Социализация личности в условиях реализации индивидуальных учебных планов учащихся старшей профильной школы

Булыгина Лариса Николаевна

Учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 50,  г. Нижний Тагил, соискатель степени кандидата педагогических наук Уральского государственного университета

Аннотация: 
Статья посвящена вопросам социализации учащихся старшей профильной школы в условиях реализации индивидуальных учебных планов.

Современная ситуация в образовании характеризуется тем, что старшая школа должна представлять собой особую образовательную среду, в которой, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально адаптивной личности, а с другой стороны, реально происходит (в силу достижения соответствующего возраста) социальное, профессиональное и гражданское самоопределение выпускников. Между тем практика показывает, что старшая школа и сегодня продолжает предоставлять учащимся лишь набор определенных знаний, которые, как правило, не связаны между собой, а главное - не учитывают, с одной стороны, специфику юношеского возраста, а с другой – современную ситуацию в социальном развитии нашего общества. Учебный процесс в старшей школе, являясь монополистом в жизнедеятельностном пространстве учащихся, строится через жестко заданную классно-урочную систему, в которой учитель остается единственным носителем информации, субъектом коммуникации. Как следствие, продолжается падение интереса старшеклассников к процессу обучения и его результативности. На это указывают и ответы выпускников 11 классов школ города Нижний Тагил в 2005 году. На вопрос: «Чего вы недополучили за время обучения?» - респонденты отмечали, что их не научили общаться; не привили умений и навыков самопознания и саморазвития; не познакомили с приемами самопрезентации и техникой самореализации. Так, молодые люди назвали основные слагаемые личностного роста – самого актуального для них процесса на данном жизненном этапе – и честно признали собственную несостоятельность, выразили тревогу за успешность будущей профессиональной деятельности. Решением проблемы, на наш взгляд, могло бы стать создание такой образовательной среды, в которой учащийся вынужден занимать активную личностную и социальную позицию и наиболее полно раскрываться как субъект учебно-воспитательной деятельности. Речь идет о музейной среде, вовлекающей учащихся в процесс общения с историей и культурой своей страны, в котором каждый учится не просто воспринимать предметы культурного наследия, но иметь собственное суждение по поводу увиденного, аргументировать и обосновывать свою позицию, дискутировать с оппонентами. Однако в современных условиях, когда учреждения образования и культуры, к сожалению, поставлены в позицию выживания, а не развития, решить поставленную задачу, на наш взгляд, возможно лишь в культурно-педагогическом сообществе школы и учреждений культуры.
Как создать такое сообщество? До недавнего времени процесс взаимодействия школы с учреждениями культуры, в том числе и с музеями, ограничивался лишь посещениями учащихся разного рода мероприятий, проводимых учреждениями культуры: выставки, концерты, спектакли, встречи и т. п. На наш взгляд, все может измениться с появлением в старшей школе многопрофильного обучения. Поясним почему. Нам хорошо известно профильное обучение, позволяющее выпускникам средних школ продолжать дальнейшее профессиональное образование в рамках жестко заданных профессиональных полей (математика или филология, обществознание или естествознание и т. д.). В отличие от вышесказанного, многопрофильное (мультипрофильное) обучение позволяет осуществлять индивидуализированные формы учебной деятельности, так как строится на основе индивидуального выбора обучающихся по индивидуальным учебным планам. Такой подход предполагает, что каждый ученик самостоятельно определяет интересующий набор учебных предметов (базовых, профильных) из числа предлагаемых школой, в том числе, их нетрадиционные сочетания: русский язык – иностранный язык – история - математика – обществознание – литература и другие. Отсутствие жесткого профиля дает школе определенную
свободу в формировании учебных планов старшей многопрофильной ступени образования и позволяет включить в число предметов для изучения специализированные курсы по истории и культуре с привлечением музейных специалистов. Так создается культурно-педагогическое сообщество школы и музея, в котором школа обогащает свой учебно-воспитательный процесс практикой общения учащихся с предметами культурно-исторического наследия, при этом сам музей перенимает практический опыт обучения и воспитания молодежи. Реализация описанного сообщества нашла отражение в практике старшей мультипрофильной школы МОУ СОШ № 50 г. Нижний Тагил в 2005-2007 учебных годах. Тогда учащимся 10 класса были предложены специализированные курсы, разработанные учителями совместно со специалистами музеев. Курс «Основы исследовательской деятельности» по истории родного края на базе Нижнетагильского краеведческого музея. Курс «Практика анализа художественного произведения», разработанный нами на основе рекомендаций Масленниковой В.Ш. и Юдина В.П. [5], Мелик-Пашаева А.А. [6] и других, на базе Нижнетагильского государственного музея изобразительных искусств. Новизна курсов заключалась в том, что на смену привычных уроков пришли занятия в музее. Программы курсов включались в индивидуальные планы учащихся, были рассчитаны на два года и предполагали развитие исследовательских навыков, художественного восприятия, коммуникативной культуры старшеклассников в условиях музейной среды. В формировании учебного плана каждого ученика мы опирались на признание права ребенка на выбор уровня освоения того или иного предмета (базовый или профильный) на основе собственных достижений. Вместе с тем, именно надпредметные специализированные курсы, предложенные нами, вызвали неподдельный интерес десятиклассников, поскольку были рассчитаны на развитие личности учащихся, тем более что в их преподавании были задействованы специалисты музеев.
