Результаты получены в рамках выполнения государственного задания
Министерства просвещения Российской Федерации
«Социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства»
на 2020 год
Анализ государственных документов и психолого-педагогических исследований показывает, что именно креативные специалисты способны компетентно, гибко, самостоятельно, ответственно решать профессиональные задачи в современном образовательном пространстве, которое можно обозначить как ситуацию постоянных вызовов [1; 2; 3; 4; 5; 6: 7; 8; 13 и др.]. При этом выявлено острое противоречие между признанием креативности компетенцией XXI века и явной недостаточностью креативности в системе образования, в т.ч. в компетенциях современных педагогов (Ahmadi N., Peter L., Lubart T., Besançon M. [14]). Обнаружен следующий парадокс: даже признавая важность креативности, педагоги далеко не всегда стремятся быть креативными и действовать креативно.
В данной статье авторы обосновали креативность как ключевую компетенцию педагога, способного к созданию социокультурной образовательной среды и поддержке социализации детей с учетом обстоятельств их жизни.
Отечественные (Д.Б. Богоявленская, В.Т. Кудрявцев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн) и зарубежные (Дж. Гилфорд, С. Медник, Р. Мэй, А. Маслоу, К. Роджерс, П. Торренс) исследователи внесли весомый вклад в изучение сущности, специфики и структуры креативности личности.
В современных научно-педагогических исследованиях все чаще обсуждается термин «креативность педагога» [1; 2; 3; 5; 6; 7; 12; 13]. Как отмечает Л.Я. Дорфман, «креативность не столько вездесуща, сколько, скорее всего, является гетерогенным, а не гомогенным явлением. В этом одна из объективных причин, почему у креативности до сих пор неустоявшийся понятийный статус» [4].
Наличие большого количества трактовок термина «креативность» (выявлено более 60) и их разнородность затрудняли терминологический анализ, поэтому основные определения креативности были рассмотрены авторами статьи в контексте 14 научных подходов. В таблице 1 представлены результаты терминологического и системно-классификационного анализа трактовок понятия «креативность» как основы для научной интерпретации понятия «креативность педагога».
Креативность — имманентное свойство духовной личности, связанное с системой ценностей как мировоззренческих ориентиров и определяющее способность к саморазвитию, самоактуализации. Выражается не столько многообразием знаний, умений и навыков, сколько направленностью личности на другого человека (в сотворчестве), способностью предвосхищать результат, вычленять значимые фрагменты информации, изменять стереотипы с целью получения нетривиальных, неожиданных и при этом продуктивных решений задач в различных контекстах.
Сделаем обзор трактовок креативности, получивших наибольшее признание в науке и практике: 1) сущность дивергентного мышления (Дж. Гилфорд, О.К. Тихомиров), проявление латерального мышления (Э. Боно, Ф. Котлер); 2) актуализация интеллектуальной активности (Д.Б. Богоявленская, Н.Е. Веракса, Л.Б. Ермолаева-Томина); 3) готовность к принятию и созданию объективно нового (А.Н. Поддьяков); способность к генерированию оригинальных и при этом функциональных, востребованных идей (В.Т. Кудрявцев); 4) особая психическая реальность (Т.А. Барышева); 5) способность к созданию продукта, обладающего новизной и при этом соответствующего контексту, в котором он находится (Т. Амабайл, Ф. Баррон, Т. Любарт, Д. Маккинон, Р. Оксе, Р. Штернберг); 6) уровень творческой одаренности (Д.Б. Богоявленская, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров; 7) интегрированное качество личности (Я.А. Пономарёв, А.В. Хуторской).
В современных психолого-педагогических исследованиях проблема поддержки и развития креативности педагога рассматривается с точки зрения возможности управления данным процессом (Н.Е. Татаринцева, О.Г. Лысенко), выявления корреляции креативности педагога с креативностью воспитанников (О.Ю. Зайцева), определения значимости креативности педагога для эффективности его инновационной деятельности (Я.С. Аксарина, Н.В. Мартишина, Н.И. Пустовалова). Многие исследователи рассматривают креативность и творчество как сущность педагогической деятельности (М.М. Зиновкина, Н.В. Кузьмина, И.А. Лыкова, Н.В. Матяш, Л.М. Митина, Л.Г. Савенкова и др.).
