СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ)

Лыкова Ирина Александровна (1), Мартынова Алия Ирфановна (2)

(1) доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора по инновационной деятельности Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

(2) аспирант лаборатории интеграции искусств и культурологии им. Б.П. Юсова, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», методист, координатор программ и проектов благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни»

DOI: 10.34897/IAECS.2020.2.62549

Аннотация: 
Авторы статьи конкретизируют понятия «социализация детей раннего возраста», «социализация в трудной жизненной ситуации». Показывают взаимосвязь терминов «социализация» и «социокультурный опыт». Выявляют потенциал театрализованной деятельности для успешной адаптации и социализации детей в разных жизненных обстоятельствах. Раскрывают значение и особенности педагогической поддержки как современной формы взаимодействия воспитателя с детьми. Описывают арт-методику «Театр на столе “ДоброМир”», показывают ее возможности для самоопределения и социализации детей третьего года жизни в процессе обыгрывания сказочных сюжетов, позволяющих принимать самостоятельные решения, искать выходы из разных ситуаций. Делают значимые выводы о месте и роли детского театра в социокультурной образовательной среде.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания 
Министерства просвещения Российской Федерации 
«Социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства»
на 2020 год

Социализация — сложный процесс интеграции человека в любую социальную систему (семью, род, племя, этнос, группу по интересам, профессиональное сообщество и др.); освоение социально приемлемых ценностей, норм, правил, знаний, навыков для успешного вхождения в социальную среду и полноценной жизни в обществе [11].
В данной статье представлены результаты исследования, проведенного в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» по проекту «Социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства» (№ 073-00026-20-01) на 2020 год.
Позитивная социализация играет ключевую роль в самоопределении каждого человека на всех этапах и в различных обстоятельствах его жизни. Важные аспекты этой научной проблемы раскрыли исследователи М.С. Бережная [1], Н.Б. Крылова [2], Л.В. Коломийченко [3], А.А. Майер [8], Е.Д. Файзуллаева [12] и др. В раннем и дошкольном детстве адаптация ребенка к новым условиям социальной жизни выступает ведущей формой социализации для «открытия» ребенком окружающего мира и самого себя (И.А. Лыкова, Е.Д. Файзуллаева [5]). 
Первичная социализация начинается с первых дней жизни и продолжается до формирования зрелой личности. Ведущую роль в первичной социализации маленького ребенка играет семья, поскольку базовые представления о жизни в обществе и первые «образцы» социально приемлемого поведения он получает от своих родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер или других близких родственников. Если семья оказывается в трудной жизненной ситуации, процесс первичной социализации нарушается. И тогда сложнейшую задачу позитивной социализации ребенка берет на себя образовательная среда, которая рассматривается сегодня как важная часть социокультурной среды, в которой достигаются цели и смыслы образования (А.Г. Асмолов, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков и др.). 
Особо следует отметить значение искусства и разных видов творческой деятельности для успешной социализации детей раннего возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Эта проблема мало разработана в отечественной психолого-педагогической науке, чем и вызван интерес авторов статьи, поставивших перед собой цель: изучить потенциал театрализованной деятельности для позитивной социализации детей раннего возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, т.е. оставшихся без попечения родителей; имеющих недостатки в физическом (и/или психическом) развитии; детей мигрантов, выходцев из семей беженцев, вынужденных переселенцев и др.
В настоящее время существуют разные подходы к организации оптимальных условий для социализации и самоопределения ребенка в образовательной среде, среди которых можно выделить следующие: «психолого-педагогическая поддержка» (М.С. Каган, С.В. Хомутцов и др.), «социально-психологическое сопровождение» (А.Г. Асмолов, Г. Бардиер, М. Битянова, А. Волосников, А. Деркач, В. Мухина, В.В. Рубцов, Ю. Слюсарев), «содействие» (К. Гуревич, И. Дубровина; Э. Верник, Х. Лийметс, Ю. Сыэрда); «со-бытие» (В. Слободчиков). 
