СЛОЖНОСТИ ОСВОЕНИЯ ГИТАРЫ УЧАЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АКЦЕНТ

Мещерякова Варвара Сергеевна

аспирант кафедры музыкального искусства Института культуры и искусств Государственного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»

Аннотация: 
В данной статье рассматриваются сложности освоения гитары, которые связаны, во-первых, с асимметрией в движениях правой и левой рук, которая требует не просто тренировки, а осмысленного управления движением, активного подключения когнитивной сферы. Во-вторых, это необходимость ориентироваться в числовых системах, применяемых для записи гитарного текста, вызывающая у учеников серьезные затруднения. В статье описаны методические приемы, связанные с восприятием и запоминанием геометрических форм, позволяющие ученикам более эффективно осваивать данный музыкальный инструмент.
«Настоящая наука и настоящая музыка требуют
однородного мыслительного процесса»
Альберт Эйнштейн

Область дополнительного образования предоставляет учащимся любого возраста разнообразные возможности общения с музыкой. Ученики сами выбирают направление и специализацию занятий и посещают их не потому, что это является обязательным, а потому, что это их собственное желание. В том случае, если у обучающихся обнаруживаются в процессе занятий серьезные музыкальные данные, они могут продолжить свою подготовку на более высоком уровне, предполагающем дальнейшее продвижение в направлении профессионального обучения музыке и поступать впоследствии в среднее специальное учебное заведение – музыкальный колледж.

Если же профессиональные интересы школьника направлены на освоение другой специальности, то занятия музыкой в учреждениях дополнительного образования – детских музыкальных школах, школах искусств, разнообразных кружках и студиях, никак не помешают основной избранной школьником линии подготовки к будущей профессиональной жизни. Напротив, эти занятия будут способствовать их общему гармоничному развитию,   развитию способности четко воспринимать, логически мыслить, запоминать значительные объемы информации, сравнивать, анализировать.

Наиболее важной способностью, которую с успехом развивают занятия музыкой, является способность и привычка к ежедневному труду, потребность в постоянном самосовершенствовании. Любое другое умение и даже прочно усвоенный навык могут быть на время «отложены» до лучших времен и не поддерживаться ежедневными упражнениями. Игра на музыкальном инструменте требует обязательных регулярных упражнений. В том случае, если ученик прекращает регулярные занятия на инструменте, его навыки очень быстро утрачивают свою актуальность и возобновить их, достичь утраченного уровня развития в области владения музыкальным инструментом бывает очень сложно. Поэтому в процессе занятий музыкой в условиях профессионального педагогического сопровождения постепенно вырабатывается потребность в регулярных занятиях, потребность к осуществлению постоянной целенаправленной работы для достижения поставленной цели.

Ежедневные занятия музыканта не вписываются в регламент жизни любого другого человека – здесь нет понятия «выходной день», «отпуск», «каникулы» и т.п. При правильном подходе к развитию юного музыканта его обязательные ежедневные занятия не вызывают напряжения, досады, борьбы с собственной ленью – как же так, все дети гуляют, а я должен заниматься – они сопровождаются чувством удовольствия от самого звукоизвлечения, которое способствует выработке способности и привычки к ежедневному труду.

В качестве яркого примера можно привести события творческой жизни выдающегося русского художника Антона Павловича Лосенко, который профессионально обучался музыке сначала в известной глуховской школе, а затем  в Петербургской капелле под руководством М.Ф.  Полторацкого. Особенности строения его певческого аппарата привели к тому, что после мутационного периода он, как это было определено педагогами капеллы «спал с голоса». Было решено отправить Антона Лосенко в только что открывшуюся Академию художеств на учебу к одному из самых известных тогда художников – портретисту П. Ротари. Талант и работоспособность, уже выработанная за годы обучения музыке, вскоре (по прошествии шести месяцев занятий) позволили руководству Академии отправить его как одного из первых пенсионеров для продолжения художественного образования  во Францию и Италию. Успехи Лосенко были столь значительны, что по возвращении в Россию он становится академиком и профессором, а затем и директором Академии художеств.

