Народное художественное творчество прошло значительный путь исторического
развития и многосторонне отразило мировоззрение этносов, его жизнь, его эстетику:
«Ученые, исследуя народное музыкальное творчество в различных формах его бытования,
отмечали, что отношения, необходимым образом связывающие людей друг с другом в
процессе их творческой жизнедеятельности, реализуются не только в непосредственном
содержании произведений народного искусства, но и в самой обусловленности специфики
ценностного мира музыкального творчества людей, их участием в «событии бытия», в
полифонизме духовных ценностей общества в целом» [1 , с. 68].
Жанровый состав народного художественного творчества, разнообразный по
своему образному миру, включает в себя как общефольклорные жанры, такие как сказки,
пословицы, загадки, поговорки и многие другие; так и такие жанры, которых нет в устном
творчестве других народов. Так, например, только в русском фольклоре есть былины и
частушки. Сказки белорусского народа носят явно выраженный героический характер,
нежели чем украинские или русские. И именно поэтому в белорусском фольклоре
отсутствую масштабные эпические жанры. Следовательно, обращение русского народа к
эпосу неслучайно.
Эпос – слово греческого происхождения. «Epos» означает в первом варианте
повествование о прошлом, содержащее целостную картину жизни этноса, обладающее
способностью представлять мир в гармоническом единстве; второе значение слова
выступает в литературном роде и означает повествование о событиях, предполагаемых в
прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем).
Эпические жанры охватывают насыщенное событийное бытие человека во всем его
многообразии: «Человек живет историей. И это абсолютный факт. Все человеческое в
человеке родом из прошлого. То, чем человек в себе обязан прошлому, абсолютно
превосходит то, чем человек в себе обязан современности. Настоящее, обладая
абсолютной полнотой и интенсивностью бытия, обладает ими в той мере, в какой
аккумулирует в себе прошлое, в какой опосредует свое бытие бытием прошлого. Чем
больше и глубже оно вовлекается в бытие настоящего, тем оно богаче, тем более
выраженным оказывается его бытие, с большей полнотой и интенсивностью проживается
человеком. Выйти из этой зависимости человек не может, не перестав быть человеком, не
перестав просто быть» [2, с. 124].
До XVIII века сказка, эпопея, историческая песня, былина были ведущими
литературными жанрами. В основе сюжетов были заложены народные предания.
Историко-героический эпос, выступающий как классический тип эпоса, в
монументально-идеализированной форме воспроизводит нормы героического поведения
человека, защищающего честь и независимость своего народа, родины. Эпос
формировался в ответственейшую для русского народа эпоху, когда складывалось и
укреплялось национальное самосознание, пришедшее на смену родовой и племенной
обособленности. В связи с этим эпические жанры имеют определённые признаки,
присущие только им и выделяющие их в особый патриотико-содержательный слой
русского народного творчества.
Признаки эпических жанров:
героический характер содержания произведений;
идеализация действительности героев;
монументальность композиционного построения и др.;
отсутствие конкретных дат, которое является принципиальным отличием
эпического жанра. Эпическое время, в продолжении которого происходит действо в
эпических жанрах, достаточно условно по своей сути и, как правило, замкнуто. Это некая
идеальная старина, т.е. мифологическое время, перенесённое в историю. Персонажи
былин, как правило, исторические личности, поэтому их образы традиционны и
устойчивы. Эпическое время начинается с начало развития сюжета и замыкается в конце
произведения;
музыкальная форма бытования. Эпические произведения, которые не
поются, не могут быть отнесены к данному жанру;
исторический оптимизм.
Необходимо отметить, что русский эпос, как и многие другие жанры русского
фольклора, прошел несколько этапов становления.
Исторические этапы становления русского эпоса можно рассматривать в
следующей последовательности:
1 этап - мифологический, относится к первому тысячелетию до нашей
эры. Этот этап связан со временем начала оборонительной борьбы племён праславян -
земледельцев с ирано-язычными степняками (скифы, сарматы).
2 этап - славянский эпос II-VI в. до н.э.. Отличительными особенностями
данного этапа выступают: отрыв сюжетов эпических жанров от мифа; обращение к
конкретным историческим событиям и личностям (Вольга (Олег), Микула, Святогор и
др.);
3 этап - 10-11 вв. - связан со становлением Киевской Руси. В этот период
создан Владимиров цикл былин;
4 этап - 11-12 вв. - время царствовования Владимира Мономаха и развития
героического эпоса, а также былин-новелл;
5 этап - позднейший период - Новгородский или северный этап русского
эпоса.