Следует отметить, что развитие и социализация личности в старшей профильной школе всегда являлось большой проблемой. Так, например, сложности межличностного общения возникали у учащихся уже на этапе формирования классного коллектива, поскольку десятые профильные классы создавались из выпускников разных образовательных учреждений на основе индивидуального выбора ребят. Ситуацию усугубляли трудности адаптации к новым учителям и новым требованиям старшей профильной школы. В нашей практике мультипрофильного обучения сложность была еще и в том, что классный коллектив в привычном его понимании утратил свое значение, поскольку учащиеся были объединены в поток (42 ученика). Если в допрофильном обучении учащиеся ежедневно, ежеурочно встречались со своими одноклассниками, общались, решали проблемы, то в условиях мультипрофильного потока занятия велись в рамках групп со смешанным контингентом учащихся. Естественно, что все это обострило межличностные отношения старшеклассников и надолго затянуло их адаптационный период. Смягчить переход от привычной учебной практики к профильному обучению нам помогла музейная среда, в которой проходила реализация специализированных курсов. Особенностью учебного занятия в музейной среде являлось вовлечение учащихся в активный процесс обучения, что значительно повысило возможности воспитательного характера занятия. Музейное занятие не ограничено во времени и пространстве. Кроме того, организатор процесса обучения – учитель, музейный педагог - достаточно свободно регулировал ход работы на занятии, согласовывал воздействие и взаимодействие учащихся, тренировал их сдержанность, выдержку при самооценке и взаимооценке результатов деятельности, то есть формировал способность к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной траектории развития. Обращаясь к опыту реализации курса «Практика анализа художественного произведения», отметим, что на первом этапе главной целью явилось формирование мотивации учащихся к общению в музейной среде. Для этого во взаимодействии с искусствоведами и научными сотрудниками проводились занятия, на которых проходило знакомство с музеем, его коллекцией, основными экспозициями. Позднее совместно с учителем и научными сотрудниками музея старшеклассники участвовали в организации учебных дискуссий, семинаров и научно-практических конференций по проблемам искусствознания и культуры.
Второй этап – это практическая деятельность учащихся в музейной среде. Для школьников музейные педагоги провели цикл бесед «Карусель ремесел», где знакомили учащихся со старинными русскими обрядами и традиционными промыслами, со значением и символикой цвета в русском народном искусстве. Формы работы в этот этап взаимодействия включали в себя практические занятия с созданием ситуаций исследования, успеха; использованием игровых и театральных представлений. На занятиях по основам анализа произведений живописи из фондов музея школьники ос¬ваивали определенный минимум художественных терминов и понятий, развивали умения называть части картины, виды произведений искусства, а также расширяли знакомство с материала¬ми,
инструментами, характером труда художника. В результате выяснилось, что учащиеся научились отмечать основ¬ные компоненты художественного строя произведений, в особенности цвет и композицию, стремились к творческому самовыражению в анализе художественного произведения. Все это способствовало раскрепощению школьников в культурной среде: одиннадцатиклассники обнаруживали в себе не только желания, но и способности для того, чтобы стать организаторами творческого социально значимого действа. Так создавались музейно-педагогические проекты старшеклассников: «Творческая мастерская», «Чудо-дом для всей семьи» и другие. Так родился и совместный межпредметный проект «Защитим Культуру», авторами которого стали сами учащиеся (апрель 2007 года). Ребята вели разговор о шедеврах живописи, экспонирующихся в залах музея: портреты В.А.Тропинина, В.Е.Маковского, И.Е.Репина, пейзажи И.И.Левитана, А.К.Саврасова, И.И.Шишкина и других. В доступном им виде творчества стремились выразить себя: звучали стихотворения А.Блока, М.Волошина, Н.Заболоцкого, музыкальные произведения М.Глинки, М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакого в исполнении учащихся. Под прозу Н.Гоголя стараниями юных хореографов «оживала» картина И.Соколова «Ночь на Ивана Купала».
