, основанных на 9 способностях, связанных с креативностью. Santana Fifiet Dwi T. [18] высказала важную мысль о том, что креативный педагог — это новатор в своей профессиональной роли, поэтому в его компетенции должен быть выбор методологий, учебных материалов и критериев оценки, которые соответствуют развитию детей и содержанию образовательных программ. Среди выявленных компетенций педагогов важно отметить возможность развивать атмосферу преподавания, которая содействует развитию креативности у детей [там же]. 
Sum Kwing Cheung, Ricci Wai-tsz Fong, Suzannie Kit Ying Leung & Elsa Ka-wei Ling [19] в своем прикладном исследовании, проведенном в Гонконге методом анализа самоотчетов 275 педагогов, убедительно показали, что креативность напрямую связана с самоэффективностью педагога в создании им образовательной среды, ориентированной на ребенка, поэтому учебные программы педагогических вузов должны включать компоненты, способствующие развитию креативности студентов. Этот вывод перекликается с идеями, высказанными отечественными учеными (М.С. Бережная [3], С.Л. Леньков [7], О.Д. Никитин [10] и др.). 
Выводы. На основе терминологического и системно-классификационного анализа различных трактовок термина «креативность» авторами статьи сформулировано определение профессиональной креативности педагога, в основу которого положены ключевые идеи культурологического, интегративного и ситуационного подходов. Профессиональная креативность педагога рассматривается как интегративная способность к осмыслению образовательных ситуаций и творческому решению профессиональных задач в постоянно изменяющихся условиях для достижения качественно нового результата педагогической деятельности (понятие введено И.А. Лыковой, О.А. Ушаковой-Славолюбовой). Креативный педагог обладает компетенциями, которые позволяют ему: 
 адекватно оценивать ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности; гибко адаптироваться в изменяющемся социокультурном пространстве, приобретая новый опыт и умело применяя его на практике;
 компетентно ставить цели и образовательные задачи с учетом особенностей каждого ребенка и образовательного запроса его семьи;
 создавать условия для позитивной социализации детей;
 самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, технологий, методик, форм, методов, средств и на этой основе креативно проектировать образовательный процесс;
 быть готовым к «диалогу» в социокультурной образовательной среде.

 

ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев, В.В. Отечественный и зарубежный опыт персонификации в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / В.В. Афанасьев, С.М. Куницына, В.В. Лебедев, Т.В. Расташанская, К.А. Табаровская // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. Вып. № 9 (51) (сентябрь). Ч. 4: Педагогические науки. С. 47–52. URL : //https://research-journal.org/category/2016/september2016. 
2. Башина, Т.Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Т.Ф. Башина // Молодой ученый. 2013. №4. С. 521–525. URL: // https://moluch.ru/archive/51/6639/ (дата обращения 23.07.2019)
3. Бережная, М.С. Особенности формирования художественного мышления в творческой деятельности у учащихся гуманитарных вузов [Электронный ресурс] / М.С. Бережная // Сетевой электронный научный журнал «Педагогика искусства». 2018. №3. URL: // http://www.art-education.ru/electronic-journal/osobennosti-formirovaniya-hudozhestvennogo-myshleniya-v-tvorcheskoy-deyatelnosti (дата обращения 23.07.2019)
4. Дорфман, Л.Я.  Уровни и типы креативности: анализ современных психологических концепций [Электронный ресурс] / Л.Я. Дорфман // Психологический журнал. 2015. Том 36. № 1. С. 81–90. URL : //http://naukarus.com/urovni-i-tipy-kreativnosti-analiz-sovremennyh-psihologicheskih-kontseptsiy (дата обращения 25.07.2019)
5. Друбецкая, Л.А. Развитие креативности педагогов и детей в дошкольных образовательных учреждениях [Электронный ресурс] /Л.А. Друбецкая // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 1. С. 46–48. URL: // https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00310178_0.html (дата обращения 23.07.2019)
6. Креативность как ключевая компетентность педагога. Монография / Под ред. проф. М.М. Кашапова, доц. Т.Г. Киселевой, доц. Т.В. Огородовой. Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. 392 с. 
7. Леньков, С.Л. Динамическая деятельностно-компетентностная модель профессионализма инновационных педагогов [Электронный ресурс] / С.Л. Леньков // Научный диалог. 2016. №4 (52). С. 337–360. URL: // http://lib.knigi-x.ru/23pedagogika/250969-1-lenkov-s-l-dinamicheskaya-deyatelnostno-kompetentnostnaya-model-professionalizma-innovaci.php (дата обращения 23.07.2019)
8. Лыкова, И.А. Готовность педагогов к диалогу в образовательной среде: постановка проблемы. [Текст] / И.А Лыкова, В.В. Кожевникова, И.В. Мерзликина // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIА-2018): сборник научных трудов Международной научно-практической конференции 5-6 июня 2018 г. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. С. 824–835. 