В концепции А.В. Хуторского [13] креативность раскрывается как интегративная способность педагога, объединяющая целые системы взаимосвязанных элементов, в т.ч. следующие виды деятельности — методологическую, когнитивную, креативную. А.В. Хуторской выявил ряд сущностных качеств креативного педагога: ассоциативность, творческое воображение, развитая интуиция, изобретательность, смекалка, неординарность мышления [там же].
В современных зарубежных исследованиях отмечается, что креативные служащие важны для внедрения инноваций и устойчивого развития организации [14; 15; 16; 22]. Доказано, что для поддержки и развития творческого потенциала сотрудников необходимо улучшить дизайн пространства и процесса работы (Sue Lukersmith & Robin Burgess-Limerick [20]).
Несомненный интерес вызывает исследование Samuel Leong & Xue-Lan Qiu [17], в котором указывается на необходимость развития креативности педагогов системы художественного образования и разработки инструментария (методик, тестов, диагностических заданий) для измерения креативности педагогов.
В исследовании Darija Aleksić, Matej Černe, Anders Dysvik & Miha Škerlavaj [16] обоснована необходимость преобразования креативности личности, определяемой как склонность любить свою работу и хотеть быть креативным, в реальное профессиональное творчество.
K. Zinsser, E. Shewark, S. Denham, T. Curby [21] обратили внимание на то, что в становлении профессиональной креативности важное значение имеет принятие педагогами роли эмоциональных социализаторов. J. Baer J. [15] предупреждает о том, что в силу своей специфики креативность является абстракцией, поэтому мы мало что можем узнать о природе креативности, если будем отдавать преимущество теоретическим поискам. И делает важный вывод о связи теории с практикой, о необходимости обучения педагогов профессиональным навыкам.
W. Wang & J. Shan [22] провели прикладное исследование в школах Шанхая, цель которого состояла в оценке творческого поведения 54 педагогов и выявлении его взаимосвязи с индивидуальным творческим подходом специалистов. Была разработана шкала самооценки, включающая 27 пунктов, основанных на 9 способностях, связанных с креативностью. Santana Fifiet Dwi T. [18] высказала важную мысль о том, что креативный педагог — это новатор в своей профессиональной роли, поэтому в его компетенции должен быть выбор методологий, учебных материалов и критериев оценки, которые соответствуют развитию детей и содержанию образовательных программ. Среди выявленных компетенций педагогов важно отметить возможность развивать атмосферу преподавания, которая содействует развитию креативности у детей [там же].
Sum Kwing Cheung, Ricci Wai-tsz Fong, Suzannie Kit Ying Leung & Elsa Ka-wei Ling [19] в своем прикладном исследовании, проведенном в Гонконге методом анализа самоотчетов 275 педагогов, убедительно показали, что креативность напрямую связана с самоэффективностью педагога в создании им образовательной среды, ориентированной на ребенка, поэтому учебные программы педагогических вузов должны включать компоненты, способствующие развитию креативности студентов. Этот вывод перекликается с идеями, высказанными отечественными учеными (М.С. Бережная [3], С.Л. Леньков [7], О.Д. Никитин [10] и др.).