Подобные проекты доказывают, что включение школьников в ценностные коммуникации ведет к эффективному развитию их социальной и коммуникативной сферы. Так после посещения выставки электронных копий с картин Винсента Ван Гога старшеклассники писали: «Едва поднимаемся в выставочный зал, как нас охватывает чувство восторга от встречи с потрясающе насыщенными красками художника. Сколько в них цвета, радости и доброты! Вот, например, картина «Три подсолнуха в вазе». Любимым желтым цветом тепла и жизни Ван Гог передал радость от встречи с любимым цветком. Влечет к себе и «Звездная ночь под Роной». Так хочется побывать в том городе, постоять под фонарями, полюбоваться звездами. Многие картины художника имеют символический подтекст. Изображая природу, Ван Гог имеет в виду свою собственную судьбу и взаимоотношения близких ему людей. Возьмем, например, знаменитые «Кипарисы». Интенсивная красочность, напряженная динамичность фактуры заставляют нас почти ощущать и трепет зелени, и струи теплого воздуха в жаркий южный день. Кипарисы, пылко тянущиеся к солнцу и растущие, кажется, на глазах, - это не просто мотив, а мотив, остро выражающий состояние мятежной души художника».
Такое самовыражение учащихся стало возможным лишь благодаря развитию их художественного восприятия и коммуникативной культуры в музейной среде при непосредственном взаимодействии с подлинными произведениями искусства. Свобода творчества, благоприятная атмосфера взаимодействия способна изменить миропонимание человека, определить его эстетические и нравственные приоритеты в жизни. Посещение выставок и экспозиций постепенно стало для учеников увлекательным занятием, в котором, общаясь с подлинными произведениями русского и западного искусства, знакомясь с интересными людьми, ребята находили для себя жизненные и творческие ориентиры. Все это способствовало социализации личности и вело к осмысленному выбору области дальнейшего профессионального развития. В этом убедил нас социально-психологический портрет выпускников 11 класса в 2007 году. Он продемонстрировал желание юношей и девушек в дальнейшей профессиональной деятельности развивать задатки личности (73%), повышать свою квалификацию (95%), выбирать профессию в соответствии с особенностями характера (86%), связать свою деятельность с искусством (73%) и словесностью (80%).
Повысилась и самооценка выпускников: 98% учащихся утверждало, что умеют вступать в диалог, отстаивая собственную позицию, а 81% делает это с удовольствием; 89% говорило о готовности самостоятельно оценивать собственные действия и действия своих оппонентов в коммуникации; 96% выразило желание сотрудничать в группе, обсуждая предложенную проблему. Полученные результаты доказали, что в условиях музейно-педагогической среды старшей профильной школы возможно решение одной из важнейших задач образования – «помочь растущему человеку обрести свой смысл в жизни, который, безусловно, связан с объективно значимыми и личностно принятыми ценностями, выступающими в высшей цели деятельности и устремлений человека» [4].
Практика общения старшеклассников в музейной среде убедила нас в том, что проблемы низкого уровня общей культуры учащихся, на которую так широко сетуют многие педагоги, являются проблемами не социальными и экономическими, но, прежде всего, психологическими и педагогическими. Они порождены во многом традиционной установкой воспитания и образования в школе на передачу растущей личности определенной системы ценностей и норм жизни. В то время как ее становление в современных условиях невозможно вне собственного жизненного самоопределения – осознания смысла и назначения своей жизни, от которого во многом зависит ее отношение к тому, что происходит вокруг нее, а также способность осуществлять выбор в
конкретных ситуациях жизни. В таком ключе реализация многопрофильного образования в старшей профильной школе на основе музейно-педагогического сообщества оказывает неоценимую услугу в становлении и развитии личности, способной «реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникативного пространства» [8].
Учитывая, что процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого, мы считаем, что реализация учебного процесса по индивидуальным учебным планам учащихся в музейно-педагогической среде станет условием социализации личности, тесно связанным с ее свободой, индивидуализацией, то есть обретением и проявлением ее уникальности, неповторимости.
Литература: 1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990. 2. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992. 3.Концепция модернизации российского образова¬ния на период до 2010 года. М.: Логос, 2002. С. 48. 4.Масленникова В.Ш., Юдин В.П. Педагог и культура: Пособие в помощь учителям школ, социальным педагогам, социальным работникам и студентам. Казань, 1994. 5.Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981. 6.Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции.// Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» / Под ред. И.М.Косова. М.: 1995. 7.Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М., 2001.