9. Лыкова, И.А. Социокультурная образовательная среда: от анализа ключевых понятий к вариативной модели. [Электронный ресурс] / И.А Лыкова, В.В. Кожевникова // Детский сад: теория и практика. 2017. №9. С. 6–24. URL: // https://editionpress.ru/detsad/vyshedshie-nomera-detsad/nomera-za-2017-god-detsad/360-detsad-9-2017 (дата обращения 23.07.2019
10. Никитин, О.Д. Развитие креативности ка основа профессиональной подготовки студентов педагогических вузов. Автореферат дис. … канд. пед. наук. (13.00.08 – теория и методика профессионального образования). М.: ФГБНУ ИХО РАО, 2009. 20 с. URL: //http://dislib.ru/pedagogika/8738-1-razvitie-kreativnosti-kak-osnova-professionalnoy-podgotovki-studentov-pedagogicheskih-vuzov.php (дата обращения 25.07.2019)
11. Новиков, А.М. Организация образовательных проектов // Инновационные проекты и программы в образовании. [Электронный ресурс] / А.М Новиков, Д.А. Новиков. 2009. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-obrazovatelnyh-proektov (дата обращения:12.07.2019) 
12. Ушакова-Славолюбова, О.А. Индивидуальный подход в развитии креативности педагога дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / О.А. Ушакова-Славолюбова, А.А. Чеменева // Сетевой электронный научный журнал «Педагогика искусства». 2018. №3. URL: // http://www.art-education.ru/electronic-journal/individualnyy-podhod-v-razvitii-kreativnosti-pedagoga-doshkolnoy-obrazovatelnoy (дата обращения 23.07.2019)
13. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос», 2002. 23 апреля: URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения 25.07.2019)
14. Ahmadi, N., Peter, L., Lubart, T., Besançon, M. School Environments: Friend or Foe for Creativity Education and Research?.In: Mullen C. (eds) Creativity Under Duress in Education?. Creativity Theory and Action in Education, vol 3. Springer, Cham, 2019 (In Eng.) DOI: 10.1007/978-3-319-90272-2_14 
15. Baer, J. Theory in Creativity Research: The Pernicious Impact of Domain Generality. In: Mullen C. (eds) Creativity Under Duress in Education? Creativity Theory and Action in Education, vol 3. Springer, Cham 2019, (In Eng.) DOI: 10.1007/978-3-319-90272-2_7 
16. Darija Aleksić, Matej Černe, Anders Dysvik & Miha Škerlavaj.  I want to be creative, but … preference for creativity, perceived clear outcome goals, work enjoyment, and creative performance, European Journal of Work and Organizational Psychology, 25:3, 363-383, DOI: 10.1080/1359432X.2015.1077809
17. Samuel Leong & Xue-Lan Qiu.  Designing a ‘creativity and assessment scale’ for arts education, Educational Psychology, 33:5, 596-615, DOI: 10.1080/01443410.2013.827154
18. Santana Fifiet Dwi T. (2019) Teacher Creativity Strengthening for Establishment of Culture Identity, International Conference on Arts and Design Education (ICADE 2018), Atlantis Press, 2019 (In Eng.) DOI: 10.2991/icade-18.2019.77
19. Sum Kwing Cheung, Ricci Wai-tsz Fong, Suzannie Kit Ying Leung & Elsa Ka-wei Ling (2019) The Roles of Hong Kong Preservice Early Childhood Teachers’ Creativity and Zest in Their Self-efficacy in Creating Child-centered Learning Environments, Early Education and Development, 2019 (In Eng.) DOI: 10.1080/10409289.2019.1586224
20. Sue Lukersmith & Robin Burgess-Limerick (2013) The perceived importance and the presence of creative potential in the health professional's work environment, Ergonomics, 56:6, 922–934, 2013, (In Eng.) DOI: 10.1080/00140139.2013.779033
21. Zinsser, K., Shewark E., Denham S., Curby Т. A Mixed‐Method Examination of Preschool Teacher Beliefs About Social–Emotional Learning and Relations to Observed Emotional Support Infant and Child Development, Volume23, Issue5 September/October 2014 Pages 471-493 https://doi.org/10.1002/icd.1843
22. Wang, W. & Shan, J. A Preliminary Investigation into Creativity Fostering Behaviors of Maker Teachers in Shanghai. In K. Graziano (Ed.), Proceedings of Society for Information Technology & Teacher Education International Conference (pp. 1432-1437). Las Vegas, NV, United States: Association for the Advancement of Computing in Education (AACE). Retrieved July 21, 2019 (In Eng.) from https://www.learntechlib.org/primary/p/207834/. (дата обращения 19 июля 2019)