В наши дни показательными стали пути профессионального развития талантливых музыкантов – учеников одной из лучших профессиональных музыкальных школ страны – Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных. Те из них, которым пришлось по разным причинам выбирать другую профессию, не связанную с музыкальным исполнительством, показали значительные успехи в ее освоении. Они стали известными журналистами, историками, продюсерами, организаторами социокультурной деятельности и пр.

Наблюдения и анализ профессиональной траектории развития студентов, которые в начале своего обучения серьезно занимались музыкой и планировали продолжить ее освоение на более высоком уровне, а затем, по каким-либо причинам (заболевание, изменение условий жизни, недоступность образовательного музыкального учреждения и т.п.) не смогли продолжить занятия музыкой и были вынуждены выбирать другую профессию, показали следующее:

1. Практически все эти студенты (98%) смогли найти другое направление своего дальнейшего развития, причем в ряде случаев (62%) в области, не имеющей отношения к музыкальному образованию. Они смогли легко адаптироваться и переключиться на освоение другой профессии, но сохранили уже приобретенные знания о музыке, потребность общения с ней – они остались продвинутыми слушателями и ценителями музыкального искусства.

2. Выработанная за годы обучения музыке привычка к ежедневному труду позволила этим студентам достаточно легко осваивать новую для них профессию. Они, как правило, избегают присущего значительной части студенчества аврального метода учебы и работы – когда все необходимые задания выполняются наспех, в последний момент и их качество оставляет желать лучшего. Для студентов, которые в начале своего обучения профессионально занимались музыкой, характерно спокойное, взвешенное отношение к объему работы, планомерное ее выполнение, значимые результаты.

Таким образом, мы можем утверждать, что занятия музыкой и в области профессионального, и в области общеразвивающего направления способствуют выработке у обучающихся важнейших для последующей жизни способностей и навыков. Однако, сам процесс освоения того или иного музыкального инструмента зачастую сопровождается целым рядом сложностей, которые требуют особого внимания педагога.            

Гитара – сложный и многогранный музыкальный инструмент, процесс обучения на котором предполагает преодоление определенных трудностей как в физическом плане, так и в плане запоминания большого количества информации. Казалось бы, процесс запоминания не прост для учащегося, занимающегося на любом музыкальном инструменте, а гитара – один из самых популярных, который, как многие считают, может быть освоен самостоятельно на любительском уровне – простейшие аккорды, ритмические фигурации – вот пример того, как гитара чаще всего привлекается к музицированию в домашних условиях. Почему же мы выделяем именно гитару, подчеркивая особую трудность адаптации к данному инструменту?

Во-первых, в процессе серьезного освоения игры на гитаре, осуществляемого при профессиональном педагогическом сопровождении, ученик сталкивается с разными двигательными приемами для правой и левой руки. Такая асимметрия в движениях требует не просто тренировки, а осмысленного управления движением рук, активного подключения когнитивной сферы.

Во-вторых, это необходимость ориентироваться в числовых системах, применяемых для записи гитарного текста, что вызывает у учеников значительные затруднения в процессе занятий на данном музыкальном инструменте.

Музыка – это аудиальное искусство. Слушая какое-либо произведение, мы нередко закрываем глаза, представляя образы, навеянные нам мелодией. Некоторые слушатели даже рисуют картины под впечатлением от прослушанной композиции. В данном случае мы воспринимаем музыку аудиально, посредством слуха, а впечатление, отклик на нее получаем зрительный.

Гитарист, начиная изучение своего инструмента, привыкая к нему, сталкивается с большим количеством чисел, с помощью которых записывается музыкальный текст, предназначенный для гитарного исполнения, и задачей запомнить эти числа с помощью визуальной (зрительной) памяти.