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует руководителей и педагогов дошкольных организаций на педагогическую поддержку самоопределения каждого ребенка (с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей), выбора своего жизненного пути, определения личной позиции, выбора целей и средств самоощущения в окружающем мире, механизмов обретения свободы действия. Большое разнообразие способов самоопределения и самореализации ребенка основано на его повседневных, самых обычных и привычных видах самостоятельной (прежде всего – творческой) деятельности, на социокультурном опыте, на осмыслении своего поведения и отношений с другими людьми в разных жизненных ситуациях, в т.ч. трудных [2; 6; 7; 8; 12].
Педагогическая поддержка понимается сегодня как процессуальная, коммуникативная сложноорганизованная система взаимодействия «Человек-Мир», «Я-Ты» или «Я-Другие». Поддержка включает в себя принятие ребенка таким, каков он есть, эмоциональный комфорт, разные виды и формы взаимодействия (игра, общение, экспериментирование, художественное творчество), обсуждение и презентация результатов сотрудничества [4; 5].
На основе терминологического анализа и обзора литературы по изучаемой проблеме авторами статьи конкретизированы понятия «социализация детей раннего возраста» и «социализация в трудной жизненной ситуации».
Социализация детей раннего возраста рассматривается как процесс освоения начального социокультурного опыта для успешного общения и взаимодействия в близком социуме (в семье, группе детского сада и др.). При этом начальный социокультурный опыт рассматривается как динамичная, постоянно расширяющаяся система, включающая базовые жизненные навыки и культурные умения (например, самостоятельно кушать, умываться, одеваться, здороваться, просить прощения, выбирать занятие по своим интересам, убирать на место игрушки, общаться, включаться в совместную деятельность и др.).
Социализация в трудной жизненной ситуации понимается как успешная адаптация ребенка к изменяющимся обстоятельствам жизни (связанным с потенциальными или реальными рисками для физического и/или психического здоровья) при сохранении открытости и чувства базового доверия к миру. 
Становление социокультурного опыта ребенка раннего возраста, его дальнейшее саморазвитие и самоопределение личности возможны лишь при помощи компетентных взрослых (родителей или лиц, их заменяющих; педагогов), умеющих инициировать активность детей, вовлекать их в творческую деятельность, поддерживать проявления индивидуальности, создавать условия для освоения социокультурного опыта (инициативно действовать, делать осознанный выбор, оценивать поступки, нормы и модели поведения).
Как показывает практика, возможности современных детских садов не всегда достаточны для поддержки социализации детей в творческой деятельности. Опрос 112 педагогов, работающих в группах раннего возраста в пяти субъектах Российской Федерации (Вологда, Курск, Московская область, Ростовская область, Республика Коми), позволил выявить следующие факты: 1) воспитатели не могут раскрыть суть терминов «позитивная социализация» и «гибкая индивидуализация» (62%); 2) испытывают значительные трудности в разработке индивидуальных образовательных программ и маршрутов персонифицированного развития детей раннего возраста (75%); 3) отмечают дефицит времени как основной фактор невозможности педагогической поддержки детей с учетом конкретных обстоятельств их жизни (58%); 4) признают отсутствие опыта и специальных профессиональных  знаний для поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (84%). 
Участие в социальном опросе на портале «Активный гражданин» позволило выявить, что современные родители (13% голосовавших) выбирают для своих детей дополнительное образование художественной направленности (изобразительное искусство, музыка, вокал, театр и т.д.). Полученные факты свидетельствуют о том, что современные родители начинают признавать приоритет развития творческой активности ребенка с раннего детства, создают условия для становления социокультурного опыта детей средствами искусства. 
Важно отметить, что и педагоги (76%), и родители (58%) отмечают значение дополнительного образования, которое понимается сегодня как открытая среда для становления жизненного опыта и самоопределения каждого ребенка как уникальной личности (Е.В. Бондаревская, В.Г. Бочарова, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.Б. Коваль, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, С.Д. Поляков и др.). 