Следует отметить, что в период между Владимирским и Новгородским циклами
были периоды, когда повсеместно по России было распространено творчество «каликов
перехожих» (паломников по святым местам) и скоморохов. Скоморохам приписывалось
окончательное формирование жанра «былина». Гонимые правительственными указами
против скоморохов, как носителей светского искусства, скоморохи покидают города и
центральные районы России и поселяются в места более глухих поселений (русский
север), где оседают среди местного населения, которому передают свои знания и
мастерство. Скоморохи - выходцы из демократичных слоёв. Они никогда не порывали
тесной связи с народом. Скоморох - музыкант, дудочник, гусляр, промышляющий
песнями, плясками, шутками, фокусами, потешками; острослов и сатирик.
В творчестве скоморохов происходит взаимовлияние певческой, инструментальной
традиции, а также театрального действа. Скоморохи были носителями многих жанров
народного искусства, выразителями демократичных идей и настроений, что и послужило
главным поводом для их гонения и преследования. «В 1470 году появляется грамота,
которая запрещает скоморохам приближаться к монастырским вотчинам. Однако следует
заметить, что в это время со скоморохами борется в основном церковь, княжеская власть
не вмешивается в жизнь и творчество скоморохов. Это еще период относительной
свободы, когда народные мастера обладают достаточно большими возможностями для
своей деятельности. Но затем количество запретов стремительно увеличивается,
поскольку церковь обращается к князьям с ужесточающимися требованиями об
уничтожении многих народных празднеств, сохраняющихся от времен язычества» [3,
с.137]. Следствием подобных запретов является указ об уничтожении скоморохов,
изданный в 1648 году царём Алексеем Михайловичем. Официальным поводом гонения
стало мнение о том, что скоморохи - носители светского и народного искусства, носители
социальной сатиры, среди которой существуют разбойные элементы.
Одним из самых распространённых эпических жанров, бытующих в наше время,
является жанр былина. В переводе со старорусского "былина" - "быль» - основной жанр
русского музыкального эпоса, в котором переданы лучшие черты русского народа.
Термин «былина» введен известным историком, этнографом, фольклористом А. П.
Сахаровым в начале XIX века. Расцвет жанра былины в историческом прошлом пришёлся
на IX- XIII века н.э. В процессе дальнейшего бытования (XIII- XVIIвв.) былины впитали в
себя нравственные и социальные идеалы народа.
Сюжеты былин - сказочно-фантастические, социально-бытовые, шуточно-
сатирические, героические - различны по содержанию и по месту действия
сосредоточены вокруг Киева и Великого Новгорода - двух крупнейших центров Руси.
Следует подчеркнуть, что русский эпос, по характеру содержания, и делится на две
группы: былины богатырского характера X-XI вв. (Владимирского (Киевского)
цикла). Они посвящены описаниям подвигов русских богатырей со степными
кочевниками. В основе сюжета идея защиты родины. Главными героями выступают Илья
Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович; былины-новеллы или былины
невоинского характера (Былины новгородского цикла) XII-XIV века. Главные герои –
гусляр Садко и богатырь Василий Гуслаев.
По композиционному строению былины формировались из следующих
элементов:
- общие (стереотипные, типичные места) - это давно устоявшиеся описания,
своеобразные шаблоны, передвижные картины, без изменений передвигающиеся
сказителями из одной былины в другую;
- переходные отрезки – именно в них происходит отличие одной былины от другой;
- обрамляющие компоненты – начальные и конечные формы. Они делятся на две
группы: запев и зачин; концовка и исход. Зачин бывает: географический, биографический,
пейзажный. Далее в былине происходит развитие сюжета, затем кульминация и следом за
этим идёт развязка.
Главный композиционный приём былин – это прием создания эффекта
неожиданности и удивления у слушателя. Средства достижения этого эффекта: мотив
предварительной недооценки героя, в силу его молодости или социального положения;
мотив решительного преобладания врага, т.е. гиперболизация врага; мотив всевозможных
грозных предсказаний, предвестий, предупреждений; мотив лёгкости боя или подвига,
достигается благодаря тому, что неприятельское войско составляет лишь фон для
выделения героя или богатыря.