О сложности связей зрительного и слухового восприятия, а также о работе центральной нервной системы применительно к фортепианному исполнению, пишет в своей книге «У врат мастерства» Григорий Михайлович Коган. Рассуждая об ошибках представителей анатомо-физиологической школы (Э. Бах, Р. Бретгаупт, Е. Тецель и др.), которые в своих исследованиях концентрировались исключительно на работе рук музыканта и оценивали точность, скорость и чистоту исполнения, Коган отмечает, что «было бы наивно объяснять это частными ошибками, допущенными отдельными представителями анатомо-физиологической школы при анализе тех или иных движений. Причина лежит глубже. Она состоит в том, что названная школа, при всем своем преклонении перед физиологией, понимала последнюю упрощенно, сводя ее по существу к одной только механике работы суставов и мышц и упуская из виду более важный механизм работы головного мозга, центральной нервной системы, управляющей всеми движениями человека» [2, 18]. 

Само количество образной, художественной информации, которое составляет эстетический опыт человека, предстает в своем целостном, взаимосвязанном виде, и чем более объемным предстает накопленный эстетический опыт, тем больше связей формируется между полученными с помощью различных чувств впечатлениями. «Иногда художник заносит в блокнот свои| «выдумки»… –  но я думаю, что в конечном счете это все же не «выдумки», а что-то когда-то виденное и синтезированное с чем-то, то есть отраженные и переработанные впечатления действительности» [3, 36].

Полученная разнообразными путями  объемная информация должна быть надежно сохранена, и это предполагает наличие хорошей памяти, которая может быть развита и укреплена в процессе обучения. Это позволяет достигать большей мобильности и разнообразия в комбинировании имеющихся художественных впечатлений, в создании на их основе собственных вариантов, в работе воображения и фантазии. «... В созданиях воображения память играет не меньшую роль, чем в реалистических произведениях... В созданиях воображения все элементы даны – они только перекомпанованы иным образом», – отмечает, в свою очередь Жюльен Грак [5, 110-111].

Ученые подтверждают, что «все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти» [4, 108]. Таким образом можно отметить, что память – это своеобразный «резервуар» вообpажения; богатство или скудость последнего (воображения) зависят в значительной мере от богатства или скудости запаса образов, хранящихся в этом «резервуаре». Не случайно крупные мастера искусства отличались, как правило, замечательной памятью. «Память для писателя – главное! – говорил С.Н. Сергеев-Ценский.... Без памяти не будет ни воображения, ни отбора материала» [3, с. 36].

Необходимо показать методические приемы, которые помогут в классе гитары в освоении этого сложного музыкального инструмента. Данные приемы связаны, прежде всего, с различными видами памяти.

Психология выделяет несколько видов памяти, каждый из которых не существует в отдельности от другого, но, во всех случаях, какой-то вид является преобладающим в силу особенностей индивида. Рассмотрим типологию памяти по сенсорной модальности. Она включает в себя зрительную (визуальную), моторную (кинестетическую), звуковую (аудиальную) память, а также память  вкусовую, обонятельную, болевую и эйдетическую.

Задача начинающего гитариста – выработать определенные моторные навыки (задействовать свою долговременную кинестетическую память). Это самый распространенный тип памяти, на который опирается большинство музыкантов. Суть этого метода запоминания заключается в том, чтобы довести все до максимального автоматизма. При успешном овладении данным методом, во время игры музыкант не анализирует, какой палец куда поставить в данный момент времени, руки «делают все сами». Это можно сравнить с ездой на велосипеде – научившись один раз, с помощью кинестетической памяти можно вернуть навык даже после длительного перерыва.

Особенные трудности заключаются в том, что правая и левая рука гитариста при игре выполняют различные, но равные по степени сложности задачи. При этом, обучаясь играть правой рукой, мы, в первую очередь, используем кинестетическую память, то есть играем на ощупь, а все зрительное внимание гитариста сосредоточено на левой руке.

Гитарист не зря полностью отдает свое зрение левой руке. На грифе располагается минимум три числовые системы, в которых начинающему музыканту нужно научиться безошибочно ориентироваться. Это лады, которые обозначаются римскими цифрами, аппликатура – пальцы левой руки – отмеченные арабскими цифрами, а также обозначения шести струн – также отмечаемые арабскими цифрами, но помещенными в кружок. При таком количестве числовых обозначений зрение должно участвовать в процессе игры очень активно. Здесь необходимо помнить о распределении функций правого и левого полушария мозга. Как известно, функции левого и правого полушария мозга не совпадают. Левое (логическое) – управляет речью, а правое (образное) – отвечает за восприятие конкретных образов и сигналов внешнего мира, и, в частности, за музыкальную деятельность.  Примечательно, что правая рука в нотном гитарном тексте обозначается буквами, что сразу относит ее к области ответственности левого полушария, основанного на чувствах, речи, ощущениях.