Выводы. На основе терминологического и системно-классификационного анализа различных трактовок термина «креативность» авторами статьи сформулировано определение профессиональной креативности педагога, в основу которого положены ключевые идеи культурологического, интегративного и ситуационного подходов. Профессиональная креативность педагога рассматривается как интегративная способность к осмыслению образовательных ситуаций и творческому решению профессиональных задач в постоянно изменяющихся условиях для достижения качественно нового результата педагогической деятельности (понятие введено И.А. Лыковой, О.А. Ушаковой-Славолюбовой). Креативный педагог обладает компетенциями, которые позволяют ему:
адекватно оценивать ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности; гибко адаптироваться в изменяющемся социокультурном пространстве, приобретая новый опыт и умело применяя его на практике;
компетентно ставить цели и образовательные задачи с учетом особенностей каждого ребенка и образовательного запроса его семьи;
создавать условия для позитивной социализации детей;
самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, технологий, методик, форм, методов, средств и на этой основе креативно проектировать образовательный процесс;
быть готовым к «диалогу» в социокультурной образовательной среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев, В.В. Отечественный и зарубежный опыт персонификации в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / В.В. Афанасьев, С.М. Куницына, В.В. Лебедев, Т.В. Расташанская, К.А. Табаровская // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. Вып. № 9 (51) (сентябрь). Ч. 4: Педагогические науки. С. 47–52. URL : //https://research-journal.org/category/2016/september2016.
2. Башина, Т.Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Т.Ф. Башина // Молодой ученый. 2013. №4. С. 521–525. URL: // https://moluch.ru/archive/51/6639/ (дата обращения 23.07.2019)
3. Бережная, М.С. Особенности формирования художественного мышления в творческой деятельности у учащихся гуманитарных вузов [Электронный ресурс] / М.С. Бережная // Сетевой электронный научный журнал «Педагогика искусства». 2018. №3. URL: // http://www.art-education.ru/electronic-journal/osobennosti-formirovaniya-hudozhestvennogo-myshleniya-v-tvorcheskoy-deyatelnosti (дата обращения 23.07.2019)
4. Дорфман, Л.Я. Уровни и типы креативности: анализ современных психологических концепций [Электронный ресурс] / Л.Я. Дорфман // Психологический журнал. 2015. Том 36. № 1. С. 81–90. URL : //http://naukarus.com/urovni-i-tipy-kreativnosti-analiz-sovremennyh-psihologicheskih-kontseptsiy (дата обращения 25.07.2019)
5. Друбецкая, Л.А. Развитие креативности педагогов и детей в дошкольных образовательных учреждениях [Электронный ресурс] /Л.А. Друбецкая // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 1. С. 46–48. URL: // https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00310178_0.html (дата обращения 23.07.2019)
6. Креативность как ключевая компетентность педагога. Монография / Под ред. проф. М.М. Кашапова, доц. Т.Г. Киселевой, доц. Т.В. Огородовой. Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. 392 с.
7. Леньков, С.Л. Динамическая деятельностно-компетентностная модель профессионализма инновационных педагогов [Электронный ресурс] / С.Л. Леньков // Научный диалог. 2016. №4 (52). С. 337–360. URL: // http://lib.knigi-x.ru/23pedagogika/250969-1-lenkov-s-l-dinamicheskaya-deyatelnostno-kompetentnostnaya-model-professionalizma-innovaci.php (дата обращения 23.07.2019)
8. Лыкова, И.А. Готовность педагогов к диалогу в образовательной среде: постановка проблемы. [Текст] / И.А Лыкова, В.В. Кожевникова, И.В. Мерзликина // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIА-2018): сборник научных трудов Международной научно-практической конференции 5-6 июня 2018 г. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. С. 824–835.