В системе основного и дополнительного образования детей дошкольного возраста активно используются авторские программы, методики и технологии творческой направленности, среди которых: «Сад детства» Л.Г. Савенковой, Л.В. Школяр; «Театр всевозможного» и «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной; «Цветные ладошки» и «Азбука народной культуры» И.А. Лыковой; «Кукляндия» М.А. Родиной; «Малыш» В.А. Петровой; «Театр – творчество – дети: играем в кукольный театр», «Театрализованные занятия в детском саду» М.А. Маханевой; «Росинка» Л.В. Куцаковой и С.И. Мерзляковой; «Шалун – мир дому твоему» Л.М. Торшиловой и другие. Эти авторские программы и методики направлены на самоопределение ребенка, способствуют его успешной социализации в обществе (группе детского сада), содействуют расширению социокультурного опыта. Однако большей частью они адресуются детям дошкольного возраста (от трех до семи лет), поэтому остается актуальной задача разработки программ и методик приобщения к искусству детей раннего возраста (от одного года до трех лет). 
Анализ комплексных образовательных программ («Детство», «Истоки», «Мир открытий», «Теремок» и др.) позволил выявить особенности театрализованной деятельности детей раннего возраста, значимые для проектирования образовательных задач в контексте проблемы исследования. Известно, что дети третьего года жизни могут (и хотят) быть зрителями в театре, любят исполнять несложные роли и управлять театральными куклами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослыми и подражая им, они учатся понимать и использовать «язык» мимики и жестов, активизируют речь, в которой большую роль играет интонация (эмоциональная окраска). Вместе с тем, привлекая детей к игре-инсценировке, не следует ждать от них точного исполнения роли, гораздо важнее эмоции и чувства ребенка, его отношение к происходящему. Совместное переживание сюжетов, обыгрывание простейших диалогов помогает детям осваивать базовые нормы этикета и правила взаимоотношений в обществе. 
В процессе исследования проблемы авторы разработали и апробировали арт-методику «Театр на столе “ДоброМир”» [9; 10], нацеленную на позитивную социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 
Авторская арт-методика «Театр на столе “ДоброМир”» 
Задачи методики: 1) создание условий для становления социокультурного опыта детей раннего возраста; 2) развитие способности откликаться на красоту и многообразие окружающего мира в разных его проявлениях; воспринимать предметы и явления природы окружающего мира через театрализованные представления; 3) развитие воображения и творческой и активности детей в театрализованной деятельности; 4) становление эмоционального интеллекта: поддержка желания выражать эмоции, понимать эмоции других людей (детей и взрослых) и сказочных персонажей; 5) воспитание культуры поведения.
Методика «Театр на столе “ДоброМир”» выстроена на основе мини-театра, где дети не только зрители, но и настоящие участники. Сама методика, формы её применения позволяют создавать оптимальные условия для комплексного решения образовательных задач, помогают педагогу сохранять игровую форму общения с детьми. Специфика методики заключается в реализации полихудожественного подхода, в организации восприятии нескольких видов искусства, взаимно влияющих друг на друга и вызывающих у детей яркие эмоциональные переживания. Это помогает становлению целостного художественного образа через театрализованную игру. У каждого ребёнка развивается умение воспринимать и самостоятельно создавать сказочные образы, появляется мотивированный интерес к импровизации. Сюжеты сказок позволяют формировать способность к сочувствию, сопереживанию, желание помочь героям, оказавшимся в трудных ситуациях. Чрезвычайно важно то, что на этих примерах ребенок осваивает разные сценарии (модели) поведения в реальной жизни. 
Материалы и оборудование: театральный стол (на уровне взгляда детей), на котором устанавливаются декорации спектакля. Атрибуты: куклы и другие игрушки (предметы) из различных материалов (дерева, глины, ткани, соломы и др.), разные по размеру, фактуре, цвету, декору, способу управления.  