Действия левой руки привязаны к визуальной памяти. Мы запоминаем зрительно аккорды, аппликатуру. Чтобы облегчить процесс адаптации к инструменту, мы стараемся на что-то опираться, найти образы и формы, помогающие работе памяти. По сути, то, что происходит с левой рукой при игре  на гитаре, это отражение отложившихся в памяти изображений неких фигур. Наша задача сделать так, чтобы в сознании отложилась математическая или геометрическая конструкция, что поможет «свернуть» (обобщить) полученную информацию. «Среди наиболее значительных работ, в которых затрагиваются различные аспекты категории обобщения в педагогике, можно назвать исследования таких ученых, как Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.Н. Лук и др. Большинство из них опирается в своих выводах, как правило, на данные, полученные в процессе освоения учащимися области точных наук» [1, 41]. 

К области математики можно отнести, например, гаммообразные пассажи – когда в правой руке идет последовательный счет. К геометрии относится все остальное – постановка аккордов и интервалов.

Аккорд на гитаре – это четко сформированный геометрический образ, в котором пальцы мы воспринимаем как точки, соединенные между собой линиями, в результате чего образуются некие геометрические фигуры.   Они могут быть простой формы (например, формы равнобедренного треугольника), а могут быть и более сложными – неравнобедренный треугольник, трапеция, фигуры из двух элементов, образующиеся тогда, когда в игре на гитаре применяется прием баррэ.

Визуально запоминается именно геометрическая конструкция, а не каждая нота по отдельности. Это и обеспечивает необходимое «свертывание» информации. «Мысль об обобщении как ядре способностей поддерживается целым рядом крупных исследователей, работающих в разных областях науки. Ими доказана важная роль этой способности, а также четко определяется, что само обобщение – это не характеристика данного вида деятельности в его отличии от другого, а механизм, который характеризует саму способность через качество осуществляемой деятельности»  [1, 48].  Такого рода образы, которые помогают запомнить аккорд или интервал – это эффективный прием, позволяющий ученикам более уверенно продвигаться в освоении гитары. По мере отработки нужных движений, необходимость обращения к геометрической ассоциации постепенно отпадает, уступая место глубоко усвоенным навыкам.

Вместе с тем, принимая во внимание исследования ученых, обращавшихся к явлениям и закономерностям психологического характера, роли и уровня развития ряда способностей (таких, как память, воображение, ассоциативные способности, обобщение и др.), можно утверждать, что привлечение к работе с обучающимися в классе гитары в условиях дополнительного образования геометрических форм как одного из действенных способов запоминания объемной и многосоставной информации может способствовать их более уверенному и качественному продвижению на пути освоения данного музыкального инструмента. Это окажет также позитивное воздействие на гармоничное развитие учащихся класса гитары в целом.  

 

ЛИТЕРАТУРА

Кабкова, Е.П. Художественное обобщение на уроках искусства [Текст] / Е.П. Кабкова. – М.: ИХО РАО, 2004.
Коган, Г.М. У врат мастерства [Текст] / Г.М. Коган. – М.: Советский композитор, 1972.
Монахов, Н.Ф. Моя работа над ролью [Текст] / Н.Ф. Монахов. – Л.- М.: Искусство, 1937.
Теплов, Б.М. Психология [Текст] / Б. М. Теплов. – М.: Учпедгиз, 1948. 
Breton, A., Dehагme, L., Gracq, J., Tагdieu, J. Farouche a quatre feuilles [Теxт] / A. Breton, L. Dehагme, J. Gracq, J. Tагdieu. – Dijon: Grasset, 1954. – P. 110 – 111.