Художественные средства былин: эпитеты (оценочные и изобразительные);
гипербола; литота; Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов для
психологических характеристик. Особенность поэтического языка былин - использование
троекратного повтора с усилением.
Художественные особенности былин: эпическое обобщение; монументальность
образа; повествовательность сюжета; сочетание фантастического и реального.
Исполнительские традиции былин:
- северные области России - сказывание былин на напевы с декламационной
основой (музыкальная и слоговая ритмика взаимосвязаны и подчиняются
закономерностям тонического стихосложения);
- центральные и южные области России - изложение сюжетов более сжатое, иногда
фрагментарное, напевы протяженные, это не сказы, а песни повествовательные, героико -
эпические, лирико-эпические; одноголосные и многоголосные;
- былины и былинные песни казаков-некрасовцев, которые исполнялись
преимущественно женщинами -в одиночку, ансамблем или хором.
В истории былин не всё ясно. Можно только предполагать, почему былины исчезли
с киевской земли, почему их мало помнят в Центральной России. Нашему поколению
былины известны по сборнику XVIII века «Древние российские стихотворения,
собранные Киршей Даниловым»; по записям, сделанным в северных областях России с
середины XIX века до середины XX века; по редким записям в центральных областях; по
обширному собранию донских казачьих былин Листопадова и по недавним записям
былинных песен казаков – некрасовцев.
Кроме былин, к эпическим жанрам русского фольклора относятся так же сказы,
сказки, скоморошины, небылицы, баллады, духовные стихи и исторические песни, как
новый вид эпоса. Роль этих жанров в развитие русской культуры глобальна и велика.
Каждый из этих жанров это величайший пласт в культуре русского народа и его
исторической памяти. Более того, любой из вышеперечисленных жанров – это настоящий
шедевр в репертуаре любого народного певца, независимо от его возраста, а для зрителя,
ставшего свидетелем исполнения эпического жанра – это всегда праздник,
запоминающийся на долгое время.
Таким образом, исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что
научное осмысление русского эпоса, многообразие его жанров, их структурного и
содержательного компонента выступает как фактор художественно-эстетического развития
современного общества, уровня его культурного образования и морально-нравственного
воспитания. Музыкально-поэтический эпос в его исторически сложившихся формах
принадлежит к высшим достижениям народного творчества. В нем сосредоточены
высокие духовные, нравственные и патриотические идеалы народа, отражены
национальные черты и миропонимание. Обращение к эпическим жанрам русского
фольклора сегодня способно привлечь внимание не только профессионально-
направленной аудитории, но и современной публики, слух и вкусы которой искажены не
самыми лучшими экземплярами зарубежной и отечественной поп-музыки. Эпос во все
времена существования играл огромную воспитательную роль. Обладал мощным
идеологическим воздействием. С помощью эпоса, воспевающего красоту родной земли,
мужество и необъятную силу русского народа, у людей невольно формируется чувство
патриотизма и переполняющая гордость за страну, в которой они живут. Эпос учит
отличать добро от зла, формирует у детей правильное восприятие мира, помогает найти
истинный путь к своей душе через религию. Историческая память русского народа
бережно сохранена именно в эпических жанрах. Эпос – неотъемлемая часть фольклора, к
которому обращались, и будут обращаться ещё не один век.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриева Н.И. Народная музыкальная традиция в контексте философии: моногр.- М.: РГСУ, 2011.
2. Бабенко Л.С. Методы и приемы формирования интереса к народной музыке у детей младшего школьного
возраста II Л.С. Бабенко II Музыкальное воспитание в школе.- М., 1999.- Вьп.14.- С12-23.
3. Фраёнова Е.М. Русское народное музыкальное творчество. – М.: Композитор, -2010.
СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЭПИЧЕСКИХ ЖАНРОВ В НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Аннотация:
В работе рассказывается о влиянии эпических жанров на уровень духовного развития
современного общества. Раскрыто понятие «эпоса», определены его признаки, а также рассказано об этапах
становления русского эпоса. В среднем разделе определены жанры русского народного творчества,
имеющие этническую принадлежность, проведён более детальный теоретический разбор жанра
«былина». В заключительном разделе говорится об актуальности обращения сегодня к эпическим жанрам в
контексте включения их в репертуар современных народных певцов.