Методика «Театр на столе “ДоброМир”» позволяет в игровой театрализованной форме смоделировать при помощи кукол (сказочных героев) различные жизненные ситуации, близкие опыту детей раннего возраста. Это помогает даже самым маленьким детям осмыслить поведение каждого героя (куклы, игрушки). Тематика спектаклей позволяет проанализировать выбор решения, действия и результат поведения сказочных героев. Дети «помогают» героям избежать опасностей, трудностей и ошибок. Дети двух-четырёх лет в силу малого жизненного опыта и сильной привязанности к родителям доверчиво относятся к окружающему миру. Они не осознают возможных опасностей в повседневной жизни за пределами родительской опеки. Для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, участие в спектакле помогает «пережить» новый опыт, преодолеть страхи и другие негативные состояния. 
Доступными и понятными для детей раннего возраста являются сказки, где герои попадают в разные ситуации, пытаются действовать самостоятельно: противостоят событиям, борются, или, наоборот, смиряются с произошедшим. Например, в сказке «Кот, лиса и петух» сюжет строится так, чтобы максимально глубоко раскрыть легкомысленное поведение петушка. В сказке очень наглядно показано, что может случиться, если не исполнять наставления старших, не слушаться. Трёхлетние дети часто сопротивляются замечаниям, указаниям и просьбам родителей (и других близких взрослых), нередко вступают с ними в открытое противостояние и проявляют упрямство («кризис трёх лет»). Благодаря точным и понятным акцентам в спектакле, можно донести до ребёнка важные «уроки»: нельзя открывать дверь «чужому» (в данном случае хитрой лисе), и что может случиться, если не послушаться «родителей» (старших). Когда петушок в третий раз не слушается наставлений членов своей семьи, его вновь крадет лиса. И у кота уже нет возможности помочь ему, так как он ушёл на работу далеко в лес. В процессе спектакля важно показать, как страшно слабому петушку находиться в лапах лисицы, как он громко и долго зовёт на помощь, как отважно сопротивляется, но никто не может его спасти. Для максимально эмоциональной окраски сюжета можно намеренно удлинить путь лисы к своему дому, детально показать борьбу петушка и отчаянную попытку спастись. Наглядный отрицательный результат всех этих действий – важная часть данного спектакля, которая глубоко проникает в душу ребёнка и вызывает переживание за судьбу героя. Однако, разыгрывая данный сюжет, педагогу следует понимать, что при всей эмоциональной яркости сцены борьбы в сказке, с маленькими детьми нельзя завершать занятие на этом этапе. Ребенку важно верить: помощь придет! Петушка всё-таки спасает кот (старший, умный и добрый). В финале сказки нужно вместе с детьми сформулировать правила безопасного поведения дома, а затем попросить детей сделать наказ петушку: «Нельзя никому открывать дверь». Дети с удовольствием принимают участие в нравоучениях и наказах, так как дома, от своих родителей слышат подобные рекомендации, даже эмоционально передают их интонации. 
Арт-методика «Театр на столе “ДоброМир”» может быть реализована педагогом в группах общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей направленности. Для слабовидящих детей необходимо усилить размерный, цветовой и фактурный контраст атрибутов. Для слабослышащих акценты перенести с озвучания спектакля на образы и действия героев. При этом особое внимание важно обращать на размер, форму, материал кукол и декораций для придания им большей выразительности, поскольку для полноценного восприятия окружающего мира большое значение имеют тактильные ощущения. Говорить необходимо доступно и эмоционально, используя понятные детям слова, высказывания. Желательно применять музыкальное сопровождение (погремушки, дудочки, свистульки, бубны и др. инструменты), в т.ч. с участием самих детей. 
В Благотворительном фонде содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни» (Москва) авторская арт-методика «Театр на столе “ДоброМир”» в период с 2017 по 2020 гг. применяется в программе «Школа позитивных привычек» (куратор И.Б. Шульгина, к.п.н.). 