9. Лыкова, И.А. Социокультурная образовательная среда: от анализа ключевых понятий к вариативной модели. [Электронный ресурс] / И.А Лыкова, В.В. Кожевникова // Детский сад: теория и практика. 2017. №9. С. 6–24. URL: // https://editionpress.ru/detsad/vyshedshie-nomera-detsad/nomera-za-2017-god-detsad/360-detsad-9-2017 (дата обращения 23.07.2019
10. Никитин, О.Д. Развитие креативности ка основа профессиональной подготовки студентов педагогических вузов. Автореферат дис. … канд. пед. наук. (13.00.08 – теория и методика профессионального образования). М.: ФГБНУ ИХО РАО, 2009. 20 с. URL: //http://dislib.ru/pedagogika/8738-1-razvitie-kreativnosti-kak-osnova-professionalnoy-podgotovki-studentov-pedagogicheskih-vuzov.php (дата обращения 25.07.2019)
11. Новиков, А.М. Организация образовательных проектов // Инновационные проекты и программы в образовании. [Электронный ресурс] / А.М Новиков, Д.А. Новиков. 2009. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-obrazovatelnyh-proektov (дата обращения:12.07.2019)
12. Ушакова-Славолюбова, О.А. Индивидуальный подход в развитии креативности педагога дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / О.А. Ушакова-Славолюбова, А.А. Чеменева // Сетевой электронный научный журнал «Педагогика искусства». 2018. №3. URL: // http://www.art-education.ru/electronic-journal/individualnyy-podhod-v-razvitii-kreativnosti-pedagoga-doshkolnoy-obrazovatelnoy (дата обращения 23.07.2019)
13. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос», 2002. 23 апреля: URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения 25.07.2019)
14. Ahmadi, N., Peter, L., Lubart, T., Besançon, M. School Environments: Friend or Foe for Creativity Education and Research?.In: Mullen C. (eds) Creativity Under Duress in Education?. Creativity Theory and Action in Education, vol 3. Springer, Cham, 2019 (In Eng.) DOI: 10.1007/978-3-319-90272-2_14
15. Baer, J. Theory in Creativity Research: The Pernicious Impact of Domain Generality. In: Mullen C. (eds) Creativity Under Duress in Education? Creativity Theory and Action in Education, vol 3. Springer, Cham 2019, (In Eng.) DOI: 10.1007/978-3-319-90272-2_7
16. Darija Aleksić, Matej Černe, Anders Dysvik & Miha Škerlavaj. I want to be creative, but … preference for creativity, perceived clear outcome goals, work enjoyment, and creative performance, European Journal of Work and Organizational Psychology, 25:3, 363-383, DOI: 10.1080/1359432X.2015.1077809
17. Samuel Leong & Xue-Lan Qiu. Designing a ‘creativity and assessment scale’ for arts education, Educational Psychology, 33:5, 596-615, DOI: 10.1080/01443410.2013.827154
18. Santana Fifiet Dwi T. (2019) Teacher Creativity Strengthening for Establishment of Culture Identity, International Conference on Arts and Design Education (ICADE 2018), Atlantis Press, 2019 (In Eng.) DOI: 10.2991/icade-18.2019.77
19. Sum Kwing Cheung, Ricci Wai-tsz Fong, Suzannie Kit Ying Leung & Elsa Ka-wei Ling (2019) The Roles of Hong Kong Preservice Early Childhood Teachers’ Creativity and Zest in Their Self-efficacy in Creating Child-centered Learning Environments, Early Education and Development, 2019 (In Eng.) DOI: 10.1080/10409289.2019.1586224
20. Sue Lukersmith & Robin Burgess-Limerick (2013) The perceived importance and the presence of creative potential in the health professional's work environment, Ergonomics, 56:6, 922–934, 2013, (In Eng.) DOI: 10.1080/00140139.2013.779033
21. Zinsser, K., Shewark E., Denham S., Curby Т. A Mixed‐Method Examination of Preschool Teacher Beliefs About Social–Emotional Learning and Relations to Observed Emotional Support Infant and Child Development, Volume23, Issue5 September/October 2014 Pages 471-493 https://doi.org/10.1002/icd.1843
22. Wang, W. & Shan, J. A Preliminary Investigation into Creativity Fostering Behaviors of Maker Teachers in Shanghai. In K. Graziano (Ed.), Proceedings of Society for Information Technology & Teacher Education International Conference (pp. 1432-1437). Las Vegas, NV, United States: Association for the Advancement of Computing in Education (AACE). Retrieved July 21, 2019 (In Eng.) from https://www.learntechlib.org/primary/p/207834/. (дата обращения 19 июля 2019)