Выводы. Для успешной социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в образовательных учреждениях создается социокультурная среда, которая обеспечивает многоаспектную коммуникацию «взрослый-ребенок», «ребенок-другой ребенок», «ребенок-другие дети». Такая среда позволяет каждому ребенку успешно социализироваться, самоопределяться, быть активным, проявлять инициативу и собственную индивидуальность, самостоятельно открывать культурные и личностные смыслы. Проектирование социокультурной образовательной среды — ключевое условие успешного самоопределение каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и обстоятельств его жизни. Социализация в трудной жизненной ситуации понимается как успешная адаптация ребенка к изменяющимся обстоятельствам его жизни при сохранении открытости и чувства базового доверия к миру. Необходимо расширение взгляда современных педагогов на театрализованную деятельность как оптимальную форму социализации и самоопределения детей раннего возраста в трудных жизненных ситуациях. Авторская арт-методика «Театр на столе “ДоброМир”» позволяет в доступной для детей раннего возраста игровой форме моделировать различные жизненные ситуации (в т.ч. трудные) и адекватные способы решений с сохранением жизни, физического и психического здоровья. 
ЛИТЕРАТУРА
1. Бережная, М.С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 [Текст] / Бережная Мария Сергеевна. – М., 2008. – 424 с. 
2. Крылова, Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике. [Текст] Н.Б. Крылова // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. – М.: Индрик, 2007. – С. 132–138.
3. Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития дошкольников [Текст] /Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 8–27.
4. Лыкова, И.А. Поддержка индивидуальности ребенка в вариативной образовательной среде [Текст] / И.А. Лыкова, И.А. Синицина // Проблемы современного образования. – №6. – 2018. – С.80–90.
5. Лыкова, И.А. Творческий стиль освоения среды (значение изобразительного искусства для успешной адаптации ребенка к детскому саду [Текст] / И.А. Лыкова, Е.Д. Файзуллаева // Электронный научно-методический «Педагогика искусства». – 2014. – № 1. – 1 п.л.  URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/tvorcheskiy-stil-osvoeniya-sredy-znachenie-izobrazitelnogo-iskusstva-dlya-0 (дата обращения: 02.04.2020).
6. Лыкова, И.А. Современные подходы к проектированию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: от концепции к практике. Монография. [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. – 104 с.
7. Лыкова, И.А., Протасова, Е.Ю., Родина, Н.М. О своеобразии художественной культуры дошкольника (по материалам зарубежных исследований) [Текст] / И.А. Лыкова, Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2012. – № 1. – 0,7 п.л. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2012/protasova_18_mart.pdf (дата обращения: 02.04.2020).
8. Майер, A.A. Управление социализацией детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе образования: состояние и перспективы: монография. [Текст] /A.A. Майер. – М.: Барнаул, 2008. – 221 с.
9. Мартынова, А.И. Значение театрализованной игры для психического здоровья и социального благополучия современного ребенка [Текст] / А.И. Мартынова // Электронный научно-методический журнал «Педагогика искусства». – 2015. – №4. – URL:  http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/martynova_115-121.pdf (дата обращения: 02.04.2020).
10. Мартынова, А.И. Приобщение дошкольников к искусству и культуре средствами театрализованной деятельности / Молодой исследователь: вызовы, поиски и перспективы развития российского образования // Сборник материалов ХХ Международной научно-практической конференции аспирантов и молодых исследователей (4 апреля 2017 года). – М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. – С. 400–409.
11. Социализация // Большой психологический словарь / Сост.: Мещеряков Б., Зинченко В. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
12. Файзуллаева, Е. Д. Развитие рефлексивности как условие гармонизации процессов становления смыслового сознания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.01. [Текст] / Файзуллаева Елена Дмитриевна. – Томск : [б. и.], 2010. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000394912 (дата обращения: 02.04.2020).